Автор: Третьякова Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СКШИ г.Нерюнгри
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: конспект урока с применением ИКТ
Тема: "Имя прилагательное" 8 класс
Раздел: среднее образование
МКОУ СКШИ г.Нерюнгри
План-конспект урока по русскому языку
с применением ИКТ в 8 классе
Тема урока:
«Имя прилагательное»
продолжительность урока: 40 мин.
Урок разработала:
учитель русского языка
С.И.Третьякова,
высшая категория
2017-2018 уч. г
План-конспект урока русского языка в 8 классе
с применением средств ИКТ
Тема урока: «Имя прилагательное»
Тип урока: урок-сказка.
Цель урока: повторение изученного ранее материала по теме: «Имя прилагательное».
Задачи урока:
1.
Повторить и систематизировать знания об имени прилагательном.
2.
Формировать орфографическую зоркость.
3.
Развивать речь, внимание, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
4.
Развивать
коммуникативные
навыки
через
работу
в
группах,
индивидуально,
оценку
и
самооценку деятельности.
Оборудование урока:
АРМ учителя, проекционный аппарат, интерактивная доска
Карточки, текст, слова для справок
Презентация
Ход урока
1.
Оргмомент
(слайд 1)
- В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, жили-поживали
самостоятельно части речи. Все у них было хорошо, дружили между собой. И сочиняли сказки:
2.
Введение в тему
(слайд 2)
Отвага-Иван отправился в опасность-путешествие, чтобы спасти красу-девицу. Смелость-герою
встретилась на пути рать-сила, победить которую помогли сон-трава, диво-птица и волшебство-
меч.
- Какие части речи, в основном, использовали в древности? (имя существительное и глагол)
- Однажды в царстве Морфология появился новый житель.
Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой
я? Я чей?»
Нужно было обязательно помочь малышу. Но Глагол не захотел брать на себя такую обузу: мол, зачем
мне это?
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне
прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я –
предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!»
И появилась новая часть речи, которая стала «прилагаться» к существительному и во всем ему
подчиняться.
- Как стала называться эта часть речи? (имя прилагательное)
3.
Постановка цели урока
- Давайте украсим прилагательными текст древней сказки. Заменить выделенные существительные
прилагательными.
(слайд 3)
Отважный Иван отправился в опасное путешествие, чтобы спасти красную девицу. Смелому
герою встретилась на пути ратная сила, победить которую помогли сонная трава, дивная птица и
волшебный меч.
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока посвящена новому жителю страны Морфология, кому?
(Имени прилагательному)
- Действительно, сегодня мы вспомним и повторим всё, что знаем об имени прилагательном.
- Запишем в тетрадях число, классная работа
(слайд 4)
4.
Актуализация знаний
- Дополни определение
(слайд 5)
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает
признак предмета,
отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие?
Имена прилагательные согласуются с именем существительным
в роде, числе и падеже
5.
Практическая работа
1)
Карточки «Выбери правильный ответ»
1) Найдите прилагательные женского рода
а) узкой тропой; б) белого снега; в) вкусной конфеты; г) серого зайца
2) Найдите прилагательное в Р. п.
а) в маленькую дверь; б) около высокого сугроба; в) душистую ель; г) зимнюю куртку
3) Найдите прилагательные мн.ч.
а) у сельской дороги; б) зимними вечерами; в) родным домом; г) горячую слезу
Самопроверка
(слайд 6)
1) а. в; 2) б; 3) б - Кто выполнил без ошибок? Молодцы!
- Прилагательное радо стараться: как старший друг скажет, так и сделает; подчиняться, так
подчиняться. Лишь бы не прогнали.
И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и
умное, и милостивое, и самостоятельное… Существительному это ой как нравилось!
2)
Работа с текстом.
-Давайте посмотрим на примере. В карточках дан текст, в котором нужно вставить пропущенные
окончания. Подчеркните имена прилагательные. Как подчеркиваем? (у уч-ся 2 варианта в карточках
стоят указатели)
Солнце скрылось за горн… хребтом.
Оно бросило последн…луч на светл… облако.
Горы начали скрываться в лилов… туче.
На высок… траве выступила роса.
Проверка (по доске)
(слайд 7)
- Определите падеж имен существительных. (Вместе работа на доске и в тетрадях)
-
Можно
ли
утверждать,
что
имя
прилагательное
уточняет,
характеризует,
оценивает
имена
существительные, придаёт предмету яркость, выразительность и точность?
6.
Физминутка
(слайд 8-12)
7.
Практическая работа (продолжение)
3)
Работа по учебнику
- Откройте учебник на стр.83 упр.110
- Прочитайте текст: первую часть с интонацией сожаления, остальные – радостно.
- К выделенным существительным подберите по смыслу прилагательные (работаем вместе):
Папа-клест сидит на елке и веселые песни поет. А из клюва густой пар идет, будто он трубку курит.
Заботливая мама каши принесла из еловых семечек. Снизу родное гнездо, как мягкая перинка.
Сверху мама, как теплое одеяльце. А изнутри вкусная каша греет. Пушистая елка клестят баюкает,
северные ветры песни поют.
- Запишите эту часть текста. Подчеркните прилагательные. (Ребятам даются слова для справок,
ученики 2 варианта обучения записывают только словосочетания прилагательного с
существительным)
4)
Игра «Отгадай предмет»
- Можно ли по прилагательному определить, о каком предмете идет речь?
(слайд 13)
(по существенным признакам ребята отгадывают задуманный предмет: один ученик становится
спиной к доске, на которой изображен некий предмет; по называемым признакам он должен
отгадать
этот
предмет.
Кто
последний
называет
итоговый
признак,
встает
на
месте
отгадывающего):
Солнце
Машина
Стул
Молоко
Цветы
(если осталось время) Конфета, медведь
8.
Подведение итогов, рефлексия
9.
Дополнительное задание: шифровка
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
1.§ §£‽%§¥& W¥%↔ µ Ǿ~ ŧ <«£¥
W Ǿ W§¤ Δ↔ µ¤ Δ Ǿ% ¥£@£.
2.ŧ Δ Ѳ Δ§ Ǿ Δ& Ǿ# Ѳ Ψ«W ŧ%¥#:
Δ$ Δ Q Ǿ# Џ# Ώ Ψ«W Q Ǿ#¤ Ψ«%<ŧ%¥#.
10. Домашнее задание: стр.82 упр.109
(слайд 14)