Автор: Тишина Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида Невского района Санкт- петербурга
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург, Невский район
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями воспитанников в контексте с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Инновационная деятельность ДОУ в работе с семьями
воспитанников в контексте с ФГОС
Тишина Анна Юрьевна - воспитатель
ГБДОУ № 23 детский сад комбинированного вида Невского района
Санкт - Петербург
В
соответствии
с
новым
законом «Об
образовании
в
Российской
Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным
учреждением
является
«взаимодействие
с
семьей
для
обеспечения
полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(ФГОСДО),
который
отвечает
новым
социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с
родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи,
родительские
запросы
и
степень
заинтересованности
родителей
деятельностью
ДОУ,
повышение
культуры
педагогической
грамотности
семьи.
Также
сформулированы и
требования
по
взаимодействию
Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов
дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с
семьёй,
а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям
(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и
психического
здоровья,
в
развитии
индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из
требований
к
психолого-педагогическим
условиям
является
требование
обеспечения
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования,
охраны
и
укрепления
здоровья
детей. Родители
(законные
представители)
должны
принимать
участие
в
разработке
части
образовательной
Программы
Организации,
формируемой
участниками
образовательных
отношений с
учётом образовательных
потребностей,
интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Новому тысячелетию нужна новая современная система образования,
которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества. Сегодня, как
отмечают
многие
ученые,
вместо
базового
образования,
служившего
человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется
«образование на всю жизнь».
Предъявляемые требования и социальный заказ ставят дошкольные
образовательные
учреждения
перед
необходимостью
работать
в
режиме
развития. Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного
учреждения
является
поиск
и
освоение
инноваций,
способствующих
качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.
Внедрение
инноваций
в
работу
образовательного
учреждения
-
важнейшее
условие
совершенствования
и
реформирования
системы
дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который
развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на
более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении,
использованию
и
распространению
новшеств
(новых
методов,
методики,
технологии,
программы).
Развитие
ДОУ,
переход
в
новое
качественное
состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
Сегодня
в
сфере
образования
выделяется
большое
число
инновации
различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и
малые
государственные
реформы,
внедряются
новшества
в
организацию,
содержание, методику, технологию преподавания.
На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия
всех
участников
образовательного
процесса.
Наиболее
значимым
направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание
приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и
образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и
доверительности.
Детский
сад
и
семья
должны
стремиться
к
созданию
единого пространства развития ребенка. Поэтому, осуществляя выбор путей
обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили
остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с
семьей. Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего
ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования,
нами было отмечено и ряд проблем:
во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция
разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении.
Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему
ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает
того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования,
предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время,
как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих
семьях
наблюдается
уменьшение
«воспитательных
ресурсов»
родителей,
приходящихся на каждого ребенка;
во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих
в ясли, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на
состоянии
физического
и
психологического
здоровья
воспитанников.
Это
опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры
родителей.
В
результате
многочисленных
наблюдений
и
общения
с
родителями
было
установлено:
многие
родители
не
знают,
что
процесс
привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его
жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они
не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики
ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад.
При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком
возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.
В
результате
анкетирования
выявились
потребности
родителей
в
педагогических знаниях и определилась их педагогическая компетентность.
Выделенные критерии (осознание ответственности за воспитание, знания о
развитии,
воспитании
и
обучении
детей,
практические
умения
по
организации жизнедеятельности ребенка) и показатели позволили определить
уровень
педагогической
компетентности
родителей.
Результаты
распределились следующим образом:
только
25%
родителей
обладали
высоким
уровнем
педагогической компетентности,
50% - имели средний уровень,
и
25%
родителей
находились
на
низком
уровне
педагогической компетентности.
Определив
проблему,
мы
наметили
основной
путь
ее
решения
-
разработка
проекта
по
развитию
партнерства
и
сотрудниче ства
педагогического и родительского сообщества.
Итак, в работе с родителями, используя инновационный режим, мы
пошли по следующему направлению: формирование нового содержания и
форм работы ДОУ и семьи.
Помимо
традиционных
форм
работы
ДОУ
и
семьи,
активно
и с п о л ь з у ю т с я
и н н о в а ц и о н н ы е
ф о р м ы
и
м е т о д ы
р а б о т ы :
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительская гостиная, клуб;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей;
- газета для родителей;
- сайт ДОУ
Удалось
вовлечь
родителей
в
педагогический
процесс
ДОУ.
Большинство
родителей
стали
активно
сотрудничать
с
детским
садом,
включаться в различные формы совместной работы, что помогло педагогам
решить
многие
воспитательно-образовательные
задачи.
Инновационные
формы
работы
с
семьей
способствовали
сближению
родительского
коллектива
групп,
установлению
партнерских
отношений
с
семьями
воспитанников.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей
работой
сотрудники
ДОУ
доказывают
родителям,
что
их
вовлечение
в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-
образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а
потому,
что
это
необходимо
для
развития
их
собственного
ребенка.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов
позволяет
организовать
совместную
деятельность
детского
сада
и
семьи
более эффективно.
Список литературы
1.
Башлакова-Ласминская
Л.Н.,
Брыскина
С.А.
Сотрудничество
детского
сада
и
семьи
в
условиях
открытой
образовательной
системы.
Методические рекомендации. — Мн., 2001.
2.
Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к
обучению дошкольников. — Мн., 2000.
3.
Ерошенко
В.Г.
Первый
шаг.
П р о е кт н о - т е мат и ч е с ко е
планирование в детском саду. — Мн.: «МЕТ», 2002.
4.
Козина
Л.Ю.
Инновация
-
необходимость
сегодняшнего
дня.
Научно-практический журнал «Управление ДОУ», № 2 (60), 2010.
5.
Лобанок
Т.С.
и
др.
Нетрадиционные
формы
взаимодействия
дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004.