Напоминание

"Народная культура как средство воспитания личности"


Автор: Хайминова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №62 "Золотой улей"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Народная культура как средство воспитания личности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Народная культура как средство воспитания личности

Последнее время в нашей стране происходит интенсивный рост национального сознания,

что,

в

первую

очередь,

связано

с

проблемой

осознания

собственной

этнической

принадлежности,

утраченной

нами

в

конце

ХХ

века.

Нас

окружает

большое

количество «иностранного» в быту, на телевидении, в музыке и т. п. В связи с этим

практически

утрачены

понятия

об

истинных

ценностях,

о

чувствах

патриотизма

и

человеколюбия. Исчезают идеалы человека-труженика, воина – защитника Отечества,

забываются семейно-бытовые обычаи, традиции, секреты взаимного уважения в семье,

почитания старших.

Самыми

незащищенными

от

негативных

воздействий

окружающего поликультурного

мира оказались дети. Дошкольники в данном отношении требуют особого внимания, так

как

они,

с

одной

стороны,

обладают

высокой восприимчивостью к

социальным

воздействиям,

а

с

другой

у

них

только

формируются

ценностные

приоритеты,

определяющие

поведение

и

поступки

человека

в

ситуациях

нравственного

выбора.

И сследования

по следних

лет

показы вают,

что

именно

под

в л и я н и е м

современной культуры уже

в

дошкольном

возрасте

происходит

деформация

картины

мира и ценностных ориентиров.

Знакомство с обычаями, традициями россиян, помогает воспитать у детей интерес к

истории русского народа, любовь к его культуре, помогает сохранить наследие прошлых

веков. Поэтому познание детьми культуры русского народа, его фольклора, находит

отклик

в

детских

сердцах,

оказывает

положительное

влияние

на

эстетическое

и

эмоциональное

развитие

детей,

позволяет

раскрыть

творческие

способности

каждого

ребёнка, сформировать общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям

и традициям народной культуры необходимо начинать с малых лет. К счастью, детство

это

время,

когда

возможно

подлинное

искреннее

погружение

в

истоки

национальной культуры.

Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, то лучше всего

знакомить

дошкольников

с народной

культурой

посредством

народных

игр.

Ознакомление детей с народными играми совмещает в себе, помимо развития игровой

деятельности

дошкольников,

развитие

познавательных

способностей,

продуктивной,

художественно-речевой

и

музыкальной

деятельность

деятельности.

Кроме

того,

она

позволяет познакомить детей с фольклором.

Отбор

игр

должен

строиться

на

принципах

учета

возрастных

особенностей

детей, культуросообразности,

интегративности,

системности

и

последовательности

содержательного компонента.

Используя народную и г р у

к а к

э м о ц и о н а л ь н о - о б р а з н о е средство

влияния, воспитатель пробуждает детей к активному выполнению игровых действий,

творческому преобразованию знакомой игры в новую, развивает интерес к фольклору.

Народные игры

являются

одним

из средств нравственно-патриотического воспитания

дошкольников. В них отражаются национальные устои, образ жизни людей, их труд,

особенности быта, представления о нравственных качествах: о чести, смелости, мужестве.

Кроме

того,

в

процессе

игры воспитывается желание

обладать

силой,

ловкостью,

выносливостью,

проявлять

смекалку,

выдержку,

находчивость.

Радость

движения

сочетается с духовным обогащением детей.

Самобытность народных

игр

заключена

в

том,

что

они,

построены

на

глубоко

нравственной основе. Играя, малыш ощущает гармонию с окружающим миром. У него

формирует ся

устойчиво е,

заинтере сованно е,

уважительно е

о т н о ш е н и е

к культурномунаследию родной страны, создается эмоционально положительная основа

для развития патриотических чувств.

По

содержанию народные игры

доступны

ребенку,

лаконичны

и

выразительны.

Они

способствуют

активизации

работы

мысли,

расширению

кругозора,

уточнению

представлений

об

окружающем

мире.

Именно

поэтому

игра

признана

ведущей

деятельностью

дошкольника.

В

ходе

игры воспитатель привлекает

внимание

дошкольников к ее содержанию, следит за точностью выполнения движений, соблюдения

п р а в и л ,

п р и у ч а е т

о к а з ы в а т ь

п о д д е р ж к у

т о в а р и щ у,

д о б и в а т ь с я

совместного (командного) достижения общей цели и при этом испытывать радость. В

конце игры важно отметить поступки тех детей, которые проявили смелость, ловкость,

выдержку

и

взаимопомощь.

Необходимо

помнить,

что

главная

задача

деятельности

педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей желание играть самостоятельно и

активно.

Использование народных и г р

в

с о в о к у п н о с т и

с

д р у г и м и воспитательными

средствами представляет

собой

основу

формирования

гармонично

развитой,

активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Работая с детьми, педагогу важно понять, что впечатления детства неизгладимы и глубоки.

Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств.

Приобщение

к

истокам народной

культуры оставит

в

душах

детей

неизгладимые

впечатления,

поможет

в

будущей

жизни

ориентироваться

на

подлинные

жизненные

ценности. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо

передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.

Статья на тему: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам

русской народной культуры».

Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается

интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой

восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было

утрачено. Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством «иностранного» в быту, на

телевидении, в музыке и т.п. Все это привело к утере понятия истинных ценностей,

отсутствуют

чувства

патриотизма

и

человеколюбия;

исчезли

идеалы

человека

труженика, воина – защитника Отечества. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи,

уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения в семье.

Наиболее незащищенными от негативных воздействий оказались дети. Особого

внимания

требуют

дети

дошкольного

возраста,

которые

характеризуются,

с

одной

стороны,

высокой

восприимчивостью

к

социальным

воздействиям,

а

с

другой,

-

возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях

нравственного выбора. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что под

влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация

ценностных ориентиров и картины мира.

Знакомство

с

традициями,

обычаями

русского

народа,

помогает

воспитывать

любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому

познание

детьми

народной

культуры,

русского

народного

творчества,

народного

фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое

развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую

духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо

начинать

с

малых

лет.

К

счастью,

детство—

это

время,

когда

возможно

подлинное

искреннее погружение в истоки национальной культуры.

В настоящее время существует несколько сотен определений культуры. Самое

распространенное понимание культуры – совокупность достижений общества в результате

материального и духовного развития. Но культура – это не только результат, но и сам

процесс

сознательной

деятельности

человека,

в

ходе

которого

меняется

не

только

окружающая его среда, но и он сам.

Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный, это – не столько мир

предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости

идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой

которого является духовность.

Духовный потенциал человека определяется не столько с тепенью его приобщённости

к мировой культуре, сколько к национальным культурным традициям своего народа. При

работе с детьми необходимо учитывать возрастные особенности детей.

В

возрасте

3—4

лет

ребенок

постепенно

выходит

за

пределы

семейного

круга.

Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как

носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же

функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого

противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном

возрасте.

Главной

особенностью

игры

является

ее

условность:

выполнение

одних

действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с

другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются

действия

с

игрушками

и

предметами-заместителями.

Продолжительность

игры

небольшая.

Младшие

дошкольники

ограничиваются

игрой

с

одной-двумя

ролями

и

простыми,

неразвернутыми

сюжетами.

Игры

с

правилами

в

этом

возрасте

только

начинают формироваться.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в

познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы,

которые задают дети.

Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе

закладываются

основы

будущей

личности,

формируются

предпосылки

нравственно

-

физического и умственного развития малыша.

Основная

педагогическая

идея

технологии

в

том,

что

освоение

культурного

пространства через приобщение к народным традициям — это социально, психологически

и педагогически оправданный путь творческого развития ребенка. Технология строится на

принципах:

культуросообразности;

учета возрастных особенностей детей;

эстетизации;

интегративности;

системности и последовательности в отборе содержательного компонента технологии.

Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле:

знания и представления +мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки

и поведение.

Педагогические

условия:

педагогическая

технология

должна

основываться

на

интегрированной

методологии,

совмещающей

идеи

гуманистического

и

деятельного

подхода

в

образовании,

целостности

человека

и

принципе

культуросообразности;

технология должна базироваться на ведущих и значимых видах деятельности и образности

продуктивного

воображения

как

новообразования

дошкольного

возраста;

технология

содержит компонент творческого развития.

Обязательно

должен

присутствовать

компонент

творческого

развития:

игровая

деятельность, познавательная деятельность, продуктивная деятельность, ознакомление с

фольклором, художественно-речевая и музыкальная деятельность.

Приобщение к народным традициям происходит через реализацию содержательного

компонента педагогической технологии.

Исходя

из

важности

воздействия

народных

традиций

на

личность

ребенка,

содержательный компонент технологии приобщения к истокам народной культуры можно

условно разделить на блоки или ступени, в соответствии с которыми ребенка следует

приобщать к истокам русской народной культуры:

народная философия;

фольклор;

традиционные жилища и одежда;

народные игры, народные праздники;

традиционные народные праздники.

Блоки могут меняться местами или вводиться параллельно. С народными играми

целесообразнее знакомить на протяжении всего периода приобщения к истокам русской

народной

культуры

для

поддержания

интереса.Каждый

блок

желательно

заканчивать

праздником (можно народным), развлечением (с привлечением атрибутики, фольклора,

музыки и т. д.) или театрализованным представлением на основе народных сказок, легенд.

Это помогает сформировать у детей положительное эмоциональное отношение, как к

народным традициям, так и самим народам — носителям этих традиций.

В технологии приобщения к истокам русской народной культуры выделяют компонент

творческого развития, который включает в себя игровую, познавательную, продуктивную

деятельность,

ознакомление

с

фольклором,

художественно-речевую

и

музыкальную

деятельность.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с

играми разных народов, использование их в различных формах приобщения. Такой вид

деятельности предполагает активизацию интереса к народным традициям.

Продуктивная

деятельность

включает

в

себя

рисование,

лепку,

конструирование,

аппликацию.

Ознакомление с фольклором отражает жанровое многообразие произведений устного

народного творчества: сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки.

В музыкальную деятельность входят: исполнение народных песен, слушание народной

музыки, песен; подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; гимнастика

под

музыку;

развлечения

(народные

праздники)

с

использованием

всех

видов

музыкального

искусства;

театрализация

и

драматизация

сюжетов

народных

сказок

и

литературных произведений с музыкальным сопровождением.

Познавательная деятельность включает в себя знакомство с род ным краем и народами,

в

нем

проживающими;

их

традициями

через

экскурсии,

посещение

музеев,

видеопросмотры,

составление

рассказов,

наблюдение

за

работой

мастеров,

рассматривание репродукций, фотографий, проведение дискуссий.

Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые

впечатления,

поможет

в

будущей

жизни

ориентироваться

на

подлинные

жизненные

ценности.

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо

передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.



В раздел образования