Напоминание

Работа с картой на уроках географии в 7 классе


Автор: Жирадкова Лариса Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20 с УИОП"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа с картой на уроках географии в 7 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с картой на уроках географии в 7 классе

Жирадкова Лариса

Ивановна, М0У

"СОШ №20 с УИОП",

Белгородская область,

г. Старый Оскол

Актуальность темы.

В

преподавании

географии

и

качественном

усвоении

материала,

важное

место

занимает

карта,

как

источник

особых

знаний.

Без

знаний

карты

учащимся очень трудно понимать причины и следствия природных явлений,

взаимосвязи

тектоники,

рельефа

и

полезных

ископаемых,

формирование

типов климата и многих других процессов, происходящих на нашей голубой

планете Земля, в нашем общем доме. Значение карты для преподавания

географии

трудно

переоценить,

как

и

определение,

данное

Н.

Н.

Баранским:"Карта – второй язык географии".

Задача учителя – научить своих учеников читать карту, использовать атлас

при изучении каждой темы учебника. Курс 7 класса наиболее благоприятное

время для изучения языка карты. В 5-6 классах учащиеся познакомились с

топографическими

и

географическими

картами,

научились

работать

с

масштабом карт для подсчета расстояний, получили навыки ориентирования

по карте. В 7 классе им приходится работать с картами разными по масштабу,

определять

расстояния

по

параллелям

и

меридианам,

учиться

читать

тематические карты и получать нужную информацию. В начальном курсе

географии дети получили необходимые знания первого порядка, а именно:

картографиче ские

представления,

картографиче ские

п о н я т и я ,

картографические умения и навыки. Это база для работы с более сложными

картами различного содержания.

Курс географии 7 класса благоприятен для формирования умений работы с

картой,

и

прочные

знания

этого

курса

необходимы

для

успешной

сдачи

итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ). Не лишними навыки работы с картой будут

в жизни, так как карты и схемы сопровождают нас ежедневно в путешествии,

метро,

и

даже

в

маленьком

городке,

если

нужно

найти

какой-то

объект

городской инфраструктуры.

Приемы работы с картой как источником знаний

Программа курса географии 7 класса содержит достаточно практических

занятий,

выполнение

которых

невозможно

без

умения

читать

карту.

Например, тектоническая карта мира дает представление не только о теории

движения литосферных плит, но при подробном прочтении легенды, ребята

учатся анализировать действия внутренних сил Земли, находить участки с

подвижной корой и аргументировать свои выводы с помощью анализа карты.

Работая по группам над анализом тектонической карты, учащиеся учатся

анализировать

взаимосвязь

тектоники

и

рельефа,

тектоники

и

наличие

полезных ископаемых, а также проводить связь с геохронологией.

В седьмом классе учащиеся учатся основным приемам работы с картой. Для

этого используется традиционный алгоритм:

1.

Прочесть название карты.

2.

Изучить легенду.

3.

Определить масштаб карты.

4.

На карте найти все типы объектов, обозначенных в легенде.

5.

При чтении параграфа, все упомянутые географические объекты найти

на карте.

6.

Если карта дополнена графиками или статистическими материалами их

необходимо сопоставить с картой.

Именно

в курсе изучения материков и океанов учащиеся впервые дают

описание различных географических объектов. Здесь, как ни в каком ином

виде учебной

деятельности важно умение читать карту, умение находить

нужную

карту

для

извлечения

необходимой

информации,

умение

сопоставлять

информацию,

анализировать

и

делать

выводы. Важно

при

описании географических объектов, например: горной системы, равнины,

материка,

страны

или

явлений,

пользоваться

типовым

планом

их

характеристики.

Неоценима роль карты в изучении темы «Климат». Умелое чтение карты

позволяет находить ответы на вопросы формирования разных типов климата,

по анализу климатограмм находить из нескольких пунктов, обозначенных на

карте именно тот, который соответствует показателям изотерм, количеству

осадков,

времени

их

выпадения

и

годовому

ходу

температур.

(Задания

данного типа всегда представлены в КИМах ОГЭ).

В

седьмом

классе

ставится

задача

знать

карту,

но

и

более

сложная

многогранная

задача

-

формирование

умения

читать

карту,

картографические, а также картосоставительские умения и навыки. Работа с

контурной

картой

развивает

зрительную

память,

так

как

нанесение

географических

объектов

на

контурную

карту

требует

аккуратности,

внимания, знания условных знаков и приемов работы с контурной картой.

В

формировании

картосоставительских

умений

и

навыков

особая

роль

отводится

домашнему

заданию,

в

котором

учащиеся

составляют

схемы

перемещения,

воздушных

масс,

достопримечательностей

материков,

составляют маршруты путешествий по заповедникам и заказникам материков

и отдельных стран по анализу карт составляют наиболее благоприятные

места

для

проживания

людей

и

т.д.

Очень

результативно

для

изучения

учебного

материала

и

расширение

знаний

применение

такой

формы

проведения урока как проведение научной конференции. Это простой, и

результативный способ актуализации темы всегда вызывает интерес у детей.

Получив задания, (за несколько уроков до окончания изучения отдельно

материка), по группам: биологи, гидрологи, геоморфологи, антропологи и т.д.

дети

готовят защиту своего доклада с красочной презентацией иногда с

элементами театрализации. Такое путешествие всегда привязано к карте и

предоставляет возможность более детально познакомить детей материком,

его природой, культурой, бытом, традициями местного населения.

Методы повторения и проверки знаний у учащихся в процессе

различных работ с картами

Необходимо определить:

-

записать в рабочей тетради требования к работе на контурной карте.

-

определить какие знания и умения необходимо проверить при работе с

картой.

-

задание практической работы должно быть конкретным и однозначно

понимаемым учащимися.

-

любая практическая работа, в том числе с картой, должна выполняться

по определенному плану

-

определить содержание и приемы проведения контрольных работ по

контурным картам в строгом соответствии с объемом номенклатуры по

курсу.

Всегда

полезно

на

уроке

на

3-4

минуты

дать

задания

работы

на

карте.

Например, определить не только координаты крайних точек материка, но и

при

изучении

любой

другой

темы

можно

определить

географические

координаты самого влажного места материка, самого высокого или низкого и

др. Работа с картой на каждом уроке – залог прочных знаний курса географии

и успешного прохождения итоговой аттестации.

Список использованной литературы:

Баринова,И.И. Самостоятельные и практические работы по физической

географии СССР. - М.: Просвещение, 1990. С. 95.

Белкин, Е.Л. Дидактические проблемы управления познавательной

деятельностью: учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Е. Л. Белкин.

-Ярославль: Изд. Ярославского пединститута, 1974. - 176 с.

Душина, И.В. Методика и технология обучения географии в школе: Учебное

пособие / И.В. Душина. - М.: «Астрель», 2004. - 203 с.



В раздел образования