Напоминание

"Формирование мотивационной сферы личности дошкольников"


Автор: Мусина Алеся Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №62 "Золотой улей"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование мотивационной сферы личности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает

тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется

определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть

(потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива

деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что

необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является

деятельность, несущая познавательную функцию.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря

познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном

этапе.

На познавательную мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных

образования: самооценка и уровень притязаний. В исследованиях показано, что ребенок,

имеющий сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания

неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно

высоким уровнем притязаний. В процессе развития мотива достижения успехов у детей

необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в

учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в

системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей,

пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах

достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий

уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.

На мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных образования:

самооценка и уровень притязаний. В общепсихологических экспериментальных

исследованиях показано, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения

успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно

повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний.

Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо

заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Все выше сказанное очень ярко выражается в учебных занятиях школьников младшего

возраста. Поэтому формирование правильной мотивационной сферы личности ребенка во

время учебы, проявляется наиболее полно, и просматривается во всей воспитательной

деятельности. Роль педагога в данном случае очень важна, т.к. направляет личность на

правильное, гармоничное развитие.

В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой

деятельности, складываются предпосылки для оформления мотивации достижения

успехов. Задача родителей, педагогов воспитать в дошкольнике стремление развивать

мотивацию достижения успехов. Это позволит ребенку достичь успеха в жизни, вырасти

счастливой и гармоничной личностью.

Познавательная деятельность дошкольника подразумевает, с одной стороны –

действенный, а с другой – образный способы познания. Важно выяснить, насколько

связаны между собой мотивы, направленные на действенное и образное познание мира.

Какой вид познавательной деятельности является более предпочитаемым для старших

дошкольников? Ответам на эти вопросы посвящена первая часть нашего

экспериментального исследования.

В качестве конкретных методических приемов мы остановились на четырех заданиях, два

из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и

действенный способ познания – конструирование фигурок из бумаги (оригами) и

составление узоров из кубиков (по типу кубиков Косса). Другие два вида деятельности

были направлены на восприятие и переживание образов – прослушивание сказки и

рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.

Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и

складывали оригами испытуемые в парах, рассматривали картинки и складывали узор из

кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментаторов).

При разработке методики особую важность и сложность представлял выбор наблюдаемых

объективных показателей познавательной мотивации. Такими показателями выраженности

познавательной мотивации в нашем исследовании выступали: эмоциональная

вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности, ее

завершенность; степень инициативности ребенка. Результаты показали, что самые

высокие суммарные значения по всем показателям мотивации оказались в заданиях

“Кубики” и “Оригами”.

90 % детей выбрали задания, требующие действенного способа познания, и только 10 % -

образный. Можно сделать вывод, что старшие дошкольники в большинстве своем имеют

достаточно выраженную познавательную мотивацию, которая наиболее ярко проявляется

при решении задач, связанных с действенным способом познания. Возникает вопрос, что

отражает выявленный уровень познавательной мотивации: собственную внутреннюю

мотивационно - потребностную сферу ребенка, или же привлекательность для

дошкольника коммуникативной ситуации (взаимодействие с взрослым и со сверстником).

С целью изучения интенсивности влияния и качественного своеобразия вклада взрослого

и сверстника в становление познавательной мотивации ребенка необходимо сопоставить

уровень познавательной мотивации ребенка в разных коммуникативных ситуациях.

Эксперимент включал три коммуникативные ситуации:

- совместная деятельность ребёнка с взрослым;

- совместная деятельность ребёнка с взрослым и со сверстником;

- индивидуальная деятельность ребёнка.

В качестве содержания познавательной деятельности дошкольников были выбраны

задания, в которых был зафиксирован наиболее высокий уровень познавательной

мотивации.

В совместной работе с взрослыми детям предлагалось выложить узор из кубиков и

сложить фигурку оригами (характер узоров и фигурок каждый раз менялись). При

самостоятельной работе детям предлагался материал для этих видов деятельности.

Результаты показали, что наибольшая степень эмоциональной вовлеченности,

инициативности и целенаправленности наблюдается у детей во второй экспериментальной

ситуации (со сверстником и взрослым), а наименьшая – в ситуации индивидуальной

деятельности.

Как показывают данные нашего эксперимента, сверстник и взрослый по-разному влияли

на проявления познавательной мотивации старшего дошкольника. Участие взрослого

отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности

ребенка в деятельность. Инициативность же, напротив, в ситуации совместной работы со

сверстником оказывается несколько выше. На целенаправленности участие сверстника

(без взрослого) сказывается отрицательно. Эмоционально дети более вовлечены, когда они

работают вместе (по сравнению с ситуацией индивидуальной деятельности). Наблюдается

феномен “эмоционального заражения” друг от друга, хотя содержание детских эмоций не

всегда направлено на познавательную задачу.

Литература

1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. - М., 1991. – С. 24.

2. Мотивация учения / Под ред. М.В. Матюхиной. - М., 1996. – 134 с.



В раздел образования