Напоминание

"Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями воспитанников в контексте с ФГОС"


Автор: Тишина Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида Невского района Санкт- петербурга
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург, Невский район
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями воспитанников в контексте с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями

воспитанников в контексте с ФГОС

Тишина Анна Юрьевна - воспитатель

ГБДОУ № 23 детский сад комбинированного вида Невского района

Санкт - Петербург

В

соответствии

с

новым

законом «Об

образовании

в

Российской

Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным

учреждением

является

«взаимодействие

с

семьей

для

обеспечения

полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный

стандарт

дошкольного

образования

(ФГОСДО),

который

отвечает

новым

социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с

родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат

семьи,

родительские

запросы

и

степень

заинтересованности

родителей

деятельностью

ДОУ,

повышение

культуры

педагогической

грамотности

семьи.

Также

сформулированы и

требования

по

взаимодействию

Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов

дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с

семьёй,

а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям

(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их

физического и

психического

здоровья,

в

развитии

индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из

требований

к

психолого-педагогическим

условиям

является

требование

обеспечения

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования,

охраны

и

укрепления

здоровья

детей. Родители

(законные

представители)

должны

принимать

участие

в

разработке

части

образовательной

Программы

Организации,

формируемой

участниками

образовательных

отношений с

учётом образовательных

потребностей,

интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Новому тысячелетию нужна новая современная система образования,

которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества. Сегодня, как

отмечают

многие

ученые,

вместо

базового

образования,

служившего

человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется

«образование на всю жизнь».

Предъявляемые требования и социальный заказ ставят дошкольные

образовательные

учреждения

перед

необходимостью

работать

в

режиме

развития. Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного

учреждения

является

поиск

и

освоение

инноваций,

способствующих

качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

Внедрение

инноваций

в

работу

образовательного

учреждения

-

важнейшее

условие

совершенствования

и

реформирования

системы

дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который

развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на

более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении,

использованию

и

распространению

новшеств

(новых

методов,

методики,

технологии,

программы).

Развитие

ДОУ,

переход

в

новое

качественное

состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Сегодня

в

сфере

образования

выделяется

большое

число

инновации

различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и

малые

государственные

реформы,

внедряются

новшества

в

организацию,

содержание, методику, технологию преподавания.

На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия

всех

участников

образовательного

процесса.

Наиболее

значимым

направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание

приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и

образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и

доверительности.

Детский

сад

и

семья

должны

стремиться

к

созданию

единого пространства развития ребенка. Поэтому, осуществляя выбор путей

обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили

остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с

семьей. Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего

ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования,

нами было отмечено и ряд проблем:

во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция

разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении.

Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему

ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает

того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования,

предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время,

как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих

семьях

наблюдается

уменьшение

«воспитательных

ресурсов»

родителей,

приходящихся на каждого ребенка;

во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих

в ясли, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на

состоянии

физического

и

психологического

здоровья

воспитанников.

Это

опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры

родителей.

В

результате

многочисленных

наблюдений

и

общения

с

родителями

было

установлено:

многие

родители

не

знают,

что

процесс

привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его

жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они

не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики

ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад.

При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком

возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

В

результате

анкетирования

выявились

потребности

родителей

в

педагогических знаниях и определилась их педагогическая компетентность.

Выделенные критерии (осознание ответственности за воспитание, знания о

развитии,

воспитании

и

обучении

детей,

практические

умения

по

организации жизнедеятельности ребенка) и показатели позволили определить

уровень

педагогической

компетентности

родителей.

Результаты

распределились следующим образом:

только

25%

родителей

обладали

высоким

уровнем

педагогической компетентности,

50% - имели средний уровень,

и

25%

родителей

находились

на

низком

уровне

педагогической компетентности.

Определив

проблему,

мы

наметили

основной

путь

ее

решения

-

разработка

проекта

по

развитию

партнерства

и

сотрудниче ства

педагогического и родительского сообщества.

Итак, в работе с родителями, используя инновационный режим, мы

пошли по следующему направлению: формирование нового содержания и

форм работы ДОУ и семьи.

Помимо

традиционных

форм

работы

ДОУ

и

семьи,

активно

и с п о л ь з у ю т с я

и н н о в а ц и о н н ы е

ф о р м ы

и

м е т о д ы

р а б о т ы :

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- родительская гостиная, клуб;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- день открытых дверей;

- газета для родителей;

- сайт ДОУ

Удалось

вовлечь

родителей

в

педагогический

процесс

ДОУ.

Большинство

родителей

стали

активно

сотрудничать

с

детским

садом,

включаться в различные формы совместной работы, что помогло педагогам

решить

многие

воспитательно-образовательные

задачи.

Инновационные

формы

работы

с

семьей

способствовали

сближению

родительского

коллектива

групп,

установлению

партнерских

отношений

с

семьями

воспитанников.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями

воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей

работой

сотрудники

ДОУ

доказывают

родителям,

что

их

вовлечение

в

педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-

образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а

потому,

что

это

необходимо

для

развития

их

собственного

ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов

позволяет

организовать

совместную

деятельность

детского

сада

и

семьи

более эффективно.

Список литературы

1.

Башлакова-Ласминская

Л.Н.,

Брыскина

С.А.

Сотрудничество

детского

сада

и

семьи

в

условиях

открытой

образовательной

системы.

Методические рекомендации. — Мн., 2001.

2.

Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к

обучению дошкольников. — Мн., 2000.

3.

Ерошенко

В.Г.

Первый

шаг.

П р о е кт н о - т е мат и ч е с ко е

планирование в детском саду. — Мн.: «МЕТ», 2002.

4.

Козина

Л.Ю.

Инновация

-

необходимость

сегодняшнего

дня.

Научно-практический журнал «Управление ДОУ», № 2 (60), 2010.

5.

Лобанок

Т.С.

и

др.

Нетрадиционные

формы

взаимодействия

дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004.



В раздел образования