Автор: Спиридонова Наталья Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1155,д/о 2
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование нетрадиционных методов в обучении дошкольников элементарным математическим представлениям"
Раздел: дошкольное образование
“Использование
нетрадиционных методов в
обучении дошкольников
элементарным
математическим
представлениям”
Подготовила
воспитатель подготовительной группы №11
Спиридонова Н.Г.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки
детей к школе. От того, насколько качественно и
своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во
многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Дошкольник имеет специфические возрастные
особенности: неустойчивое внимание, преобладание
наглядно-образного мышления, повышенную
двигательную активность, стремление к игровой
деятельности, разнообразие познавательных интересов.
Для того чтобы поддерживать внимание детей,
необходима организация активной и интересной
мыслительной деятельности.
В нашей группе созданы необходимые условия для
успешного формирования элементарных
математических представлений для детей дошкольного
возраста.
В работе используются традиционные методы
(математические игры, дидактические игры, словесные
игры и игровые упражнения, решение логических
задач, а так же нетрадиционные.
всестороннее развитие ребенка
формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;
максимальная эффективность освоения задач, развитие аналитических функций мыслительной
деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
возможность поэтапного освоения навыка;
развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и
отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и
закономерностях);
развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и
отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по
образцу;
приучение к порядку; развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
Смысл использования нетрадиционных методов, заключается в
том,
чтобы
стимулировать
ребенка
к
самовоспитанию,
самообучению, саморазвитию.
Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность,
пойти
собственным
уникальным
путем,
реализовать
свою
природу!
Перспективным
методом
обучения
дошкольников
математике
на
современном
этапе
является
моделирование:
оно
способствует
усвоению
специфических,
предметных
действий,
лежащих
в
основе
понятия
числа.
Дети
использовали
модели
(заместители)
при
воспроизведении такого же количества предметов.
Детям
старшего
возраста
давалось
задание
следующее
(покупали
в
магазине
шапок
столько,
сколько
кукол;
при
этом
количество
кукол
фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазине
брать нельзя) ; воспроизводили такую же величину (строили дом такой же
высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как
высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как
величина палочки.
Одним
из
современных
методов
обучения
математике
являются
опыты
и
эксперименты.
Детям старшего возраста предлагалось, например, перелить воду из бутылочек разной
величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить:
объем
воды
одинаков;
взвесить
на
весах
два
куска
пластилина
разной
формы
(длинная колбаска и шар, чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить
стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а
стаканы в кучке близко друг к другу, чтобы определить, что их количество (равное) не
зависит от того, сколько места они занимают.
Следующий метод используемый в работе «логико-конструктивный» с
использованием счётных палочек, палочек от мороженого, сухих деревянных
палочек или веточек и конструктора.
Малышам даются задания выложи квадрат;
детям среднего возраста- выложи домик из квадрата и треугольника;
детям старшего возраста из прямоугольника и трапеции, задания с
перекладыванием палочек.
Формирования математических представлений формируется при использовании
фольклорного
метода.
Слушая
интересные
сказки
и
переживая
с
героями,
дошкольник
в
то
же
время
включается
в
решение
целого
ряда
сложных
математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать
ход своих рассуждений.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят
большой интерес.
В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка:
•
самостоятельность;
•
наблюдательность;
•
находчивость;
•
сообразительность;
•
вырабатывается усидчивость;
•
развиваются конструктивные умения
.
Занимательный
материал
можно
включать
в
основную
часть
занятия
по
формированию
элементарных
математических
представлений
или
использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности
детей.
В самом начале занятия, в подготовительной к школе группах, оправдывает себя
использование несложных занимательных задач в качестве «умственной
гимнастики».
Так, головоломки целесообразны при
закреплении представлений о
геометрических фигурах, их
преобразовании.
Загадки, задачи – шутки уместны в ходе
обучения решению арифметических
задач, действий над числами, при
формировании представлений о времени
.
В ходе решения задач на смекалку, головоломке дети учатся планировать
свои действия, обдумывать их, искать ответ догадываться о результате,
проявляя при этом творчество
.
Игровой занимательный материал можно
классифицировать, выделив в нём условно три
основные группы:
•
Развлечения;
•
Математические игры и задачи;
•
Развивающие (дидактические) игры и упражнения
Развлечения
•
Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки,
математические фокусы
•
Игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Кубики для всех»,
«Вьетнамская игра» и т.д.
Предлагаю вашему вниманию
несколько задач-шуток:
1 Из какой посуды нельзя ничего
съесть?
2 Сколько орехов в пустом стакане?
3 Над рекой летели птицы: голубь,
щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей
.
Математические
игры,
логические
задачи
и
упражнения
(шашки, шахматы, словесные и т.д.)
Дидактические
игры
и
упражнения
(с
наглядными
материалами, словесные игры).
В
утреннее
и
вечернее
время,
можно
проводить
игры
математического содержания настольно – печатные, такие как:
«Домино
фигур»,
«Составь
картинку»,
«Арифметическое
домино»,
«Логическое
лото»,
«Лото»,
«Найди
пару»,
игры
в
шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и др.;
Для
стимулирования
коллективных
игр,
творческой
деятельности
необходимо использовать:
•
магнитные доски;
•
фланелеграфы с наборами фигур;
•
счётные палочки;
•
альбомы
для
зарисовки
придуманных
ими
задач,
составленных
фигур;
•
настольно-печатные игры;
•
игры
для
развития
логического
мышления,
подводящие
детей
к
освоению шашек и шахмат; головоломки;
•
логические задачи и кубики;
•
лабиринты;
•
игры на составление целого
из частей, наборов фигур;
•
игры на передвижение.
Занимательный математический материал
является хорошим средством воспитания у детей
уже в дошкольном возрасте :
•
интереса к математике,
•
к логике и доказательности рассуждений,
•
желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать
внимание на проблеме.
В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно
включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний,
расширения, уточнения, закрепления учебного материала
.
Спасибо большое за внимание!