Автор: Шкель Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 63"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Развитие компонентов речи у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов.
Развитие компонентов речи у детей младшего дошкольного возраста.
Ребенок в двухлетнем возрасте еще не располагает речью достаточным образом.
Таким образом, главными способами выражения чувств и мыслей являются
действия. Главным методом провождения занятий является интерес ребенка
к учебным материалам, игрушкам. Это маленькие и большие матрешки,
пирамиды разного размера, кубики, доски, имеющие отверстия различной
формы или величины с комплектами вкладок, столы с грибами и к концу
второго года – мозаики. Для развития сенсорики для детей младшего
возраста особенно важны игрушки из дерева. Их фактура, стойкость при
манипулировании, выполнение действий с такими игрушками очень удобны
для детей.
Главным в сенсорном развитии считается восприятие предметов.
Годовалый ребенок воспринимает форму и величину
предметов интенсивнее, чем цвет. Когда ему исполняется два года,
восприятие становится точнее и разумнее в связи с тем, что он начинает
сравнивать и сопоставлять предметы. «Опредмеченность» восприятия
является характерной чертой развития сенсорики, особенно в промежутке от
1,2 до 2-х лет. В таком возрасте им наиболее характерны методы восприятия,
которые позволяют сравнивать свойства тех или иных предметов, при
совершении действий с ними. Это сравнение особенно видно во время игры
со сборно-разборными игрушками матрешками, пирамидками, грибочками.
Детям идут на пользу именно многократные сравнения, с помощью
которых они достигают результатов на практике, например, берет свою
обувь, чашку.
Сначала сравнение приблизительное. Он пробует и, пройдя через некоторые
ошибки достигает успеха. Потом, после полтора лет, предварительные
примерки и пробы сокращаются и переходят в этап зрительного восприятия.
Это новый этап в сенсорном развитии.
У ребенка двух лет быстро развивается и зрительное, и слуховое
восприятие. Важным значением является развитие речевого слуха, который
осуществляется во время общения с окружающими. Осязательное
восприятие совершенствуется и осуществляется со зрительным восприятием,
развитием ручных движений, вниманием, памятью, мышлением. Главной
задачей развития сенсорики является формирование условий вырабатывания
восприятия как первоначальной ступени окружающей реальности. Эти
специальные условия обеспечивают накопление различных слуховых,
зрительных, осязательных ощущений, формируют представления о
разновидностях величины (маленький- большой, формы (квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник, овал, цвета.
Для захватывания и поддержания наиболее удобны вкладыши и
другие элементы учебных пособий, имеющих размеры от 3 до 4,5 см,
Соответствующие размерам ладошек малыша. Для ориентировки в их
размерах вполне достаточным является разница в 1,5 см между
маленькими и большими предметами. Оптимальной толщиной предметов
считается 1 см. Если толщина больше, то предметные контуры
искажаются, например, при определенном угле, треугольная призма
смотрится как квадрат или прямоугольник.
Дидактические пособия, которые правильно подобраны по форме, цвету,
величине имеют значительный эмоциональный запас, определяемый
пропорцией, фактурами, цветовой гармонией. В обыденной жизни дети
должны иметь возможность для наблюдения за пропорциями, цветом,
формой, явлением.
Главным условием познавательного развития является современное
воспитание сенсорики в этом возрастном периоде.
В этот период словарный запас деток очень ограниченный. Он также очень
отстает от формирования восприятия. Следовательно, наравне с
опредмеченными словами форм детки легко изучают слова, содействующие
формированию восприятия типа «такой, не такой, разный». Слова, которые
обозначают цвет, очень трудно запомнить. Формирование этого сложного
процесса заканчивается в пять лет.
Дети, к концу второго года, начинают говорить за взрослыми названия
цветов. Произнеся слова: «синий», «белый» или названия других цветов,
ребенок не может эти слова сравнить с цветом данных предметов. В лучшем
случае он механически запомнит случайное употребление слов и, называя
форму или цвет не значит, что карапуз понимает смысл этих слов.
Распределение внимания между осязательным, слуховым, зрительным восприятием и
памятью является сложным процессом у двухгодичного ребенка.
Подбор дидактических материалов, стремитесь к одинаковой
цветовой насыщенности. Например, если зеленый цвет яркий, то такими же
яркими должны быть и другие цвета, поскольку в обратном случае, малютка
с нарушением восприятия цвета сориентируется не на сам цвет, а на его
яркость.
Последовательность и постепенность в усложнении заданий, которые
направлены на развитие сенсорики, значима как для детей упомянутого
возраста, так и для старших дошкольников.
Итак, в результате регулярной работы по сенсорике с детьми младшего
возраста формируются способности, которые свидетельствуют о подходящей
степени усовершенствования восприятия:
1. Малыши, выполняя ряд действий на практике, удачно выделяют
форму, цвет, фактуру, величину предметов.
2. Детки в возрасте от 2- х до 2 лет 3 месяцев и старше при отборе из
четырех вариантов группируют предметы, сравнивая с образцом по
форме, цвету, величине.
3. При выборе из четырех вариантов (формы, цвета) сопоставляют
неодинаковые предметы по форме, цвету, величине и фактуре.
4. В различных цветовых пятнах детки с 2- х до 2 – х лет 3 месяцев
узнают предметы, явления с характерным цветовым признаком,
например, трава, снег, апельсин или в пятнах различных размеров
медвежонка и медведя, котенка и кошку.
5. С 2, 5 лет обозначают различные предметы в соотношении с их
сенсорными особенностями: море, лес, солнце, листья, огоньки,
солнце и т. д.
6. Малыши с 2 лет 3 месяцев до 2 лет 6 месяцев активно используют
«опредмеченные» названия для наименования формы (шар, яйцо,
мяч, крыша, цвета (цыпленок, апельсин, трава).
7. Детки отбирают предметы нужной формы, цвета для
усовершенствования сюжетной игры. Например, грузят на
автомобиль бруски – кирпичики или выбирают элементы одежды
для кукол в зависимости от цвета их наряда.
8. Активно начинают пользоваться распространенными словами цвета,
нередко в отрыве от определенного предмета. Так, синим, он
способен назвать и зеленый, и желтый предмет.
Совет: Наряду с активной работой над развитием мелкой моторики в детском саду,
воспитатель должен рекомендовать и родителям, проводить такую же работу дома. Это
не только приобретение игрушек развивающих мелкую моторику, но и совместные
действия с малышом.