Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и игрушек.
Автор: Сермягина Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад общеразвивающего вида №46 "Игрушка" Населённый пункт: городской округ Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и игрушек. Раздел: дошкольное образование
у детей младшего дошкольного возраста через использование
дидактических игр и игрушек.
Сермягина Наталья Сергеевна , воспитатель
МБУ детский сад общеразвивающего вида №46 «Игрушка» г.о.Тольятти
« Для ребенка игра – это самое серьезное дело. В игре перед детьми,
раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не
может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности»
В.А.Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького
ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления,
развитию
творческих
способностей
направлены
на
умственное
развитие
дошкольника
в
целом.
Для
детей
дошкольного
возраста
игра
имеет
исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для
них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания
окружающего мира.
Дидактические
игры
являются
игровым
методом
обучения
младших
дошкольников,
и
формой
обучения,
и
самостоятельной
игровой
деятельностью, и средством всестороннего развития личности.
Проблема
использования
дидактических
игр
в
процессе
формирования
математических
понятий
на
занятиях
с
детьми
дошкольного
возраста
в
настоящее время очень актуальна.
Актуальность
данной
проблемы
обуславливается,
прежде
всего,
тем,
что
математические
представления
активно
влияют
на
формирование
умственных действий.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в
порядок
ум”,
т.е.
наилучшим
образом
формирует
приемы
мыслительной
деятельности
и
качества
ума,
но
не
только.
Ее
изучение
способствует
развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,
терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует
свою
деятельность,
прогнозирует
ситуацию,
последовательнее
и
точнее
излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что
математика - один из наиболее трудных учебных предметов .
На
третьем
году
жизни,
на
занятиях
и
в
самостоятельной
деятельности
малышей используется 5 видов дидактических игрушек:
Для нанизывания (различные пирамидки);
Объемные геометрические;
Для вкладывания и выкладывания (полые различной формы: конусы,
кубы, цилиндры);
Сборно-разборные трехместные (матрешки, бочата, яйца и т.д)
Предметы
и
игрушки,
специально
подобранные
по
какому-либо
признаку.
Рассмотрим их применительно к действиям детей третьего года жизни.
Занятия с предметами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии
(втулки, кольца, шары, кубы и т.п.). Дети осваивают сбор пирамидки из
объемных геометрических фигур со сквозным отверстием (шаров, кубов и
пр.) осуществляя выбор из 3 величин – большой, поменьше, маленький.
Малыш учится переносить усвоенные знания в аналогичную ситуацию.
От 2,5 до 3 лет дети
уже умеют собирать пирамиды путем чередования
деталей
по
цвету,
форме
или
величине,
т.е.
действуют
в
определенной
системе, целенаправленно – вначале по показу воспитателя, а затем по его
инструкции, удерживая цель в памяти. После 2,5 лет ребенок уже хорошо
понимает указания взрослого, его можно побуждать действовать только по
словесной инструкции, развивая умение мысленно предвидеть результат и
способы его достижения.
Занятия с дидактическими игрушками рассчитаны на развитие умственной
активности ребенка, его воображения, они побуждают к самостоятельному
поиску
способов
и
средств
решения
поставленной
перед
ним
задачи.
Способы действия с предметами у детей практически автоматизированы,
ребенок не задумывается над техникой их выполнения. Поэтому главная
задача действий с предметами на третьем году связана уже не со способом
практического
их
выполнения,
а
с
более
сложными
умственными
действиями. При систематических упражнениях ребенок учится действовать
в
плане
образа,
проявляя
способность
к
моделированию
различных
конструкций
не
только
по
словесному
указанию,
но
и
по
графическому
изображению: по рисунку составить несложную пирамидку (например, из
одноцветных одинаковых по размеру деталей).
На третьем году занятия с объемными геометрическими фигурами (шарами,
кубами и пр.) усложняется за счет выполнения действий, требующих более
тонкой
зрительной
дифференцировки.
Дети
в
возрасте
2-2,5
лет
уже
вкладывают в занимательную коробку предметы, одинаковые по форме, в
трех величинных соотношениях: большой, поменьше, маленький. От 2,5 до 3
лет они обучаются проталкивать предметы, различные не только по величине,
но и по форме. При выборе отверстия ориентируются уже на два свойства
одновременно: величину и форму предмета. При вкладывании предметов в
коробки
разной
формы
ребенок
пытается
действовать
с
несколькими
объектами, учитывая их пространственное соотношение, форму и т.п.
К
3
годам
малыш
научается
чередовать
детали
согласно
словесной
инструкции
воспитателя,
т.е.
по
несложной
программе
в
определенной
системе (например, занятие «Цирковые собачки» и т.п.)
Усложняются и занятия с геометрическими фигурами-вкладышами. В 2-2,5
года
дети
могут
составлять
башенки
из
трех
по следовательно
уменьшающихся
деталей.
Им
предлагаются
предметы-вкладыши:
кубы,
конусы, цилиндры. В 2,5-3 года дети могут собирать конструкции из 2-3
кубов или цилиндров разной величины и одного цвета или чередовать по
цвету, а затем по цвету и величине. То есть ребята не просто составляют
башенку, а выполняют ее в системе по показу, а затем и по словесной
инструкции, объяснению взрослого, соблюдая определенные условия.
Детям
с
наиболее
развитым
наглядно-образным
мышлением
доступно
несложное чередование деталей согласно рисунку.
Занятия со сборно-разборными игрушками усложняется не только за счет
увеличения числа вкладных предметов, но за счет формирования умения
совмещать
их
по
величине
и
по
рисунку.
Это
о бъ я с н я е т с я
совершенствованием
координации
движений,
более
тонких
действий
кончиками пальцев.
Расширяется использование всевозможных мелких предметов и небольших
образных
игрушек.
Дети
уже
способны
выполнять
выбор
предметов
на
ощупь
(«Чудесный
мешочек»,
«Занимательная
хлопушка»
и
т.п.)
т.е
без
зрительного контроля узнавать предмет по форме или величине,
а также
находить
различные
предметы,
игрушки
по
предъявленной
картине,
т.е.
соотносить реальный предмет с его изображением. Это говорит о высоком
уровне умственных действий (по представлению, в плане образа).
Различные
виды
занятий
с
дидактическими
игрушками
способствует
разностороннему
развитию
ребенка
третьего
года
жизни:
воспитывают
умственно,
физически
и
эстетически,
повышают
работоспособность,
формируют
умение
учиться,
тренируют
морально-волевую
сферу,
предоставляют
возможность
действовать
в
коллективе
сверстников,
выполнять задания вместе с ними и т.п.
В
системе
обучения
детей
третьего
года
жизни
имеются
изменения,
связанные с усложнением не только программного материала, но и методов
обучения. Если на втором году применялись в основном наглядные методы,
рассчитанные на понимание процесса действий и активное подражание, то на
третьем году жизни ребята учатся действовать по словесной инструкции и в
отдельных случаях по представлению.
Педагогу всегда следует помнить, что задания не должны быть для ребенка
слишком
легкими;
посильная
трудность
повышает
его
интерес
и
работоспособность. Только в этом случае обучение будет развивающим.