Автор: Бердникова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 65 имени Н. Сафронова"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Моделирование как эффективное средство обучения младших школьников."
Раздел: начальное образование
Н.В. Бердникова
Моделирование как эффективное средство обучения
младших школьников.
Основная задача школы: научить получать знания (т. е. учить учиться);
научить
трудиться
–
работать
и
зарабатывать
(т.е.
учение
для
труда);
научить жить (т.е. учение для бытия); научить жить вместе с другими
людьми, часто не похожими на тебя (т.е. учение для совместной жизни).
Государственные образовательные стандарты второго поколения во
главу угла ставят овладение детьми универсальными учебными действия-
ми, среди которых важную роль играет моделирование (познавательные
УУД). Освоение данного действия позволит учащимся не только самостоя-
тельно усваивать новые знания и умения, но и полноценно формировать
мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных
областях. Другими словами, сегодня перед образовательной системой стра-
ны стоит непростая цель: формирование и развитие мобильной самореали-
зующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.
Нельзя не согласиться с мнением, что современное образование – это
умение школьника взглянуть на реальную, жизненную ситуацию с позиции
физика, химика, историка, географа, отнюдь не для того, чтобы стать ис-
следователем в этой области, а для того, чтобы в последующем находить
решение в конкретных жизненных ситуациях.
Общеизвестно, что начальное образование, как важнейший этап общего
образования, призвано «передавать учащимся в процессе выполнения ими
учебной деятельности содержание «высоких» форм общественного созна-
ния, имеющего теоретический характер» (В.В.Давыдов). Исходя из этого,
основу
учебного
материала
должны
составлять
центральные
понятия
современной науки, что в свою очередь инициирует поиски общего спосо-
ба их усвоения.
Одним из таких способов является моделирование.
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в
глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных
знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астро-
номию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Сего-
дня моделирование рассматривается как важнейший универсальный метод
научного познания.
Одна из первых попыток дать обобщенное определение понятия «мо-
дель» принадлежит Т. Клаусу. Он под моделью понимает «отражение фак-
тов, вещей и отношений определенной области знания в виде более про-
стой, более наглядной материальной структуры этой области или другой
области».
С точки зрения философии, модель (франц. Modele, от лат. modulus -
мера, образец, норма) - это аналог (схема, структура, знаковая система)
определенного фрагмента природной или социальной реальности.
Некоторые психологи (А.У. Варданян, Г.А. Варданян и др.) трактуют
модель как образ (в том числе условный или мысленный: изображение,
описание, схемы, чертеж, график, план, карта и т.п.) или прообраз (обра-
зец) какого-либо объекта или системы объектов («оригинала» данной моде-
ли), используемый при определенных условиях в качестве их «заместите-
ля» или «представителя».
Данные определения указывают на то, что модель представляет собой
более упрощенный вариант изучаемого объекта (его аналог), поскольку со-
держит в себе самые важные, самые значимые свойства, качества, характе-
ристики оригинала.
В.В.Давыдов утверждает, что модель - не продукт чувственного отра-
жения, а «продукт сложной познавательной деятельности, включающий
мысленную переработку исходного, чувственного материала, его очищение
от случайных элементов».
Моделирование представляет собой процесс построения, изучения и
применения моделей. Модель выступает как инструмент познания, кото-
рый исследователь ставит между собой и объектом с целью изучения по-
следнего Процесс моделирования, таким образом, включает в себя три эле-
мента: 1-субъект исследования (исследователь), 2-объект исследования, 3-
модель.
Сущность процесса моделирования иллюстрирует схема.
Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым
четырехшаговым циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом
знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная мо-
дель постепенно совершенствуется
Условно можно выделить два основных направления в исследованиях
по использованию моделирования в обучении. Первое направление пред-
ставлено в работах А.А. Венгера, П.Я Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Г.
Салминой, Д.Б. Эльконина. Одним из наиболее важных результатов являет-
ся признание моделирования эффективным средством развития всех позна-
вательных процессов школьников: ощущения, восприятия, воображения, а
также теоретического мышления, составляющего основу продуктивного
мышления.
Второе направление представлено в исследованиях Л.И. Айдаровой,
А.В. Белошистой, А.У Варданян, ГА. Варданян, СИ. Волковой, Я. Дадоджа-
нова, А.К. Марковой, Г.И. Минской. Учеными признается, что использова-
ние моделирования в обучении усиливает его развивающий эффект.
В учебно-познавательном процессе моделирование может применять-
ся как средство усвоения знаний, как один из способов формирования тео-
ретического мышления школьников, как средство активизации познава-
тельной деятельности учащихся в процессе обучения, как метод преподава-
ния, как цель обучения, как способ решения задач.
Необходимость овладения младшими школьниками моделированием как
методом познания в учебно-познавательном процессе можно обосновать
следующим образом.
На сегодняшний день ведущей задачей образования является развитие
познавательной активности школьников и формирование у них умений
самостоятельного приобретения знаний. Одним из центральных направле-
ний в решении данных задач является формирование у учащихся научно-
теоретического стиля мышления. Как отмечает В.В.Давыдов, в выполне-
нии учеником действий с моделями выступает существенное отличие тео-
ретического отношения к вещам от эмпирического. Последнее опирается
на демонстрационную, описательную наглядность, позволяющую фикси-
ровать внешние, непосредственные свойства вещей. Теоретическое же от-
ношение использует моделирование как средство выделения и фиксации
внутренних отношений изучаемых вещей. Учащиеся в этом случае оказы-
ваются в положении исследователей по отношению к наблюдаемым фак-
там, свойствам, явлениям окружающего мира, и вся их учебная деятель-
ность при этом приобретает творческий характер.
На уроке обучения грамоте в 1 классе дети составили схему, являющу-
юся моделью одного высказывания:
Данная схема «очистила» высказывание от его конкретного смыслово-
го содержания. Отражение лишь общих для всех слов свойств сделало эту
запись записью общего вида.
Таким образом, любой вид модельных средств нужен в учебной дея-
тельности для того, чтобы оторвать способ действия от самого предметно-
го действия и задать его как общий способ.
Первоначальные представления о роли моделирования в учебной дея-
тельности младших школьников сводились к тому, что модель должна быть
средством фиксации найденного общего способа действий по отношению к
практическим действиям детей. Постепенно представления о роли модели-
рования расширялись. Так, В.В. Репкин обнаружил, что фиксируемая в мо-
делях система понятий может впоследствии формировать новый пласт це-
лей, переводя действие ребенка из практического в собственно исследова-
тельское.
В течение первых лет обучения дети вместе с учителем занимаются
моделированием общих способов действий.
1) Фиксация выделенных отношений между реальными объектами
мира и действий с этими объектами. Знаковые формы, которые может при-
нимать модель, разнообразны. Это формулы, схемы, шкалы, графики, чер-
тежи, таблицы, пространственные макеты и пр. Первоначально модель воз-
никает в классе совместно работающих детей по инициативе учителя, по-
нимающего необходимость фиксации найденных классом отношений в
наиболее общей форме. Со временем происходит постепенное нарастание
инициативности детей в выборе модельных средств, способности активно
преобразовывать схему, видоизменяя ее под требования конкретно-практи-
ческой задачи.
2) Вторая функция модели в учебной деятельности класса обнаружи-
вается тогда, когда модель начинает систематически использоваться сов-
местно работающими детьми, как средство для постановки новых учебных
задач. В плане освоения способности моделирования можно зафиксировать
наличие у класса детей способности использовать совместно построенную
модель для получения нового знания об исследуемом объекте.
3) Появление у модели третьей функции знаменует переход к соб-
ственно моделированию, как получению нового знания об исходном объек-
те.
4) Четвертая функция модели должна обнаружиться тогда, когда мо-
дель будет систематически использоваться детьми как средство представ-
ления
собственного
исследовательского
действия.
Дети
должны
начать
изобретать и использовать собственные модельные средства, которые поз-
воляют "выложить" свое понимание и объяснение реальности.
Таким образом, моделирование как учебное действие является цен-
тральным, поскольку без него невозможно формирование теоретического
мышления. Самая главная сложность организации моделирования в учеб-
ной деятельности младших школьников состоит в том, что предмет моде-
лирования не случаен. Мы имеем дело с теоретическим обобщением и
необходимостью представить в модели способы понимания сущностных
отношений предмета.
Список литературы
1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему
Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.-М.: РассказовА.И., 2004.- С.81-98.
2. Акименко В.М. Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуля-
ции звуков // Начальная школа. 2004. - №8. - С. 35.
четырехлетней начальной школы. - М.: Вита Пресс, 2002. — 192 с.
3. Горбов С.Ф., Чудинова Е.В. Действие моделирование в учебной деятель-
ности школьников (к постановке проблемы). // Психологическая наука и
образование. 2000. - № 2. - С.96-110.
4. Гусева Т.В. О некоторых видах работы с моделями-схемами: (из опыта) //
Начальная школа. 2002. - № 12. - С. 76-84.
5. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. —
Ереван : Луйс, 1981.-220 с.
6. Матвеева H.A. Использование схематического чертежа в моделировании
простых текстовых задач. // Начальная школа. 2002. - № 10. - С. 60-63.
7. Филин H.H. Работа со схемами предложений на уроках русского языка. //
Начальная школа. 2001. - № 12. - С. 20-24.