Автор: Федорова Ольга Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №421
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация образовательной программы ДОУ в нерегламентированной образовательной деятельности (совместно деятельности взрослых и детей) в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Реализация образовательной программы ДОУ в нерегламентированной
образовательной деятельности (совместной деятельности взрослых и детей)
в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитатель: Федорова Ольга Евгеньевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №421
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного
образования ориентирует педагогов
на «решение программных образовательных
задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при
проведении
режимных
моментов
в
соответствии
со
спецификой
дошкольного
образования, то есть в нерегламентированных видах деятельности».
Нерегламентированные виды деятельности — своеобразная для дошкольников
форма
обучения
и
воспитания:
ребенок
сам
создает
замысел
и
реализует
его.
Взрослый организует нерегламентированную деятельность детей, принимает в ней
участие как равноправный партнер по игре, совместному конструированию и др.
При этом он не дает специальных заданий, как на занятиях, а лишь оказывает
каждому ребенку поддержку, может предложить свою помощь, обеспечивает данную
деятельность необходимыми средствами.
Цели:
Достижение
современного
качества
дошкольного
образования,
его
соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства на основе организации информационно-методических, материально-
технических, организационно-содержательных условий для развития личностных
качеств
детей
(активности,
инициативности
и
др.)
в
ходе
реализации
образовательной программы дошкольного образования.
Задачи
•
систематизировать
работу
педагога
по
образовательной
деятельности
в
режимных моментах;
•
наполнить содержание образования ребенка методическим и дидактическим
материалом в соответствии с ФГОС ДО;
•
добиться
эффективности
педагогических
воздействий
в
ходе
режимных
моментов с помощью современных образовательных технологий.
Обширный охват развития детей, конкретизированный задачами программы –
это ежедневный кропотливый труд всех педагогов ДОУ на протяжении нескольких
лет,
осуществляемый
с
учетом
индивидуальных
возможностей
и
особенностей
детей, их социальной ситуации развития. Одной образовательной деятельности в
рамках учебного плана эти задачи невозможно решить в полном объеме. Поэтому
Стандарт
предусматривает
возможность
осуществления
образовательной
деятельности в дошкольном учреждении на протяжении всего времени пребывания в
нем ребенка.
Реализация
задач
программы
в
нерегламентированной
образовательной
деятельности или образовательной деятельности в ходе режимных моментов,
не
означает увеличение образовательной нагрузки на детей в виде учебных занятий.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов – это естественный
ход деятельности детей в течение дня
(как совместной, так и самостоятельной),
направляемый педагогом вокруг решения поставленных им задач.
Однако,
как
и
педагогами,
так
и
разработчиками
учебно-методического
комплекса
к
программам
основное
внимание
по
-
прежнему
уделяют
организованной
образовательной
деятельности,
хотя
ее
доля
в
образовательном
процессе детского сада занимает всего от 5 до 15 % (12-часовое пребывание).
Целевые
ориентиры
совпадают
с
ориентирами,
предусмотренными
Стандартом на этапе завершения дошкольного образования, которые
достигаются
ребенком за рамками организованной образовательной деятельности. В
ООД
решаются (6 задач) и в ходе ОДРМ (14 задач).
Я работаю по программе «От рождения до школы». С введением ФГОС ДО, в
ней соответственно были изменены образовательные области, и сейчас ФГОС ДО
направлен на гармоничное развитие ребенка в пяти
образовательных областях:
социально-коммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-
эстетические и физическое.
Социально-коммуникативное развитие:
Ребенок в семье и сообществе.
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Формирование основ безопасности
Познавательное развитие:
Формирование элементарных математических представлений
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Ознакомление с миром природы
Ознакомление с предметным окружением и социальным миром
Речевое развитие:
Развитие речи
Художественная литература
Художественно-эстетическое развитие:
Приобщение к искусству.
Изобразительная деятельность.
Музыкальная деятельность.
Конструктивно-модельная деятельность
Физическое развитие:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Физическая культура
Игровая деятельность
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей
в Организации.
Организация
деятельности
взрослых
и
детей
по
реализации
и
освоению
Программы
осуществляется
в
двух
основных
направлениях
организации
образовательного
процесса
– совместной
деятельности
взрослого
и
детей
и
самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках
первого
направления
– совместной
деятельности
взрослого
и
детей
–
осуществляется
как
в
виде организованной
образовательной
деятельности
(не
сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и
уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности,
осуществляемой в
ходе
режимных
моментов
(решение
образовательных
задач
сопряжено
с
одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним
приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Проектирование образовательного процесса это:
совместная деятельность взрослых и детей (СДВД): организованная
образовательная деятельность (ООД), образовательная деятельность,
осуществляемая в режимных моментах (ОДРМ) и самостоятельная деятельность
детей (СДД)
Планирование образовательной деятельности:
ООД – это:
Формирование элементарных математических представлений.
Ознакомление с предметным окружением
Ознакомление с социальным миром.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Ознакомление с миром природы. Развитие речи.
Изобразительная деятельность
Музыкальная деятельность.
Физическая культура
ОДРМ – это:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Ребенок в семье и сообществе.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Формирование основ безопасности
Художественная литература
Приобщение к искусству
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Конструктивно-модельная деятельность
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Ряд
образовательных
задач
отнесены
за
рамки
ООД
(к
примеру
«конструирование», «приобщение к художественной литературе», «безопасность» и
др.).
В
связи
с
этим,
и
тем,
что
в
программе
нет
четких
рекомендаций
по
периодичности рассмотрения тех или иных задач
(в отличие от учебного плана
ООД),
по
некоторым
разделам
нет
рекомендованных
программой
пособий
и
методик, я столкнулась с проблемой организации решения образовательных задач в
нерегламентированной образовательной деятельности:
- с какой периодичностью воспитателю создавать образовательные ситуации по
задачам, реализуемым в ОДРМ
- какая продолжительность по времени отводится на решение задач в ОДРМ
- сколько задач в течение дня можно планировать для решения в ОДРМ
- нужно ли составлять перспективное планирование по видам задач
- на основании, каких источников воспитателю создавать образовательные ситуации
Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение
свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместной деятельности
педагогов
и
детей
и
самостоятельной
деятельности
детей)
форм
деятельности
ребенка. Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает
максимальный
учет
особенностей
и
возможностей
ребенка,
его
интересы
и
склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный
баланс различных видов деятельности:
Те
разделы
программы,
которые
не
охвачены
ООД,
реализуются
в
нерегламентированной
деятельности
(в
СООД,
т.
е.
совместной
деятельности
взрослого и детей в режимных моментах).
Я попробовала структурировать свою детальность, создав
по аналогии с
учебным планом
ООД (приложение №1), «Модель реализации целей и задач
программы в нерегламентированной образовательной деятельности» (приложение
№2), куда включила
все задачи программы, которые не решаются в ходе ООД,
определила периодичность для групп и источники образовательных ситуаций. На
основании
этой
модели
разработала
циклограмму
совме стной деятельности
воспитателя
с
детьми
(приложение
№3).
Циклограмма
служит
основой
для
ежедневного планирования образовательной деятельности воспитателя. В структуре
циклограммы представлены виды образовательной деятельности, осуществляемой
воспитателем в определенные режимные моменты в течение недели.
Некоторые
виды
деятельности, присутствуют и отражаются в циклограмме
ежедневно,
остальные с периодичностью, указанной в модели ОДРМ. Взаимосвязь с ООД – как
предварительная работа или на закрепление материала
Составила перспективные планы по каждому блоку (например, приложение
№4).
После выхода примерной образовательной программы провела мониторинг
ресурсного
обеспечения
реализации
нерегламентированной
деятельности
образовательной программы, как методического, так и дидактического обеспечения.
Он
показал,
что
многие пособия
еще готовятся к печати. Мы все прекрасно
понимаем,
что
невозможно
в
одночасье
отредактировать
и
переиздать
учебно-
методический комплект, состоящий из более,
чем сотни книг и пособий. Но
воспитатель
тоже
не
может
сидеть
и
ждать,
пока
все
материалы
пройдут
рецензирование и будут допущены к печати, выйдут из типографии и
будут,
наконец закуплены для работы. У него идет непрерывный образовательный процесс,
каждый день, каждый час на протяжении 5 дней в неделю и 12 часов в день. От него
ждут конкретных действий и уже в рамках реализации требований ФГОС. В такой
ситуации педагог чувствуют себя не комфортно, теряется, боится что-то упустить
или излишне нагрузить детей.
Приложение №1
Учебный план непрерывной образовательной деятельности.
Инвариативная часть
Объем непрерывной образовательной деятельности в неделю, месяц, год
Образовательные области и базовый
вид деятельности
Возрастные группы
2 группа раннего
возраста
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная
к школе группа
нед
мес
год
нед
мес
год
нед
мес
год
нед
мес
год
нед
мес
год
Познавательное развитие
1
4
36
2
8
72
2
8
72
3
12
108
4
16
144
Формирование элементарных
математических представлений
0,5
2
18
1
4
36
1
4
36
1
4
36
2
8
72
Предметное и социальное
окружение
0,25
1
9
0,75
3
27
0,5
2
18
1
4
36
1
4
36
Познавательно – исследовательская
деятельность
в рамках совместной свободной деятельности
педагога и детей и самостоятельной
деятельности детей
0,5
2
18
0,5
2
18
Экология
0,25
1
9
0,25
1
9
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
Речевое развитие
2
8
72
1
4
36
1
4
36
2
8
72
2
8
72
Развитие речи
2
8
72
1
4
36
1
4
36
2
8
72
2
8
72
Чтение художественной
литературы
Ежедневно в рамках образовательной деятельности в ходе режимных моментов
Социально-коммуникативное
развитие
Ежедневно в рамках совместной деятельности педагога и детей и
самостоятельной деятельности детей
Художествен- эстетическое
развитие
4
16
144
4
16
144
4
16
144
5
20
180
5
20
180
Рисование
1
4
36
1
4
36
1
4
36
2
8
72
2
8
72
Лепка
1
4
36
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
Аппликация
-
-
-
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
Музыка
2
8
72
2
8
72
2
8
72
2
8
72
2
8
72
Физическое развитие
3
12
108
3
12
108
3
12
108
3
12
108
3
12
108
Физкультура
3
12
108
3
12
108
3
12
108
2
8
72
2
8
72
Физкультура на прогулке
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1
4
36
1
4
36
Итоговый объем образовательной
деятельности
10
40
360
10
40
360
10
40
360
13
52
468
14
56
504
Приложение №2
Модель реализации целей и задач программы
в нерегламентированной образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие
цели
задачи
Кол-во проведен. в неделю
р.в
мл
ср
ст
подг
Социализация,
развитие общения,
нравственное
воспитание.
Усвоение норм и ценностей (1), -
- Развитие общения (2),
- воспитание моральных и нравственных качеств (3),
- формирование готовности детей к совместной
деятельности (4)
1
1
1
1
1
Ребенок в семье и
сообществе.
Образ Я (1),
семья (2),
детский сад (3),
Родная страна (4)
1
1
1
1
1
Самообслуживание,
самостоятельность,
трудовое воспитание.
Культурно-гигиенически навыки
ежедневно
Самообслуживание
ежедневно
Общественно-полезный труд.
1 раз в неделю
Труд в природе. (кроме яслей)
-
2 раза в неделю в
помещении и
ежедневно на
прогулке
Уважение к труду взрослых
В процессе ООД
Формирование основ
безопасности
- безопасность на дороге (1),
- безопасность в природе (2),
- безопасность собственной жизнедеятельности (3)
3 недели в месяц по 1
занятию по ФОБ (на 4
неделе – 1 занятие по ЗОЖ)
Познавательное развитие
Развитие
познавательно-
исследовательской
деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность
1
1
1
1
1
Сенсорное развитие.
2
2
1
1
1
Дидактические игры.
3
3
3
3
3
Проектная деятельность (ср, ст., подг.)
-
-
По мере реали-
зации проекта
Речевое развитие
Художественная
литература
- слушание (1),
- инсценировка (2),
- заучивание (3),
- рассматривание иллюстраций (4)
1
1
1
1
1
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к
искусству
- к музыке (1),
- к живописи (2),
- к литературе (3),
- к народному искусству (4)
1
1
1
1
1
Изобразительная
деятельность
Прикладное творчество
1
1
Конструктивно-модель-
ная деятельность
1
1
1
1
1
Физическое развитие
Формирование началь-
ных представлений о
здоровом образе жизни
1 занятие в месяц по ЗОЖ
чередуется с 3 занятиями в
месяц по ФОБ
Игровая деятельность
Ежедн в 1 и 2 половину дня
Приложение №3
Циклограмма воспитательно-образовательной работы в нерегламентированной
образовательной деятельности (старшая группа) МБДОУ №421
Ежедневно
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Утро
Гимнастика
Наблюдение
в угол.прир.
Формирова
ние КГН.
1.Беседа по теме
недели.
2.Ознакомление
с природой
(рассм. картин
(1), беседы (2),
ситуативный
разговор (3),
труд в уголке
природы (4)
3. Музыкальная
деятельность
(д/и, д/у,
хореография
1.Развитие речи
(ЗКР, игры,
рассматривание
, составление
рассказов) .
2.Развивающие
игры (память,
мышление, речь,
воображение)
1. Социализация,
развитие общения,
нравственное
воспитание (
Ус-
воение норм и
ценностей
(1),
Развитие общения (2),
воспитание
моральных и
нравственных качеств
(3), формирование
готовности детей к
совместной
деятельности
(4)
2.Дид. игры
1 Ребенок в семье,
обществе,
патриотическое
воспитание (Образ
Я (1), семья (2),
детский сад (3),
Родная страна (4)
2.Развитие
физических
способностей
(п. игры малой
подвижности)
1.
Формирование
основ
безопасности
(безопасность
на дороге (1), в
природе (2),
безопасность
собственной
жизнедеятельн
ости (3, 4) 2.
Рассматривание
предметов и
иллюстраций.
НОД
1. Речевое развитие
2. Художественно-
эстетическое
развитие (музыка)
3.
Художественно-
эстетическое
развитие
(лепка\аппликация)
1. Речевое развитие
2. Художественно-
эстетическое
развитие (рисование)
3. Физическое
развитие
2. Художественно-
эстетическое развитие
(музыка)
9.30-9.55
3.Физическое развитие
10.10-10.30
3. Художественно-
эстетическое развитие
(рисование)
1. Познавательное
развитие (Предм. и
соц.окр.)/
9.00-9.20
2. Физическое
развитие
10.10-10.30
1.Познавательное
развитие (ФЭМП)
9.00-9.20
2. Познавательное
развитие
(ислед.\экология)
9.00-9.25(
Прогул
ка
Наблюдение
Труд
Инд. работа
П/Игра
Сам. деят.
Наблюдение за
состоянием
погоды (неживой
природой).
Спортивные
игры
Наблюдение за
животным миром
(птицами)
Дид. игры
Наблюдение за
явлениями
общественной
жизни
Познавательно-
исследовательская
деятельность
Наблюдение за
сезонными
изменениями в
природе
Упражнения на
развитие
основных
движений
Целевая
прогулка
Игры по ФОБ
Вечер
Самост.
деят-ть детей
в уголках
развития
Работа с
родителями
Индивидуаль
ная работа.
1 Развитие
познавательно –
исследовательско
й деятельность
(исследовательск
ая деятельность,
игры-
эксперименты
(1), сенсорное
развитие (2),
проектная
деятельность(3),
дидактические
игры (4)
2. Сюжетно-
ролевая игра
1.
Конструктивно-
модельная
деятельность
2. Строительные
игры
1.Развлечение
2..Настольно-
печатные игры
3.Работа в тетрадях.
1. Приобщение к
искусству (
к
музыке (1),
живописи (2),
литературе (3),
народному
искусству (4).
2. Самообслужив.
самостоятельность
, трудовое
воспитание
(Хозяйственно-
бытовой труд (1),
Уважение к труду
взрослых (2),
формирование КГН
(3)
самообслужива-
ние (4)
1. Приобщение
к
художественно
й литературе
(слушание (1),
инсценировка
(2), заучивание
(3),
рассматривание
иллюстраций
(4)
2.Игры-
драматизации
.
Приложение №4
Перспективное планирование образовательных ситуаций по блоку задач «Ознакомление с
природой», реализуемых в образовательной деятельности в ходе режимных моментов
(старшая) МБДОУ №421
Дата
Тема
Цель
Источник
сентябрь
Оформление
фотовыставки «Во
саду ли в огороде»
Расширять представления детей об овощах,
фруктах и ягодах.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
«Беседа о
правильном
питании»
Формировать общие представления о пользе
овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
«Как сложно,
интересно
выращивать урожай
у себя на огороде»
Расширять представления о способах ухода за
садово-огородными растениями; формировать
желание делиться впечатлениями
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
Труд «Пересадка
бархатцев».
Уголок природы пополнить растениями
цветника для дальнейшего наблюдения
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
октябрь
«Рассматривание
Конкретизировать представления о внешнем
П.Г. Саморукова «Как
картины «Ежи».
виде ежа,
ДАТЬ ДЕТЯМ ЗНАНИЯ ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЕЖА
В ПРИРОДЕ.
знакомить дошкольников с
природой».
«Беседа о природе».
Формировать бережное отношение к природе;
систематизировать знания о пользе леса в жизни
человека и животных. О правильном поведении
в лесу.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
«Беседа об отлёте
птиц».
Уточнить представления детей о том, что
многие птицы осенью улетают, уметь
распознавать их на картинках.
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
Внести алоэ.
Рассмотреть новое растение, познакомить с
условиями жизни и с его потребностями
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
ноябрь
«Рассматривание
иллюстраций с
изображением
птиц»
Учить различать и называть зимующих и
перелётных птиц.
О.А.Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
«Беседа о птицах».
Развивать интерес к миру пернатых, дать
представление о значении птиц для
окружающей природы, формировать желание
заботиться о птицах.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
«Беседа о правилах
поведения в лесу»
Формировать бережное отношение к природе,
систематизировать знания о пользе леса в жизни
человека и животных, о правильном поведении
в лесу.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
«Что сначала, что
потом?».
Уточнять знания детей о правилах пересадки
комнатных растений.
Л.В..Куцакова «Трудовое
воспитание в детском саду».
декабрь
«Рассматривание
иллюстраций с
изображением
животных»
Развивать любознательность, познавательную
активность.
О.А.Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
«Беседа о
животных»
Расширять представления детей о животных
разных стран и континентов
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
«Дидактические
игры о животных».
Развивать творческие способности, расширять
словарный запас.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
«Работа
дежурных».
Уточнить полученные ранее знания о способах
ухода за растениями уголка природы.
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
январь
«Рассматривание
иллюстраций
«Зимний пейзаж».
Развивать интерес к миру природы,
эстетическое отношение к окружающей
действительности.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
«Беседа о диких
зверях»
Уточнить представления об образе жизни диких
зверей, о способах защиты детёнышей.
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
«Рассматривание
веток ели и сосны».
Закреплять умения детей различать ель и сосну;
развивать умение сравнивать признаки различия
и сходства.
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
«Дежурство в
уголке природы».
Формировать желание помогать взрослым
ухаживать за растениями.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
февраль
«Рассматривание
Закрепить умение различать и называть сороку,
П.Г. Саморукова «Как
иллюстраций
«Зимующие птицы»
ворону, синицу, снегиря, знать отличительные
особенности
знакомить дошкольников с
природой».
Беседа «Зимующие
птицы».
Обобщать знания детей об образе жизни
зимующих птиц, формировать понятие
«Зимующие птицы»
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
Разговор «Река
зимой»
Уточнить знания о том, что река зимой
покрывается льдом, лёд толстый, гладкий,
скользкий, прочный, по льду ходят, катаются на
коньках, санках.
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
«Посадка лука»
Учить подготавливать землю для посадки и
сажать самостоятельно.
Л.В. Куцакова «Трудовое
воспитание в детском саду».
март
Рассматривание
иллюстраций с
изображением
водных обитателей.
Продолжать знакомить детей с водными
обитателями: рыбы, лягушки и т.д..
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
Беседа «Водные
ресурсы».
Расширять представления детей о разнообразии
водных ресурсов: родники, озёра, реки, моря и т.
д..
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
Рассматривание
веток тополя
берёзы сирени.
Закрепить умение различать деревья и
кустарники по веткам и почкам; развивать
дифференцированное восприятие умение
сравнивать.
П.Г.Саморуковой «Как
знакомить дошкольников с
природой».
Черенкование
комнатных
растений.
Упражнять детей в различении и назывании
комнатных растений и их черенков; дать
представление о том, что комнатное растение
можно вырастить из черенка.
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
апрель
Рассматривание
иллюстраций «Леса
и луга нашей
родины».
Формировать представления о растениях леса и
луга; воспитывать бережное отношение к
природе.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
Беседа о
хлебобулочных и
кондитерских
изделиях.
Активизировать словарный запас; развивать
словарный запас.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
Рассматривание
первоцветов.
Учить детей различать и правильно называть
растения, выделяя характерные их признаки.
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
Пересадка
комнатных
растений
Учить правильно готовить землю, пересаживать
цветок; приучать к посильному труду.
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
май
Рассматривание
иллюстраций
«Перелётные
птицы».
Уточнить знания детей о перелётных птицах,
учить устанавливать связи между весенними
изменениями в приро и возвращением птиц.
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
Беседа «Прилёт
птиц».
Обобщить знания о прилёте птиц; закрепить
понятие «перелётные птицы», воспитывать
интерес к наблюдениям за птицами, бережное
отношение к ним.
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».
Солнце, воздух и
вода - наши лучшие
друзья.
Познакомить с правилами закаливания
организма, сохранения и укрепления здоровья.
О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в
детском саду» ст.гр.
Посев семян редиса
Уточнить представления детей о том, что овощи
выращивают из семян; познакомить детей со
способами посева.
П.Г. Саморукова «Как
знакомить дошкольников с
природой».