Автор: Пожилова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Детское объединение "Мир науки" естественнонаучной направленности в начальной школе
Раздел: начальное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Ознакомительный уровень
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Мир науки
естественнонаучной направленности
(ознакомительный уровень)
период обучения 1 год
возраст 7 – 11 лет
Автор: педагог дополнительного образования
Пожилова О.А.
Москва, 2017г.
«Уроки о мире наук есть своего рода секретный образовательный курс, цель
которого
ввести
детей
в
мир
наук
и
помочь
им
расширить
своё
сознание. Из этого курса дети усвоят, как тесно связаны многие отрасли
познания,
как
велик
круг
науки.
Они
поймут,
что
каждый
учёный
соприкасается с целым рядом научных областей и что каждая наука
имеет свои цели и свой предмет исследования. Не следует думать, что
такой курс может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в
начальных классах дети особенно легко усваивают широкие взгляды.
Изложение курса должно быть увлекательным».
Ш.А.Амонашвили «Школа Жизни»-
М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.-144 с.
Программа
предназначена
для
обучающихся
9-11лет.
Программа
имеет
естественнонаучную
направленность,
рассчитана
на
34
часа
в
год.
Содержание
программы
знакомит
обучающихся
со
свойствами
и
применением
веществ
и
материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения программы
можно
определить
как
общекультурный.
Освоение
содержания
образования
программы осуществляется на эвристическом уровне.
Содержание
программы
актуально тем, что ребёнок с рождения окружён
различными веществами и должен уметь обращаться с ними.
Знакомство учащихся с
веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие
взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.
Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических
проблем на основании интеграции особенно необходим в современном обществе.
Решение научных и жизненных проблемы требует изучения природных явлений и
процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов
разных
наук,
то
есть
целостного
видения
явлений.
Поэтому
и
возникает
необходимость повышения уровня естественно - научного образования.
Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют
экспериментальные
умения
и
навыки,
которые
формируются
при
проведении
практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач программы является
привитие
учащимся
начальных
элементарных
умений
обращения
с
самыми
простейшими инструментами и приборами, навыков исследовательской деятельности.
Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются опыты.
Поэтому
большую
часть
времени
программы
отводим
на
демонстрацию
опытов,
лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну
задачу нашего курса, формирование навыков исследовательской работы.
В данной программе физические и химические знания используются для
объяснения
явлений
природы,
в
результате
формируется
научное
мировоззрение
учащихся.
Программа
знакомит
учащихся
с
широким
кругом
физических
и
химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.
Программа имеет большие возможности для развития творческих способностей
учащихся. Педагог создает условия для творческого применения знаний (викторины,
конкурсы, настольные игры).
Введение этого направления дополнительного образования - это прекрасная
возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес
к
предметам
естественного
цикла
и
постепенно
подготовить
их
к
дальнейшей
исследовательской деятельности.
Отличительная особенность и новизна.
Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный
период
представляется
очень
привлекательным.
Программа
составлена
с
учётом
возрастных особенностей и возможностей детей; в то же время содержит большой
развивающий
потенциал.
На
занятиях
ребята
знакомятся
с
лабораторным
оборудованием,
приобретают
навыки
работы
с
химической
посудой
и
учатся
проводить простейшие эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В
качестве
реактивов
используются
вещества,
знакомые
детям:
поваренная
соль,
питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.
Цель
программы:
способствовать
овладению
учащимися
навыками
организации
и
проведения
исследовательских
работ,
развитие
наблюдательности,
творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся.
Основные задачи программы:
обучающие:
- формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о
природе и о всеобщей связи явлений природы;
- овладение простейшими практическими умениями и навыками в области физики,
химии и биологии.
развивающие:
- удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, определение наклонностей и
развитие их творческих способностей;
- развитие способностей к самостоятельному мышлению;
- развитие коммуникативных способностей.
воспитательные:
- воспитание ответственности и бережного отношения к природе;
- формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.
- привитие интереса к изучению явлений природы
Изучив данный курс образовательной программы,
школьники должны знать
состав и свойства веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни,
иметь представления о теле и веществе, физических и химических явлениях;
знать об использовании физических и химических знаний в
практической
деятельности человека;
иметь представление о физических телах, их свойствах, характеристиках;
иметь
представление
о
химических
веществах,
их
свойствах
и
их
превращениях;
соблюдать
правила
техники
безопасности
при
выполнении
опытов,
при
обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами
бытовой химии;
уметь проводить простейшие опыты и эксперименты;
уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать выводы;
уметь проводить исследования объектов окружающей среды по простейшим
методикам.
Уровень программы – ознакомительный
Организация содержания программы - линейная
Формы контроля усвоения материала: отчеты по практическим работам,
творческие работы, презентации по теме в программе MS PowerPoint и т. д. Подготовка
слайд-презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данной
программой.
Обучающиеся
выполняют
задания
индивидуально,
под
руководством
учителя.
Работа
над
проектами
создает
ситуацию,
позволяющую
реализовать
творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения,
своего
стиля
деятельности.
Обучающиеся
включены
в
реальную
творческую
деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим
стимулом познавательного интереса. Одновременно занятия способствуют развитию
у
обучающихся
выявлять
проблемы
и
разрешать
возникающие
противоречия.
По
окончании каждой темы проводится итоговое занятие.
Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельный и
развивающий характер. Ценностными ориентирами содержания курса являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как
метод познания, научные методы);
—формирование
элементарных
умений,
связанных
с
выполнением
учебного
исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего
природного окружения.
Срок реализации программы: 1 год
Формы работы
1)
индивидуальная
(выполнение
индивидуальных
з а д а н и й ,
лабораторных опытов).
1)
парная (выполнение более сложных практических работ).
2)
коллективная (обсуждение проблем, возникающих в ходе занятий,
просмотр демонстраций опытов).
Традиционные рубрики занятий:
Настрой на занятие.
Мы – наблюдатели.
Мы – экспериментаторы.
Мы – ученые.
В науке как в жизни.
Творчество.
Итог занятия.
В основу программы положены материалы III Московского педагогического марафона
учебных предметов: «Особенности проведения эксперимента в химическом кружке для
третьеклассников» под редакцией Д.М.Тонких, Г.М. Чернобельская, В.М. Шабаршина
(апрель 2004 г.).
Принципы обучения по данной программе:
-
Эмоционально
-
положительное
отношение
учащихся
к
деятельности
-
основное условие развития детей;
-
учет индивидуальных особенностей детей - одно из главных условий успешного
обучения;
-
последовательность освоения материала - от простого знакомого к сложному, от
готовых заданий к творческим решениям.
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников
наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание
курса
включены
сведения
о
таких
методах
познания
природы,
как
наблюдение,
измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые
человек использует в своей практической деятельности.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с
обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный
потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших
школьников
необходимости
познания
окружающего
мира
и
своих
связей
с
ним,
экологически
обоснованных
потребностей,
интересов,
норм
и
правил
(в
первую
очередь
гуманного
отношения
к
природному
окружению,
к
живым
существам).
Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию
эмоциональной
сферы
младших
школьников,
их
способности
к
сопереживанию,
состраданию.
Учебно – тематический план
№
п/п
Наименование раздела
Всего
часов
Теоретические
занятия
Лабораторно –
практические
занятия
1
Введение
2
1
1
2
Вода
6
1
5
3
Вещества пищи
8
4
4
4
Витамины
5
1
4
5
Минеральные вещества
4
2
2
6
Химия в быту
5
1
4
7
Исследовательская практика
6
2
4
Итого:
36
12
24
Содержание программы
Введение (2ч)
Наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Приёмы обращения
с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории.
Практическая работа 1. Простейшие операции с веществом. Выполнение операций
наливания, насыпания, взвешивания. Очистка воды: фильтрование, отстаивание.
Тема 1. Вода (6ч)
Вода,
её
свойства.
Способы
очистки
воды
в
быту
и
её
обеззараживание
в
туристическом походе. Минеральные воды. Кристаллы.
Практические
работы. 1. Определение пригодности воды для питья (прозрачность
воды,
интенсивность
запаха).
2.
Очистка
воды:
отстаивание,
фильтрование.
3.
Приготовление насыщенного раствора соли, измерение плотности (проведение опытов
«плавающий» картофель, ныряющее яйцо). 4. Выращивание кристаллов поваренной
соли.
Темы исследовательских работ. Самое удивительное вещество на свете. Живая вода.
Вода и здоровье человека. Растворы и их свойства. «Тяжёлые» растворы. По стопам
Рукодельницы. А. С. Пушкин о минеральных водах. Кристалл – чудо природы. Холод
без электричества.
Тема 2. Вещества пищи (8ч)
Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Чипсы, кока – кола и здоровье.
Практические работы. 1. Обнаружение крахмала в муке, хлебе, крупах, картофеле. 2.
Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. 3. Обнаружение жира в
семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. 4. Опыты с кока – колой:
поглощение красителя активированным углём, обнаружение кислоты и углекислого
газа. 5.Кока – кола и молоко. Что происходит в желудке при употреблении этих
продуктов.
Темы исследовательских работ. Проблемы правильного питания. Пищевые добавки.
Диеты: питание и здоровье. Правильное питание – залог здоровья. Рациональное
меню. «Сладкая» жизнь.
Тема 3. Витамины (5ч)
История открытия витаминов. Витамины водо – и жирорастворимые. Витамины А, В,
С, D, их значение, нахождение в продуктах. Витамины. Авитаминоз.
Практические
работы. 1.
Изучение
содержания
витаминов
в
продуктах
питания
(изучение упаковок). 2. Составление таблицы «Витамины».
Темы исследовательских работ. Здоровье человека. Здоровье без лекарств. Витамины
и возраст человека. Роль витаминов в жизни человека. Авитаминоз и его последствия.
Тема 4. Минеральные вещества (4ч)
Железо, кальций, натрий, содержание в продуктах, значение. Получение поваренной
соли. Кальций в природе. Образование жемчуга, кораллов.
Практические работы. 1. Проведение тестирования на обеспеченность организма
кальцием,
железом.
2.
Обнаружение
кальция
в
зубном
порошке,
зубной
пасте,
в
кусочке мела, яичной скорлупе. 3. Удаление минеральных веществ из косточки. 4.
Опыт Клеопатры: распознавание настоящего жемчуга.
Темы
исследовательских
работ. Железо
внутри
нас.
Соль
жизни.
Сталактиты
и
сталагмиты – обитатели пещер. Коралловый кальций. Жемчужное ожерелье.
Тема 5. Химия в быту (5ч)
Очистка воздуха.
Практические работы. 1. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги,
активированного угля, кукурузных палочек. 2. Удаление чернильного пятна с помощью
мела и одеколона. 3. Очищение воздуха с помощью питьевой соды.
Темы исследовательских работ. Явления экстракции в быту. Наша кухня. Чистота для
здоровья.
Тема 6. Исследовательская практика (6 ч)
Требования к содержанию:
Доступность
Привлекательность
Наглядность
Научность
Темы детских исследований на занятиях будут, в – основном:
- теоретические (темы, ориентированные на работу по изучению фактов, материалов,
содержащихся
в
разных
теоретических
источниках:
книгах,
компьютерных
источниках, знаний других людей);
- практические опыты.
При введении и обучении учащихся навыкам исследовательской деятельности
будут выделяться следующие этапы:
1.
Выбор темы и постановка цели исследования - опыта (обязательно с учётом
интересов ребёнка или на выбор по определённой теме, цель ставить вместе с
учителем, возможно выдвижение гипотезы).
2.
Подбор материалов по теме исследования (литература, материалы для опытов,
место проведения опыта, факты, домыслы и т.д.)
3.
Изучение информации (обобщение и систематизация полученной информации,
черновые записи исследования).
4.
Оформление исследования (титульный лист, план работы, описание хода работы,
заключение
(вывод),
использованная
литература,
приложение
(фотографии,
рисунки, чертежи, отзывы и т.д.)
5. Защита исследования.
Формами защиты могут быть: реферат, презентация, доклад, проведение опыта.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу обучения учащиеся
Узнают:
нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;
нахождение в продуктах воды;
состав
и
свойства
органических
веществ,
входящих
в
состав
пищевых
продуктов; основы гигиены питания; действие ферментов;
значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;
технику безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии.
Научатся:
обосновать роль воды, бережно относиться к ней, применять простейшие методы
очистки питьевой воды, готовить растворы, испытывать различные растворы
индикаторами, изготавливать индикаторы из растений;
обнаруживать
углеводы,
жиры,
органические
кислоты
в
продуктах
питания;
выращивать кристаллы солей;
обнаруживать минеральные вещества, витамины в продуктах питания, объяснять
их роль;
использовать
препараты
бытовой
химии,
соблюдая
правила
техники
безопасности,
выводить пятна различного происхождения в домашних условиях.
Ожидаемые педагогические результаты:
Расширение
и
углубление
содержания
химического,
физического
и
биологического образования.
Расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии мира живой и
неживой природы;
Овладение учащимися навыками организации и проведения исследовательских
работ;
Участие
учащихся
в
научно-практических
конференциях,
олимпиадах,
конкурсах.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
1. Морально – нравственные качества личности:
добровольность и заинтересованность в равноправном участии в педагогическом
процессе;
стремление к самостоятельности;
сочувствие
и
сопереживание
людям,
природе,
чувство
радости
от
помощи
ближнему;
сформированность основ общения, нравственно – этических норм поведения;
сформированность первичного контура общечеловеческих качеств гражданина:
честности, совести, чувства собственного достоинства, воли;
сформированность личной ответственности.
2. Знания, умения, навыки:
самостоятельное включение в процесс познания;
развитие общих способностей;
сформированность
основ
мотивов
учебной
деятельности,
желания
и
умения
учиться;
подготовленность
к
изучению
основ
наук
(овладение
начальными
представлениями
о
физических
телах,
веществах,
явлениях,
методах
исследования природы.);
первоначальные представления о целостной картине мира;
физическое совершенствование, укрепление своего здоровья.
Кроме этого программа направлена на формирование и развитие следующих
компетенций обучающихся:
Учебные компетенции:
- решать учебные проблемы;
- связывать воедино и использовать отдельные части знания;
- извлекать пользу из образовательного опыта.
Исследовательские компетенции:
- получение и обработка информации.
Социально - личностные компетенции:
- видеть связи между настоящими и прошлыми событиями;
- вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
- справляться с неопределенностью и сложностью.
Коммуникативные компетенции:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- дискутировать и защищать свою точку зрения.
Сотрудничество:
- принимать решения;
- устанавливать и поддерживать контакты;
- сотрудничать и работать в команде.
Организаторская деятельность:
- организовывать свою работу;
- овладевать инструментом моделирования;
- быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
Личностно - адаптивные компетенции:
- использовать новую информацию;
- придумывать новые решения;
- проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами;
- быть упорным и стойким перед трудностями.
В исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на
процесс деятельности. Главное
– вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к
познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда
результат будет обеспечен.
Методическое обеспечение программы
1. Печатные пособия
Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология. Краснодар, 1995.
Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и
минус, 2000, №8.
Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.
Шпотова Т.В. Игровая экология в 3-х частях, М., Исар, 1999г.
Название тем
Название материалов
Формы методических
материалов
Техника безопасности
Инструкция по ТБ
Инструктаж
Вода
Тематические кроссворды и
презентации, видеофильмы
Схемы, презентации «Вода
в природе» «Круговорот
воды в природе»
Вещества пищи
Тематические кроссворды и
презентации, видеофильмы
Раздаточный материал
Витамины
Тетрадь исследователя
Минеральные вещества
Коллекции горных пород,
минералов, полезных
ископаемых.
Тетрадь исследователя
Химия в быту
Тематические кроссворды и
презентации, видеофильмы
Просмотр документальных
фильмов.
Тетрадь исследователя
Исследовательская
практика
Комнатные растения,
гербарии; коллекции
насекомых; микропрепараты.
Знакомство с приборами,
созданными для наблюдения
(микроскопы и др.).
Защита проектов.
Интерактивные формы
занятий.
Викторины
«Что? Где? Когда?»,
«Самый умный» и др.
Промежуточная
аттестация
Тесты по темам 1 полугодия
Зачетное тестирование
Итоговое занятие
(итоговая аттестация)
Тесты по темам 2 полугодия
Зачетное тестирование
Условия реализации программы:
2. Технические средства обучения
компьютер
проектор
принтер
3. Экранно-звуковые пособия
интерактивная доска
учебный диск «Мир природы»
фильмы о природе
4. Посуда для опытов и экспериментов.
Литература:
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. Пособие для учителей. Из
опыта работы. – М.: Просвещение, - 1977.
Баржанский Л.М.; Домашние опыты по химии. Под ред. А.В. Сиволобова -
Издательство Осоавиахима: - 1928. - 66с.
Быков
И.П.
Исследовательские
лабораторные
работы
по
физиологии
растений. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд
во БГУ, 2001.-166 с.
Добротин Д. Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек. - М.: Интеллект-
Центр, 2009. – 96 с.
Егоркин В.Ф., Кирюшкин Д.М., Полосин B.C.; Внеклассные практические
занятия по химии. Руководство для
учащихся средней школы. - Просвещение, 1965 - 288с.
Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. –
Тюмень, ТОГИРРО, 1998
Лаврова С. А. Занимательная химия для малышей. - М.:Белый город, 2009 -
128 с.
Марудова
Е.
В.
Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
миром.
Экспериментирование. – Спб.: Детство-
экспресс, 2011. – 128 с.
Мойе Стивен У.; Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми
вещами. - АСТ, 2007 – 96с.
Ольгин О.М.
Опыты без взрывов (Серия: "Научно-популярная библиотека
школьника").- Химия, 1986 – 192с.
Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков. – М.:
Рабиза
Ф.
Простые
опыты.
Забавная
физика
для
детей.
-
М.:
Детская
литература, 2002.
Твои первые научные опыты. – М.: Нигма, 2011 – 128 с.
Тебиева Е.А. Химия для малышей / Химия в школе № 5, 2008
Том Тит. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения. - М.:
ИД Мещерякова, 2008. – 224 с.
Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя хим. лаб.: Кн. для учащихся. –
М.: Просвещение, - 1996.
Учебно – тематическое планирование
№
урока
Дата
Тема
Вид работы
Введение (2 ч).
1
Введение в предмет. Инструктаж по ТБ.
Что такое наука. Наука о веществах.
Системный подход как метод
исследования. Приёмы обращения с
лабораторным оборудованием. Правила
поведения в лаборатории.
Теоретическое
занятие
2
Простейшие операции с веществом.
Выполнение операций наливания,
насыпания, взвешивания. Очистка.
Изменения обратимые и необратимые
(навык самостоятельного исследования).
Практическая
работа
Тема 1. Вода (6 ч)
3
Вода, её свойства. Способы очистки воды
в быту и её обеззараживание в
туристическом походе. Минеральные
воды.
Теоретическое
занятие
4
Определение пригодности воды для питья
(прозрачность воды, интенсивность
запаха). Очистка воды: отстаивание,
Практическая
работа
фильтрование.
5
Кристаллы. Выращивание кристаллов
поваренной соли.
Практическая
работа
6
Приготовление насыщенного раствора
соли, измерение плотности (проведение
опытов «плавающий» картофель,
ныряющее яйцо).
Практическая
работа
7
Самое удивительное вещество на свете.
Живая вода. Вода и здоровье человека.
Исследовательская
работа
8
Растворы и их свойства. «Тяжёлые»
растворы. Холод без электричества.
А. С. Пушкин о минеральных водах.
Исследовательская
работа
Тема 2. Вещества пищи (8 ч)
9
Белки,
углеводы,
жиры:
значение
для
организма.
Теоретическое
занятие
10
Чипсы, кока – кола и здоровье.
Теоретическое
занятие
11
Мои природные помощники.
Теоретическое
занятие
12
Полжизни за бутерброд.
Теоретическое
занятие
13
Обнаружение крахмала в муке, хлебе,
крупах, картофеле. Превращение
крахмала хлеба в глюкозу при
пережёвывании.
Практическая
работа
14
Обнаружение жира в семенах
подсолнечника, льна, орехах в сравнении
с чипсами.
Практическая
работа
15
Опыты с кока – колой: поглощение
красителя активированным углём,
обнаружение кислоты и углекислого газа.
Кока – кола и молоко. Что происходит в
желудке при употреблении этих
продуктов.
Практическая
работа
16
Проблемы правильного питания.
Исследовательская
Правильное питание – залог здоровья.
Пищевые добавки. Диеты: питание и
здоровье. Рациональное меню. «Сладкая»
жизнь.
работа
Тема 3. Витамины (5 ч)
17
История открытия витаминов. Витамины
водо – и жирорастворимые. Витамины А,
В ,
С , D,
их
значение,
нахождение
в
продуктах. Авитаминоз.
Теоретическое
занятие
18
Изучение содержания витаминов в
продуктах питания (изучение упаковок)
Практическая
работа
19
Составление таблицы «Витамины».
Практическая
работа
20
Здоровье человека. Здоровье без лекарств.
Исследовательская
работа
21
Витамины и возраст человека. Роль
витаминов в жизни человека. Авитаминоз
и его последствия.
Исследовательская
работа
Тема 4. Минеральные вещества (4 ч)
22
Что
такое
минеральные
веще ства?
Железо,
кальций,
натрий,
содержание
в
продуктах, значение.
Теоретическое
занятие
23
Получение поваренной соли. Кальций в
природе. Образование жемчуга, кораллов.
Теоретическое
занятие
24
Проведение тестирования на
обеспеченность организма кальцием,
железом. Обнаружение кальция в зубном
порошке, зубной пасте, в кусочке мела,
яичной скорлупе. Удаление минеральных
веществ из косточки. Опыт Клеопатры:
распознавание настоящего жемчуга.
Практическая
работа
25
Железо внутри нас. Соль жизни.
Сталактиты и сталагмиты – обитатели
пещер. Коралловый кальций. Жемчужное
Исследовательская
работа
ожерелье.
Тема 5. Химия в быту (5 ч)
26
Э н е р ге т и ч е с ка я
ц е н н о с т ь
п и щ и .
Консерванты и их «соседи». Запрещенные
пищевые добавки в России.
Теоретическое
занятие
27
Сравнение поглощающих свойств
промокательной бумаги, активированного
угля, кукурузных палочек.
Практическая
работа
28
Удаление чернильного пятна с помощью
мела и одеколона. Очищение воздуха с
помощью
питьевой
соды.
Техника
безопасного
обращения
с
бытовыми
химикатами.
Практическая
работа
29
Химические процессы в технологии
приготовления пищи. Наша кухня.
Чистота для здоровья.
Исследовательская
работа
30
Скорая химическая помощь (химчистка
на дому).
Исследовательская
работа
Тема 6. Исследовательская практика (6 ч)
31
Использование химических материалов
для ремонта квартир. Моющие средства
для посуды.
Теоретическое
занятие
32
Спички. История изобретения спичек.
Карандаши и акварельные краски. Графит,
пигменты.
Теоретическое
занятие
33
Занимательные опыты по теме:
«Химические реакции вокруг нас».
Практическая
работа
34
Практикум исследование «Мороженое»
Практикум исследование «Шоколад»
Практикум исследование «Жевательная
резинка» Практикум исследование
«Газированные напитки»
Практическая
работа
35
Химия в природе. Химия и медицина.
Исследовательская
работа
36
Защита проектов по курсу «Мир науки»
Практическая
работа