Автор: Котикова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГОБУ "Детский дом № 3"
Населённый пункт: с. Валдгейм, Биробиджанский район, ЕАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание школьников: методы и приёмы"
Раздел: дополнительное образование
Духовно-нравственное воспитание школьников: методы и приёмы
Е.А.Котикова, воспитатель Областного
государственного образовательного учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
«Детский дом № 3» с. Валдгейм
«Нам кажется недостаточным
оставить тело и душу
детей в таком состоянии, в котором они
даны природой.
Мы заботимся об их воспитании и обучении,
чтобы хорошее
стало многим лучше, а плохое изменилось и
стало хорошим»
Лукиан
Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся является одной из
самых актуальных. От того, как грамотно она будет решаться и реализовываться на
практике во многом зависит будущее нашей страны. Усилия педагогов в деле
духовно-нравственного воспитания будут эффективны только тогда, когда у детей
будет актуализирована соответствующая потребность. Потребность в духовном
развитии человеку присуща с детства, но без специального руководства со стороны
взрослого она может остаться не развитой и это ведёт к обеднению внутреннего
мира детей. Если учесть то, что речь пойдёт о воспитанниках детского дома, то
усилия взрослых должны быть как можно больше максимальны. Поэтому мы
должны
направлять
свои
усилия
на
актуализацию
духовно-нравственной
потребности,
превращая
её
в
осознанный
мотив
деятельности
по
духовно-
нравственному саморазвитию.
Наш детский дом - это удивительная страна, где каждый день не похож на
предыдущий,
где
каждый
миг-это
поиск
чего-то
нового,
интересного,
где
нет
времени скучать, ссориться и тратить время попусту. Чтобы наши воспитанники
могли стать настоящими гражданами общества, мы должны пытаться привить им
такие
нравственные
качества,
как:
любовь
к
Родине,
доброту,
милосердие,
добросердечность,
добродушие,
взаимовыручку,
благородство,
неравнодушие,
гуманизм, гражданственность. Я глубоко убеждена, что духовное и нравственное
воспитание тесно переплетаются, одно дополняет другое. Оба эти понятия следует
обобщить и с патриотическим в концепции нравственного воспитания.
В чём суть патриотического воспитания? Оно связано с самыми ранними
впечатлениями человека. Любовь к Родине и народу начинается с родителей, с
любви в семье, с первой книги, прочитанной дома. В нашем случае детский дом
заменяет ребёнку родной дом, а мы – его семья, во всяком случае, должны делать
всё, чтобы ребёнок чувствовал, что о нём заботятся, его любят, его понимают. Этот
багаж он понесёт во взрослую жизнь, в свою будущую семью. Я хочу подчеркнуть
эту мысль, потому что не потрудившись как следует над духовно-нравственным
воспитанием
детей,
мы
потом
не
наверстаем
упущенного,
мы
не
получим
гражданина,
любящего
свой
народ,
свою
страну
с
её
природой,
литературой,
историей.
В своей статье я хочу поделиться опытом своей работы с воспитанниками,
предложить
методы
и
приёмы,
которые
помогут
в
работе
с
детьми,
воспитывающимися в детских домах.
Надо хорошо себе представлять и разделять такие понятия, как, метод и
приём. Мы знаем с вами из педагогики, что метод воспитания – это способ
воздействия
на
сознание,
волю,
чувства,
поведение
воспитанников
с
целью
выработки у них заданных целью воспитания качеств. В нашем случае – это
нравственных качеств. Сущность методов и их роль в воспитательном процессе
можно проиллюстрировать схематично:
Ц
У2
М
1
м
М
2
М
3
М
4
М
m
м
n
У1
где:
У1
–
уровень
соответствует
достигнутому
на
данный
момент
результату
воспитания. Ставим новую цель
Ц,
достижение которой выводит воспитанника на
новый, более высокий уровень воспитанности
У
2
.
Процесс перевода воспитанника
с более низкого уровня на более высокий называется процессом воспитания. Цели
воспитания (Ц) можно достичь различными путями. На схеме это
М
1
, М
2
, М
3
, М
4
,
Мm, Мn.
Сколько может быть путей? В принципе столько, сколько может найти
воспитатель,
сотрудничая
со
своими
воспитанниками,
опираясь
на
их
силы,
возможности и желания. Несомненно, что одни пути могут привести к цели быстрее,
чем другие.
На практике мы, прежде всего, пользуемся общими методами воспитания –
то есть теми, которые использовали воспитатели, жившие до нас. Однако во многих
случаях
общие
методы
могут
оказаться
мало
эффективными,
поэтому
перед
воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые помогут
быстрее прийти к намеченному результату. Отыскать максимальные пути, конечно,
очень сложно и приходит это с годами, с практикой.
Все работают в разных условиях и не всегда общие методы полностью
подходят для работы. Поэтому каждый воспитатель в процессе работы вносит в
общие
методы
свои
изменения,
дополнения,
которые
соответствуют
условиям
воспитательного
процесса.
Такие
усовершенствования
называются
приёмами
воспитания.
Приём
– часть
общего
метода,
отдельное
действие
(воздействие),
конкретное
улучшение.
Другими
словами,
можно
сказать,
что
приёмы
–
это
неизведанные
тропинки,
которые
прокладывает
воспитатель
вместе
со
своими
воспитанниками,
чтобы
быстрее
достичь
цели.
Если
этими
приёмами
начнут
пользоваться
и
другие
воспитатели
в
своей
работе,
то
постепенно
приёмы
превратятся
в
методы.
Такова
связь
методов
и
приёмов.
В
своей
работе
для
достижения результата в духовно-нравственном воспитании мы пользуемся как
общими методами, так и приёмами.
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а
выбрать наилучший – оптимальный, то есть наиболее выгодный путь, который
позволит быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной
цели. Как же это сделать?
Выбор
методов
зависит
от
ряда
условий.
Одним
из
которых
является
показатель воспитанности. Выяснить этот показатель помогают диагностические
исследования. В данном случае мы проводим совместно с психологом нашего
учреждения диагностическое исследование нравственной воспитанности каждого
учащегося.
Критерии
воспитанности
учащихся
определяются
возрастными
особенностями и качествами личности, которые могут быть преобладающими для
данного возраста.
Возрастными и индивидуальными особенностями мы руководствуемся и при
планировании
своей
работы.
При
работе
с
воспитанниками
младших
классах
необходимо
помнить,
что
самосознание
детей,
их
личностное
формирование
происходит
главным
образом
под
непосредственным
влиянием
педагога.
В
подростковых
же
классах
происходит
интенсивное
развитие
самосознания
учащихся,
и
воспитание
носит
более
опосредованный
характер
и
его
эффективность во многом зависит от того, в какой мере воспитание побуждает
воспитанника к самовоспитательной работе.
Необходимо всегда помнить, что большое влияние на воспитание оказывают
и индивидуальные особенности воспитанников. Ни для кого не секрет, что дети,
поступающие в детский дом – это дети зачастую с непростой судьбой.
Этих детей в
детстве не до любили, не до ласкали, поэтому у них огромная потребность в любви,
теплоте, ласке. Это не может не отложить свой отпечаток на сознание и поведение
детей.
Одни
дети
спокойные,
с
уравновешенным
характером.
Они
легко
вовлекаются в совместную деятельность, более интенсивно развиваются. Другие
же, наоборот – повышено раздражительные, резки в общении с людьми, не умеют
поддерживать хороших товарищеских взаимоотношений, требуют к себе большей
чуткости, уважения и деликатности со стороны взрослых и сверстников. Выявить
те или иные особенности развития детей и наметить для себя цели и задачи как раз
и помогают нам диагностические исследования.
В основе любого воспитания, в том числе и духовно-нравственного, лежит
ряд закономерностей. Хочу выделить лишь некоторые из них.
Во-первых, необходимо выявить и опираться на положительные качества
воспитанников.
Ещё А.С.Макаренко утверждал, что каким бы плохим в нашем
представлении ни был воспитанник, в нём всегда надо найти хорошее, помогать
развиваться его лучшим качествам, задаткам и способностям и, опираясь на них,
создавать условия для преодоления его недостатков. На необходимость опираться в
воспитании
на
положительные
свойства
и
качества
личности
указывал
и
В.А.Сухомлинский. В частности, он писал: «Главное – умение подметить в каждом
ребёнке его самую сильную сторону, добиться того, чтобы «живинка» получила своё
претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребёнке засверкала человеческая
индивидуальность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для
ребёнка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной
стойкости и преодоления трудностей в других делах…Ту сферу деятельности, в
которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные способности ребёнка, надо
умело использовать для его духовного подъёма.»
Следующая
закономерность
-
воспитание
личности
происходит
только
в
процессе включения её в деятельность. Развитие личности ребёнка происходит
только благодаря овладению им общественного опыта. И это овладение требует от
ребёнка соответствующей деятельности. Например, нельзя воспитывать в человеке
трудолюбие, коллективизм, не включая его в трудовую деятельность и решение
коллективных дел. Чтобы овладеть знаниями, человеку необходимо осуществить
познавательную
деятельность.
Для
всестороннего
и
гармоничного
развития
необходимо
включать
учащихся
в
разнообразные
виды
деятельности:
учебно-
познавательная,
общественно-полезный
труд;
морально-познавательная
и
нравственно-практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учёбе,
шефство над стариками и т.д.); художественно-эстетическая деятель и физкультурно-
оздоровительная деятельность. Если тот или иной ребёнок не принимает участие,
например, в спорте, техническом творчестве или общественно полезном труде, он и
не будет развиваться в этих направлениях. Отсюда следует, что для всестороннего
развития
личности
необходимо
взаимосвязанная
организация
всех
видов
деятельности.
Следующая закономерность, на которую необходимо обратить внимание -
воспитание
есть
стимулирование
активности
формируемой
личности
в
организуемой
деятельности.
Как
показывает
практика,
эффективное
развитие
и
формирование личности ребёнка происходит только при условии, если ребёнок
проявляет
высокую
активность
в
организуемой
деятельности.
Если
ребёнок
участвует в организуемой деятельности без охоты, эта деятельность не принесёт ему
развития. Правильно говорится: можно силой привести лошадь к воде, но не нельзя
силой заставить её пить. И человека нельзя силой заставить впитать в себя знания,
овладеть
культурой.
Поэтому
необходимо
сделать
всё
возможное,
чтобы
заинтересовать ребёнка предстоящей деятельностью, рассказать ему, чему он сможет
научиться, что узнать или какие свои таланты он может показать товарищам, если
примет участие в деятельности. Мы должны сказать ребёнку, например, что если ты
будешь читать стихотворение – все услышат, как хорошо ты умеешь это делать; если
ты исполнишь песню этим ты украсишь наше мероприятие, все получат большое
удовольствие; ты хорошо рисуешь и можешь нам помочь в оформлении и прочее.
Ещё одна не маловажная закономерность заключается в том, что воспитание
должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Воспитание не может быть
ограничено личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Воспитание по
принципу педагог-воспитанник не достаточно. Только в хорошо организованном
коллективе
возможно
воспитание
всесторонне
развитой
личности
и
только
в
коллективе можно воспитывать товарищеские взаимоотношения.
В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности
педагогических
усилий
педагогов,
педагогов
–
организаторов,
общественных
организаций
–
и
это
ещё
одна
закономерность.
Воспитанники
детского
дома
находятся
под
влиянием
не
одного,
а
нескольких
педагогов.
В
их
воспитании
принимают
участие
различные
общественные
организации,
государственные
ведомственные учреждения. И если все эти влияния не будут сгормонированы и
будут действовать в различных или тем более противоположных направлениях,
воспитательная
работа
не
будет
давать
положительного
эффекта.
Все
эти
закономерности необходимо учитывать в своей работе с детьми.
Как же на практике можно применить всё то, о чём я сказала выше. Как
нельзя лучше для этого подходит индивидуальная работа и коллективно творческие
дела, так как они помогают вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах детей,
развивают познавательную и творческую активность. Примеры некоторых из таких
дел
я
хочу
привести,
чтобы
наглядно
показать
какие
методы
и
приёмы
мы
используем в работе с детьми.
Мы знаем, что если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не
воспитаешь.
Именно
в
детстве
человек
должен
пройти
эмоциональную
школу
добрых чувств и поступков. Поэтому я учу детей радоваться жизни и дарить радость
другим. С этой целью я провела классный час ко Дню пожилого человека, который
назвала
«От
всей
души!».
Ребята
выучили
стихи,
песни,
приготовили
пригласительные билеты. На этот праздник были приглашены пожилые работники
детского дома, которые до сих пор работают в детском доме и те, которые уже на
пенсии.
В
ходе
встречи,
много
интересного
узнали
ребята
о
людях,
которые
работают рядом с ними и окружают их лаской, заботой, вниманием. Для гостей
ребята
с
удовольствием
исполняли
песни,
читали
стихи.
Для
выполнения
конкурсных заданий класс поделили на группы, в которой был свой наставник –
взрослый. Ребята имели возможность вместе со своим наставником обсудить ответы
на вопросы викторины, выполняли творческие задания, играли в игры. В конце
встречи вместе с гостями пили чай. На следующий год в День пожилого человека
нас с ребятами пригласила районная библиотека поучаствовать в празднике «Возраст
не помеха», который они проводили для жителей села. Я передала приглашение
ребятам, спросила – хотят ли они принять участие. И если хотят, то они должны
выучить стихи и приготовить музыкальный подарок. Ребята с радостью согласились,
так как у нас с районной библиотекой хорошие партнёрские отношения. Праздник
получился очень хорошим и трогательным. Это общение необходимо было и для
детей, которые смогли порадовать пожилых людей, но и для взрослых, некоторые
из которых лишены семейного общения и возможности часто видеть своих внуков.
Эта встреча способствовала воспитанию у ребят доброты, понимания, сострадания,
великодушия и почтения людей пожилого возраста.
Я считаю, что духовно-нравственному развитию детей хорошо способствует
общение с природой - прогулки, экскурсии - так как природа помогает человеку
быть чище. В план работы я включаю тематические прогулки, иногда они бывают с
продолжением. За природными объектами мы наблюдаем в разное время года, даже
в разную погоду. Это воспитывает у детей образность мышления, речи. Темой одной
из таких прогулок была «Восславим русскую берёзку». Берёза - сама Россия, её
символ, её верная примета, радость, гордость и счастье. Много нового и интересного
узнали ребята о берёзке – как о растении, так и о символе славянской культуры,
русских традиций. Нежную, белоствольную, стройную берёзку воспевают поэты в
стихах, художники – в своих картинах, народ в песнях. На прогулке дети читали
стихи
о
берёзе,
играли
в
игры,
а
в
группе
знания
закрепили
в
творческой
деятельности, в рисунках, в поделке куклы из бересты.
Важной
составляющей
нравственного
воспитания
является
духовное
воспитание.
На территории нашего села построен православный храм Святых
великомучениц
Веры,
Надежды,
Любови
и
матери
их
Софии.
Мы
с
ребятами
посещаем этот храм и работаем в тесном сотрудничестве с настоятелем храма Отцом
Константином. Мы приглашаем его к себе на мероприятия. В группе появилась
хорошая традиция ежегодно отмечать православные праздники. Наверное, самый
любимый
праздник
у
ребят
–
Пасха.
«Пасха
–
Бога
воскрешенье!»,
«Светлый
праздник пасхи!» такие праздники к этому дню мы провели у себя. За долго до
праздника
начались
пасхальные
приготовления.
Ребята
рисовали,
клеили,
вышивали, делали аппликации, раскрашивали яйца. Ходили в храм. И не было у них
времени на ссоры, драки, конфликты. Каждый был занят своим делом. Подготовка к
празднику
доставляла
им
огромное
удовольствие.
Мы
вместе
украсили
группу,
устроили выставку работ, пригласили на праздник детей из других классов. Ребята
рассказали всё, что они узнали о истории праздника. Огромное удовольствие им
доставляют традиционные игры на Пасху – катание яиц, кто быстрее перенесёт
тарелочку с яйцом и другие. Ну, а уж потом пир на весь мир!
Целью
нашей
работы
является
приобщение
школьников
к
народным
традициям, праздникам, обрядам, обычаям, с помощью которых становится яснее
быт и порядок русской жизни. Через прослушивание русской народной музыки,
разучивание народных песен, частушек, игр, через творчество ребят, воспитывается
любовь к родной стране, культуре, традициям.
Праздник «Без вербы – не весна»
стал продолжением праздника Пасхи.
Вербе была посвящена прогулка в Вербное
воскресенье. Накануне ребята мастерили кораблики и на прогулке они пускали их по
воде, что доставило им много радости. На пасхальной неделе вербе мы посвятили
праздник.
Приготовили
костюмы,
разучили
стихи,
игры,
с
музыкальным
руководителем разучили песни. На праздник пригласили друзей. Водили хороводы с
веточками вербы, играли в весенние игры. Завершилось мероприятие коллективной
работой – аппликацией на весеннюю тему.
Ещё
один
всеми
любимый
православный
праздник
–
это,
конечно,
Масленица. «Как на масленой неделе», так назвала я один из проведённых нами
праздников. Дети с большим желанием ждали его, готовились к нему: мастерили
чучело куклы, учили стихи, пекли блины. Я в присутствии детей завела тесто и
каждый мог попробовать пожарить блины. Территорией класса и детского дома мы
не ограничиваемся. Присутствуют ребята на больших масленых гуляньях, которые
проходят на территории нашего храма села Валдгейм. Дети принимают участие в
конкурсах, общем веселье.
Подготовка к таким праздникам, конечно, требует сил и времени, но это того
стоит. Когда дети видят, как воспитатель готовится к предстоящему мероприятию, то
не остаются в стороне и всегда стараются помочь и эту помощь надо обязательно
принять. Праздники получаются на славу. А главное, все навыки и умения из детства
ребята смогут применять в самостоятельной жизни.
В основном все мероприятия у нас запланированы, и мы готовимся к ним
заранее. Но иногда всё происходит совершенно спонтанно. Вспыхнет идея и уже не
отпускает. Обращаешься, опять – таки, к детям, находишь отклик, и работа закипела.
Примером
может
служить
праздник
Рождества
Христова,
который
вылился
в
настоящее театрализованное представление. Началось все с беседы, чтения книги.
Вижу, что ребята заинтересовались историей рождения Христа. И подумалось, если
это интересно нам, может быть будет интересно и другим. И решили -
давайте
расскажем
и
покажем
всем.
Персонажей
много
и
где
взять
костюмы?
Работа
закипела. Распределили роли, для костюмов собрали всё, что смогли. Никто не
остался в стороне. Согласились участвовать в нашем представлении даже девочки из
старших классов. Дело нашлось практически всем – клеили, мастерили, готовили
декорации,
репетировали.
Театрализованное
представление
мы
назвали
«Рождественское чудо». Окунувшись в сказку, мы с ребятами попыталась донести
до зрителей радостное событие того далёкого времени: рассказали о чуде рождения
Христа, о волхвах, и о споре деревьев, и о том, почему мы наряжаем ёлочку и ещё
много, много интересного. А в группе, как всегда. был праздничный стол и, конечно
же, рождественские подарки.
В
своей
работе
я
стараюсь
использовать
всё,
что
пробуждает
у
ребят
любознательность,
исследовательский
интерес,
стимулирует
интеллектуальные
усилия, формирует независимость в мышлении, оказывает значительное влияние на
формирование будущего гражданина нашего общества. Мы читаем газеты, смотрим
новости,
обмениваемся
мнениями.
Это
способствует
формированию
личного
отношения
к
фактам,
событиям,
явлениям
в
жизни
села,
области,
страны,
что
формирует в свою очередь социальный опыт, приобщает к культурной среде. Мы с
ребятами принимаем участие в мероприятиях, которые проходят на территории села,
в
котором
находится
наш
детский
дом,
в
ходе
краеведческой
работы
изучаем
историю нашей малой родины.
На
краеведческом
материале
ребятам
легче
воспринимать
историческое
прошлое нашей Родины, культуру её народа. К юбилею столицы нашей области
города
Биробиджана
мы
подготовили
литературно-музыкальную
композицию
«Город на Бире». Каждое мероприятие я стараюсь построить таким образом, чтобы
дети не только получили полезную информацию, но и могли показать свои умения,
знания
и
творческие
способности.
И
это
мероприятие
не
было
исключением.
Материал помогали воспринимать слайды.
Мы принимаем активное участие в работе поисково-краеведческого клуба
«Луч»
при
районной
библиотеке.
Цель
работы
отряда
не
только
в
сборе
краеведческого материала, но и в помощи ветеранам войны и труда, сохранении
памяти. И в этом мы помогаем – посещаем тружеников тыла, ветеранов труда,
ухаживаем
за
обелиском
погибших
в
годы
Великой
Отечественной
войны
односельчан.
Своих ребят нам хочется видеть неравнодушными, отзывчивыми. В рамках
проведения «Урока мужества», посвящённого Всероссийской общеобразовательной
инициативе
«Горячее
сердце»,
в
нашей
группе
было
проведено
открытое
мероприятие
«Услышать
сердце
человека»,
целью
которого
являлось
развитие
представлений о героизме, о неравнодушии людей, как взрослых, так и сверстников,
на примерах отважных поступков и подвигов в мирное время. На классный час
пришли педагоги и ребята других классов. В ходе занятия были раскрыты такие
понятия,
как
воспитанность,
доброта,
милосердие.
К
этому
мероприятию
была
проведена большая предварительная работа: дети читали газеты, знакомились с
героями различных жизненных ситуаций, смотрели телепередачи, высказывали своё
отношение к тем или иным событиям, поступкам людей. В начале мероприятия
перед детьми был поставлена задача – подумать над темой классного часа - что
означают слова «услышать сердце человека», это просто слушать стук сердца или
эти слова означают ещё что-то другое.
Раскрывая и уточняя такие понятия как
воспитанность, доброта, милосердие, чтение стихов, обсуждение поступков героев
литературных произведений ребята смогли понять, что означают эти слова. А в
заключении
мероприятия
кто
хотел,
мог
представить
себя
донором
и
принять
участие
в
коллективной
аппликации
«Река
жизни»,
состоящую
из
отдельных
маленьких
капелек
крови,
но
так
нужных
для
спасения
человеческой
жизни.
Человечности и милосердию учат ежегодные уроки мира, которые проходят у нас 1
сентября. Мы стареемся не обходить вниманием все значимые события в нашей
стране.
Одним
из
них
было
55-летие
первого
полёта
человека
в
космос.
В
Международный день авиации и космонавтики мы провели классный час, который
назвали «Первый космонавт планеты» о Ю.А. Гагарине.
Духовно-нравственное воспитания является составной частью гражданско-
патриотического
воспитания.
Именно
нравственные
показатели
являются
составляющими таких понятий, как «гражданин», «патриот», «любовь к Родине»,
«долг
перед
Родиной».
Памятные
дни
о
подвиге
советского
народа
в
Великой
Отечественной войне всегда присутствуют в планах нашей работы. Мы говорим на
классных
часах
и
о
подвиге
ленинградцев,
о
пионерах
–
героях,
о
мужестве
защитниках Сталинграда. Каждый год ребята участвуют в акциях «Я помню - я
горжусь!» «Ветеран живёт рядом». Мы навещаем ветеранов дома, помогаем им в
хозяйственных делах. Ежегодно в День Победы мы с ребятами участвуем в митинге
у обелиска. В эти дни, когда оживает природа, мы чувствуем, как прекрасна жизнь,
как дорога она нам. И понимаем, кому мы обязаны своим счастливым детством и
своей жизнью.
С чувством глубокого уважения и гордости мои воспитанники
принимают участие в праздничных концертах посвящённых Дню Победы.
Очень важно добиться осознания каждым ребёнком значимости гражданства
и
принадлежности
к
своей
Родине.
Этому
способствуют
мероприятия
ко
Дню
защитника Отечества. В этот день мы обязательно поздравляем своих мальчишек –
будущих защитников Родины с праздником и проводим спортивно-развлекательный
час «Вперёд мальчишки, участвуем в смотре строя и песни «Идут солдаты с песней в
бой».
Мы живём на Дальнем Востоке, поэтому должны знать его историю. С этой
целью ко дню памяти, павших в годы Гражданской войны я провела часы истории
«Волочаевские дни», «Душа и слава Порт-Артура» об обороне крепости Порт-
Артур.
Иногда я слышу от коллег, что темы классных часов я беру не по возрасту,
младшим школьникам ещё рано говорить об этом – они не поймут. Но я уверяю вас,
о доблести и славе в любом возрасте надо рассказывать ребятам. Главное – как
преподнести этот, на первый взгляд, трудный для понимания материал. Здесь многое
зависит от самого педагога, от понимания им самим того, о чём он хочет рассказать
и какими средствами. А средств достаточно. Вместе с детьми мы раскрываем смысл
понятий: «герой», «героизм», «героический», «геройство».
Ребятам с интересом
слушали о бессмертном подвиге крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», о
героях - защитниках крепости Порт-Артур. Специально для классного часа ребята с
музыкальным работником разучили песню «Варяг» и исполнили её с большим
чувством. Классный час я стараюсь построить так, чтобы ребята не только получили
информацию,
но
и
могли
проявить
свои
способности,
имели
возможность
рассуждать, доказывать свою точку зрения. Необходимо стремиться к тому, чтобы
проводимая нами работа оставила свой добрый след в душе каждого ребёнка,
разбудила в нём внутреннюю, позитивную энергию, способствовала дальнейшему
его развитию.
Таким
образом,
духовно-нравственное
воспитание
–
основа
всякой
воспитательной деятельности, иначе результат воспитания будет минимальным. Это,
в первую очередь, связано с миром взрослых, который сегодня диктует свои правила
жизни, которые порой очень несправедливы и жестоки. Я хочу, чтобы мои дети в
пьесе под названием «Жизнь» играли роль достойных героев. Чтобы они были,
добры, чтобы выросли сильными, творческими, трудолюбивыми, ответственными,
настоящими
людьми,
потому
что
это,
я
надеюсь,
поможет
им
в
дальнейшей
самостоятельной жизни. Я также надеюсь на то, что мои ребята выберут для себя
правильный жизненный путь и будут счастливы. О трудностях жизни во взрослом
мире
с
детьми
говорить,
безусловно,
надо,
но
параллельно
демонстрировать,
показывать то, что в жизни есть и тепло, и радость, и любовь и человечность.
Воспитывать духовно-нравственные качества у детей, конечно, непросто. На этом
пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное, чтобы работа в данном
направлении со стороны педагога была искренней и правдивой. Только построив
отношения
с
воспитанниками
на
основе
уважения
их
достоинств,
на
основе
искренности
и
доверия
можно
добиться
положительных
результатов,
которые
помогут воспитанникам войти в мир взрослых, остаться в нём, стать гражданами
свей страны не на словах, а на деле.
Использованная литература:
1. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1980
2. Александровский Ю.А. Познай и преодолей себя: Наедине со всеми. М., 1992.
3. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание школьников. М., 2004
4. Антонян Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1983.
5. Беляева Е.А.Нравственно-этические беседы и игры с детьми. М., 1989
6.Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993.
7. Буева Л.П. Деятельность и общение. М., 1978.
8. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. М., 2001.
9. Козлова С.А.Мой мир. – Москва: Линка-пресс, 2000
10. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей. М., 2001