Автор: Василевич Оксана Константиновна
Должность: магистрант
Учебное заведение: АГПУ
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА, ПЕДАГОГА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Раздел: дошкольное образование
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА,
ПЕДАГОГА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С
ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.
Проблема
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
возраста
с
особыми
образовательными
потребностями
является
весьма
острой
и
актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот
процесс
должен
быть
комплексным,
проходить
с
участием
специалистов
различного
профиля:
дефектологов,
педагогов-психологов,
психиатров,
психоневрологов, логопедов, педагогов.
Основу
организации
такого
взаимодействия
определяют
следующие
принципы:
Системность
развития
ребёнка
–
процесс,
в
котором
взаимосвязаны,
взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать
лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребёнка.
Комплексность (взаимодополняемость) развития ребёнка – комплексный
процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и
дополняет развитие других функций.
Соответствие
возрастным
и
индивидуальным
возможно стям:
индивидуальная
программа
работы
с
ребёнком
должна
строиться
в
соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного
развития, с учётом факторов риска.
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе
занятий,
способствует
оптимизации
занятий
и
повышению
эффективности и даёт опору на функции, не имеющие недостатков, при
одновременном «подтягивании» дефицитарных функций. Постепенность
и системность, следование от простых и доступных заданий к более
сложным, комплексным.
Индивидуализация
темпов
работ – переход к новому этапу обучения
только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Направления взаимодействия:
диагностическое,
коррекционно-развивающее и
консультативно-просветительское
аналитическое.
Виды взаимодействия:
Изучение коррекционных программ.
Составление совместного плана коррекционной работы.
Коррекционно-развивающие
занятия
(на
занятиях
дефектолога
используются приёмы по активизации психических и интеллектуальных
процессов, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание
детей);
Взаимопосещение занятий.
Интегрированные занятия.
Открытые занятия.
Совместные мероприятия: итоговые праздники
Консилиум: обсуждение индивидуальных планов коррекционной работы.
Совместные консультации для педагогов и родителей
Главной
целью
дошкольного
коррекционного
воспитания
является
создание
максимально
комфортных
условий
для
интеграции
ребенка
с
нарушением
интеллекта
в
общество,
формирование
у
него
адекватных
способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его
семьи психолого-педагогической поддержкой.
В
ходе
осуществления психолого-педагогического сопровождения
данного
процесса
решаются
задачи
диагностического,
воспитательного,
коррекционно-развивающего,
оздоровительного
и
образовательного
характера.
В
диагностическом
блоке
ведущей
задачей
является
организация
комплексного
медико-психолого-педагогического
изучения
ребенка
в
динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях
разработки индивидуальной программы развития ребенка.
Блок
воспитательных
задач
направлен
на
решение
вопросов
социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его
семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
дошкольника,
а
также
воспитание
у
него
положительных
личностных
качеств.
Следующим
блоком
задач
является
организация
коррекционной
работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов
становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на
преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных
отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных
ориентиров.
При
этом
предполагается
обучение
родителей
отдельным
психолого-педагогическим
приемам,
повышающим
эффективность
взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной
жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Коррекционная
работа
строится
на
тесном
взаимодействии
специалистов
и
воспитателей.
Для
этого
в
группах
комбинированной
направленности
ведутся
тетради
взаимодействия
специалистов
и
воспитателей.
Блок
оздоровительных
задач
определяет
условия,
необходимые
для
защиты,
сохранения
и
укрепления
здоровья
воспитанника
дошкольного
учреждения.
В
нем
определяются
задачи
формирования
у
детей
представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления
своего
здоровья.
В
рамках
данного
блока
планируются
все
возможные
воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обучение
детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья
как
важнейшего
условия
жизненного
благополучия.
В
этом
же
блоке
осуществляется
также
весь
комплекс
лечебно-профилактических
мероприятий, необходимых для детей с нарушением интеллекта.
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам
усвоения
общественного
опыта,
развитие
их
познавательной
активности,
формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого
возрастного
периода.
Важной
задачей
образовательного
блока
является
подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Организованный
таким
образом
педагогический
процесс
позволяет
объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов и
подчинить их работу общим целям и задачам.
Все
перечисленные
задачи
решаются
всеми
специалистами
дошкольного
уч реждения
в
те сной
взаимо свя зи,
на
о с н о в е
профессионального взаимодополнения.
Работа
учителя-дефектолога
в
дошкольном
учреждении
включает
в
себя следующие направления деятельности:
психолого-педагогическое
обследование
ребенка,
выявление
его
индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей
в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;
планирование
и
проведение
подгрупповой
и
индивидуальной
коррекционно-развивающей деятельности;
анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-
развивающей деятельности;
участие
в
подготовке
и
проведении
педагогических
мероприятий:
утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;
консультации
педагогических
работников
и
родителей
о
применении
специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы,
знакомство
родителей
с
результатами
диагностики,
с
планом
индивидуального развития;
участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного
учреждения.
Учитель-дефектолог
ежедневно
проводит
подгрупповую
и
индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей
группы.
Материал
лексической
темы,
разработанный
учителем-
дефектологом,
включается
во
все
виды
коррекционно-развивающей
деятельно сти
(познавательной,
физкультурной,
м у з ы ка л ь н о й ,
изодеятельности), а также в режимные моменты.
Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития и
сформированности запаса знаний и представлений. Учитель-дефектолог и
воспитатель работают с подгруппами параллельно. При составлении сетки
коррекционно-развивающей
деятельности,
определяющей
нагрузку
на
ребенка
в
течение
дня
и
недели,
необходимо
учитывать
требования
нормативных
документов,
в
которых
отражены
максимально
допустимые
нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если
учитель-дефектолог проводит с первой подгруппой математическое развитие,
воспитатель
со
второй
подгруппой
-
по
развитию
изобразительной
деятельности. После десятиминутного перерыва подгруппы меняются.
Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее
утомительной.
Работа педагога-психолога включает в себя следующие направления
деятельности:
психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;
участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для
детей;
повышение уровня психологической компетентности педагогов детского
сада;
консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в
семье.
На
начало
года
психологической
службой
проводится
углублённое
обследование
эмоционально-личностного
развития
каждого
воспитанника
группы; совместно с учителем-дефектологом определяется коррекционно-
развивающий маршрут.
Работа
с
семьей
ребенка
находится
под
постоянным
вниманием
педагога-психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая
микроклимат
семьи,
согласовывая
единые
требования
семьи
и
педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.
Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному
сотрудничеству
родителей,
т.к.
в
психолого-педагогической
поддержке
нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Основные направления взаимодействия с семьей:
коллективные
(собрания,
«Дни
открытых
дверей»,
«Круглые
столы»,
тематические праздники - где родитель может видеть достижения своего
ребенка; семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой,
играми, учатся применять полученные знания на практике);
индивидуальные
(анкетирование,
опросы,
беседы,
консультации
специалистов, «Служба доверия»);
наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ).
Взаимодействие с родителями
Эффективность
всей
коррекционной
работы,
проводимой
специалистами, зависит не только от тесной слаженной работы педагога,
педагога-психолога
и
учителя-дефектолога,
но
и
от
правильно
организованной
работы
с
родителями.
Поэтому
в
этом
направлении
педагогом, педагогом-психологом и учителем-дефектологом проводятся:
просветительская работа;
консультации;
оформление информационных стендов
родительские собрания,на которые выносятся общие вопросы;
вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами
диагностики
и
планом
работы
с
ребёнком
проводятся
в
виде
индивидуальных консультаций, бесед.
открытые занятия
Список литературы:
1.
Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие
для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
"Академия", 2003. – с.160.
2.
Родионов
В.
А.,
Ступницкая
М.
А.
Взаимодействие
психолога
и
педагога
в
учебном
процессе.
-
Ярославль:
Академия
развития:
Академия Холдинг, 2009.- с.160.