Автор: Матвеева Алла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ СО "Дом ребенка"
Населённый пункт: г.Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста (от 0 до 1 года)"
Раздел: дошкольное образование
Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста (от 0 до 1 года).
«Разве не тогда я приобретал всё то, чем я
теперь живу, и приобретал так много, так
быстро, что во всю остальную жизнь я не
приобрёл и одной сотой того.
От пятилетнего ребёнка (меня) до меня
только шаг. От новорожденного
до пятилетнего страшное расстояние».
Л. Н.Толстой.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира. Успешность умственного, физи -
ческого, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного раз -
вития детей.
Важнейший метод сенсорного воспитания - обучение в форме игр-занятий с дидактиче -
скими игрушками и материалом. Сенсорное развитие направленно на выработку у ребёнка
процессов восприятия и получение представлений о предметах и явлениях окружающего
мира. Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его
кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но всё это предпосыл-
ки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно и расчленено воспри-
нимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспита-
ние.
Я работаю с детьми первого года жизни и веду работу по обогащению сенсорного
опыта у детей раннего возраста.
От развития в раннем возрасте мелкой моторики рук зависит успешность умственного,
физического, эстетического воспитания детей, развивается речь. Поэтому я выбрала эту
объёмную тему для своей работы, в которой хочу показать — как от развития мелкой мо -
торики рук в раннем возрасте зависит всё дальнейшее развитие ребёнка.
Занятия планирую в соответствии с ПОПДО «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Основными задачами воспитания и раз-
вития детей первого года жизни являются:
Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое
развитие.
Поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка.
Способствовать своевременному формированию общих движений и движений
руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреждать усталость ребенка.
Формировать зрительные и слуховые ориентировки. Обогащать сенсорный опыт.
Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительную ра-
боту по овладению активной речью.
Поощрять попытки детей включаться в процесс самообслуживания. Поддерживать
эмоциональную отзывчивость детей, доброжелательное отношение к близким лю-
дям.
Пробуждать интерес к игрушкам, картинкам, музыке, пению; поддерживать актив-
ность ребенка при выполнении простейших плясовых движений.
Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений,
систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
На занятиях использую различные дидактические пособия: пирамидки, кубики «По-
чтовый ящик», матрешки, втыкалочки, вкладыши, звучащие игрушки, шнуровка, молния,
материал для тактильных восприятий (мех,ворс и т.д.)
Распределяю материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложно-
му. От занятия к занятию я усложняю требования. К каждому ребёнку подхожу индивиду-
1
ально, учитывая уровень нервно – психического развития каждого ребенка. Коррекцион-
ную работу с детьми веду совместно со специалистами учреждения.
Виды работы по сенсорному воспитанию: игра, занятие, прогулка, индивидуальное за-
нятие, режимные моменты, самостоятельная деятельность, дидактические игры.
С рождения до 3 месяцев детям я делаю лёгкий массаж рук, пальцев кисти, т.к. специали-
стами доказано, что ежедневный массаж кисти и пальцевые упражнения ускоряют овладе-
ние навыками речи. Как сказал И.Кант - «Рука — это вышедший наружу мозг человека».
В период раннего детства особенно важна организация предметной среды. Первые зна -
ния об окружающем мире складываются у ребёнка в процессе освоения им близлежащего
пространства (манеж, групповая комната, детская площадка и т.д.) Уже с 1,5-2 месяцев на
время бодрствования малышей я выкладываю в манеж. Подвешиваю игрушки к манежу,
для 3-4 месячных детей использую подвесные устройства, позволяющие детям захватить
предмет руками и подтянуть к себе, ударить одной игрушкой о другую. Игрушки для
рассматривания детям 2-2,5мес. я подвешиваю на расстоянии не менее 50 см. над грудью,
подвешиваю так, чтобы ребёнок, выпрямляя руки, мог легко дотронуться до игрушки, а за-
тем схватить их.
Игрушки подбираю яркие - красные, оранжевые, белые, жёлтые и т.д., и нежных, по-
стельных тонов - розовые, голубые, салатные и т.п., что развивает у детей цветовосприя-
тие. Не показываю ребёнку более 2-3 предметов разного цвета, чтобы не утомлять органы
зрения. Подбирая дидактический материал, я стремлюсь к одинаковой насыщенности цве-
та. Так же я использую игрушки хроматических цветов (чёрную собачку, серенькую ко -
шечку, беленького зайку).
Правильно подобранные по цвету, по форме, величине дидактические пособия несут в
себе большой эмоциональный заряд.
В группе раннего возраста (первого года жизни) не может быть ничего случайного: подбор
игрушек, размещение мебели, манежей, оформление группы - всё это мы продумываем и
организовываем.
Ребёнок не может долго бодрствовать, не может сам себя занять, поэтому я организовываю
его режим, провожу занятия по развитию мелкой моторики рук, конструирование, по раз -
витию речи. А самое главное в этом возрасте — создаю детям радостное настроение, по-
ложительные эмоции.
С детьми 1,5-2месяцев я провожу занятия, которые развивают движения рук, например:
1) Захватывание низко подвешенных погремушек - ставлю задачу - стимулировать у ребён-
ка стремление рассматривать и захватывать игрушку. Повторяю игру в течение дня 2-3
раза.
2) Показ двух одинаковых игрушек с изменением расстояния между ними - упражняю де-
тей в активном прослеживании движений предметов.
Провожу игры - занятия, развивающие зрительные восприятия: «Ой люли - люлюшеньки»
- напевая песенку я то приближаю, то отдаляю своё лицо. Развиваю у детей слуховые вос-
приятия с помощью таких игр: «Бубенчики», «Котенька» - добиваюсь, чтобы ребёнок при -
слушивался к звучанию предметов и моему голосу.
Одними из основных игр-занятий в этом возрасте я считаю игры, способствующие разви-
тию взаимодействия между ребёнком и взрослым. Такие, например, «Носик к носику»,
« Как у нашей птички», при этом я стимулирую положительные эмоции у детей, взаимо-
связь со взрослым, что очень важно для сенсорного развития.
С детьми 3 месяцев организую такие игры. «Наталкивание на низко подвешенные ленты
и их захватывание» - при этом я развиваю согласованные действия руки и глаза. Если
ребёнок не захватывает ленту сам, то я прикасаюсь к тыльной стороне ладошки и подношу
ленту в тот момент, когда малыш разожмёт кулачок. Игру сопровождаю неторопливым,
спокойным голосом, поощряю, ласково поглаживаю малыша, добиваюсь ответной улыбки.
Так же учу детей схватывать предметы разной величины — упражняю в приспособле-
нии движений руки к величине схватываемого предмета. Использую большие и маленькие
2
кольца от пирамидки ( диаметром 4-5 и З см.), толщина колец 0,5-1,5см.
С 3 месяцев у ребёнка начинается период сенсорной активности, но действия носят слу -
чайный характер и выполняются без целенаправленного волевого усилия. И моей главной
задачей является дальнейшее развитие этой сенсорной активности. В этот период ребёнок
впервые познаёт объективные свойства предметов: тяжесть, протяжённость, их положение
в пространстве, звуковые свойства.
Для развития слухового восприятия я провожу игры с предметами, издающие звуки (ко-
локольчик, металлофон, бубен, погремушка). Использую такие игры, как «Бубен с лента-
ми», « Шуршащая бумага», «Высокие и низкие звуки». Также я читаю детям потешки с
разной интонацией голоса.
В 3 месяца ребёнок уже радуется, улыбается при виде знакомых игрушек, появляется
«комплекс оживления».
Дети 4 -5 месяцев начинают проявлять «исследовательский» интерес ко всему окружаю-
щему. Они не только рассматривают предметы, но и пытаются «обследовать» их всеми до-
ступными способами: дотронутся, ударить, пощупать, захватить рукой, толкнуть ногой,
лизнуть, захватить ртом.
Продолжаю развивать движения рук с помощью таких игр: «Ощупываем лицо»- изучаем
своё и моё лицо, называя то, до чего дотрагиваемся. «Погладим пальчик»- учу схватывать
пальчики своих ног. «Вот колечко» (использую зубное кольцо) — учу ребёнка ощупывать
кольцо, потянуть его в рот, захватить и удерживать его над грудью. При этом я формирую
зрительную и моторную координацию.
Учу детей схватывать предметы круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной фор-
мы. Слежу, чтобы ребёнок, знакомясь с предметами, активно обследовал их руками, паль -
чиками, добиваюсь раскрытия кулачка.
С 5 месяцев я рассматриваю с детьми декоративное панно - ставлю задачу - обогатить
ребёнка
впечатлениями
при
рассматривании
яркого,
живописного
изображения
(жо-
стовский поднос). Решаю сразу несколько задач с ребёнком - это и эстетическую, и физи -
ческую, и речевую, и конечно сенсорную задачу.
В 5 месяцев ребёнок уже долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь ладонями
выпрямленных рук. Эти умения я использую для развития исследовательских, ощупываю -
щих движений рук. Для этого я изготовила набор полосок из материалов с разными
тактильными поверхностями. При этом я развиваю память, познавательную активность,
мышление и внимание. Для сенсорного развития я использую подушечки с плоскими при -
шитыми пуговицами: овальные, круглые, квадратные, большие и маленькие. Все действия
детей с игрушками, пособиями я строго контролирую.
Развиваю у детей голосовые реакции - певучие гласные (гуленье). Пропеваю слоги: ма-ма-
ма; па-па-па, ба-ба-ба - стимулирую первые слоги лепета. Также использую игры с зерка -
лом.
С детьми 6-7 месяцев продолжаю развивать и корректировать активные движения рук,
подползание, а затем ползание с ориентировкой на предметы.
Для накопления зрительного, осязательного опыта, совершенствования движений рук
при схватывании предметов разной величины провожу занятия с гирляндой из больших и
маленьких колец. Я пришла к выводу, что именно комплекс игрушек, соединённых между
собой даёт ребёнку возможность получать разнообразные впечатления, способствующие
накоплению сенсорного опыта. С детьми этого возраста провожу занятия, позволяющие
активизировать движения большого пальца, предлагаю игрушки, имеющие ручку для за-
хвата. Провожу игры: «Поролоновые шары» - учу детей захватывать разноцветные поро-
лоновые шарики, находящиеся над грудью на расстоянии 20-30-см. «Где наш носочек?» -
яркий носочек надеваю на руку ребёнка и помогаю схватить ребёнку носочек другой ру -
кой, учу дотягиваться до своей руки.
На 7-8 месяце малыши начинают выполнять не только движения схватывания, но и про-
талкивания, вкладывания, выкладывания, подтягивания, перекладывания и т.д. Для этого я
3
использую игрушки - вкладыши: матрёшки, бочата, цветные колпачки и т.д.
Во время решения задач сенсорного развития с детьми я также решаю и речевую задачу
(развиваю способность понимать речь взрослого: вслушиваться в произносимые звуки,
слова, различать интонацию голоса, устанавливать связь между словом и предметом, по
слову взрослого находить взглядом близкого человека, находить предмет, стоящий в одном
месте («Где собачка?»)), и задачи физического воспитания (учу ползать, привлекая игруш -
кой).
Для снятия уровня психо-эмоционального напряжения я широко использую «сухой бас-
сейн», который удовлетворяет потребность ребёнка в гармоничных движениях, стимули-
рует его поисковую активность. Использование «сухого бассейна» хорошо снижает двига-
тельный тонус, корректирует уровень тревожности, агрессивности. В «бассейне» я иг-
раю, например, в игру «Море шариков», «Весёлые лодочки», даю детям самостоятельно
побарахтаться, что укрепляет мышцы рук и ног, уточняю цвет шариков, дети берут шарики
руками, т.е. продолжаем решать сенсорные задачи.
Продолжаю совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции, побу-
ждаю к активному подражанию действиям взрослого при выявлении звуковых свойств
предметов: раскачать, встряхнуть, сжать (использую резиновые игрушки-пищалки).
Ребёнка очень привлекают звучащие разноцветные игрушки.
В 9 месяцев продолжаю совершенствовать ориентировочно-исследовательскую деятель-
ность. Учу выполнять более точные движения с хорошо знакомыми игрушками. Учу вы -
полнять цепь последовательных действий (выкладывание и вкладывание).
Продолжаю совершенствовать мелкую моторику пальцев обеих рук, активизирую пози-
цию большого пальца, при схватывании мелких предметов и предметов конической фор -
мы, закрепляю опыт действия с полыми и наполненными предметами.
На 10 месяце учу выполнять в более сложном варианте все виды соотнесений предме-
тов, в частности с целым предметом и его разъединение на части (снятие колец со стерж -
ня, снятие втулок с ленточки) и с помощью взрослого выполнять составление из частей
целого предмета (например, складывание в коробку кубиков, шариков).
Продолжаю
учить детей выполнять последовательно цепь однотипных действий, выделять предметы
из группы одинаковых. Я показываю, как снять кольцо со стержня, затем ребёнок самосто -
ятельно играет. Продолжаю проводить игры-занятия, развивающие слуховое восприятие:
«Колокольчики-бубенчики», «Откуда доносится музыка?» и т.д.
Всё, что я делаю, показываю - я подкрепляю словом, поэтому ребёнок получает не только
зрительные впечатления, но и улавливает их на слух. Во время игр-занятий по сенсорике я
решаю и речевую задачу — развиваю лепет, подражание простым словам (да, ма, па). Учу
подражать новым звукосочетаниям (ля-ля, да-да), по моему слову выполнять определён-
ные движения - «Дай ручку», «Ладушки», «До свидания». Также продолжаю закреплять
умение в поиске названного предмета - «Где мячик?», «Дай колечко». Развиваю и поддер -
живаю стремление детей вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми в играх:
«Идёт коза рогатая», «Догоню-догоню», «Сорока-белобока», «Прятки». Каждый раз я по-
буждаю ребёнка к активной речи: «Дай! На! Иди!» и т.п.
Во время проведения режимных процессов, культурно-гигиенических процедур я стара-
юсь всегда решать вопросы сенсорного воспитания.
С 10 месяцев знакомлю детей с цветом, при этом ставлю задачу - накопление у детей
цветовых впечатлений и закрепление элементарных действий с предметами. Например, в
игре « Перекладываем овощи и фрукты»- из корзинки в коробку, рассматривая, ощупывая
их, обязательно называю всё, что берёт ребёнок — эта игра знакомит не только с цветом,
но и с названиями овощей.
Основной упор в своей работе я делаю на развитие движения рук детей и поэтому про -
вожу много занятий на эту тему. Детям очень нравится играть с тёплым тестом, Беру
пластмассовый шарик, показываю его детям и прячу его в тесте, предлагаю найти шарик в
тесте. Детям очень нравится месить тесто, шлёпать по нему руками, при этом они много
4
раз сжимают и разжимают кулачки, что очень важно для развития моторики рук, укрепля-
ются мышцы рук. Провожу игру «Блины» - поглаживая ладошки и надавливая на поду-
шечки пальцев, я читаю стишки, создавая радостное настроение, вызывая положительные
эмоции.
Во время игр и занятий я стараюсь говорить спокойно, размеренно, немногословно, чтобы
ребёнок мог осмыслить услышанное. Я использую как полное слово, так и облегчённое:
«Самолёт, ту-у-у! Мяч упал, бах!». Расширяю запас понимаемых слов: бери, погладь, возь -
ми, сядь, держи и т.д. Учу понимать слова: нельзя, хорошо, плохо. Также закрепляю уме -
ние по слову взрослого находить из 5-7 знакомых игрушек одну (куклу, мишку, кошку).
Учу использовать предметы по назначению (ложку - для еды, расчёску - для причёсыва-
ния, куколку — для баюканья).
Знакомлю детей с величиной предметов (ведёрки с крышкой, а в них кубики; в большом
ведёрке - большие, а в маленьком — маленькие). Рассматриваем, отмечаем величину, срав -
ниваем. Самое главное, чтобы ребёнок при захватывании игрушек раскрывал ладонь соот -
ветственно их величине.
Продолжаю развивать слуховые восприятия. Во время музыкальных игр с куклой по-
буждаю подражать певческим интонациям взрослого (а-а-а), самостоятельно прихло-
пывать в ладоши, помахивать рукой, ударять в бубен.
Учу узнавать знакомые предметы на картинке. Широко использую игры с зеркалом: делаю
гримасы, улыбаемся, разговариваем, рассматриваем лицо ребёнка (находим глазки, носик,
ушки у себя и у меня). Развиваю мимику, мышцы лица.
В 11-12 месяцев я продолжаю обогащать сенсорный опыт детей. У детей к концу года ста -
раюсь сформировать одну из сложных мыслительных операций — обобщение. Например,
ребёнок наблюдал, как можно уложить куклу спать, а спустя некоторое время он по соб -
ственной инициативе укладывает то куклу, то кошку, но этому предшествовала большая
работа воспитателя и ребёнка.
Продолжаю учить двухактным действиям с предметами: снимать и надевать на стержень
пирамидки кольца, выкладывать и вкладывать предметы, рассоединять и соединять. Разви-
ваю координацию движений рук под зрительным контролем. Развиваю ориентировочную
активность: ожидание, поиск, предположение (петрушка пришёл и вдруг ушёл, потом
вновь появился). Продолжаю совершенствовать все виды восприятия (слуховые, зритель-
ные) - провожу игру «Чудесный мешочек». Развиваю осязание и тактильную чувствитель-
ность, подбирая предметы разной формы и величины. Все свои действия я комментирую:
мягкий, пушистый, твёрдый, большой, тяжёлый и т.д.
Я заметила, что детям нравится наполнять ведёрки, коробочки, сумки разными предмета-
ми, подолгу носить их, поднимать над головой. И поэтому я решила знакомить детей с ве -
сом. Знакомство с весом я провожу в игровой форме (например, игры «Принеси мне су-
мочку», «Найди мяч» - ребёнок держит в одной руке тяжёлый, в другой - лёгкий мяч и
нужно отдать Тане тяжёлый мяч). Организуя игры с водой, я также знакомлю с весом -
дети наблюдали, что одни шарики тонут, а другие нет, потому что они тяжёлые.
По мере того, как у ребёнка развивается мелкая моторика, он начинает усиленно овладе -
вать речью, он не только различает предметы, но и называет их. И чтобы дети успешнее
овладели этим умением, я стараюсь интересно демонстрировать собственную заинтересо -
ванность в этом процессе. Всем детям данного возраста доступны действия на группиров -
ку или сортировку одинаковых предметов, отличающихся только одним каким-либо при-
знаком: или цветом, или формой, или величиной.
Особое значение в развитии сенсорных способностей у детей первого года жизни я уде -
ляю пальчиковой гимнастике. Восточные медики установили, что массаж большого паль-
ца повышает функциональную активность мозга, указательного — оказывает благотвор-
ное влияние на состояние желудка; среднего - на кишечник; безымянного на печень и поч -
ки, мизинца - на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздей -
ствует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка, что очень важно для моих воспитан-
5
ников с ослабленным здоровьем.
Подборку занятий, их интенсивность, количество и степень сложности варьирую в зави-
симости от индивидуальных особенностей детей. В своей работе использую основной
принцип дидактики: от простого к сложному. Все упражнения делаю в медленном темпе,
сопровождаю показом и чётким произнесением текста. Провожу, например, такие упраж-
нения: «Ты утёнок не пищи, лучше маму поищи» - сжимание и разжимание пальцев рук.,
«Замочек», «Заборчик», «Пальчик- мальчик, где ты был?» и т. д. Пальчиковую гимнастику
я стараюсь использовать во всех режимных процессах (умывание, на прогулке, перед и в
ходе подвижной игры, перед обедом и т. д.), что способствует качественному сенсорному
воспитанию.
Практика показала, что одно занятие необходимо повторять от 2х до 4 раз. Обычно
желаемый результат я получаю после второго, а иногда третьего повторения. С детьми, ко-
торые продолжают испытывать затруднения, я провожу индивидуальную работу. Наблю-
дая за детьми, я вижу, что в самостоятельной деятельности, дети повторяют какое-нибудь
действие, движение, усвоенное на занятии. Например, качают куклу, строят башенку, за-
тем её ломают и снова строят. Я заметила, что дети занимаются охотно и с удовольствием,
если всё, что я им показываю, не всегда ново для них, но обязательно имеет привлекатель -
ный вид: картинки — цветные, игрушки целые, не сломанные, кирпичики, кубики, шарики
— чистые, хорошо окрашенные. Большое значение имеет приветливые, весёлые интона -
ции, с которыми я обращаюсь к детям.
Я широко пользуюсь приёмами неожиданного появления каких-нибудь игрушек, внесени -
ем сюрпризного момента с детьми раннего возраста. Свои умения я направляю на то, что -
бы занятия носили эмоциональный характер, вызывали живой интерес у детей.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путём
наглядно - чувственного накопления опыта: они смотрят на них, берут в руки, щупают, так
или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я использую на заня-
тии приёмы наглядности.
Я считаю важным методом для развития и воспитания сенсорной культуры систематич-
ность. При постоянной работе дети начинают пытливо вглядываться в окружающий мир.
Формирую мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитываю лю-
бовь к природе, бережное отношение к ней.
На своём опыте я хорошо усвоила, что занятия должны создавать хорошее настроение,
доставлять удовольствие детям. Ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется
своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать самому.
Эта радость — залог успешного развития детей на ступени раннего возраста. Она играет
важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребёнка.
6