Автор: Ширинских Тамара Васильевна
Должность: музыкальный работник
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №62 "Золотой улей"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Народная культура как средство воспитания личности"
Раздел: дошкольное образование
Народная культура как средство воспитания личности
Последнее время в нашей стране происходит интенсивный рост национального сознания,
что,
в
первую
очередь,
связано
с
проблемой
осознания
собственной
этнической
принадлежности,
утраченной
нами
в
конце
ХХ
века.
Нас
окружает
большое
количество «иностранного» в быту, на телевидении, в музыке и т. п. В связи с этим
практически
утрачены
понятия
об
истинных
ценностях,
о
чувствах
патриотизма
и
человеколюбия. Исчезают идеалы человека-труженика, воина – защитника Отечества,
забываются семейно-бытовые обычаи, традиции, секреты взаимного уважения в семье,
почитания старших.
Самыми
незащищенными
от
негативных
воздействий
окружающего поликультурного
мира оказались дети. Дошкольники в данном отношении требуют особого внимания, так
как
они,
с
одной
стороны,
обладают
высокой восприимчивостью к
социальным
воздействиям,
а
с
другой
–
у
них
только
формируются
ценностные
приоритеты,
определяющие
поведение
и
поступки
человека
в
ситуациях
нравственного
выбора.
И сследования
по следних
лет
показы вают,
что
именно
под
в л и я н и е м
современной культуры уже
в
дошкольном
возрасте
происходит
деформация
картины
мира и ценностных ориентиров.
Знакомство с обычаями, традициями россиян, помогает воспитать у детей интерес к
истории русского народа, любовь к его культуре, помогает сохранить наследие прошлых
веков. Поэтому познание детьми культуры русского народа, его фольклора, находит
отклик
в
детских
сердцах,
оказывает
положительное
влияние
на
эстетическое
и
эмоциональное
развитие
детей,
позволяет
раскрыть
творческие
способности
каждого
ребёнка, сформировать общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям
и традициям народной культуры необходимо начинать с малых лет. К счастью, детство
—
это
время,
когда
возможно
подлинное
искреннее
погружение
в
истоки
национальной культуры.
Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, то лучше всего
знакомить
дошкольников
с народной
культурой
посредством
народных
игр.
Ознакомление детей с народными играми совмещает в себе, помимо развития игровой
деятельности
дошкольников,
развитие
познавательных
способностей,
продуктивной,
художественно-речевой
и
музыкальной
деятельность
деятельности.
Кроме
того,
она
позволяет познакомить детей с фольклором.
Отбор
игр
должен
строиться
на
принципах
учета
возрастных
особенностей
детей, культуросообразности,
интегративности,
системности
и
последовательности
содержательного компонента.
Используя народную и г р у
к а к
э м о ц и о н а л ь н о - о б р а з н о е средство
влияния, воспитатель пробуждает детей к активному выполнению игровых действий,
творческому преобразованию знакомой игры в новую, развивает интерес к фольклору.
Народные игры
являются
одним
из средств нравственно-патриотического воспитания
дошкольников. В них отражаются национальные устои, образ жизни людей, их труд,
особенности быта, представления о нравственных качествах: о чести, смелости, мужестве.
Кроме
того,
в
процессе
игры воспитывается желание
обладать
силой,
ловкостью,
выносливостью,
проявлять
смекалку,
выдержку,
находчивость.
Радость
движения
сочетается с духовным обогащением детей.
Самобытность народных
игр
заключена
в
том,
что
они,
построены
на
глубоко
нравственной основе. Играя, малыш ощущает гармонию с окружающим миром. У него
формирует ся
устойчиво е,
заинтере сованно е,
уважительно е
о т н о ш е н и е
к культурномунаследию родной страны, создается эмоционально положительная основа
для развития патриотических чувств.
По
содержанию народные игры
доступны
ребенку,
лаконичны
и
выразительны.
Они
способствуют
активизации
работы
мысли,
расширению
кругозора,
уточнению
представлений
об
окружающем
мире.
Именно
поэтому
игра
признана
ведущей
деятельностью
дошкольника.
В
ходе
игры воспитатель привлекает
внимание
дошкольников к ее содержанию, следит за точностью выполнения движений, соблюдения
п р а в и л ,
п р и у ч а е т
о к а з ы в а т ь
п о д д е р ж к у
т о в а р и щ у,
д о б и в а т ь с я
совместного (командного) достижения общей цели и при этом испытывать радость. В
конце игры важно отметить поступки тех детей, которые проявили смелость, ловкость,
выдержку
и
взаимопомощь.
Необходимо
помнить,
что
главная
задача
деятельности
педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей желание играть самостоятельно и
активно.
Использование народных и г р
в
с о в о к у п н о с т и
с
д р у г и м и воспитательными
средствами представляет
собой
основу
формирования
гармонично
развитой,
активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Работая с детьми, педагогу важно понять, что впечатления детства неизгладимы и глубоки.
Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств.
Приобщение
к
истокам народной
культуры оставит
в
душах
детей
неизгладимые
впечатления,
поможет
в
будущей
жизни
ориентироваться
на
подлинные
жизненные
ценности. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо
передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.
Статья на тему: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам
русской народной культуры».
Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается
интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой
восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было
утрачено. Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством «иностранного» в быту, на
телевидении, в музыке и т.п. Все это привело к утере понятия истинных ценностей,
отсутствуют
чувства
патриотизма
и
человеколюбия;
исчезли
идеалы
человека
–
труженика, воина – защитника Отечества. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи,
уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения в семье.
Наиболее незащищенными от негативных воздействий оказались дети. Особого
внимания
требуют
дети
дошкольного
возраста,
которые
характеризуются,
с
одной
стороны,
высокой
восприимчивостью
к
социальным
воздействиям,
а
с
другой,
-
возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях
нравственного выбора. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что под
влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация
ценностных ориентиров и картины мира.
Знакомство
с
традициями,
обычаями
русского
народа,
помогает
воспитывать
любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому
познание
детьми
народной
культуры,
русского
народного
творчества,
народного
фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое
развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую
духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо
начинать
с
малых
лет.
К
счастью,
детство—
это
время,
когда
возможно
подлинное
искреннее погружение в истоки национальной культуры.
В настоящее время существует несколько сотен определений культуры. Самое
распространенное понимание культуры – совокупность достижений общества в результате
материального и духовного развития. Но культура – это не только результат, но и сам
процесс
сознательной
деятельности
человека,
в
ходе
которого
меняется
не
только
окружающая его среда, но и он сам.
Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный, это – не столько мир
предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости
идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой
которого является духовность.
Духовный потенциал человека определяется не столько с тепенью его приобщённости
к мировой культуре, сколько к национальным культурным традициям своего народа. При
работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности детей.
В
возрасте
3—4
лет
ребенок
постепенно
выходит
за
пределы
семейного
круга.
Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как
носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же
функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого
противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном
возрасте.
Главной
особенностью
игры
является
ее
условность:
выполнение
одних
действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с
другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются
действия
с
игрушками
и
предметами-заместителями.
Продолжительность
игры
небольшая.
Младшие
дошкольники
ограничиваются
игрой
с
одной-двумя
ролями
и
простыми,
неразвернутыми
сюжетами.
Игры
с
правилами
в
этом
возрасте
только
начинают формироваться.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в
познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы,
которые задают дети.
Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе
закладываются
основы
будущей
личности,
формируются
предпосылки
нравственно
-
физического и умственного развития малыша.
Основная
педагогическая
идея
технологии
в
том,
что
освоение
культурного
пространства через приобщение к народным традициям — это социально, психологически
и педагогически оправданный путь творческого развития ребенка. Технология строится на
принципах:
культуросообразности;
учета возрастных особенностей детей;
эстетизации;
интегративности;
системности и последовательности в отборе содержательного компонента технологии.
Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле:
знания и представления +мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки
и поведение.
Педагогические
условия:
педагогическая
технология
должна
основываться
на
интегрированной
методологии,
совмещающей
идеи
гуманистического
и
деятельного
подхода
в
образовании,
целостности
человека
и
принципе
культуросообразности;
технология должна базироваться на ведущих и значимых видах деятельности и образности
продуктивного
воображения
как
новообразования
дошкольного
возраста;
технология
содержит компонент творческого развития.
Обязательно
должен
присутствовать
компонент
творческого
развития:
игровая
деятельность, познавательная деятельность, продуктивная деятельность, ознакомление с
фольклором, художественно-речевая и музыкальная деятельность.
Приобщение к народным традициям происходит через реализацию содержательного
компонента педагогической технологии.
Исходя
из
важности
воздействия
народных
традиций
на
личность
ребенка,
содержательный компонент технологии приобщения к истокам народной культуры можно
условно разделить на блоки или ступени, в соответствии с которыми ребенка следует
приобщать к истокам русской народной культуры:
народная философия;
фольклор;
традиционные жилища и одежда;
народные игры, народные праздники;
традиционные народные праздники.
Блоки могут меняться местами или вводиться параллельно. С народными играми
целесообразнее знакомить на протяжении всего периода приобщения к истокам русской
народной
культуры
для
поддержания
интереса.Каждый
блок
желательно
заканчивать
праздником (можно народным), развлечением (с привлечением атрибутики, фольклора,
музыки и т. д.) или театрализованным представлением на основе народных сказок, легенд.
Это помогает сформировать у детей положительное эмоциональное отношение, как к
народным традициям, так и самим народам — носителям этих традиций.
В технологии приобщения к истокам русской народной культуры выделяют компонент
творческого развития, который включает в себя игровую, познавательную, продуктивную
деятельность,
ознакомление
с
фольклором,
художественно-речевую
и
музыкальную
деятельность.
Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с
играми разных народов, использование их в различных формах приобщения. Такой вид
деятельности предполагает активизацию интереса к народным традициям.
Продуктивная
деятельность
включает
в
себя
рисование,
лепку,
конструирование,
аппликацию.
Ознакомление с фольклором отражает жанровое многообразие произведений устного
народного творчества: сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки.
В музыкальную деятельность входят: исполнение народных песен, слушание народной
музыки, песен; подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; гимнастика
под
музыку;
развлечения
(народные
праздники)
с
использованием
всех
видов
музыкального
искусства;
театрализация
и
драматизация
сюжетов
народных
сказок
и
литературных произведений с музыкальным сопровождением.
Познавательная деятельность включает в себя знакомство с род ным краем и народами,
в
нем
проживающими;
их
традициями
через
экскурсии,
посещение
музеев,
видеопросмотры,
составление
рассказов,
наблюдение
за
работой
мастеров,
рассматривание репродукций, фотографий, проведение дискуссий.
Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые
впечатления,
поможет
в
будущей
жизни
ориентироваться
на
подлинные
жизненные
ценности.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо
передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.