Напоминание

"Взаимодействие с семьями воспитанников"


Автор: Ковалева Екатерина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 19
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие с семьями воспитанников как залог успешного социально –

коммуникативного развития дошкольников

Ковалева Екатерина Евгеньевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 19» Нижегородская область, г. Саров

«Человек в детстве должен видеть хорошее, - это и

природа, и архитектура, и люди, - конечно,

тогда и сознание у него вырабатывается

соответствующее»

Т. Виноградова

Т е р м и н

« в з а и м о д е й с т в и е »

п р е д п о л а г а е т

о б м е н мыслями,

ч у в с т ва м и

переживаниями,

общении. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь,

взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет

педагогом

условий

семейного

воспитания,

а

родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно

подразумевает

обоюдное

желание

родителей

и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую

помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

К

сожалению,

отсутствие

доверия,

взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и

родителями,

а

также

недостаточной

их

педагогической компетентностью приводит к разрыву

взаимосвязи

"семья-ребенок

-

детский

сад".

Взаимодействие

родителей

и воспитателей

в

определенной мере носят односторонний характер - педагог выступает инициатором деятельности.

Цель

взаимодействия

-

установление

партнерских отношений

участников

педагогического

процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Человек

-

существо

социальное

и

то,

что

его

окружает, влияет

на

его

развитие

и

воспитание.

Поэтому

ДОУ должно и обязано использовать возможности социума для укрепления

взаимосвязи "семья - ребенок - детский сад".

Сотрудничество

ДОУ

с

социальными

институтами,

его открытость

влияниям

микросоциума,

т.

е.

«открытость детского

сада

наружу»,

также

является

сегодня

одним

из

направлений деятельности дошкольного учреждения.

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

Взаимодействие

педагогов

ДОУ

с

родителями реализуется

посредством

разных

форм.

Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы существуют не

одно десятилетие и делятся на следующие группы:

-коллективные - родительские собрания (проводятся как групповые 3-4 раза в год, так и

общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации,

конференции;

-индивидуальные - индивидуальные консультации, беседы;

-наглядные - папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей,

показ открытых занятий.

Классификация нетрадиционных форм.

К ним относятся четыре группы:

-информационно-аналитические

-

анкетирования, опрос, тесты, «Почтовый ящик»

-досуговые - совместные досуги, праздники, выставки. На этих мероприятиях родители

являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают

стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

-п о з н а в ат е л ь н ы е

-

с юд а

о т н о с я т с я

« К В Н » ,

«Педагогическое

поле

чудес»,

«Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу»,

«Телефон доверия», «Викторины», и др. Для

формирования

у

родителей

навыков

и

умений

воспитания

ребенка

также

проводятся

тренинги, практикумы, дискуссии.

-наглядно-информационные формы - ознакомление родителей с дошкольным учреждением,

особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности

ДОУ.

Выпуск

газеты

для

родителей, компьютерная

презентация

текста,

рисунков,

диаграмм,

библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

В

настоящее

время

активно

используется

метод проектов,

когда

родители

подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению

дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц,

площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем

мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Но,

опять

же,

все

перечисленные

формы

организует

и проводит педагог, родители и

воспитанники являются исполнителями и участниками, а не полноправными партнерами.

Хочу

рассказать

о

совместных

мероприятиях

с родителями

и

детьми,

которые

проводятся

в

нашем

ДОУ. Это

познавательные

мастер-классы,

развивающие

мастер-классы,

маршруты

выходного

дня.

Остановимся поподробнее на каждом из них.

Познавательный мастер-класс.

Мастер-класс - публичная передача опыта в каком-либо деле или знаний.

Цель познавательного мастер-класса с родителями это ознакомление с каким-либо методом

или способом взаимодействия педагогов и детей в ДОУ. Например. "Работа с блоками Дьенеша",

"Волшебный квадрат", "Что такое

мнемотехника".

Родители

в

данном

случае выступают

в

роли

воспитанников,

упражняются

в выполнении заданий. Родители получаются включенными

в деятельность группы, осознают то, чем заняты их дети в группе, им проще дома помочь ребенку

в выполнении аналогичных заданий.

Развивающий мастер-класс.

В любом ДОУ проводятся выставки рисунков, поделок, конкурсы и часто можно услышать:

"Мы не знаем, как это сделать", "Мой ребенок этого не умеет" или родитель полностью

сам

выполнил

работу,

чтобы

ребенка похвалили.

А

где

же

развитие

ребенка?

У

ребенка

не

возникает желание сделать самому. Зачем? Есть мама и папа, которые все сделают сами. Цель

развивающих мастер-классов показать способности ребенка и его возможности, при этом ребенок

выступает автором идеи и ее исполнителем, а родитель только помощником. Это и совместное

рисование

"Золотая

осень",

"Зимние

кошки", изготовление новогодних открыток "Елочка 3D",

"Подарок для мамы".

Маршрут выходного дня.

В любом городе есть пожарные части, кафе, музеи, дома культуры, театры, кинотеатры и

т.д.

Очень

часто

эти предприятия

предлагают

различные

мероприятия

для детей, семей и

просто желающим. К сожалению, практика показывает, что родители или не знают об этом, или,

к а к правило,

не

хотят

куда-то

выходить

в

выходной

день.

Кроме

того,

эти

мероприятия

массового характера для 10-15 человек и найти такое количество единомышленников тяжело.

Здесь важную роль играет детский сад и педагоги, которые

направляют

родителей

на

поиск

таких

мероприятий. Как организовать маршрут выходного дня?

Сначала необходимо родительскому комитету найти мероприятие, что в принципе не

сложно (СМИ, интернет, коллеги по работе), узнать стоимость, обычно от 50 до 300 рублей. Затем

педагог опрашивает желающих. Их найти не трудно, т.к. в первую очередь этого хотят сами дети и

уговаривают родителей.

Итак,

все

собрались

и

готовы

к

встрече

с

неизвестным, но ошибка многих педагога

встречаться

сразу

в

месте проведения

мероприятия.

Цель

маршрута

не

столько посещение

какого-либо мероприятия, сколько живое общение родителей, детей и педагогов. Поэтому лучше

планировать маршрут с прогулкой до и после мероприятия (исходя из погодных условий). Такие

совместные прогулки приносят детям и родителям не меньше радости, чем само мероприятие. На

самом мероприятии и дети, и родители -полноправные участники, помогают друг другу,

сопереживают.

Между

родителем

и

ребенком устанавливаются

новые

взаимосвязи

и

укрепляются старые.

Данные маршруты могут быть разной тематики:

познавательные –

"Посещение пожарной части";

-"В гости к новогодней игрушке" посещение музей игрушек;

-"В гости к лошадкам" (посещение конезавода);

развивающие

-

освоение элементов городецкой росписи;

-

изготовление пиццы;

-

выпечка к празднику.

В качестве примера, расскажу о маршруте выходного дня "Румяный пирожок". В данном

маршруте

приняли участие

не

только

воспитанники

одной

возрастной

группы, но

и

более

младшего

возраста.

Мы

встретились

около детского

сада,

до

кафе,

в

котором

проходило

мероприятие

пешком

30-40

минут.

Дети

и

родители

уже

зарядились бодростью

и

хорошим

настроением. В кафе и детям и родителям выдали униформу и распределили по рабочим местам.

Шеф-повар

рассказывал

маленьким

и

большим деткам о тесте, истории выпечки, загадывал

загадки.

В процессе

работы

дети

и

родители

учились

раскатывать тесто, плести косички и

выкладывать

начинку,

украшать свое

изделие.

Пока

наши

произведения

выпекались

дети

и

родители участвовали в "Шоу мыльных пузырей" под зажигательную музыку. Сколько же было

радости

и удивления, когда детям принесли их готовые вкусные изделия и вручили сертификат

повара. Когда дети пришли в детский сад в понедельник только и разговоров было о "Румяном

пирожке",

о

том

кому

какой

пирожок понравился, как бабушка или папа хвалили их выпечку.

Цель всех выше перечисленных мероприятий усилить взаимосвязи "семья-ребенок-детский

сад".

Благодаря

этим мероприятиям

педагог

может

увидеть,

как

на

самом

деле

строятся

взаимоотношения в семье, на что стоит обратить внимание при построении взаимоотношений с

ребенком

и его

семьей.

Родители

увидят

ребенка

таким,

каким

его видят

педагоги

в

саду,

преодолеют

желание

во

всем

помогать

ребенку

и

предо ставят

определенную

самостоятельность

в

деятельности,

перестанут недооценивать его возможности или увидят

пути

его дальнейшего

развития.

А

ребенок...

А

ребенок

будет просто счастлив от того, что

рядом с ним мама и папа, его друзья, что он совместно с ними узнает что-то новое, совместно

трудится.

"...Взрослые

слишком

часто

живут

рядом

с

миром детей, не пытаясь понять его. А

ребенок

между

тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и

оценить его; фразы, неосторожно произнесенные

в

присутствии

малыша,

подхватываются им,

по-своему

истолковываются

и

создают

определенную картину

мира,

которая

надолго

сохранится в его воображении..."

Андре Моруа



В раздел образования