Автор: Ковалева Екатерина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 19
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие с семьями воспитанников как залог успешного социально –
коммуникативного развития дошкольников
Ковалева Екатерина Евгеньевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 19» Нижегородская область, г. Саров
«Человек в детстве должен видеть хорошее, - это и
природа, и архитектура, и люди, - конечно,
тогда и сознание у него вырабатывается
соответствующее»
Т. Виноградова
Т е р м и н
« в з а и м о д е й с т в и е »
п р е д п о л а г а е т
о б м е н мыслями,
ч у в с т ва м и
переживаниями,
общении. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь,
взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет
педагогом
условий
семейного
воспитания,
а
родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно
подразумевает
обоюдное
желание
родителей
и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую
помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
К
сожалению,
отсутствие
доверия,
взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и
родителями,
а
также
недостаточной
их
педагогической компетентностью приводит к разрыву
взаимосвязи
"семья-ребенок
-
детский
сад".
Взаимодействие
родителей
и воспитателей
в
определенной мере носят односторонний характер - педагог выступает инициатором деятельности.
Цель
взаимодействия
-
установление
партнерских отношений
участников
педагогического
процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Человек
-
существо
социальное
и
то,
что
его
окружает, влияет
на
его
развитие
и
воспитание.
Поэтому
ДОУ должно и обязано использовать возможности социума для укрепления
взаимосвязи "семья - ребенок - детский сад".
Сотрудничество
ДОУ
с
социальными
институтами,
его открытость
влияниям
микросоциума,
т.
е.
«открытость детского
сада
наружу»,
также
является
сегодня
одним
из
направлений деятельности дошкольного учреждения.
Формы взаимодействия ДОУ с родителями
Взаимодействие
педагогов
ДОУ
с
родителями реализуется
посредством
разных
форм.
Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы существуют не
одно десятилетие и делятся на следующие группы:
-коллективные - родительские собрания (проводятся как групповые 3-4 раза в год, так и
общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации,
конференции;
-индивидуальные - индивидуальные консультации, беседы;
-наглядные - папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей,
показ открытых занятий.
Классификация нетрадиционных форм.
К ним относятся четыре группы:
-информационно-аналитические
-
анкетирования, опрос, тесты, «Почтовый ящик»
-досуговые - совместные досуги, праздники, выставки. На этих мероприятиях родители
являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают
стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.
-п о з н а в ат е л ь н ы е
-
с юд а
о т н о с я т с я
« К В Н » ,
«Педагогическое
поле
чудес»,
«Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу»,
«Телефон доверия», «Викторины», и др. Для
формирования
у
родителей
навыков
и
умений
воспитания
ребенка
также
проводятся
тренинги, практикумы, дискуссии.
-наглядно-информационные формы - ознакомление родителей с дошкольным учреждением,
особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности
ДОУ.
Выпуск
газеты
для
родителей, компьютерная
презентация
текста,
рисунков,
диаграмм,
библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.
В
настоящее
время
активно
используется
метод проектов,
когда
родители
подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению
дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц,
площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем
мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Но,
опять
же,
все
перечисленные
формы
организует
и проводит педагог, родители и
воспитанники являются исполнителями и участниками, а не полноправными партнерами.
Хочу
рассказать
о
совместных
мероприятиях
с родителями
и
детьми,
которые
проводятся
в
нашем
ДОУ. Это
познавательные
мастер-классы,
развивающие
мастер-классы,
маршруты
выходного
дня.
Остановимся поподробнее на каждом из них.
Познавательный мастер-класс.
Мастер-класс - публичная передача опыта в каком-либо деле или знаний.
Цель познавательного мастер-класса с родителями это ознакомление с каким-либо методом
или способом взаимодействия педагогов и детей в ДОУ. Например. "Работа с блоками Дьенеша",
"Волшебный квадрат", "Что такое
мнемотехника".
Родители
в
данном
случае выступают
в
роли
воспитанников,
упражняются
в выполнении заданий. Родители получаются включенными
в деятельность группы, осознают то, чем заняты их дети в группе, им проще дома помочь ребенку
в выполнении аналогичных заданий.
Развивающий мастер-класс.
В любом ДОУ проводятся выставки рисунков, поделок, конкурсы и часто можно услышать:
"Мы не знаем, как это сделать", "Мой ребенок этого не умеет" или родитель полностью
сам
выполнил
работу,
чтобы
ребенка похвалили.
А
где
же
развитие
ребенка?
У
ребенка
не
возникает желание сделать самому. Зачем? Есть мама и папа, которые все сделают сами. Цель
развивающих мастер-классов показать способности ребенка и его возможности, при этом ребенок
выступает автором идеи и ее исполнителем, а родитель только помощником. Это и совместное
рисование
"Золотая
осень",
"Зимние
кошки", изготовление новогодних открыток "Елочка 3D",
"Подарок для мамы".
Маршрут выходного дня.
В любом городе есть пожарные части, кафе, музеи, дома культуры, театры, кинотеатры и
т.д.
Очень
часто
эти предприятия
предлагают
различные
мероприятия
для детей, семей и
просто желающим. К сожалению, практика показывает, что родители или не знают об этом, или,
к а к правило,
не
хотят
куда-то
выходить
в
выходной
день.
Кроме
того,
эти
мероприятия
массового характера для 10-15 человек и найти такое количество единомышленников тяжело.
Здесь важную роль играет детский сад и педагоги, которые
направляют
родителей
на
поиск
таких
мероприятий. Как организовать маршрут выходного дня?
Сначала необходимо родительскому комитету найти мероприятие, что в принципе не
сложно (СМИ, интернет, коллеги по работе), узнать стоимость, обычно от 50 до 300 рублей. Затем
педагог опрашивает желающих. Их найти не трудно, т.к. в первую очередь этого хотят сами дети и
уговаривают родителей.
Итак,
все
собрались
и
готовы
к
встрече
с
неизвестным, но ошибка многих педагога
встречаться
сразу
в
месте проведения
мероприятия.
Цель
маршрута
не
столько посещение
какого-либо мероприятия, сколько живое общение родителей, детей и педагогов. Поэтому лучше
планировать маршрут с прогулкой до и после мероприятия (исходя из погодных условий). Такие
совместные прогулки приносят детям и родителям не меньше радости, чем само мероприятие. На
самом мероприятии и дети, и родители -полноправные участники, помогают друг другу,
сопереживают.
Между
родителем
и
ребенком устанавливаются
новые
взаимосвязи
и
укрепляются старые.
Данные маршруты могут быть разной тематики:
познавательные –
"Посещение пожарной части";
-"В гости к новогодней игрушке" посещение музей игрушек;
-"В гости к лошадкам" (посещение конезавода);
развивающие
-
освоение элементов городецкой росписи;
-
изготовление пиццы;
-
выпечка к празднику.
В качестве примера, расскажу о маршруте выходного дня "Румяный пирожок". В данном
маршруте
приняли участие
не
только
воспитанники
одной
возрастной
группы, но
и
более
младшего
возраста.
Мы
встретились
около детского
сада,
до
кафе,
в
котором
проходило
мероприятие
пешком
30-40
минут.
Дети
и
родители
уже
зарядились бодростью
и
хорошим
настроением. В кафе и детям и родителям выдали униформу и распределили по рабочим местам.
Шеф-повар
рассказывал
маленьким
и
большим деткам о тесте, истории выпечки, загадывал
загадки.
В процессе
работы
дети
и
родители
учились
раскатывать тесто, плести косички и
выкладывать
начинку,
украшать свое
изделие.
Пока
наши
произведения
выпекались
дети
и
родители участвовали в "Шоу мыльных пузырей" под зажигательную музыку. Сколько же было
радости
и удивления, когда детям принесли их готовые вкусные изделия и вручили сертификат
повара. Когда дети пришли в детский сад в понедельник только и разговоров было о "Румяном
пирожке",
о
том
кому
какой
пирожок понравился, как бабушка или папа хвалили их выпечку.
Цель всех выше перечисленных мероприятий усилить взаимосвязи "семья-ребенок-детский
сад".
Благодаря
этим мероприятиям
педагог
может
увидеть,
как
на
самом
деле
строятся
взаимоотношения в семье, на что стоит обратить внимание при построении взаимоотношений с
ребенком
и его
семьей.
Родители
увидят
ребенка
таким,
каким
его видят
педагоги
в
саду,
преодолеют
желание
во
всем
помогать
ребенку
и
предо ставят
определенную
самостоятельность
в
деятельности,
перестанут недооценивать его возможности или увидят
пути
его дальнейшего
развития.
А
ребенок...
А
ребенок
будет просто счастлив от того, что
рядом с ним мама и папа, его друзья, что он совместно с ними узнает что-то новое, совместно
трудится.
"...Взрослые
слишком
часто
живут
рядом
с
миром детей, не пытаясь понять его. А
ребенок
между
тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и
оценить его; фразы, неосторожно произнесенные
в
присутствии
малыша,
подхватываются им,
по-своему
истолковываются
и
создают
определенную картину
мира,
которая
надолго
сохранится в его воображении..."
Андре Моруа