Автор: Дробот Глафира Филипповна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-д/с № 19 "Ягодка"
Населённый пункт: Ступинский округ, Московская область
Наименование материала: музыкальная гостиная
Тема: Эдвард Х. Григ "Пер Гюнт".
Раздел: дошкольное образование
Из цикла бесед площадки «Музыкальная гостиная».
Тема беседы: Эдвард Х. Григ «Пер Гюнт».
Репертуар: Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»
Методические пояснения.
«Музыкальная гостиная» - это площадка итоговых занятий, где доминирует
такой вид музыкальной деятельности, как восприятие музыки, которое
направлено на приобщение детей к классической музыке. Сопровождают
занятие и другие виды деятельности, но избранно, чтобы дети учились не
только воспринимать характер музыки, но и выражать его с помощью тех
исполнительских и творческих умений, наглядно-дидактических пособий,
которыми уже владеют. Площадка проводится во второй половине дня 1 раз в
месяц. Возраст детей - 5-7 лет. (старшая и подготовительная группы).
Предварительная работа.
На предыдущих и, частично основных, занятиях дети познакомились с
норвежским композитором Эдвардом Григом, особенностями его страны,
первой пьесой из сюиты «Пер Гюнт» по одноименной драме Г.Ибсена,
«Утро». Был показан портрет композитора. Пьеса звучала в фортепианном и
оркестровом исполнении. Были затронуты такие понятия, как театральный
спектакль, сюита; подчёркнута связь музыки сюиты с литературным
источником.
Дидактический материал.
Альбом «Театр эмоций» с игровыми карточками.
Цветные карточки «Палитра настроения»
Программное содержание.
Цель.
Формировать целостное и дифференцированное восприятие
музыкальных произведений на основе интонационно-образного анализа.
Задачи:
Воспитательные.
Воспитывать культуру поведения при слушании музыкального
произведения;
Стимулировать у детей сопереживание чувствам и настроениям,
выраженным в музыкальном произведении.
Побудить интерес к познанию;
Образовательные.
Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, умению
сравнивать эмоциональное содержание музыки, её характер,
настроение;
углубить восприятие музыки детьми в процессе музыкальной
деятельности.
Развивающие.
Развивать и формировать интонационно-слуховой опыт;
Способствовать открытому проявлению таких качеств, как
отзывчивость, доброта, внимательность.
Ход беседы.
Музыкальный руководитель (в дальнейшем – М.р.). Сегодня мы собрались в
нашей музыкальной гостиной, чтобы продолжить беседу о музыкальном
произведении норвежского композитора Эдварда Грига. Это – сюита «Пер
Гюнт». На прошлом занятии мы слушали первую пьесу из сюиты, где
композитор воспевает суровую и прекрасную природу Норвегии, её
пробуждение: восходит солнце, поют птицы, слышна песенка пастуха. Кто
напомнит мне, как она называется?
Дети. «Утро».
М.р.
Правильно. Давайте вспомним её ещё раз. (звучит музыка). Вы уже
знаете, что Пер Гюнт – это юноша, который отправился странствовать в
поисках приключений. Во время своих странствий, он попадает в царство
горного короля. В таинственной, горной пещере он видит троллей, гномов,
карликов. А вы знаете, кто это такие? (дети знают только гномов). Все эти
существа – герои народных норвежских сказок и преданий, как наша Баба
Яга. Тролли – это маленькие, злобные, уродливые существа, по преданию –
обладающие волшебной силой. И вот, Пер Гюнт, попадает к ним на бал. Он
наблюдает их шествие в тронный зал, где они затевают свой фантастический
танец. Сейчас мы послушаем вторую пьесу композитора Эдварда Грига из
сюиты «Пер Гюнт», которая называется «В пещере горного короля». (Звучит
музыка)
М.р. Понравилась ли вам пьеса? Какая она вам показалась по характеру?
Дети. Страшная, громкая, острая, шагающая…
М.р.
Да, ребята. Музыка эта маршевого характера. Мы с вами слушали
спортивный марш, марш игрушек. А этот марш больше похож на
фантастически устрашающий. А какими музыкальными средствами Э.Григ
изобразил этих существ, злобных и коварных?
Дети. Низкие звуки (да, низкий регистр – м.р.), сначала музыка звучит тихо, а
потом всё громче и громче, пугающе громкая в конце… А ещё музыка
ускоряется и танец превращается в хаос, как будто тролли, прыгают, строят
рожицы, кривляются, злорадствуют.
М.р. Всё правильно. Вы очень точно подметили звучание музыки. А как вы
определили, что эти существа делают?
Дети. А музыка отрывистая, какая-то прыгающая, скачущая…
М.Р. Замечательно. Но, хочу обратить ваше внимание на то, как композитор
красочно, точно изобразил, средствами музыкальной выразительности,
характер этих существ. Хоть музыка и пугающая, фантастическая, но, я
думаю, что эти существа не такие уж страшные. А как вы думаете?...
А сейчас мы немного поиграем. Я вам буду ставить отрывки из
прослушанных произведений, а вы подумайте, каким бы цветом вы
нарисовали картину понравившегося вам эпизода. Карточки выкладываем на
палитру настроений. (Звучат эпизоды обеих пьес).
Отлично. Вы правильно прочувствовали красоту музыкальных произведений.
А теперь - другое задание. Эти две пьесы совершенно разные по характеру и
по настроению.
Пьеса «Утро» - лирическая. А пьеса «В пещере горного короля» -
фантастическая.
А какие определения (слова) вы можете дать для музыкальной
характеристики этим пьесам? Давайте подберём определения к пьесе
«Утро»…
Дети. Спокойная, светлая, нежная, песенная, красивая…
М.р. Замечательно. А к пьесе «В пещере горного короля»?
Дети. Злая, напористая, страшная, воинственная, грозная, пугливая…
М.р. А сейчас выберите и покажите одну из эмоций для каждой пьесы,
которая определит настроение этих произведений. Слева от себя кладём
карточку к пьесе «Утро», а справа – «В пещере горного короля». (ещё раз
звучат фрагменты пьес).
Дети выкладывают карточки.
Заключительная часть.
М.р.
Сегодня мы с вами побывали в волшебном мире музыки норвежского
композитора Эдварда Грига. Мира, который подарил нам всем возможность
чувствовать и переживать то состояние, которое раскрыла нам музыка своим
особым языком выразительности. Вы сумели прикоснуться к прекрасному,
возвышенному, фантастическому.
Вы сегодня все молодцы. Вы очень эмоционально откликнулись на
восприятие двух замечательных пьес. Смело говорили о своих впечатлениях,
переживаниях. Пусть они останутся у вас навсегда, в вашей копилке
музыкальных впечатлений.
Вы прекрасно поработали. Давайте себе похлопаем. На этом наша
музыкальная гостиная закрывается. До встречи в следующий раз.