Напоминание

"Использование нетрадиционных методов в обучении дошкольников элементарным математическим представлениям"


Автор: Спиридонова Наталья Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1155,д/о 2
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование нетрадиционных методов в обучении дошкольников элементарным математическим представлениям"
Раздел: дошкольное образование





Назад




“Использование

нетрадиционных методов в

обучении дошкольников

элементарным

математическим

представлениям”

Подготовила

воспитатель подготовительной группы №11

Спиридонова Н.Г.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки

детей к школе. От того, насколько качественно и

своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во

многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Дошкольник имеет специфические возрастные

особенности: неустойчивое внимание, преобладание

наглядно-образного мышления, повышенную

двигательную активность, стремление к игровой

деятельности, разнообразие познавательных интересов.

Для того чтобы поддерживать внимание детей,

необходима организация активной и интересной

мыслительной деятельности.

В нашей группе созданы необходимые условия для

успешного формирования элементарных

математических представлений для детей дошкольного

возраста.

В работе используются традиционные методы

(математические игры, дидактические игры, словесные

игры и игровые упражнения, решение логических

задач, а так же нетрадиционные.

всестороннее развитие ребенка

формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;

максимальная эффективность освоения задач, развитие аналитических функций мыслительной

деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

возможность поэтапного освоения навыка;

развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и

отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и

закономерностях);

развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и

отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по

образцу;

приучение к порядку; развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;

развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Смысл использования нетрадиционных методов, заключается в

том,

чтобы

стимулировать

ребенка

к

самовоспитанию,

самообучению, саморазвитию.

Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность,

пойти

собственным

уникальным

путем,

реализовать

свою

природу!

Перспективным

методом

обучения

дошкольников

математике

на

современном

этапе

является

моделирование:

оно

способствует

усвоению

специфических,

предметных

действий,

лежащих

в

основе

понятия

числа.

Дети

использовали

модели

(заместители)

при

воспроизведении такого же количества предметов.

Детям

старшего

возраста

давалось

задание

следующее

(покупали

в

магазине

шапок

столько,

сколько

кукол;

при

этом

количество

кукол

фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазине

брать нельзя) ; воспроизводили такую же величину (строили дом такой же

высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как

высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как

величина палочки.

Одним

из

современных

методов

обучения

математике

являются

опыты

и

эксперименты.

Детям старшего возраста предлагалось, например, перелить воду из бутылочек разной

величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить:

объем

воды

одинаков;

взвесить

на

весах

два

куска

пластилина

разной

формы

(длинная колбаска и шар, чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить

стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а

стаканы в кучке близко друг к другу, чтобы определить, что их количество (равное) не

зависит от того, сколько места они занимают.

Следующий метод используемый в работе «логико-конструктивный» с

использованием счётных палочек, палочек от мороженого, сухих деревянных

палочек или веточек и конструктора.

Малышам даются задания выложи квадрат;

детям среднего возраста- выложи домик из квадрата и треугольника;

детям старшего возраста из прямоугольника и трапеции, задания с

перекладыванием палочек.

Формирования математических представлений формируется при использовании

фольклорного

метода.

Слушая

интересные

сказки

и

переживая

с

героями,

дошкольник

в

то

же

время

включается

в

решение

целого

ряда

сложных

математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать

ход своих рассуждений.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят

большой интерес.

В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка:

самостоятельность;

наблюдательность;

находчивость;

сообразительность;

вырабатывается усидчивость;

развиваются конструктивные умения

.

Занимательный

материал

можно

включать

в

основную

часть

занятия

по

формированию

элементарных

математических

представлений

или

использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности

детей.

В самом начале занятия, в подготовительной к школе группах, оправдывает себя

использование несложных занимательных задач в качестве «умственной

гимнастики».

Так, головоломки целесообразны при

закреплении представлений о

геометрических фигурах, их

преобразовании.

Загадки, задачи – шутки уместны в ходе

обучения решению арифметических

задач, действий над числами, при

формировании представлений о времени

.

В ходе решения задач на смекалку, головоломке дети учатся планировать

свои действия, обдумывать их, искать ответ догадываться о результате,

проявляя при этом творчество

.

Игровой занимательный материал можно

классифицировать, выделив в нём условно три

основные группы:

Развлечения;

Математические игры и задачи;

Развивающие (дидактические) игры и упражнения

Развлечения

Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки,

математические фокусы

Игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Кубики для всех»,

«Вьетнамская игра» и т.д.

Предлагаю вашему вниманию

несколько задач-шуток:

1 Из какой посуды нельзя ничего

съесть?

2 Сколько орехов в пустом стакане?

3 Над рекой летели птицы: голубь,

щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей.

Сколько птиц? Ответь скорей

.

Математические

игры,

логические

задачи

и

упражнения

(шашки, шахматы, словесные и т.д.)

Дидактические

игры

и

упражнения

наглядными

материалами, словесные игры).

В

утреннее

и

вечернее

время,

можно

проводить

игры

математического содержания настольно – печатные, такие как:

«Домино

фигур»,

«Составь

картинку»,

«Арифметическое

домино»,

«Логическое

лото»,

«Лото»,

«Найди

пару»,

игры

в

шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и др.;

Для

стимулирования

коллективных

игр,

творческой

деятельности

необходимо использовать:

магнитные доски;

фланелеграфы с наборами фигур;

счётные палочки;

альбомы

для

зарисовки

придуманных

ими

задач,

составленных

фигур;

настольно-печатные игры;

игры

для

развития

логического

мышления,

подводящие

детей

к

освоению шашек и шахмат; головоломки;

логические задачи и кубики;

лабиринты;

игры на составление целого

из частей, наборов фигур;

игры на передвижение.

Занимательный математический материал

является хорошим средством воспитания у детей

уже в дошкольном возрасте :

интереса к математике,

к логике и доказательности рассуждений,

желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать

внимание на проблеме.

В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно

включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний,

расширения, уточнения, закрепления учебного материала

.

Спасибо большое за внимание!



В раздел образования