Напоминание

"Имя прилагательное" 8 класс


Автор: Третьякова Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СКШИ г.Нерюнгри
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: конспект урока с применением ИКТ
Тема: "Имя прилагательное" 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




МКОУ СКШИ г.Нерюнгри

План-конспект урока по русскому языку

с применением ИКТ в 8 классе

Тема урока:

«Имя прилагательное»

продолжительность урока: 40 мин.

Урок разработала:

учитель русского языка

С.И.Третьякова,

высшая категория

2017-2018 уч. г

План-конспект урока русского языка в 8 классе

с применением средств ИКТ

Тема урока: «Имя прилагательное»

Тип урока: урок-сказка.

Цель урока: повторение изученного ранее материала по теме: «Имя прилагательное».

Задачи урока:

1.

Повторить и систематизировать знания об имени прилагательном.

2.

Формировать орфографическую зоркость.

3.

Развивать речь, внимание, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

4.

Развивать

коммуникативные

навыки

через

работу

в

группах,

индивидуально,

оценку

и

самооценку деятельности.

Оборудование урока:

АРМ учителя, проекционный аппарат, интерактивная доска

Карточки, текст, слова для справок

Презентация

Ход урока

1.

Оргмомент

(слайд 1)

- В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, жили-поживали

самостоятельно части речи. Все у них было хорошо, дружили между собой. И сочиняли сказки:

2.

Введение в тему

(слайд 2)

Отвага-Иван отправился в опасность-путешествие, чтобы спасти красу-девицу. Смелость-герою

встретилась на пути рать-сила, победить которую помогли сон-трава, диво-птица и волшебство-

меч.

- Какие части речи, в основном, использовали в древности? (имя существительное и глагол)

- Однажды в царстве Морфология появился новый житель.

Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой

я? Я чей?»

Нужно было обязательно помочь малышу. Но Глагол не захотел брать на себя такую обузу: мол, зачем

мне это?

Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне

прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я –

предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!»

И появилась новая часть речи, которая стала «прилагаться» к существительному и во всем ему

подчиняться.

- Как стала называться эта часть речи? (имя прилагательное)

3.

Постановка цели урока

- Давайте украсим прилагательными текст древней сказки. Заменить выделенные существительные

прилагательными.

(слайд 3)

Отважный Иван отправился в опасное путешествие, чтобы спасти красную девицу. Смелому

герою встретилась на пути ратная сила, победить которую помогли сонная трава, дивная птица и

волшебный меч.

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока посвящена новому жителю страны Морфология, кому?

(Имени прилагательному)

- Действительно, сегодня мы вспомним и повторим всё, что знаем об имени прилагательном.

- Запишем в тетрадях число, классная работа

(слайд 4)

4.

Актуализация знаний

- Дополни определение

(слайд 5)

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает

признак предмета,

отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Имена прилагательные согласуются с именем существительным

в роде, числе и падеже

5.

Практическая работа

1)

Карточки «Выбери правильный ответ»

1) Найдите прилагательные женского рода

а) узкой тропой; б) белого снега; в) вкусной конфеты; г) серого зайца

2) Найдите прилагательное в Р. п.

а) в маленькую дверь; б) около высокого сугроба; в) душистую ель; г) зимнюю куртку

3) Найдите прилагательные мн.ч.

а) у сельской дороги; б) зимними вечерами; в) родным домом; г) горячую слезу

Самопроверка

(слайд 6)

1) а. в; 2) б; 3) б - Кто выполнил без ошибок? Молодцы!

- Прилагательное радо стараться: как старший друг скажет, так и сделает; подчиняться, так

подчиняться. Лишь бы не прогнали.

И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и

умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному это ой как нравилось!

2)

Работа с текстом.

-Давайте посмотрим на примере. В карточках дан текст, в котором нужно вставить пропущенные

окончания. Подчеркните имена прилагательные. Как подчеркиваем? (у уч-ся 2 варианта в карточках

стоят указатели)

Солнце скрылось за горн… хребтом.

Оно бросило последн…луч на светл… облако.

Горы начали скрываться в лилов… туче.

На высок… траве выступила роса.

Проверка (по доске)

(слайд 7)

- Определите падеж имен существительных. (Вместе работа на доске и в тетрадях)

-

Можно

ли

утверждать,

что

имя

прилагательное

уточняет,

характеризует,

оценивает

имена

существительные, придаёт предмету яркость, выразительность и точность?

6.

Физминутка

(слайд 8-12)

7.

Практическая работа (продолжение)

3)

Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр.83 упр.110

- Прочитайте текст: первую часть с интонацией сожаления, остальные – радостно.

- К выделенным существительным подберите по смыслу прилагательные (работаем вместе):

Папа-клест сидит на елке и веселые песни поет. А из клюва густой пар идет, будто он трубку курит.

Заботливая мама каши принесла из еловых семечек. Снизу родное гнездо, как мягкая перинка.

Сверху мама, как теплое одеяльце. А изнутри вкусная каша греет. Пушистая елка клестят баюкает,

северные ветры песни поют.

- Запишите эту часть текста. Подчеркните прилагательные. (Ребятам даются слова для справок,

ученики 2 варианта обучения записывают только словосочетания прилагательного с

существительным)

4)

Игра «Отгадай предмет»

- Можно ли по прилагательному определить, о каком предмете идет речь?

(слайд 13)

(по существенным признакам ребята отгадывают задуманный предмет: один ученик становится

спиной к доске, на которой изображен некий предмет; по называемым признакам он должен

отгадать

этот

предмет.

Кто

последний

называет

итоговый

признак,

встает

на

месте

отгадывающего):

Солнце

Машина

Стул

Молоко

Цветы

(если осталось время) Конфета, медведь

8.

Подведение итогов, рефлексия

9.

Дополнительное задание: шифровка

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

1.§ §£‽%§¥& W¥%↔ µ Ǿ~ ŧ <«£¥

W Ǿ W§¤ Δ↔ µ¤ Δ Ǿ% ¥£@£.

2.ŧ Δ Ѳ Δ§ Ǿ Δ& Ǿ# Ѳ Ψ«W ŧ%¥#:

Δ$ Δ Q Ǿ# Џ# Ώ Ψ«W Q Ǿ#¤ Ψ«%<ŧ%¥#.

10. Домашнее задание: стр.82 упр.109

(слайд 14)



В раздел образования