Автор: Мусина Алеся Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №62 "Золотой улей"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование мотивационной сферы личности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает
тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется
определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть
(потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива
деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что
необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является
деятельность, несущая познавательную функцию.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря
познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном
этапе.
На познавательную мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных
образования: самооценка и уровень притязаний. В исследованиях показано, что ребенок,
имеющий сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания
неудач, обладают адекватной или умеренно повышенной самооценкой, а также достаточно
высоким уровнем притязаний. В процессе развития мотива достижения успехов у детей
необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.
Что касается уровня притязаний ребенка, то он может зависеть не только от успехов в
учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в
системе взаимоотношений со сверстниками в детских группах и коллективах. Для детей,
пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающих в детских группах
достаточно высокий статус, характерны как адекватная самооценка, так и высокий
уровень притязаний, но не завышенный, а вполне реальный.
На мотивацию достижения успехов влияют также два других личностных образования:
самооценка и уровень притязаний. В общепсихологических экспериментальных
исследованиях показано, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения
успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной или умеренно
повышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний.
Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо
заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.
Все выше сказанное очень ярко выражается в учебных занятиях школьников младшего
возраста. Поэтому формирование правильной мотивационной сферы личности ребенка во
время учебы, проявляется наиболее полно, и просматривается во всей воспитательной
деятельности. Роль педагога в данном случае очень важна, т.к. направляет личность на
правильное, гармоничное развитие.
В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой
деятельности, складываются предпосылки для оформления мотивации достижения
успехов. Задача родителей, педагогов воспитать в дошкольнике стремление развивать
мотивацию достижения успехов. Это позволит ребенку достичь успеха в жизни, вырасти
счастливой и гармоничной личностью.
Познавательная деятельность дошкольника подразумевает, с одной стороны –
действенный, а с другой – образный способы познания. Важно выяснить, насколько
связаны между собой мотивы, направленные на действенное и образное познание мира.
Какой вид познавательной деятельности является более предпочитаемым для старших
дошкольников? Ответам на эти вопросы посвящена первая часть нашего
экспериментального исследования.
В качестве конкретных методических приемов мы остановились на четырех заданиях, два
из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и
действенный способ познания – конструирование фигурок из бумаги (оригами) и
составление узоров из кубиков (по типу кубиков Косса). Другие два вида деятельности
были направлены на восприятие и переживание образов – прослушивание сказки и
рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.
Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и
складывали оригами испытуемые в парах, рассматривали картинки и складывали узор из
кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментаторов).
При разработке методики особую важность и сложность представлял выбор наблюдаемых
объективных показателей познавательной мотивации. Такими показателями выраженности
познавательной мотивации в нашем исследовании выступали: эмоциональная
вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности, ее
завершенность; степень инициативности ребенка. Результаты показали, что самые
высокие суммарные значения по всем показателям мотивации оказались в заданиях
“Кубики” и “Оригами”.
90 % детей выбрали задания, требующие действенного способа познания, и только 10 % -
образный. Можно сделать вывод, что старшие дошкольники в большинстве своем имеют
достаточно выраженную познавательную мотивацию, которая наиболее ярко проявляется
при решении задач, связанных с действенным способом познания. Возникает вопрос, что
отражает выявленный уровень познавательной мотивации: собственную внутреннюю
мотивационно - потребностную сферу ребенка, или же привлекательность для
дошкольника коммуникативной ситуации (взаимодействие с взрослым и со сверстником).
С целью изучения интенсивности влияния и качественного своеобразия вклада взрослого
и сверстника в становление познавательной мотивации ребенка необходимо сопоставить
уровень познавательной мотивации ребенка в разных коммуникативных ситуациях.
Эксперимент включал три коммуникативные ситуации:
- совместная деятельность ребёнка с взрослым;
- совместная деятельность ребёнка с взрослым и со сверстником;
- индивидуальная деятельность ребёнка.
В качестве содержания познавательной деятельности дошкольников были выбраны
задания, в которых был зафиксирован наиболее высокий уровень познавательной
мотивации.
В совместной работе с взрослыми детям предлагалось выложить узор из кубиков и
сложить фигурку оригами (характер узоров и фигурок каждый раз менялись). При
самостоятельной работе детям предлагался материал для этих видов деятельности.
Результаты показали, что наибольшая степень эмоциональной вовлеченности,
инициативности и целенаправленности наблюдается у детей во второй экспериментальной
ситуации (со сверстником и взрослым), а наименьшая – в ситуации индивидуальной
деятельности.
Как показывают данные нашего эксперимента, сверстник и взрослый по-разному влияли
на проявления познавательной мотивации старшего дошкольника. Участие взрослого
отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности
ребенка в деятельность. Инициативность же, напротив, в ситуации совместной работы со
сверстником оказывается несколько выше. На целенаправленности участие сверстника
(без взрослого) сказывается отрицательно. Эмоционально дети более вовлечены, когда они
работают вместе (по сравнению с ситуацией индивидуальной деятельности). Наблюдается
феномен “эмоционального заражения” друг от друга, хотя содержание детских эмоций не
всегда направлено на познавательную задачу.
Литература
1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. - М., 1991. – С. 24.
2. Мотивация учения / Под ред. М.В. Матюхиной. - М., 1996. – 134 с.