Напоминание

"Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста (от 0 до 1 года)"


Автор: Матвеева Алла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ СО "Дом ребенка"
Населённый пункт: г.Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста (от 0 до 1 года)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста (от 0 до 1 года).

«Разве не тогда я приобретал всё то, чем я

теперь живу, и приобретал так много, так

быстро, что во всю остальную жизнь я не

приобрёл и одной сотой того.

От пятилетнего ребёнка (меня) до меня

только шаг. От новорожденного

до пятилетнего страшное расстояние».

Л. Н.Толстой.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физи -

ческого, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного раз -

вития детей.

Важнейший метод сенсорного воспитания - обучение в форме игр-занятий с дидактиче -

скими игрушками и материалом. Сенсорное развитие направленно на выработку у ребёнка

процессов восприятия и получение представлений о предметах и явлениях окружающего

мира. Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его

кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но всё это предпосыл-

ки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно и расчленено воспри-

нимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспита-

ние.

Я работаю с детьми первого года жизни и веду работу по обогащению сенсорного

опыта у детей раннего возраста.

От развития в раннем возрасте мелкой моторики рук зависит успешность умственного,

физического, эстетического воспитания детей, развивается речь. Поэтому я выбрала эту

объёмную тему для своей работы, в которой хочу показать — как от развития мелкой мо -

торики рук в раннем возрасте зависит всё дальнейшее развитие ребёнка.

Занятия планирую в соответствии с ПОПДО «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Основными задачами воспитания и раз-

вития детей первого года жизни являются:

Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое

развитие.

Поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка.

Способствовать своевременному формированию общих движений и движений

руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреждать усталость ребенка.

Формировать зрительные и слуховые ориентировки. Обогащать сенсорный опыт.

Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительную ра-

боту по овладению активной речью.

Поощрять попытки детей включаться в процесс самообслуживания. Поддерживать

эмоциональную отзывчивость детей, доброжелательное отношение к близким лю-

дям.

Пробуждать интерес к игрушкам, картинкам, музыке, пению; поддерживать актив-

ность ребенка при выполнении простейших плясовых движений.

Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений,

систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

На занятиях использую различные дидактические пособия: пирамидки, кубики «По-

чтовый ящик», матрешки, втыкалочки, вкладыши, звучащие игрушки, шнуровка, молния,

материал для тактильных восприятий (мех,ворс и т.д.)

Распределяю материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложно-

му. От занятия к занятию я усложняю требования. К каждому ребёнку подхожу индивиду-

1

ально, учитывая уровень нервно – психического развития каждого ребенка. Коррекцион-

ную работу с детьми веду совместно со специалистами учреждения.

Виды работы по сенсорному воспитанию: игра, занятие, прогулка, индивидуальное за-

нятие, режимные моменты, самостоятельная деятельность, дидактические игры.

С рождения до 3 месяцев детям я делаю лёгкий массаж рук, пальцев кисти, т.к. специали-

стами доказано, что ежедневный массаж кисти и пальцевые упражнения ускоряют овладе-

ние навыками речи. Как сказал И.Кант - «Рука — это вышедший наружу мозг человека».

В период раннего детства особенно важна организация предметной среды. Первые зна -

ния об окружающем мире складываются у ребёнка в процессе освоения им близлежащего

пространства (манеж, групповая комната, детская площадка и т.д.) Уже с 1,5-2 месяцев на

время бодрствования малышей я выкладываю в манеж. Подвешиваю игрушки к манежу,

для 3-4 месячных детей использую подвесные устройства, позволяющие детям захватить

предмет руками и подтянуть к себе, ударить одной игрушкой о другую. Игрушки для

рассматривания детям 2-2,5мес. я подвешиваю на расстоянии не менее 50 см. над грудью,

подвешиваю так, чтобы ребёнок, выпрямляя руки, мог легко дотронуться до игрушки, а за-

тем схватить их.

Игрушки подбираю яркие - красные, оранжевые, белые, жёлтые и т.д., и нежных, по-

стельных тонов - розовые, голубые, салатные и т.п., что развивает у детей цветовосприя-

тие. Не показываю ребёнку более 2-3 предметов разного цвета, чтобы не утомлять органы

зрения. Подбирая дидактический материал, я стремлюсь к одинаковой насыщенности цве-

та. Так же я использую игрушки хроматических цветов (чёрную собачку, серенькую ко -

шечку, беленького зайку).

Правильно подобранные по цвету, по форме, величине дидактические пособия несут в

себе большой эмоциональный заряд.

В группе раннего возраста (первого года жизни) не может быть ничего случайного: подбор

игрушек, размещение мебели, манежей, оформление группы - всё это мы продумываем и

организовываем.

Ребёнок не может долго бодрствовать, не может сам себя занять, поэтому я организовываю

его режим, провожу занятия по развитию мелкой моторики рук, конструирование, по раз -

витию речи. А самое главное в этом возрасте — создаю детям радостное настроение, по-

ложительные эмоции.

С детьми 1,5-2месяцев я провожу занятия, которые развивают движения рук, например:

1) Захватывание низко подвешенных погремушек - ставлю задачу - стимулировать у ребён-

ка стремление рассматривать и захватывать игрушку. Повторяю игру в течение дня 2-3

раза.

2) Показ двух одинаковых игрушек с изменением расстояния между ними - упражняю де-

тей в активном прослеживании движений предметов.

Провожу игры - занятия, развивающие зрительные восприятия: «Ой люли - люлюшеньки»

- напевая песенку я то приближаю, то отдаляю своё лицо. Развиваю у детей слуховые вос-

приятия с помощью таких игр: «Бубенчики», «Котенька» - добиваюсь, чтобы ребёнок при -

слушивался к звучанию предметов и моему голосу.

Одними из основных игр-занятий в этом возрасте я считаю игры, способствующие разви-

тию взаимодействия между ребёнком и взрослым. Такие, например, «Носик к носику»,

« Как у нашей птички», при этом я стимулирую положительные эмоции у детей, взаимо-

связь со взрослым, что очень важно для сенсорного развития.

С детьми 3 месяцев организую такие игры. «Наталкивание на низко подвешенные ленты

и их захватывание» - при этом я развиваю согласованные действия руки и глаза. Если

ребёнок не захватывает ленту сам, то я прикасаюсь к тыльной стороне ладошки и подношу

ленту в тот момент, когда малыш разожмёт кулачок. Игру сопровождаю неторопливым,

спокойным голосом, поощряю, ласково поглаживаю малыша, добиваюсь ответной улыбки.

Так же учу детей схватывать предметы разной величины — упражняю в приспособле-

нии движений руки к величине схватываемого предмета. Использую большие и маленькие

2

кольца от пирамидки ( диаметром 4-5 и З см.), толщина колец 0,5-1,5см.

С 3 месяцев у ребёнка начинается период сенсорной активности, но действия носят слу -

чайный характер и выполняются без целенаправленного волевого усилия. И моей главной

задачей является дальнейшее развитие этой сенсорной активности. В этот период ребёнок

впервые познаёт объективные свойства предметов: тяжесть, протяжённость, их положение

в пространстве, звуковые свойства.

Для развития слухового восприятия я провожу игры с предметами, издающие звуки (ко-

локольчик, металлофон, бубен, погремушка). Использую такие игры, как «Бубен с лента-

ми», « Шуршащая бумага», «Высокие и низкие звуки». Также я читаю детям потешки с

разной интонацией голоса.

В 3 месяца ребёнок уже радуется, улыбается при виде знакомых игрушек, появляется

«комплекс оживления».

Дети 4 -5 месяцев начинают проявлять «исследовательский» интерес ко всему окружаю-

щему. Они не только рассматривают предметы, но и пытаются «обследовать» их всеми до-

ступными способами: дотронутся, ударить, пощупать, захватить рукой, толкнуть ногой,

лизнуть, захватить ртом.

Продолжаю развивать движения рук с помощью таких игр: «Ощупываем лицо»- изучаем

своё и моё лицо, называя то, до чего дотрагиваемся. «Погладим пальчик»- учу схватывать

пальчики своих ног. «Вот колечко» (использую зубное кольцо) — учу ребёнка ощупывать

кольцо, потянуть его в рот, захватить и удерживать его над грудью. При этом я формирую

зрительную и моторную координацию.

Учу детей схватывать предметы круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной фор-

мы. Слежу, чтобы ребёнок, знакомясь с предметами, активно обследовал их руками, паль -

чиками, добиваюсь раскрытия кулачка.

С 5 месяцев я рассматриваю с детьми декоративное панно - ставлю задачу - обогатить

ребёнка

впечатлениями

при

рассматривании

яркого,

живописного

изображения

(жо-

стовский поднос). Решаю сразу несколько задач с ребёнком - это и эстетическую, и физи -

ческую, и речевую, и конечно сенсорную задачу.

В 5 месяцев ребёнок уже долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь ладонями

выпрямленных рук. Эти умения я использую для развития исследовательских, ощупываю -

щих движений рук. Для этого я изготовила набор полосок из материалов с разными

тактильными поверхностями. При этом я развиваю память, познавательную активность,

мышление и внимание. Для сенсорного развития я использую подушечки с плоскими при -

шитыми пуговицами: овальные, круглые, квадратные, большие и маленькие. Все действия

детей с игрушками, пособиями я строго контролирую.

Развиваю у детей голосовые реакции - певучие гласные (гуленье). Пропеваю слоги: ма-ма-

ма; па-па-па, ба-ба-ба - стимулирую первые слоги лепета. Также использую игры с зерка -

лом.

С детьми 6-7 месяцев продолжаю развивать и корректировать активные движения рук,

подползание, а затем ползание с ориентировкой на предметы.

Для накопления зрительного, осязательного опыта, совершенствования движений рук

при схватывании предметов разной величины провожу занятия с гирляндой из больших и

маленьких колец. Я пришла к выводу, что именно комплекс игрушек, соединённых между

собой даёт ребёнку возможность получать разнообразные впечатления, способствующие

накоплению сенсорного опыта. С детьми этого возраста провожу занятия, позволяющие

активизировать движения большого пальца, предлагаю игрушки, имеющие ручку для за-

хвата. Провожу игры: «Поролоновые шары» - учу детей захватывать разноцветные поро-

лоновые шарики, находящиеся над грудью на расстоянии 20-30-см. «Где наш носочек?» -

яркий носочек надеваю на руку ребёнка и помогаю схватить ребёнку носочек другой ру -

кой, учу дотягиваться до своей руки.

На 7-8 месяце малыши начинают выполнять не только движения схватывания, но и про-

талкивания, вкладывания, выкладывания, подтягивания, перекладывания и т.д. Для этого я

3

использую игрушки - вкладыши: матрёшки, бочата, цветные колпачки и т.д.

Во время решения задач сенсорного развития с детьми я также решаю и речевую задачу

(развиваю способность понимать речь взрослого: вслушиваться в произносимые звуки,

слова, различать интонацию голоса, устанавливать связь между словом и предметом, по

слову взрослого находить взглядом близкого человека, находить предмет, стоящий в одном

месте («Где собачка?»)), и задачи физического воспитания (учу ползать, привлекая игруш -

кой).

Для снятия уровня психо-эмоционального напряжения я широко использую «сухой бас-

сейн», который удовлетворяет потребность ребёнка в гармоничных движениях, стимули-

рует его поисковую активность. Использование «сухого бассейна» хорошо снижает двига-

тельный тонус, корректирует уровень тревожности, агрессивности. В «бассейне» я иг-

раю, например, в игру «Море шариков», «Весёлые лодочки», даю детям самостоятельно

побарахтаться, что укрепляет мышцы рук и ног, уточняю цвет шариков, дети берут шарики

руками, т.е. продолжаем решать сенсорные задачи.

Продолжаю совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции, побу-

ждаю к активному подражанию действиям взрослого при выявлении звуковых свойств

предметов: раскачать, встряхнуть, сжать (использую резиновые игрушки-пищалки).

Ребёнка очень привлекают звучащие разноцветные игрушки.

В 9 месяцев продолжаю совершенствовать ориентировочно-исследовательскую деятель-

ность. Учу выполнять более точные движения с хорошо знакомыми игрушками. Учу вы -

полнять цепь последовательных действий (выкладывание и вкладывание).

Продолжаю совершенствовать мелкую моторику пальцев обеих рук, активизирую пози-

цию большого пальца, при схватывании мелких предметов и предметов конической фор -

мы, закрепляю опыт действия с полыми и наполненными предметами.

На 10 месяце учу выполнять в более сложном варианте все виды соотнесений предме-

тов, в частности с целым предметом и его разъединение на части (снятие колец со стерж -

ня, снятие втулок с ленточки) и с помощью взрослого выполнять составление из частей

целого предмета (например, складывание в коробку кубиков, шариков).

Продолжаю

учить детей выполнять последовательно цепь однотипных действий, выделять предметы

из группы одинаковых. Я показываю, как снять кольцо со стержня, затем ребёнок самосто -

ятельно играет. Продолжаю проводить игры-занятия, развивающие слуховое восприятие:

«Колокольчики-бубенчики», «Откуда доносится музыка?» и т.д.

Всё, что я делаю, показываю - я подкрепляю словом, поэтому ребёнок получает не только

зрительные впечатления, но и улавливает их на слух. Во время игр-занятий по сенсорике я

решаю и речевую задачу — развиваю лепет, подражание простым словам (да, ма, па). Учу

подражать новым звукосочетаниям (ля-ля, да-да), по моему слову выполнять определён-

ные движения - «Дай ручку», «Ладушки», «До свидания». Также продолжаю закреплять

умение в поиске названного предмета - «Где мячик?», «Дай колечко». Развиваю и поддер -

живаю стремление детей вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми в играх:

«Идёт коза рогатая», «Догоню-догоню», «Сорока-белобока», «Прятки». Каждый раз я по-

буждаю ребёнка к активной речи: «Дай! На! Иди!» и т.п.

Во время проведения режимных процессов, культурно-гигиенических процедур я стара-

юсь всегда решать вопросы сенсорного воспитания.

С 10 месяцев знакомлю детей с цветом, при этом ставлю задачу - накопление у детей

цветовых впечатлений и закрепление элементарных действий с предметами. Например, в

игре « Перекладываем овощи и фрукты»- из корзинки в коробку, рассматривая, ощупывая

их, обязательно называю всё, что берёт ребёнок — эта игра знакомит не только с цветом,

но и с названиями овощей.

Основной упор в своей работе я делаю на развитие движения рук детей и поэтому про -

вожу много занятий на эту тему. Детям очень нравится играть с тёплым тестом, Беру

пластмассовый шарик, показываю его детям и прячу его в тесте, предлагаю найти шарик в

тесте. Детям очень нравится месить тесто, шлёпать по нему руками, при этом они много

4

раз сжимают и разжимают кулачки, что очень важно для развития моторики рук, укрепля-

ются мышцы рук. Провожу игру «Блины» - поглаживая ладошки и надавливая на поду-

шечки пальцев, я читаю стишки, создавая радостное настроение, вызывая положительные

эмоции.

Во время игр и занятий я стараюсь говорить спокойно, размеренно, немногословно, чтобы

ребёнок мог осмыслить услышанное. Я использую как полное слово, так и облегчённое:

«Самолёт, ту-у-у! Мяч упал, бах!». Расширяю запас понимаемых слов: бери, погладь, возь -

ми, сядь, держи и т.д. Учу понимать слова: нельзя, хорошо, плохо. Также закрепляю уме -

ние по слову взрослого находить из 5-7 знакомых игрушек одну (куклу, мишку, кошку).

Учу использовать предметы по назначению (ложку - для еды, расчёску - для причёсыва-

ния, куколку — для баюканья).

Знакомлю детей с величиной предметов (ведёрки с крышкой, а в них кубики; в большом

ведёрке - большие, а в маленьком — маленькие). Рассматриваем, отмечаем величину, срав -

ниваем. Самое главное, чтобы ребёнок при захватывании игрушек раскрывал ладонь соот -

ветственно их величине.

Продолжаю развивать слуховые восприятия. Во время музыкальных игр с куклой по-

буждаю подражать певческим интонациям взрослого (а-а-а), самостоятельно прихло-

пывать в ладоши, помахивать рукой, ударять в бубен.

Учу узнавать знакомые предметы на картинке. Широко использую игры с зеркалом: делаю

гримасы, улыбаемся, разговариваем, рассматриваем лицо ребёнка (находим глазки, носик,

ушки у себя и у меня). Развиваю мимику, мышцы лица.

В 11-12 месяцев я продолжаю обогащать сенсорный опыт детей. У детей к концу года ста -

раюсь сформировать одну из сложных мыслительных операций — обобщение. Например,

ребёнок наблюдал, как можно уложить куклу спать, а спустя некоторое время он по соб -

ственной инициативе укладывает то куклу, то кошку, но этому предшествовала большая

работа воспитателя и ребёнка.

Продолжаю учить двухактным действиям с предметами: снимать и надевать на стержень

пирамидки кольца, выкладывать и вкладывать предметы, рассоединять и соединять. Разви-

ваю координацию движений рук под зрительным контролем. Развиваю ориентировочную

активность: ожидание, поиск, предположение (петрушка пришёл и вдруг ушёл, потом

вновь появился). Продолжаю совершенствовать все виды восприятия (слуховые, зритель-

ные) - провожу игру «Чудесный мешочек». Развиваю осязание и тактильную чувствитель-

ность, подбирая предметы разной формы и величины. Все свои действия я комментирую:

мягкий, пушистый, твёрдый, большой, тяжёлый и т.д.

Я заметила, что детям нравится наполнять ведёрки, коробочки, сумки разными предмета-

ми, подолгу носить их, поднимать над головой. И поэтому я решила знакомить детей с ве -

сом. Знакомство с весом я провожу в игровой форме (например, игры «Принеси мне су-

мочку», «Найди мяч» - ребёнок держит в одной руке тяжёлый, в другой - лёгкий мяч и

нужно отдать Тане тяжёлый мяч). Организуя игры с водой, я также знакомлю с весом -

дети наблюдали, что одни шарики тонут, а другие нет, потому что они тяжёлые.

По мере того, как у ребёнка развивается мелкая моторика, он начинает усиленно овладе -

вать речью, он не только различает предметы, но и называет их. И чтобы дети успешнее

овладели этим умением, я стараюсь интересно демонстрировать собственную заинтересо -

ванность в этом процессе. Всем детям данного возраста доступны действия на группиров -

ку или сортировку одинаковых предметов, отличающихся только одним каким-либо при-

знаком: или цветом, или формой, или величиной.

Особое значение в развитии сенсорных способностей у детей первого года жизни я уде -

ляю пальчиковой гимнастике. Восточные медики установили, что массаж большого паль-

ца повышает функциональную активность мозга, указательного — оказывает благотвор-

ное влияние на состояние желудка; среднего - на кишечник; безымянного на печень и поч -

ки, мизинца - на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздей -

ствует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка, что очень важно для моих воспитан-

5

ников с ослабленным здоровьем.

Подборку занятий, их интенсивность, количество и степень сложности варьирую в зави-

симости от индивидуальных особенностей детей. В своей работе использую основной

принцип дидактики: от простого к сложному. Все упражнения делаю в медленном темпе,

сопровождаю показом и чётким произнесением текста. Провожу, например, такие упраж-

нения: «Ты утёнок не пищи, лучше маму поищи» - сжимание и разжимание пальцев рук.,

«Замочек», «Заборчик», «Пальчик- мальчик, где ты был?» и т. д. Пальчиковую гимнастику

я стараюсь использовать во всех режимных процессах (умывание, на прогулке, перед и в

ходе подвижной игры, перед обедом и т. д.), что способствует качественному сенсорному

воспитанию.

Практика показала, что одно занятие необходимо повторять от 2х до 4 раз. Обычно

желаемый результат я получаю после второго, а иногда третьего повторения. С детьми, ко-

торые продолжают испытывать затруднения, я провожу индивидуальную работу. Наблю-

дая за детьми, я вижу, что в самостоятельной деятельности, дети повторяют какое-нибудь

действие, движение, усвоенное на занятии. Например, качают куклу, строят башенку, за-

тем её ломают и снова строят. Я заметила, что дети занимаются охотно и с удовольствием,

если всё, что я им показываю, не всегда ново для них, но обязательно имеет привлекатель -

ный вид: картинки — цветные, игрушки целые, не сломанные, кирпичики, кубики, шарики

— чистые, хорошо окрашенные. Большое значение имеет приветливые, весёлые интона -

ции, с которыми я обращаюсь к детям.

Я широко пользуюсь приёмами неожиданного появления каких-нибудь игрушек, внесени -

ем сюрпризного момента с детьми раннего возраста. Свои умения я направляю на то, что -

бы занятия носили эмоциональный характер, вызывали живой интерес у детей.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путём

наглядно - чувственного накопления опыта: они смотрят на них, берут в руки, щупают, так

или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я использую на заня-

тии приёмы наглядности.

Я считаю важным методом для развития и воспитания сенсорной культуры систематич-

ность. При постоянной работе дети начинают пытливо вглядываться в окружающий мир.

Формирую мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитываю лю-

бовь к природе, бережное отношение к ней.

На своём опыте я хорошо усвоила, что занятия должны создавать хорошее настроение,

доставлять удовольствие детям. Ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется

своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать самому.

Эта радость — залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет

важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребёнка.

6



В раздел образования