Напоминание

"Моделирование как эффективное средство обучения младших школьников."


Автор: Бердникова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 65 имени Н. Сафронова"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Моделирование как эффективное средство обучения младших школьников."
Раздел: начальное образование





Назад




Н.В. Бердникова

Моделирование как эффективное средство обучения

младших школьников.

Основная задача школы: научить получать знания (т. е. учить учиться);

научить

трудиться

работать

и

зарабатывать

(т.е.

учение

для

труда);

научить жить (т.е. учение для бытия); научить жить вместе с другими

людьми, часто не похожими на тебя (т.е. учение для совместной жизни).

Государственные образовательные стандарты второго поколения во

главу угла ставят овладение детьми универсальными учебными действия-

ми, среди которых важную роль играет моделирование (познавательные

УУД). Освоение данного действия позволит учащимся не только самостоя-

тельно усваивать новые знания и умения, но и полноценно формировать

мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных

областях. Другими словами, сегодня перед образовательной системой стра-

ны стоит непростая цель: формирование и развитие мобильной самореали-

зующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.

Нельзя не согласиться с мнением, что современное образование – это

умение школьника взглянуть на реальную, жизненную ситуацию с позиции

физика, химика, историка, географа, отнюдь не для того, чтобы стать ис-

следователем в этой области, а для того, чтобы в последующем находить

решение в конкретных жизненных ситуациях.

Общеизвестно, что начальное образование, как важнейший этап общего

образования, призвано «передавать учащимся в процессе выполнения ими

учебной деятельности содержание «высоких» форм общественного созна-

ния, имеющего теоретический характер» (В.В.Давыдов). Исходя из этого,

основу

учебного

материала

должны

составлять

центральные

понятия

современной науки, что в свою очередь инициирует поиски общего спосо-

ба их усвоения.

Одним из таких способов является моделирование.

Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в

глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных

знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астро-

номию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Сего-

дня моделирование рассматривается как важнейший универсальный метод

научного познания.

Одна из первых попыток дать обобщенное определение понятия «мо-

дель» принадлежит Т. Клаусу. Он под моделью понимает «отражение фак-

тов, вещей и отношений определенной области знания в виде более про-

стой, более наглядной материальной структуры этой области или другой

области».

С точки зрения философии, модель (франц. Modele, от лат. modulus -

мера, образец, норма) - это аналог (схема, структура, знаковая система)

определенного фрагмента природной или социальной реальности.

Некоторые психологи (А.У. Варданян, Г.А. Варданян и др.) трактуют

модель как образ (в том числе условный или мысленный: изображение,

описание, схемы, чертеж, график, план, карта и т.п.) или прообраз (обра-

зец) какого-либо объекта или системы объектов («оригинала» данной моде-

ли), используемый при определенных условиях в качестве их «заместите-

ля» или «представителя».

Данные определения указывают на то, что модель представляет собой

более упрощенный вариант изучаемого объекта (его аналог), поскольку со-

держит в себе самые важные, самые значимые свойства, качества, характе-

ристики оригинала.

В.В.Давыдов утверждает, что модель - не продукт чувственного отра-

жения, а «продукт сложной познавательной деятельности, включающий

мысленную переработку исходного, чувственного материала, его очищение

от случайных элементов».

Моделирование представляет собой процесс построения, изучения и

применения моделей. Модель выступает как инструмент познания, кото-

рый исследователь ставит между собой и объектом с целью изучения по-

следнего Процесс моделирования, таким образом, включает в себя три эле-

мента: 1-субъект исследования (исследователь), 2-объект исследования, 3-

модель.

Сущность процесса моделирования иллюстрирует схема.

Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым

четырехшаговым циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом

знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная мо-

дель постепенно совершенствуется

Условно можно выделить два основных направления в исследованиях

по использованию моделирования в обучении. Первое направление пред-

ставлено в работах А.А. Венгера, П.Я Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Г.

Салминой, Д.Б. Эльконина. Одним из наиболее важных результатов являет-

ся признание моделирования эффективным средством развития всех позна-

вательных процессов школьников: ощущения, восприятия, воображения, а

также теоретического мышления, составляющего основу продуктивного

мышления.

Второе направление представлено в исследованиях Л.И. Айдаровой,

А.В. Белошистой, А.У Варданян, ГА. Варданян, СИ. Волковой, Я. Дадоджа-

нова, А.К. Марковой, Г.И. Минской. Учеными признается, что использова-

ние моделирования в обучении усиливает его развивающий эффект.

В учебно-познавательном процессе моделирование может применять-

ся как средство усвоения знаний, как один из способов формирования тео-

ретического мышления школьников, как средство активизации познава-

тельной деятельности учащихся в процессе обучения, как метод преподава-

ния, как цель обучения, как способ решения задач.

Необходимость овладения младшими школьниками моделированием как

методом познания в учебно-познавательном процессе можно обосновать

следующим образом.

На сегодняшний день ведущей задачей образования является развитие

познавательной активности школьников и формирование у них умений

самостоятельного приобретения знаний. Одним из центральных направле-

ний в решении данных задач является формирование у учащихся научно-

теоретического стиля мышления. Как отмечает В.В.Давыдов, в выполне-

нии учеником действий с моделями выступает существенное отличие тео-

ретического отношения к вещам от эмпирического. Последнее опирается

на демонстрационную, описательную наглядность, позволяющую фикси-

ровать внешние, непосредственные свойства вещей. Теоретическое же от-

ношение использует моделирование как средство выделения и фиксации

внутренних отношений изучаемых вещей. Учащиеся в этом случае оказы-

ваются в положении исследователей по отношению к наблюдаемым фак-

там, свойствам, явлениям окружающего мира, и вся их учебная деятель-

ность при этом приобретает творческий характер.

На уроке обучения грамоте в 1 классе дети составили схему, являющу-

юся моделью одного высказывания:

Данная схема «очистила» высказывание от его конкретного смыслово-

го содержания. Отражение лишь общих для всех слов свойств сделало эту

запись записью общего вида.

Таким образом, любой вид модельных средств нужен в учебной дея-

тельности для того, чтобы оторвать способ действия от самого предметно-

го действия и задать его как общий способ.

Первоначальные представления о роли моделирования в учебной дея-

тельности младших школьников сводились к тому, что модель должна быть

средством фиксации найденного общего способа действий по отношению к

практическим действиям детей. Постепенно представления о роли модели-

рования расширялись. Так, В.В. Репкин обнаружил, что фиксируемая в мо-

делях система понятий может впоследствии формировать новый пласт це-

лей, переводя действие ребенка из практического в собственно исследова-

тельское.

В течение первых лет обучения дети вместе с учителем занимаются

моделированием общих способов действий.

1) Фиксация выделенных отношений между реальными объектами

мира и действий с этими объектами. Знаковые формы, которые может при-

нимать модель, разнообразны. Это формулы, схемы, шкалы, графики, чер-

тежи, таблицы, пространственные макеты и пр. Первоначально модель воз-

никает в классе совместно работающих детей по инициативе учителя, по-

нимающего необходимость фиксации найденных классом отношений в

наиболее общей форме. Со временем происходит постепенное нарастание

инициативности детей в выборе модельных средств, способности активно

преобразовывать схему, видоизменяя ее под требования конкретно-практи-

ческой задачи.

2) Вторая функция модели в учебной деятельности класса обнаружи-

вается тогда, когда модель начинает систематически использоваться сов-

местно работающими детьми, как средство для постановки новых учебных

задач. В плане освоения способности моделирования можно зафиксировать

наличие у класса детей способности использовать совместно построенную

модель для получения нового знания об исследуемом объекте.

3) Появление у модели третьей функции знаменует переход к соб-

ственно моделированию, как получению нового знания об исходном объек-

те.

4) Четвертая функция модели должна обнаружиться тогда, когда мо-

дель будет систематически использоваться детьми как средство представ-

ления

собственного

исследовательского

действия.

Дети

должны

начать

изобретать и использовать собственные модельные средства, которые поз-

воляют "выложить" свое понимание и объяснение реальности.

Таким образом, моделирование как учебное действие является цен-

тральным, поскольку без него невозможно формирование теоретического

мышления. Самая главная сложность организации моделирования в учеб-

ной деятельности младших школьников состоит в том, что предмет моде-

лирования не случаен. Мы имеем дело с теоретическим обобщением и

необходимостью представить в модели способы понимания сущностных

отношений предмета.

Список литературы

1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему

Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.-М.: РассказовА.И., 2004.- С.81-98.

2. Акименко В.М. Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуля-

ции звуков // Начальная школа. 2004. - №8. - С. 35.

четырехлетней начальной школы. - М.: Вита Пресс, 2002. — 192 с.

3. Горбов С.Ф., Чудинова Е.В. Действие моделирование в учебной деятель-

ности школьников (к постановке проблемы). // Психологическая наука и

образование. 2000. - № 2. - С.96-110.

4. Гусева Т.В. О некоторых видах работы с моделями-схемами: (из опыта) //

Начальная школа. 2002. - № 12. - С. 76-84.

5. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. —

Ереван : Луйс, 1981.-220 с.

6. Матвеева H.A. Использование схематического чертежа в моделировании

простых текстовых задач. // Начальная школа. 2002. - № 10. - С. 60-63.

7. Филин H.H. Работа со схемами предложений на уроках русского языка. //

Начальная школа. 2001. - № 12. - С. 20-24.



В раздел образования