Способы предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся
Автор: Ильченко Любовь Валерьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ Нефтекумский региональный политехнический колледж Населённый пункт: город Нефтекумск, Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: Способы предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся Раздел: среднее профессиональное
Способы предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях
обучающихся
Ильченко Любовь Валерьевна
ГБПОУ Нефтекумский региональный
политехнический колледж
Моя
педагогическая
деятельность
в
Региональном
политехническом
колледже г. Нефтекумска началась с сентября 1999 года. Я работаю в группах
начального
и
среднего
профессионального
образования
преподавателем
спецдисциплин нефтяного цикла.
В своей деятельности я использую элементы современных образовательных
методик:
технологию
полного
усвоения
знаний,
способы
применения
теоретических и практических знаний на практике, индивидуальное освоение
программы за счёт дифференцированного и индивидуального подхода, интеграцию
предметного образования через связь с другими дисциплинами.
Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из
важнейших
составляющих
нашей
профессии, так
как неудовлетворительное
качество этой работы ведёт к накоплению пробелов в знаниях до той степени,
когда их устранение становится для студентов практически невозможным, и они
переходит в разряд стабильно неуспевающих.
В массовой практике преподаватели пытаются ликвидировать пробелы на
дополнительных занятиях, которые чаще всего ведутся вслепую, а потому на
холостом ходу: решаются одни и те же дополнительные задачи, хотя пробелы и
ошибки, их истоки у всех разные. Поэтому в учебных заведениях должна быть
продумана
система
фиксации, предупреждения
и
ликвидации
пробелов, без
которой любая дополнительная работа неэффективна.
Одно
из
эффективных
средств
ликвидации
пробелов
в
знаниях –
сочетание таблиц индивидуальных пробелов в знаниях с индивидуальными
карточками пробелов в знаниях студента. Таким индивидуальным средством
регистрации и фиксации устранения пробелов могут служить зачётные книжки
по предметам.
В своей педагогической практике я использую следующую схему
работы по фиксации и устранению пробелов знаний:
1.
В таблице регистрации пробелов располагается список студентов по
вертикали, по
горизонтали
перечисляются
наиболее
часто
встречающиеся
ошибки, трудноусваиваемые понятия, способы действия, темы и т.д.
2.
Обнаруженный по результатам проверок домашних и контрольных
работ, опросов
учащихся
пробел
фиксируется
в
соответствующей
клетке
таблицы знаком «-»
3.
Копия таблицы помещается на стенде успеваемости группы
4.
Каждый студент переносит в свою индивидуальную карточку пробелов
все отметки таблицы
5.
Студенты информируются о том, что, выходя отвечать к доске или при
сдаче
зачёта
по
теме,
они
должны
подавать
преподавателю
свою
индивидуальную
карточку, поскольку
1-2
вопроса
будут
получать
на
формулировку и применение правила, вызвавшего затруднение
6.
Если пробел ликвидирован, в карточке вычеркивается соответствующая
строка и в таблице выставляется полученная оценка
7.
На каждом занятии отводится время для повторения забытых правил,
способов действий
8.
Необходимо проводить анализ наиболее часто встречающихся ошибок
9.
Выделяются наиболее часто встречающиеся в данной группе или у
данного студента ошибки
10.
Работу по устранению пробелов можно проводить во внеурочное
время. При этом лучше на консультации приглашать не студентов одной
группы, а студентов с данной группой пробелов.
11.
На
дополнительных
занятиях
создаётся
атмосфера
внушения
уверенности во временном характере трудностей, в способности студента их
преодолеть.
12.
Ребятам можно доверить проверку тетрадей. При этом цель – не
разгрузить себя, а реализовать методический приём, направленный на устранение
пробела
в
знаниях, способности
сосредоточить
внимание. Это
ведёт
к
изменению статуса неуспевающего и вечно ошибающегося студента.
13.
Использование специальных карточек: на лицевой стороне - текст
правила или образец выполнения задания, а на оборотной – задание для
самостоятельного выполнения.
Закрепление знаний – надёжный путь предупреждения пробелов
Можно выделить 2 варианта этой работы:
1.
Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и
не является отдельным этапом на уроке
2.
Независимо от того, проводилось ли закрепление материала при его
изучении, вслед
за
ним
организуется
специально
спроектированный
этап
своеобразной
«доводки»
понимания
и
отработки
умений
использовать
полученные знания в разных задачах и ситуациях с разными дидактическими
целями.
Закрепление может проводиться:
1.
Обобщённым повторением основных положений изученной темы, которое
даёт преподаватель после детального объяснения. Такой повтор уже не включает
иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное.
2.
Записью
основных
изученных положений, составлением опорной
схемы, отражающей связи фрагментов материал а , выделением
ключевых слов и
выражений, фиксирующих внимание на главном.
3.
Подведением итогов по изученному
материалу
студентами, тогда
преподаватель планирует цели закрепления системой требований.
4.
Составлением плана изученного материала или повторению изученного по
плану, заданному перед началом изучения материала.
5.
Выполнением практических действий
по
заданному
образцу,
решением
типовых, постепенно усложняющихся задач.
6.
Комментированием образцов готовых решений.
6.
Решениями
в
общем
виде
с комментированным анализом каждого
действия и преобразования.
8. Переформулировкой определений,
пересказом
информации, переводом в
другую
знаковую
систему,
тематическим
рисованием,
составлением
планов
и
алгоритмов деятельности.
Схема деятельности преподавателя на этапе закрепления знаний может
быть представлена так:
1. Определите цель закрепления и связанную с ней главную задачу урока (они
должны вытекать из целей и задач урока в целом). Проанализируйте, завершается ли
изучение данного материала
и
его
закрепления
на
данном
занятии
или
будет
продолжено на следующих — от этого зависит распределение времени и уровень
требований к результату закрепления.
2.
Опустите
вспомогательные
факты,
подробности,
иллюстрации,
«проявить» структуру изученного материала и связи его элементов, а также связи с
изученным ранее. Желательно упорядочить эту информацию с помощью наглядной
информационной
схемы. Выделите главное, фундаментальное, что должно быть
понято и прочно закреплено.
3.
Определите критерии, по которым можно будет судить об усвоении
материала (понимание или способность применить).
4.
Отберите
вопросы,
иллюстрации, задачи и задания, которые
могут
достаточно достоверно выявить, достигнуты ли эти цели, положите их в системе,
обеспечивающей надёжное закрепление не только вновь, но и ранее
изученных
связей, положений, законов.
5. При закреплении сохраняйте системность, структуру и логику изложения.
6.
Используйте
приёмы
систематизации,
классификации,
сравнения,
вычленения сходства и различия.
7.
Ориентировочно определите, сколько времени займёт отработка понятий,
умений
и
навыков, выполнение заданий, комментирование и коррекция ошибок.
Установите, достаточен ли объём заданий для полноценного завершения урока с
постановкой и комментированием домашнего задания.
8.
Проверьте,
достаточно
ли
точно,
лаконично
сформулированы
подготовленные к этапу закрепления вопросы, задания, требования, не нуждается ли
их
выполнение
в
предварительном
восстановлении
дополнительных
опорных
знаний, в пояснениях и т.д.
9.
Не
стоит
делать
предметом
закрепления
справочный
материал,
требующий заучивания (даты, фамилии, наименования). Этап закрепления — это
элемент обучения, а не контроля знаний, и его цель достичь понимания, а не
запоминания положений материала.
10.
Не надо требовать на этом этапе запоминания формулировок правил и
определений. Это блокирует способность к установлению связей, характеризующих
понимание изученного.
11.
Постепенно
усложняйте
и
укрупняйте
закрепляемый
материал.
Отрабатывайте
не
только элементы
знаний,
но
и
целостное понимание темы,
способы анализа, творческие подходы к выполнению заданий.
12.
Не забывайте, что чем сложнее задание, тем больше времени нужно
студенту на его обдумывание и выполнение. Не давая времени на обдумывание, вы
приучаете
к
необязательности
и
безответственности,
поверхностности,
провоцируете ошибки.
13.
После
постановки
тренировочного
задания
выдерживайте паузу для
обдумывания. Помните: студент может думать только тогда, когда преподаватель
молчит.
14.
Не торопите и не создавайте дополнительных помех.
15.
Ставьте
только
одно
задание.
Удержание
в
памяти
второго мешает
поиску ответа на первое.
16.
Разрешите неуверенным студентам после вызова подготовиться к ответу,
набросать его план, успокоиться, собраться с мыслями.
17.
Не превращайте закрепление в контроль знаний с оценкой качества
усвоения. Если для закрепления используются вопросы и задания, студент должен
быть проинструктирован, что будет ставиться только поощрительная оценка. Любой
ответ, даже неправильный, принимайте положительно, это всего лишь информация о
том, что надо ещё раз разъяснить.
18.
Не
упускайте
возможности
организовать
работу
студентов
в
индивидуальном темпе. Подумайте, чем занять сильных в то время, когда идёт
доработка
материала
со
слабыми,
иначе
появятся проблемы
с
дисциплиной
незанятых и скучающих ребят. Предусмотрите дополнительные задания и способы
контроля, не озвучивающие решения, чтобы не мешать работе остальных, а также
меры стимулирования успехов.
17.
Не
торопите
ребят
с
медленным
темпом
восприятия
и
выполнения
заданий, это только тормозит их. Пока материал не усвоен, задание не понято, а
студент находится в стадии обдумывания ответа — не спрашивайте, а объясняйте и
демонстрируйте образцы.
19.
Результаты
выполнения
заданий,
которые
могут
быть
проверены
средствами
обратной
связи
у
всего
класса,
не
выносите
на
предварительное
индивидуальное
заслушивание.
Организуйте фронтальную
проверку
с
исполь-
зованием
средств
получения
массовой
обратной
связи
(сигнальные
карточки,
программированные средства и др.).
Обратную
информацию
можно получить разными способами. Если
ответ
позволяет использовать вариант «да» — «нет», можно попросить поочерёдно поднять
руку тех, у кого такой ответ, а затем другой. Если вариантов ошибок может быть
много,
проговорите правильный
ответ,
покажите
его крупной
карточкой
или
напишите на доске и попросите поднять руку тех, у кого такой же ответ.
Если
ошибочных
ответов
довольно
много,
предложите
тем,
у
кого
ответ
соответствует показанному, продолжить работу над следующим заданием, а осталь-
ным объясните материал, дайте посмотреть дополнительный образец, покажите на
доске способ выполнения первого задания, после чего продолжите работу. Если таких
студентов мало, не стоит проводить фронтальное объяснение, можно пригласить
одного- трёх студентов к доске, к столу, специально поставив в кабинете
стол для
консультаций с несколькими стульями.
Только после получения информации о том, что все поняли прорабатываемый
фрагмент материала (или не поняло его большинство), можно вызывать студента
комментировать ответ, решение, способ действия. Вызывайте того студента, который
представил правильный вариант.
22.
Не выносите на доску и не анализируйте допущенные ошибки. Полезно
разбирать,
как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идёт работа с
ошибкой, тем больше она запоминается.
23.
Предусмотрите
способы
поэтапной
индивидуальной
помощи тем
студентам, которые могут не справиться с заданием. Например, карточки с образцами
промежуточных действий и решений, которые вы, проходя по кабинету, кладёте
студентам, испытывающим затруднение и прекратившим работу на уроке. Карточку
можно просто показать студенту, если подсказка проста и не требует обдумывания.
24.
Продумайте меры стимулирования и поощрения даже самых слабых
ребят.
Закрепление способов действия осуществляются по другой схеме:
1.
Завершив на этапе первичного восприятия вывод или решение, дайте
время на его повторный просмотр как первый элемент закрепления.
2.
На первом этапе отработки умения всем студентам ставьте одинаковые
задания, не используя работу по вариантам.
3.
Предоставьте
ребятам
все
возможности
получить
своевременную
и
полноценную
помощь, образцы для сверки ответов и промежуточных действий.
Образец решения, его анализ, взаимопомощь в применении способа, обращение к
единым источникам информации — всё работает на закрепление. Тексты, образцы,
инструкции должны быть открыты для использования, так как самостоятельное
конструирование правила, определения закона студентом ведёт к прочному запоми-
нанию.
4.
Не
требуйте
быстрого
успеха,
правильного
и
абсолютно
са-
мостоятельного выполнения задания с первого предъявления. Повторю ещё раз:
функция
поставленных на
этапе
закрепления
заданий
не
контрольная,
а
обучающая. Только в процессе неоднократного применения знаний большинство
студентов приходит к пониманию сути, способа, закона правила.
5.
Самостоятельное
выполнение
первого
примера,
написание
первого
тренировочного
упражнения
проводите
с
обязательной
сверкой.
Исправляйте
ошибки сразу.
6.
При отработке способа действия сначала помогите студенту понять сам
способ
на
простейших иллюстрациях,
научите
действовать
и
только
потом
отрабатывайте словесное описание способа. Часто студенту легче понять, как делать и
повторить действие, чем описать его словами. Сначала покажите, поясните, научите
и только затем требуйте воспроизведения и применения.
7.
Не
увлекайтесь
заданиями
на воспроизведение
и
заучивание
наизусть
описания способа или правила. Большую пользу приносит понимание сути явления
и л и способа,
и
есть
довольно
много приёмов,
помогающих
овладеть способами
действий и достичь понимания правила. На дом лучше давать задание не заучивать
формулировку, а прочесть её, понять, попробовать применить или подобрать пример,
пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со
страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно
этот
психологический
барьер
часто
бывает
причиной
непонимания. Через
несколько повторов определение самопроизвольно отложится в памяти.
8.
Е
СЛИ
правило
или
способ
в пересказе
искажены
или
потеряли
существенную часть, дайте задание вернуться к тексту правила и проверить его
содержательную и смысловую тождественность ответу.
10.
Выберите
способ
регистрации
учащихся,
не
справляющихс я
с
применением способа и требующих дополнительных занятий.
11.
Не давайте закрепиться ошибкам! На этапе первичного закрепления,
когда знание ещё непрочно, вызывайте к доске только тех студентов, в правиль-
ности выполнения заданий которых вы уверены. Допущенную ошибку устраняйте
сразу, без её
анализа. Анализируйте не ошибочное
написание
и
действие, а
правильное выполнение.
12.
Сложностью
вычислений
не
затуманивайте
осознание
способа
и
последовательности действий, пока они полностью не усвоены.
13.
Не свёртывайте промежуточные действия, пока студент
полностью не
освоил технику применения обобщённого способа.
Боясь
«затормозить»
развитие
студента,
мы
преждевременно
переходим
к
непосильным ему способам действий. Это «выключает» его из работы, заставляет
терпеть неудачи, отбивает желание учиться, ухудшает отношение к предмету, а в
итоге приводит к стабильной, хотя и прикрытой тройкой неуспеваемости.
14.
Задавайте на дом не простое прочитывание текста, а его анализ. Это может
быть составление плана текстовой информации, поиск ответа на вопросы, выписыва-
ние ключевых слов, выделение главных мыслей каждого абзаца.
15.
Разрешайте на уроке отвечать по этому плану или использовать при ответе
ключевые слова, особенно пока связная, логическая речь студента не сформирована.
Иначе он не научится строить связное изложение, его ответы так и останутся
косноязычными, сумбурными, отрывочными.
Этот
опыт
каждый
преподаватель
может
адаптировать
к
своим
возможностям, к своему опыту и видению проблемы. Важно понять, что пробелы в
знаниях — это не вина, а беда многих наших студентов (громоздкие программы,
несовершенные
методики),
и
наша
задача
— помочь ребятам понять, что надо
делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.