Автор: Канисева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: село Ашап, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Клиническая характеристика детей с нарушением интеллекта
Раздел: среднее образование
Клиническая характеристика детей с нарушением интеллекта.
Проблема умственной отсталости в настоящее время приобретает всё
большую актуальность. Это связано, прежде всего, с последними достижени-
ями медико – биологических наук, которые способствуют всё более тонкой
клинической дифференциации различных форм отклонений в умственном
развитии у детей. Клиническая характеристика составлена на основе работ
Лебединской К.С. , Мастюковой Е.М., Власовой Т.А..
Под отклонением в умственном развитии следует понимать стойкое
необратимое нарушение психического, в первую очередь интеллектуального
развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ран-
ним повреждением головного мозга. Дети с нарушением интеллекта не
способны к обучению в общеобразовательной школе. Дети с тяжёлой степе-
нью слабоумия вообще не в состоянии усвоить школьные знания и навыки.
«Ведущим расстройством в клинико – психологической картине умствен-
ной отсталости, - отмечает К.С. Лебединская, является выраженная недоста-
точность познавательной деятельности. Она обусловлена как низкой способ-
ностью к мышлению – процессам обобщения и отвлечения, так и нарушени-
ем темпа, подвижности психических процессов, недостаточностью памяти,
внимания, ряда корковых функций. Характерным для умственной отсталости
является недоразвитие речи».
Мастюкова Е.М. же в своей работе отмечает, что «термин умственная от-
сталость» является достаточно обобщённым понятием, включающим стойкие
нарушения интеллекта, т.е. разные клинические формы интеллектуального
недоразвития – как резидуальные (олигофрении), и прогредиентные, обуслов-
ленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС.
Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и
деменцию.
Термин «олигофрения» также включает несколько групп стойких интел-
лектуальных нарушений, обусловленных, прежде всего внутриутробным
недоразвитием головного мозга или стойким нарушением его формирования
в раннем постнатальном онтогенезе.
Таким образом, олигофрения представляет собой проявление ранней ди-
зонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием более позд-
но формирующихся мозговых структур, и, прежде всего, любой коры голов-
ного мозга. По мнению Мастюковой Е.М. основными клиническими призна-
ками хронической олигофрении являются:
- преобладание интеллектуальной тотальной недостаточности со своеоб-
разной иерархией интеллектуального дефекта, т. е. при недоразвитии всех
нервно – психических функций имеет место преимущественная стойкая
недостаточность абстрактных форм мышления;
- интеллектуальный дефект, который сочетается с нарушениями моторики,
речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных
форм поведения. Во всех этих сферах имеет место типичная для олигофрении
иерархия дефектов, т.е. более поздно формирующиеся компоненты произ-
вольности и регуляции всех этих функций остаются недостаточно сформиро-
ванными;
- недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется
прежде всего в недостаточности логического мышления, нарушении подвиж-
ности психических процессов, инертности обобщения, сравнения предметов
и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в не-
возможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.
Дефектологи отмечают в своих работах , что умственная отсталость, в
свою очередь, имеет различную этиологию. Она может быть обусловлена
генетическими поражениями центральной нервной системы, внутриутробны-
ми патогенными влияниями, травмой и асфиксией во время родов, воздей-
ствием на мозг ребёнка инфекций, интоксикаций, травм и других вредо-
носных агентов в раннем периоде постнатального развития. Ухудшение эко-
логии, алкоголизация не только мужского, но и женского населения, недостат-
ки системы патронажа беременных сопровождаются увеличением числа ро-
ждений детей с различными отклонениями в психическом развитии. Наи-
большее количество среди них составляют дети с нарушением психического
развития.
Исходя из сказанного, к умственной отсталости нельзя относить явления
тяжёлой педагогической запущенности, т.к. её проявления не отвечают при-
ведённым выше критериям умственной отсталости (необратимость интеллек-
туального дефекта, малая способность познавательной деятельности, органи-
ческая недостаточность интеллектуальных функций, а также биологическая
этиология недоразвития). Нельзя также относить к нарушениям интеллекта
временную задержку психического развития конституционального, цере-
брального, психогенного и соматогенного генеза, т.к. положительная динами-
ка этих форм также не отвечает критерию необратимости интеллектуального
дефекта, типичному для умственной отсталости.
Клиническая характеристика основных форм умственной отсталости тес-
но связана с патогенезом поражения, временем воздействия вредности. При
поражении центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (до
полутора – двух лет) в первую очередь будет страдать формирование кор-
ковых систем, наиболее молодых в фило – и онтогенезе. В морфологической
картине поражения и в клинических проявлениях психического дефекта до-
минируют явления недоразвития. В этих случаях речь будет идти о различ-
ных вариантах олигофрении.
Термин «олигофрения» («малоумие») объединяет сборную группу болез-
ненных состояний, клиническую картину которых характеризуют следующие
основные проявления:
1)
явления необратимого общего психического недоразвития;
2)
преобладание в структуре интеллектуального дефекта слабости аб-
страктного мышления;
3)
отсутствие прогредиентности.
Причины олигофрении различны. По этиологическому признаку К.С.
Лебединская выделяет две основные группы олигофрении:
1)
обусловленная эндогенными (генетическими) факторами, свя-
занными с наследственной патологией, либо уже имеющейся в семье, либо
впервые возникшей у данного индивида;
2)
обусловленная экзогенными факторами: инфекции, интоксика-
ции, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутроб-
ного и постнатального онтогенеза.
По мере совершенствования методов исследования всё большее значение
придаётся генетическим причинам поражения нервной системы, которые, как
полагают в настоящее время, обуславливают не менее половины случаев ум-
ственной отсталости.
К генетическим формам нарушения интеллекта относится олигофрения,
связанная с различными видами хромосомных аномалий. К последним отно-
сятся изменения количественного набора хромосом в клетке, мозаичные фор-
мы (изменение числа хромосом лишь в части клеток); нарушение структуры
хромосом – утрата части хромосомы (делекция), присоединение части одной
хромосомы к другой (транслокация), различные изменения формы хромосом.
Как отмечает Лебединская К.С., причины хромосомных аномалий различны и
полностью не выяснены. В части случаев речь идёт о неполноценности гене-
ративных клеток родителей: наличие неправильного набора хромосом, их
«старение» с возрастом, повреждение химическими вещества-ми, хрониче-
ским заболеванием, радиацией. При неполноценности половых
клеток родителей нарушается расхождение хромосом в процессе клеточного
деления, и возникают различные варианты хромосомных аномалий.
Вторую генетически обусловленную группу составляют олигофрены,
возникновение которых связано с энзимопатиями – нарушениями обмена ве-
ществ вследствие врождённой неполноценности различных ферментов. В на-
стоящее время выделено большое количество генетически обусловленных на-
рушений обмена, сопровождающихся слабоумием: фенилкетонурия, галакто-
земия, гистидинемия и другие. Наиболее часто встречается фенилкетонурия.
При этих заболеваниях врождённое отсутствие определённого фермента при-
водит к накоплению в организме токсичных продуктов, поражающих мозг де-
тей. С такими нарушениями связано возникновение ряда тяжёлых форм сла-
боумия.
В возникновении олигофрении определённая роль придаётся и так назы-
ваемому полигенному типу наследования, при которых у потомства происхо-
дит накопление полученных от обоих родителей патологических наслед-
ственных факторов. У родителей подпороговое количество этих факторов мо-
жет обусловить невысокий уровень их интеллекта, большей частью, однако,
не достигающей степени олигофрении. Существует мнение, что при полиген-
но обусловленных формах олигофрении чаще встречаются лёгкие степени
слабоумия. Эта же закономерность относится к олигофрении, обусловленной
аномалиями половых хромосом. Генетические же формы олигофрении, свя-
занные с аутосомными хромосомными аномалиями и энзимопатическими
генными мутациями, чаще вызывают более тяжёлые степени умственного
недоразвития.
К экзогенным формам олигофрении относят группу состояний, при кото-
рых недоразвитие нервной системы вызвано воздействием на мозг плода или
ребёнка извне.
«Среди множества причин, вызывающих задержку и патологию развития
мозга, существенную роль занимают различные инфекции. В таких случаях
клинические проявления заболевания будут связаны с наличием резидуаль-
ных изменений в мозге ребёнка».
К.С. Лебединская в своей работе отмечает, что сюда относятся формы
олигофрении, обусловленные внутриутробным поражением, различными ин-
фекциями; одни из них являются хроническими: токсоплазма, сифилис и дру-
гие, а другие – острыми: заболевания матери в период беременности красну-
хой, гриппом, эпидемическим паротитом, инфекционным генотитом, ветрян-
кой, оспой и другими инфекциями. Патогенное значение имеет хроническая
интоксикация организма матери алкоголем («алкогольная эмбриопатия»), ря-
дом химических веществ, в том числе некоторых лекарственных: антибиоти-
ки, сульфаниламидные препараты, гормоны и т. д. Радиоактивное рентге-
новское облучение может оказать патогенное влияние, как на плод, так и на
сами половые клетки родителей. Патогенную роль играют и различные эндо-
кринные заболевания матери: диабет, поражение щитовидной железы, гипо-
физа. Имеют значения токсикозы беременности, нарушения витаминного ба-
ланса.
Большая роль принадлежит внутриутробной патологии, связанной с на-
личием у матери хронической недостаточности сердечно – сосудистой систе-
мы, лёгких, печени, почек. Значительное место занимает несовместимость
крови матери и плода по резус – фактору.
Для последствий внутриутробного поражения большую роль играет и
время воздействия вредности; особенно опасной считается треть беременно-
сти, когда происходит закладка и основное формирование наиболее важных
систем организма, в первую очередь мозговых.
«Особо следует отметить связь между такими асоциальными явлениями,
как алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, и появления в этих
семьях детей с различными нарушениями (в том числе и умственно отста-
лых)».
Причиной олигофрении может быть и патология родов; инфекция (листе-
риоз), родовая травма, асфиксия или их сочетание. В последнее время этиоло-
гическая роль этих факторов суживается. Патогенное значение придаётся
лишь тяжёлым родовым травмам, асфиксии только большой длительности.
Считается, что самой родовой травме более подвержен плод, ослабленный
внутриутробной патологией.
К экзогенным формам олигофрении относятся и варианты психического
недоразвития, с ранним постнатальным (в возрасте 1,5 – 2 лет) поражением
центральной нервной системы, инфекциями, интоксикациями и травмами. В
этих случаях речь чаще всего идёт о менингитах, энцефалитах, тяжело проте-
кающими общесоматическими заболеваниями: корь, скарлатина, паротит, ди-
зентерия, интоксикацией нервной системы. Определённое место принадле-
жит постнатальным черепно – мозговым травмам. В патогенезе этих пораже-
ний значительную роль играет гидроцефалия.
Кроме эндогенных и экзогенных форм существуют ещё смешанные по
этиологии (эндогенно – экзогенные) формы олигофрении. Часто они не ясны
по происхождению. В части из них предполагается роль наследственных фак-
торов, однако они могут возникать и в результате экзогенных вредностей.
Сюда относятся краниостеноз, микроцефалия и другие. Таковы основные
этиологические факторы олигофрении.
В настоящее время сложная демографическая ситуация, связанная с изме-
нениями в общественной жизни коснулась и коррекционных школ. В связи с
этим в таких школах возникли такие проблемы как:
- увеличение числа детей с выраженной дебильностью, со сложной структу-
рой дефекта, когда умственная отсталость сочетается с недоразвитием речи, с
синдромом двигательной расторможенности, с психопатоподобным синдро-
мом, с различными проявлениями неврозоподобного синдрома, с шизофрени-
ей, с эпилепсией;
-ухудшение здоровья учащихся, рост числа хронических соматических забо-
леваний учащихся. По результатам медицинской диагностики - соматически
здоровых детей в школе нет;
-усиление влияния факторов риска, отражающихся на психическом и соци-
альном здоровье учащихся: нарушение дисциплины, прогулы, бродяжниче-
ство, распитие спиртных напитков учащимися, совершение преступлений,
конфликтность учащихся, увеличение числа хулиганских действий в школе,
увеличение количества детей, употребляющих психоактивные вещества.
Без знания симптомов заболеваний, причин их возникновения, законо-
мерностей развития психики при патологических условиях невозможно эф-
фективное обучение и воспитание.
Специфика современного подхода к обучению и воспитанию детей с на-
рушением интеллекта определяется мощной теоретико-экспериментальной
платформой психолого-педагогической науки. Психолого-педагогическая по-
мощь таким детям должна осуществляться в определённой системе, это вы-
ражается в том, что работа педагогов с умственно отсталыми детьми должна
быть чётко организована и последовательно выстроена. Путь к реализации
данного принципа лежит через глубокое знание структуры нарушений в раз-
витии детей, закономерностей психического развития детей.