Автор: Аветян Людмила Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №1СП "Детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск,Самарская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах.
Раздел: дошкольное образование
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
•
АВЕТЯН Л.Д
Роль воображения в творческом становлении
личности в процессе обучения
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо
программу
без
воображения
невозможно.
Оно
является
высшей
и
необходимейшей
способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в
плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет.
И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает
быстрое
снижение
активности
этой
функции.
Вместе
с
уменьшением
способности
фантазировать
у
детей
обедняется
личность,
снижаются
возможности
творческого
мышления,
гаснет
интерес
к
искусству,
к
творческой
деятельности.
Для
того
чтобы
развивать
творческое
воображение
у
детей,
необходима
особая
организация
изобразительной деятельности.
Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания
новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять
отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысли.
Благодаря
воображению
человек
творит,
разумно
планирует
свою
деятельность
и
управляет
ею.
Почти
вся
человеческая
материальная
и
духовая
культура
является
продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для
психического развития и совершенствования вида «homosapiens», уже достаточно хорошо
известно. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования,
напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
•
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого,
проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от
действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа
воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми
узкого личного опыта.
•
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное
воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде
образов.
•
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в
запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего
действительность превращается в творчески ее преобразующее. Воображение
из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным),
постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, причем
основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные
эталоны. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение
у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Познавательное
воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и
обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается
в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического
отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ: ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА
СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ
.
•
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них
состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция
воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция
воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и
состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана
действий. Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные
функции — познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения
— это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира,
получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать
схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события
или явления.
•
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Такая
защита может осуществляться двумя путями:
•
1) через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или
ситуаций ребенок «отстраняется» от них и начинает «видеть их со стороны»;
•
2) дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя — чувствовать
себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими.
•
Многочисленные детские фантазии о собственных подвигах и невероятных успехах как раз и
выполняют эту функцию.
•
Характерно, что в раннем и младшем дошкольном возрасте
практически отсутствует планирование результатов воображения.
Если ребенка попросить заранее сказать, что он собирается рисовать
или как будет играть, он не сможет ничего сказать, а если и скажет, то
его «план» может разрушить всю его деятельность.
•
В среднем дошкольном возрасте у здоровых детей несколько
снижается частота возникновения устойчивых страхов, как и
необузданных детских фантазий. Аффективное воображение связано
обычно с переживанием реальной травмы.
•
К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое
планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок
планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а
затем планирует следующий шаг.
•
Следующий этап в развитии воображении дошкольника — возраст 6-7
лет. К этому времени ребенок осваивает основные образцы поведения
и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже
свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО
ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
•
Психологи различают три стадии развития воображения человека:
•
преобладание вымысла, фантазии, сказок;
•
сочетание фантазии с практическим расчетом;
•
полное подчинение этой способности интеллекту.
•
В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь
закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и
представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить
возникающие образы словами.
•
Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий
для получения желаемого результата при решении определенной задачи.
•
Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его
деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать
приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из
этих этапов, разработаны различные средства и методики.
•
Воображение дошкольника ограничена вследствие недостаточности знаний и представлений.
В то же время бурное детское фантазирование обусловлено низкой критичностью мышления.
Дошкольник легко объединяет разные впечатления и некритически относится к полученным
комбинаций, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л. С. Выготский).
•
По мнению А. Н. Дьяченко, в дошкольном возрасте отличаются два
этапа развития воображения. Первый - в 4-5 лет. Уровень творческого
воображения несколько снижается из-за ориентации на усвоение
образцов социального поведения. Аффективное воображение
возникает в ситуациях, вызывающих реальные переживания.
Познавательная имеет воспроизводящий характер. Возникает
планирования, но оно распространяется только на следующий шаг, а не
на всю цепочку действий.
•
Второй - 6-7 лет. Воображение проявляется как свободное
оперирование усвоенных на предыдущем этапе образцов поведения.
Аффективное воображение предназначена для создания эмоционально
важных для ребенка игровых ситуаций, которые помогают преодолеть
негативные переживания. Чтобы избавиться от страха ребенок
проигрывает страшную ситуацию (игра в Бабу-Ягу, поросят и Вовка).
Познавательная воображение обогащается. Отличается процесс поиска
идеи, создание замысла, а также подбор адекватных средств их
воплощения. Образ воображения - это уже не отдельный предмет, а
целостная ситуация (квадрат дорисовывает к кирпичу, которую
поднимает кран на стройке). Планирование распространяется на всю
деятельность, хотя и корректируется в ходе игры и упражнения
ИГРЫ,УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАСТА
.
•
«Закорючки».
•
Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в
осмысленный рисунок, тот и победит.
•
«Шкатулка со сказками».
•
Цель: развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.
•
Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.
•
Ход игры:
•
Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы
все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».
•
Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы
зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:
•
«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета.
Внимание, начинаю сказку.
•
Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»
•
Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и
продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение
сказки:
•
-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..
•
Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или
предметы и продолжает сказку.
•
Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное
продолжение.
•
Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.