Автор: Бускина Елена Викторовна
Должность: заведующий кафедрой управления образованием, психологии и педагогики
Учебное заведение: МАОУ ДПО ИПК
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Модель подготовки резерва управленческих кадров для муниципальной системы образования"
Раздел: высшее образование
Модель подготовки резерва управленческих кадров
для муниципальной системы образования
Стратегия
развития
российского
образования изменяет
роль
директора, повышается степень его свободы и уровень ответственности. А
п о т о м у его
работа
рассматривается
как
труд
профессионально
подготовленного менеджера. Назначение педагогических работников без
сформированных
управленческих
компетентностей
становится
неэффективным
для
образовательной
организации.
В
связи
с
этим
возникла
необходимость
целенаправленной
подготовки
резерва
управленческих кадров.
Средством
подготовки
слушателей
является
содержание,
обеспечивающее неразрывное органическое единство двух компонентов:
1)
ориентирующего
в
многообразии
теоретических
подходов
и
практик образования;
2) творчески-деятельностного.
Результатом подготовки являются сформированные управленческие
компетентности и готовность к выполнению управленческих функций на
креативном
уровне,
которые
обеспечивают
достойное
качество
образования детей.
Мы выделили ряд важнейших компетентностей, которыми должен
обладать современный руководитель, и их содержание:
предметная
управленческая (терминология
и
л е кс и к а
специальности,
теоретические
основы
функционирования
и
развития
организации, законодательство РФ в области образования, гражданского и
трудового права, государственная политика в сфере образования, основы
финансово-экономической
деятельности
и
управления
образовательной
организацией и др.);
методическая (методы и средства системного анализа показателей
деятельности образовательной организации, маркетинговые исследования,
разработка
программы
развития
образовательной
организации,
проведение
опытно-экспериментальной
и
исследовательской
работы;
уметь
систематизировать
и
обобщать
большой
объем
информации,
редактировать, реферировать, рецензировать тексты и др.);
технологическая (анализировать
внутренние
возможности
образовательной
организации,
разрабатывать
стратегию
и
тактику
развития
организации,
составлять
учебно-методические
и
нормативно-
правовые
документы,
готовить
справки
и
обзоры
по
вопросам
профессиональной
деятельности,
управлять
образовательной
и
финансово-экономической
деятельностью,
мотивировать
персонал
на
профессиональный рост, использовать ИКТ в решении управленческих
задач,
обеспечивать
безопасность
жизнедеятельности
образовательной
организации,
управлять
инновационной
деятельностью,
осуществлять
мониторинг
необходимых
показателей,
осуществлять
подготовку
образовательной организации к лицензированию и аккредитации);
психологическая
личностная
(методы
психолого-педагогической
диагностики,
средства
предупреждения
и
разрешения
конфликтов
в
коллективе,
методы
и
стили
эффективного
управления
персоналом,
методы
создания
и
поддержания
благоприятного
морально-психологи-
ческого
климата
в
коллективе;
уметь
аргументировать
при
разборе
стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности);
м е н ед ж е р с к а я (уметь
составлять
системное
опис ание
образовательной организации, разрабатывать и обосновывать варианты
эффективных хозяйственных решений, критически оценивать тенденции
развития
объектов
в
сфере
профессиональной
деятельно сти,
прогнозировать
и
оценивать
влияние
внешних
условий,
вычленять
проблемы и находить эффективные пути их решения, оценивать качество
деятельности
образовательной
организации
и
определять
средства
его
совершенствования,
принимать
управленче ские
решения
и
прогнозировать их последствия, обеспечивать социальное партнерство с
различными общественными и государственными организациями) [1, 2, 3].
Формирование
и
развитие
перечисленных
компетентностей
было
заложено в муниципальном проекте «Подготовка резерва руководящих
кадров
в
рамках
инициативы
«Наша
новая
школа»
(2011-2014
гг.),
разработку и научно-методическое сопровождение которого осуществляла
кафедра управления образованием, психологии и педагогики МАОУ ДПО
ИПК
г.Новокузнецка.
В
настоящее
время
проект
переведен
в
режим
функционирования.
Списочный
состав
резерва
управленческих
кадров
составляется
ежегодно
по
итогам
годичной
работы
и
полученного
рейтинга претендентов, которые подавали заявки по своей инициативе или
по
инициативе
образовательной
организации
по
месту
работы
педагогического работника.
Представим
модель
формирования
и
развития
управленческих
профессиональных
компетентностей
резерва
руководителей
в
нашей
муниципальной системе образования.
Формирование
выше
перечисленных
ко м п е т е н т н о с т е й
осуществляется
в
образовательных
организациях
дополнительного
образования, а также через самообразование и практическую деятельность
в
межкурсовой
период.
Эту
образовательную
деятельность
можно
структурировать по следующим направлениям.
Первое
направление
–
профессиональная
переподготовка
по
программе «Менеджмент в образовании», в процессе которой слушатели
приобретают
необходимые
знания
и
умения
в
области
управления
образованием.
Итогом
является
получение
слушателем
диплома
о
профессиональной переподготовке, который дает право на выполнение
нового вида профессиональной деятельности.
Второе
направление
–
повышение
квалификации
в
процессе
курсовой подготовки, где содержание ориентировано на реальную работу
слушателей
в
тех
образовательных
организациях
(дошкольных
образовательных
организациях,
общеобразовательных
организациях,
организациях дополнительного образования), в которых они работают.
Третье
направление
–
практикоориентированные
семинары.
Происходит
углубление
знаний
и
совершенствование
умений
через
систему информационных, методических и проектировочных семинаров
по актуальным вопросам управления образовательной организацией. Как
правило,
выбор
темы
обусловлен
затруднениями
руководителей,
связанными
с
появлением
новых
нормативно-правовых
документов
в
сфере образования, и нововведениям.
Четвертое
направление
–
привлечение
претендентов
на
управленческие должности к практической деятельности по разработке
стратегических
и
тактических
документов,
проведению
социально
значимых педагогических мероприятий разного уровня.
Пятое
направление
–
профессиональный
конкурс
в
резерв
руководящих
кадров
более
высокого
уровня
управления
в
структуре
образовательной
организации
или
муниципального
образования,
включающий демонстрацию приобретенных знаний в сфере управления
образованием
и
умение
их
применения
в
типичных
и
нетипичных
ситуациях. При этом ведется подготовка к конкурсу и сопровождение
конкурсантов:
консультирование,
разбор
сложных
управленческих
ситуаций, анализ выполненных практических заданий, рецензирование
составленных документов и т.д.
П р е д л а г а е м
к р а т к у ю а н н о т а ц и ю дополнительной
п р о ф ес с и о н а л ь н о й программы
«Развитие
упр а в л ен ческо г о
потенциала», объем которой составляет 72 часа [4].
Содержание данной программы учитывает требования, указанные в
квалификационном справочнике по должности «руководитель».
Слушатели
познакомятся с
теорией
управления
образовательной
организацией, управлением развитием образовательной организации на
основе
инновационных
проектов, психологией
управления,
основами
управления персоналом, деловыми коммуникациями. Теоретическая часть
данной дополнительной профессиональной программы имеет небольшой
объем,
акцентируя
внимание
слушателей
на
ключевых
составляющих
управления. Большая часть содержания отрабатывается на практических
занятиях в ходе деловых игр, решения ситуационных задач и проблемных
вопросов,
взятых
из
реальной
деятельности
муниципальной
системы
образования.
Развитие
управленческих
компетенций слушателей
происходит также в результате обмена знаниями и опытом управления в
образовательных организациях.
Цель реализации дополнительной профессиональной программы:
развитие управленческого потенциала и профессиональных компетенций
по управлению образовательными организациями.
Планируемые
результаты
обучения
ориентированы
на
выполнение
трудовой функции «Управление организацией и ее развитием».
Программа построена по модульной структуре, реализация каждого
модуля
готовит
слушателей
к
выполнению
определенных
трудовых
действий.
Перечислим основные трудовые действия, которые в зависимости от
исходного
уровня
готовности
и
занимаемой
должности
формируются
(развиваются
или
совершенствуются)
у
слушателя
курсов
повышения
квалификации.
1.
Модуль
«Психология
управления»:
обеспечение
эффективного
управления образовательной организацией с учетом теории психологии
управления персоналом.
2.
Модуль
«Управление
образовательной
организацией»:
обеспечение
эффективной работы образовательной организации и ее развития на
основе планирования, организации, руководства, контроля и принятия
управленческих решений.
3.
Модуль «Деловая коммуникация»: обеспечение деловой коммуникации
в образовательной организации и внешнем окружении.
4.
Модуль
«Управление
персоналом»: повышение
эффективности
управления
персоналом
в
образовательной
организации,
мотивация
трудовой деятельности персонала.
5.
Модуль
«Управление
развитием
образовательной
организации»:
определение стратегии развития организации, обеспечение разработки
инновационного проекта и управление его реализацией.
Оценка
качества
освоения
слушателями
дополнительной
профессиональной программы осуществляется в рамках промежуточной
аттестации
по
каждому
модулю
и
итоговой
аттестации.
На
занятиях
контроля по модулям присутствуют специалист комитета образования и
науки администрации г.Новокузнецка, заведующий кафедрой управления
образованием,
психологии
и
педагогики,
2
преподавателя
этой
дополнительной профессиональной программы.
В составе итоговой аттестационной комиссии председатель и один из
специалистов
комитета
образования
и
науки
администрации
г.Новокузнецка, ректор, проректоры по учебной и научно-методической
работе, заведующий кафедрой управления образованием, психологии и
педагогики, все преподаватели этой дополнительной профессиональной
программы.
Итоговая
аттестация
проводится
в
форме
зачета,
включает
собеседование (вопросы в рамках круглого стола, ответы по конкретным
ситуациям
или
жалобам)
и
публичную
презентацию
перспективного
планирования своей управленческой карьеры. Слушатели делятся на 2
произвольные группы. Одна группа идет на собеседование, а другая – в
отдельной
аудитории
готовит
презентацию.
Через
регламентированное
время группы меняются местами.
Вопросы собеседования в рамках
круглого стола «Современный
руководитель образовательной организации»
1 группа:
Какие
изменения
с
Вашей
точки
зрения
являются
наиболее
значимыми
для
системы
образования?
Как
эти
изменения
повлияли на Ваши профессиональные цели?
Прогнозируем эволюцию должности директора. Как изменения в
системе образования изменят должность директора через 15-20
лет?
В
чем
выражается
индивидуальность
образовательной
организации?
Что
должно
быть
результатом
обучения
кадрового
резерва
руководителей?
Каким образом необходимо формировать группы для обучения
резерва руководящих кадров? На каких принципах осуществлять
набор резерва?
Как
Вы,
руководители,
будете
контролировать
качество
повышения квалификации педагогов, прошедших курсы?
2 группа:
Каковы приоритеты образования в ближайшие 2-3года?
Каким
должен
быть
современный
директор
образовательной
организации?
Какую систему работы с родителями Вы будете выстраивать в
образовательной организации?
Какова
современная
образовательная
организация
в
Вашем
представлении?
Что
нужно
изменить
в
Вашей
образовательной
организации
и
какими средствами?
Как Вы будете стимулировать педагогов к внедрению полученного
содержания курсов повышения квалификации?
Вопросы для публичной презентации перспективного планирования
своей управленческой карьеры
Какую
должность
я
хочу
занять
в
системе
образования
города
(директор, заместитель директора по УВР, ВР, БЖ, свой вариант)?
Аргументируйте свой выбор.
В
какой
организации
хочу
работать
(школа,
дошкольная
образовательная
организация,
организация
дополнительного
образования, администрация города, свой вариант)? Аргументируйте
свой выбор.
Что
я
хочу
и
могу
сделать
в
этой
должности
в
данной
образовательной организации?
Критерии оценивания
Оценивание:
итоговая
оценка
выставляется
в
журнал
курсовой
подготовки и в удостоверение как средний балл за 2 формы контроля по
системе «зачтено» и «не зачтено».
Критерии оценки:
«зачтено»
выставляется слушателю в том случае, если правильно
обосновывается
актуальность
рассматриваемой
проблематики
для
образовательной
организации; тема раскрывается системно, с опорой на
соответствующие
теоретические
положения,
правильно
используется
терминология
и
стратегия образования;
применяются
теоретические
положения
для
решения
практических
вопросов;
л о г и ч н о
и
аргументированно
излагается
сущность
проблемы,
практические
материалы, выводы;
«не
зачтено»
выставляется
слушателю
в
том
случае,
если тема
раскрыта
не
системно
или
не
раскрыта
вообще,
нет
опоры
на
соответствующие
теоретические
положения
или
они
использованы
неграмотно,
используется
устаревшая
терминология
и
не
учитывается
стратегия
образования;
не
применяются
теоретические
положения
для
решения
практических
вопросов;
нелогично
выстроен
ответ,
нет
аргументов к решению проблемы, практические материалы не привлечены
в процессе ответа, нет выводов.
Члены комиссии промежуточного и итогового контроля на основе
наблюдений
за
слушателями
в
процессе
их
индивидуальной
и
коллективной
работы
заполняют
бланки,
в
которых
обозначены
определенные показатели сформированности компетентностей.
В
конечном
итоге
составляется
рейтинг
слушателей,
на
основе
которого претендентам на руководящие должности председатель комитета
образования и науки администрации г.Новокузнецка предлагает вакантные
должности. Часть слушателей уже заняли руководящие должности или
получили повышение по должности в образовательной организации или
управленческой структуре муниципальной системы образования.
Литература
1.
Бускина,
Е.
В.
Подготовка
резерва
руководящих
кадров
по
вопросу
управления
качеством
образования
как
механизм
реализации
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Текст] /
Е. В. Бускина // «Муниципальная система оценки качества образования:
состояние,
проблемы,
перспективы»,
городская
научно-практическая
конференция
(2011
;
Новокузнецк).
Городская
научно-практическая
конференция
«Муниципальная
система
оценки
качества
образования:
состояние, проблемы, перспективы», 30 ноября 2011 г. : [материалы] / под
ред. Т. Н. Рагозиной, Н. П. Недоспасовой, Е. В. Бускиной. – Новокузнецк :
МАОУ ДПО ИПК, 2011. – С. 47-53. – ISBN 978-5-7291-0507-6.
2.
Бускина, Е. В. Формирование профессиональных компетентностей
в
процессе
подготовки
резерва
руководящих
кадров
[Текст]
/
Е.
В.
Бускина
//
«Актуальные
проблемы
неформального
повышения
квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений»,
всероссийская научно-практическая конференция (2012 ; Новокузнецк).
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы
неформального
повышения
квалификации
педагогов
и
руководителей
образовательных учреждений», 10-11 октября 2012 г. : [тезисы докладов] /
под ред. Н. И. Мисяковой, Н. П. Недоспасовой, Е. А. Нагрелли, Е. А.
Востриковой
;
[научное
редактирование
:
Н.
Е.
Касаткина,
В.
А.
Стародубцев]. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2012. – С. 11-13. – ISBN
978-5-7291-0515-1.
3.
Бускина,
Е.
В. Проблемы формирования резерва руководящих
кадров для реализации национальной образовательной инициативы «Наша
новая школа» и пути их решения [Текст] / Е. В. Бускина, Н. П. Недоспасова
// Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 4
(8). – С. 76-83. – ISBN 2220-3036.
4.
Развитие
управленческого
потенциала
:
дополнительная
профессиональная программа / авт.-сост. Е. В. Бускина. – Новокузнецк :
МАОУ ДПО ИПК, 2017. – 38 с. – (Современные направления содержания
образования взрослых).
Copy short URL
5.