Автор: Дерманская Ирина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 им.С.И.Гусева"
Населённый пункт: г.Гусев, Калининградской области
Наименование материала: Урок-модуль
Тема: Союз.Морфологические признаки
Раздел: полное образование
Открытый урок - модуль
по русскому языку
«Союз.
Морфологические признаки.»
Учитель
русского языка и литературы
МОУ «СОШ №1
им.С.И.Гусева»
Дерманская И.П.
Модуль
Тема
:
Союз. Морфологические признаки
Номер
учебного
элемента(УЭ)
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по
усвоению учебного
материала
УЭ-0
Интегрирующая цель: в процессе учебной работы
над заданием вы должны:
- вспомнить и повторить сведения о союзе как о части
речи, полученные ранее.
- используя ОК «Союз как часть речи», рассмотреть
морфологические признаки союза, уметь
самостоятельно рассказать о данной части речи.
- выполнять морфологический разбор союза.
УЭ-1
Цель: определить ваш исходный уровень знаний о
союзе.
1.
Запишите в своей тетради дату и название
изучаемой темы.
2.
Из данного материала составьте предложения,
запишите в тетрадь.
(Солнце выглянуло из-за туч…. – и осветило всю
окрестность – и вся окрестность ожила - когда
мы вышли из леса)
А) В каждом предложении найдите союз и
выделите его. Графически объясните постановку
знаков препинания.
Б) Начертите схемы предложений. Определите
роль союза в каждом предложении.
В) Вспомните и самостоятельно дайте
определение союзу как части речи
Работайте
самостоятельно в
тетрадях и с
учебником.
УЭ-2
Цель: получить полное представление о союзе и о его
морфологических признаках, используя ОК.
1)
1. Внимательно рассмотрите ОК «Союз как
часть речи»
Работайте
самостоятельно с
использованием
учебников
Номер
учебного
элемента
(УЭ)
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по
усвоению учебного
материала
2.Используя предыдущий ОК «Предлог»,
попробуйте самостоятельно рассказать о союзе
как о части речи. При затруднении обращайтесь к
учебнику.
3. Расскажите своему соседу о союзе как о части
речи, используя ОК. Оцените ответ товарища.
Оценку поставьте в тетрадь на полях напротив
записанной темы.
2) 1. Графический диктант.
На пустыре трава не росла а лежали одни старые
серые камни. Днем цветок сторожил ветер а ночью
росу. Он вырастил свои листья большими чтобы они
могли останавливать ветер. Она пошла в пустырь и
увидела около камня тот маленький цветок. Ни в поле
ни в лесу ни в книге она никогда не видела такого
цветка. Даше стало грустно что нету прежнего
цветка.
2.
Творческий диктант. Допишите предложения
так, чтобы они получились ПП с однор. член.
(1 вар.) или СП(2 вар.). Графически обозначьте
пунктограммы.
Вода в озере блестела и…
Ласковое солнышко осветило землю но…
То дождь застучит по крыше то…
3. Проверьте правильность выполнения работ.
Оцените работу (1 верная схема или предложение - 1
балл). Проанализируйте ошибки.
Работайте в парах.
Работайте в
тетради.
Работайте в
тетради.
Работайте в парах
УЭ-3
ЦЕЛЬ: Самостоятельно рассмотреть схему
морфологического разбора союза и научиться
письменно разбирать союз как часть речи.
1.
Рассмотрите текст №64 «Морфологический
разбор союза»(Т.А. Ладыженская Русский
язык. Учебник для 7-го класса
общеобразовательных учреждений. М:
Просвещение, 1997 год, стр.128)
2.
Запишите предложение. Письменно разберите
союз .
Он любил людей и думал, что
3
они без него
погибнут. (ВС)
А тьма разлетелась от света и
3
пала в гнилой зев
болота. (НС)
3. Сопоставьте свою работу с работой соседа.
Исправьте ошибки (если есть). Оцените работу. 3
б. – правильно, 2 б.- 1 ошибка, 1 б. – 2 ошибки
Работаем
самостоятельно с
учебником
Работайте в
тетрадях по
вариантам
Работайте в парах
Номер
учебного
элемента
(УЭ)
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по
усвоению учебного
материала
УЭ-4
Цель: Подвести итоги своей работы.
1.
Ссумируйте баллы за все задания и оцените
свои результаты. Определите, из какого
изученного произведения взяты предложения
в задании №1 УЭ-2 и №2 УЭ-3, назовите
автора. За каждый верный ответ – 0,5 б.
Если в задании 2 УЭ-3 вы взяли предложение
(ВС) и разбор верен, добавьте еще 0.5 . Оцените
свою работу за урок. 21,5 б. – 20 б. – «5»; 19 б.-
16б. – «4»; 10б.-15 б. – «3».
Поставьте оценки в дневник. Запишите задание
на дом. ОК, упр. 276, сделать разбор одного из
союзов.
Работайте с
дневником
Приложение
Ключи к заданиям
УЭ – 1 : Солнце выглянуло из-за туч и осветило всю окрестность.
Солнце выглянуло из-за туч, и вся окрестность ожила.
Солнце выглянуло из-за туч, когда мы вышли из леса.
Количество баллов: 3 балла
УЭ – 2
Вода в озере блестела и слепила глаза. Ласковое солнышко осветило землю, но не согрело
ее. Дождь то застучит по крыше, то вновь умолкнет.(1 вариант)
Вода в озере блестела, и на его поверхности чуть покачивались кувшинки. Ласковое
солнышко осветило землю, но все еще было прохладно. То дождь застучит по крыше, то ветер
завоет в трубе. (2 вариант)
Количество баллов: 3 балла
УЭ- 3
В задании П № 1 УЭ-2 использованы предложения из рассказа «Неизвестный цветок» А.
Платонова, в задании № 2 УЭ-3 - «Данко» М. Горького.