Автор: Владимирова Екатерина Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ДЮЦ г.Юрги"
Населённый пункт: город Юрга Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально ритмические игры на уроках хореографии
Раздел: дополнительное образование
Музыкально ритмические –игры на уроках хореографии.
Содержание
1.
Введение
2.
Развитие чувства ритма
3.
Музыкально-ритмические игры
4.
Методические рекомендации
5.
Заключение
6.
Использованная литература
Введение
Танец и ритмика являются мощным средством нравственного, эстетического
воспитания, формирующее внутренний мир ребенка и его культуру.
Танец и ритмика дают прекрасную возможность развивать физические силы ребенка,
его координацию, умение свободно владеть своим телом, красиво и правильно двигаться
под музыку и гармонично развиваться.
Целью данной работы является обобщение и систематизация накопленного
методического опыта по преподаванию предмета «ритмика» детям дошкольного
возраста.
Основной акцент в обучении детей дошкольного возраста необходимо делать на
развитие чувства ритма, координации, музыкального внимания, умении владеть своим
телом. Развитие вышеперечисленных навыков оказывает огромное влияние на развитие
воли, характера, интеллекта и культуры ребенка.
Развитие чувства ритма
В развитии чувства ритма у детей предлагается руководствоваться системой
музыкально-ритмического воспитания Эмиля Жака-Далькроза, который осознав
активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, подчинил движение
ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи
движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и
потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в
детской игре – прообразе будущей серьезной жизни.
«В интересах телесного, душевного и художественного развития новых поколений
необходимо подчинить мышечные движения ребенка руководству ритмического разума, а
разум в свою очередь должен быть развит при помощи ритмических движений…
… ритм в музыке и ритм в пластике соединены между собой теснейшими узами, у них
одна общая основа – движение.» - Эмиль Жак-Далькроз.
Цикл упражнений начинается с обыкновенной маршировки. Например.
1. Дети шагают под счет учителя на 2/4, шагами и хлопками подчеркивая каждую
четверть. Далее педагог присоединяет к счету музыку. Детям младшей группы
предлагается считать во время маршировки. Необходимо сказать, что такое простое
упражнение вызывает у детей массу положительных эмоций.
2. Для детей средней группы новое задание – отмечать шагами каждую четверть, а
хлопками только сильную долю, а затем только слабую.
3. У старшей группы более сложное задание: марш предлагается на 4/4,при этом шагами
так же отмечать каждую четверть, а хлопками сильную и относительно сильную долю.
Каждый раз, когда дети освоили задание, педагог просит детей перестать считать
вслух и выполнить задание только под музыку, а так же без маршировки. Отметим, что те
же упражнения можно выполнять на музыкальный размер 3/4.
Для детей младшей группы разработана система прыжков. В этих упражнения ребятам
помогают гимнастические обручи, которые выкладываются в разные рисунки. Дети
выполняют прыжки из обруча в обруч, под музыку с ярким ритмическим рисунком и
текстом. При выполнении этих заданий педагогом оговариваются условия, например:
прыгать только на определенное слово в тексте песни или на паузу в тексте.
Как показывает практика, выше перечисленные упражнения значительно облегчают в
дальнейшем разучивание танцев различных по стилям. У педагога не возникает
осложнений в исполнении учащимися ритмического рисунка танцевальных композиций.
Музыкально-ритмические игры
Очень важным элементом занятий являются музыкально-ритмические игры. В
процессе игры ребята получают умения и навыки, которые помогают им лучше слышать
музыкальные акценты, начало и окончание музыкальной фразы, выдерживать паузу в
движении, взаимодействовать с другими детьми, импровизировать под музыку на
заданную тему и многое другое.
Трудно переоценить значение музыкально-ритмических игр на уроках ритмики для
детей дошкольного возраста. Учащиеся, «выросшие» на таких играх, в старшем возрасте
не имеют проблем с разучиванием любых танцевальных композиций. Кроме того смена
игр в средней группе и отмена их в старшей группе является сильной мотивацией к более
серьезным занятиям – «вы уже взрослые, урок более сложный ».
.
Методические рекомендации
Приступая к занятиям, сразу же следует сориентировать учащихся и их родителей
на необходимость соблюдения определенной формы одежды. Это позволит создать
рабочую обстановку в классе и с первых уроков приучить к необходимой дисциплине.
Кроме того, требование единой формы для учащихся способствует воспитанию столь
необходимого эстетического вкуса.
Следует подробнее остановиться на подборе музыкального материала. Если занятия
проходят под аккомпанемент, то это несколько облегчает задачу подбора, т.к. темп
музыки устанавливает сам педагог с помощью концертмейстера. Если же в арсенале
только музыкальный центр, то подбор музыкального сопровождения усложняется.
Труднее всего правильно подобрать музыку для ритмических упражнений, особенно для
марша, т.к. темп музыкального материала предлагаемого в записи зачастую не подходит
для детей дошкольного возраста. Наиболее близки по темпу военные марши, но
восприятие подобной музыки затруднительно для детей дошкольного возраста. Для
решения этой задачи предлагается использовать компьютерные программы по
изменению музыкального материала. В музыкальных играх можно использовать как
записи детских песен, так и аккомпанемент. Для постановки танцевальных композиций
следует выбирать детские песни или классические произведения, написанные либо
адаптированные для детей.
Для проведения музыкальных игр и ритмических прыжков следует приобрести
гимнастические обручи разных цветов. В начале урока, в младшей группе, каждый
ребенок с удовольствием выбирает себе обруч понравившегося цвета, дети выкладывают
обручи в линию и встают в них. Это помогает приучить учащихся вставать в ровную
линию с равными интервалами, так же помогает детям быстро находить свое место в
играх. Помимо этого гимнастические обручи помогают детям младшей группы понять,
как правильно прыгать с продвижением и в различных рисунках.
Детям в игровой форме необходимо показать, где находятся талия, бедра, плечи,
лопатки, локти, запястья, щиколотки, колени и т.п.
Необходимо обращать внимание на то как дети должны дотягивать ноги, держать
спину, фиксировать то или иное положение корпуса, ног и рук.
Заключение
Таким образом, подводя итоги накопленного опыта можно с уверенностью отметить
положительные результаты данной методики преподавания предмета «ритмика» для
детей дошкольного возраста. Упражнения на развитие ритма, музыкальные игры,
упражнения ,которые проводим в игровой форме повышают:
1) возможность эстетического и нравственного воспитания, способствуют формированию
внутреннего мира ребенка и его культуры;
2) работоспособность во время физического и умственного труда;
3) эмоциональную отзывчивость на музыку и чувство музыкального ритма;
4) развивают координацию, а следовательно и грацию, что позволяет ощутить
уверенность в собственных силах.
Многолетний практический и теоретический опыт, обобщенный в данной работе ,
поможет повысить уровень преподавания предмета «ритмика» и оптимизировать
образовательный процесс.
Литература
1.
Базарова Н., Мей Н. Азбука классического танца. – М-Л,: Искусство, 1964, - 207с.
2.
Васильева Е. Танец. – М.: Искусство, 1968, - 247 с.
3.
Зимина А.: Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.
– М.: Владос, 2000, - 302 с.
4.
Эмиль Жак - Далькроз. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для
искусства. – М.: Главлит, 1972, - 120 с.