Автор: Бакаева Марина Валерьевна Должность: учитель информатики и ИКТ Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №19" Населённый пункт: Курган Наименование материала: методическая разработка Тема: Секреты понятия "информационный процесс" Раздел: среднее образование
Бакаева Марина Валерьевна, учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Гимназия№19» г. Кургана,
Тема урока: Секреты понятия « информационный процесс» (урок для 8 класса)
Цели урока: ввести понятие информационных процессов; рассмотреть различные примеры информационных
процессов.
Опорные понятия:
Информация; действия с информацией: кодирование, сбор, обработка, хранение, поиск,
передача.
Новые понятия: информационный процесс; коммуникация; коммуникационная среда.
Задачи учителя: дать понятие «информационный процесс»; рассмотреть примеры информационных процес-
сов в обществе; рассмотреть пример информационных процессов в природе и в технических устройствах.
Методика проведения урока.
Урок, посвященный обсуждению понятия информационных процессов, обобщает разговор о процессе как о
последовательной смене состояний объекта и действия над информацией.
Урок рекомендуется провести в форме беседы с учениками, начиная с обсуждения знакомого термина «про-
цесс». Ученикам понятны такие словосочетания, как «производственный процесс», «физический процесс», «воспита-
тельный процесс».
О п р е д е л е н и е
п о н я т и я
« и н ф о р м а ц и о н н ы й
п р о ц е с с » :
О б с у ж д е н и е
п о н я т и я
« п р о ц е с с »
р е к о м е н д у е т с я
п р о в о д и т ь
в
ф о р м е
д и а л о г а .
Вариант диалога
Вопрос: Приведите примеры словосочетаний со словом «процесс».
Ответ: Процесс приготовления пищи (пирога), исторический процесс (переход от одного общественного
строя к другому), экологический процесс, физический процесс (замерзание воды в реках и озерах), процесс лечения.
Обсудить эти примеры процессов и выделить в них общее.
Приготовление теста - это процесс переработки исходных продуктов (муки, молока, яиц) в конечный продукт
(пирог). Приведите другие примеры подобной переработки в производстве.
Переход от рабовладельческого строя к феодальному – это исторический процесс. Он характеризуется измене -
нием общественного и экономического состояния
общества.
Приведите другие примеры исторических процессов.
Замерзание воды в реках и озерах - это физический процесс. Он протекает во времени и характеризуется изме -
нением текущего состояния воды.
Приведите другие примеры известных вам физических процессов.
Ответы учеников следует прокомментировать так, чтобы выделить объекты, над которыми осуществляется
действие, и характеристики, которые влияют на состояние объектов. Следует обратить внимание учащихся на то, что
суть любого процесса заключается в изменении состояния объектов в результате некоторого воздействия на них.
♦
Примеры информационных процессов в обществе
Для перехода к разговору об информационных процессах в обществе, учащимся предлагается еще один при-
мер: конспектирование лекции за учителем. Это процесс переработки информации из вербальной (устной) формы в
письменную. В этом процессе изменяются параметры исходного текста: объем, содержание, форма. Такой процесс при-
нято называть информационным.
Информационные процессы - процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодировани-
ем и передачей информации.
♦
Игра «Перевертыши»
Класс делится на две команды. Одна команда берет известную пословицу, поговорку, название фильма, фразу
и т.д. и преобразовывает исходную информацию, заменив каждое слово антонимом (кодирование). Другая команда уга-
дывает исходное выражение (декодирование). Например:
•
Снежная королева - дождливая служанка;
•
Властелин колец - раб квадратов. Вариант диалога.
Вопрос: Можно ли сказать, что в этой игре есть процесс? Какой объект изменил свое состояние?
Ответ: В игре изменяется информация. Исходное состояние информации -мысленное. Затем она озвучивает-
ся, далее преобразовывается по заданному правилу и передается команде противника при помощи органов речи.
Вопрос: Что было бы с обществом, если бы в нем не было информационных процессов?
Ответ: Не было бы развития общества. Для человека отсутствие информации и информационных процессов
противоестественно. Человек непрерывно воспринимает информацию об окружающем мире и нуждается в передаче и
в обработке информации.
Вопрос: Приведите примеры информационных процессов в обществе.
Ответ: Чтение книг, разговор по телефону, просмотр спектакля, изучение природных явлений, заучивание
роли, переписка.
Учителю следует обратить внимание учеников на значение восприятия, хранения, кодирования, обработки ин-
формации и сделать акцент на передаче информации, так как это позволяет ввести новый термин «коммуникация».
Передавать можно мысли, впечатления, сведения.
Коммуникация - процесс передачи информации.
Для того, чтобы ввести понятие коммуникационной среды, можно предложить ученикам задание-игру «Пере-
водчик».
•
Игра «Переводчик»
Правила игры сводятся к необходимости каждой пословице на иностранном языке поставить в соответствие
русскую пословицу:
•
All things are difficult before they are easy (все сначала трудно, а потом легко). Русская пословица: «Тер-
пение и труд все перетрут».
•
As black as a crown (черный как ворон). Русское словосочетание - «чернее ночи».
•
As is a workman, so is the work (каков работник,
таков и труд). Русская пословица: «По работе и ма-
стера видно».
Заготовки пословиц следует написать на доске.
В ходе игры необходимо обратить внимание учеников на то, что для того, чтобы получить информацию, необ-
ходимо уметь читать. Знать иностранный язык, знать правила литературного перевода с иностранного языка, а для
того чтобы сообщить ответ, необходимо придерживаться определенных правил общения.
Коммуникационная среда - совокупность условий обмена информацией.
•
Примеры информационных процессов в природе и технических устройствах
Тема урока: Логические операции.
Цели урока:
•
Сформировать представление о простейших логических операциях
Опорные понятия:
•
Математические объекты;
•
Логические выражения.
Новые понятия:
•
Логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия;
•
Таблица истинности. Задачи учителя:
•
Объяснить суть простейших логических операций;
•
Найти в повседневной жизни аналоги логических операций.
Методика проведения урока.
Простейшие логические операции
Учитель начинает изложение с повторения предыдущего урока. Итак, объектами булевой алгебры являются вы-
сказывания. Если высказывания соединяются логическими операциями, то их принято называть логическими выражения-
ми.
Какие же действия (операции) можно производить над высказываниями? Существуют три основные операции
над высказываниями. Учитель может излагать сведения об операциях в любом порядке. Однако уместнее идти «от простого
к сложному»: инверсия, дизъюнкция, конъюнкция. В 8-м классе предпочтительнее использовать русскоязычные термины (отри
цание, логическое сложение, логическое умножение).
При объяснении материала учитель может выбрать из предложенных примеров те, которые соответствуют на-
клонностям и способностям учащихся.
Логическое отрицание
Логическое отрицание — одноместная операция, так как в ней участвует одно высказывание (один аргумент).
Высказывания (подобно тому, как это делается в школьной алгебре) обозначаются заглавными латинскими буквами: А, В, С.
Операция обозначается частицей НЕ (НЕ А) или чертой над обозначением высказывания (А). Учитель может сам вы-
брать предпочтительное с его точки зрения обозначение.
Вариант диалога.
Вопрос: Чем является высказывание «Дети любят игрушки» - логической константой или предикатом?
Ответ : Логической константой.
Вопрос: Какое значение с точки зрения математической логики имеет это высказывание?
Ответ : Истина.
Вопрос: Приведите отрицание этого высказывания.
Ответ : Дети не любят игрушек.
Вопрос: Какое значение с точки зрения математической логики имеет это отрицание?
Ответ : Ложь.
Вопрос: Приведите пример предиката, имеющего конкретное значение в данный момент.
Ответ: Сейчас идет урок литературы.
Вопрос: Какое значение имеет это высказывание?
Ответ : В данный момент — Ложь.
Вопрос: Приведите отрицание этого высказывания.
Ответ : «Сейчас не идет урок литературы» или «Сейчас идет не урок литературы».
Вопрос: Какое значение имеет это отрицание?
Ответ : Истина.
Учитель подводит итоги рассуждений: в результате операции отрицания логическое значение высказывания меня-
ется на противоположное. Исходные выражения принято называть предпосылками.
Отрицание истинно, когда исходное высказывание ложно, и наоборот.
Это можно отобразить при помощи таблицы. Таблица со всеми возможными
значениями исходных выражений и соответствующими им результатами операции получила название таблица ис-
тинности.
Точно также, на конкретных примерах, объясняются операции логического сложения и умножения.
Для запоминания новых операций можно на уроке предложить следующую игру.
Вариант диалога.
Вопрос: Один зажиточный человек боялся грабителей и заказал замок, который открывался двумя ключами
одновременно. С какой логической операцией можно сравнить процесс открывания?
Ответ: Логическое умножение. Каждый ключ в отдельности не открывает замок. Только использование двух
ключей вместе позволяет его открыть.
Вопрос: Мальчик Вася был рассеянным и всегда терял ключи. Только поставят родители новый замок, как на-
ходится старый ключ (под ковриком, в кармане, в портфеле). Придумайте «суперзамок» для Васи, чтобы дверь, не смог
открыть посторонний человек, а Вася — наверняка.
Ответ: Замок с логическим сложением, чтобы он открывался хотя бы одним оказавшимся под рукой ключом.
После этого обратите внимание, что операция логического сложения более «сговорчивая» («хотя бы что-
нибудь»), а операция логического умножения более «строгая» («все или ничего»). Если учесть этот факт, то легче запо-
мнить знаки операций, используя данный рисунок.
Логическое сложение
Логическое умножение
Учитель должен объяснить, что вышеперечисленные операции являются основными логическими операциями.
Есть и другие (не основные), но их можно выразить через три основные. В качестве примеров приводятся операции
импликации и эквивалентности.
♦ Аналоги простейших логических операций в повседневной жизни
Примеры для объяснения операции логического сложения
1. Ученик должен быть толковым или усидчивым (то есть ученик достигает хороших результатов, если он
либо толковый, либо усидчивый, либо и то и другое вместе).
2.
Для сдачи экзамена необходимы знания или везение.
3.
Высказывание А: «р — четное число»; высказывание В: «р делится на 3». Каков результат операции
логического сложения: AvВ?
Примеры для объяснения операции логического умножения
1.
Учитель должен быть умным и терпеливым (только одновременное наличие двух качеств, ума и тер-
пения, делает выражение истинным).
2.
Только умение и настойчивость приводят к достижению цели (достижение цели возможно только при
одновременной истинности двух предпосылок — наличия и умения, и настойчивости).
3.
Высказывание А: «р делится на 5»; высказывание В: «р меньше 20». Чему равен результат логическо-
го умножения: А
В?
Примеры для объяснения операции логического следования
1.
Если выучить материал, то сдашь зачет (высказывание ложно толь ко тогда, когда материал выучен, а
зачет не сдан, ведь сдать зачет можно и случайно, например, если попался единственный знакомый вопрос или уда-
лось воспользоваться шпаргалкой).
2.
Высказывание А: «х делится на 9»; высказывание В: «х делится на 3». Операция А=>В означает сле -
дующее: «если число делится на 9, то оно делится и на 3».
Примеры для объяснения операции эквивалентности
1.
Когда в зимний день светит солнце и «кусает» мороз, это значит, что атмосферное давление высокое.
2.
Высказывание А: «сумма цифр, составляющих число х, делится на 3», высказывание В: «х делится на 3».
Операция А<=>В означает следующее: «число делится на 3 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 3».
Домашнее задание
•
Высказывание А ложно; высказывание В ложно. Результат логической операции — Истина. Каким опера-
циям это может соответствовать?
•
Высказывание А истинно; высказывание В ложно. Результат логической операции — Ложь. Каким операци
ям это может соответствовать?
•
Высказывание А истинно; высказывание В истинно. Результат логической операции — Истина. Каким опе-
рациям это может соответствовать?
Информационные источники:
1. Блохина Е.В., Уколова A.M. Методические рекомендации. Активизация познавательной деятельности уча-
щихся: от понятия до способов реализации. - Изд. 2-е, испр. и доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2004.
2.
Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.:
Питер, 2003.