Автор: Абдрахманова Зухра Назыфовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Беденьговская ООШ"
Населённый пункт: с.Беденьга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Умники и умницы"
Раздел: среднее образование
Цели:
углубить знания учащихся о русском языке;
развивать творческие способности учащихся, мышление, сообразительность;
прививать
интерес
к
урокам
русского
языка,
воспитывать
самостоятельность,
собранность, чувство ответственности.
Оборудование: три дорожки, ордена Шелкового Умника, таблицы с понятиями.
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, ребята, учителя, гости нашего праздника! Сегодня у нас в школе
проходит день русского языка. Русский язык – наука интересная и увлекательная. Только тот,
кто имеет настойчивость, терпение, старательность и усердие, сможет достичь успеха. Сегодня
мы проводим игру «Умники и Умницы» на тему «Его Высочество Русский язык».
На сцену приглашается первая тройка игроков.
Домашнее задание (для выбора дорожки): необходимо было составить предложение или текст
так, чтобы все слова начинались на одну букву. Давайте посмотрим, у кого лучше получилось.
Учащиеся зачитывают свои высказывания. Жюри определяет победителей.
1 агон Понятия: буква-загадка, тайна имени, местоимение.
Буква-загадка. Какая буква в русском языке находится всегда под ударением? (Буква ё.)
Тайна имени. Какое женское имя состоит из тридцати я? (Зоя.)
Местоимение.
На
вопрос
матери:
«Эти
тарелки
чистые?»
-
дочь
ответила
тремя
местоимениями. Что именно она сказала? (Вымыты.)
2 агон Понятия: цвет, ноты, отцы и дети.
Цвет. Назовите лишнее слово среди синонимов:
красный, багряный, фиолетовый, алый,
огненный (Фиолетовый.)
Ноты.К какому роду относятся слова, называющие ноты до, ре, ми, фа, ля, си, ? (К среднему
роду.)
Отцы и дети. Детей зовут Соня, Саша, Сева. Как их будут звать, когда они вырастут? (София,
Александр и Александра, Всеволод.)
3 агон Понятия: пунктуация, деньги, сказка.
Пунктуация .Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире.)
Деньги. У денег, как и у многих предметов, когда-то были другие названия. Какого достоинства
был полтинник, если известно, что алтын – 3 копейки, гривенник – 10 копеек, тин – 1 рубль. (50
копеек.)
4 агон Понятие: сказка.
Сказка.
Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в
России? (Васька.)
2 тур
Домашнее задание: одним предложением пересказать «Красную Шапочку».
1 агон Понятия: паронимы, профессия, одежда.
Паронимы. Чем невежа отличается от невежды? (Невежа – невоспитанный человек, невежда –
необразованный человек.)
Профессия. В русском языке для обозначения артистки балета используется слово балерина.
Образуйте слово мужского рода, называющее эту профессию. (Артист балета.)
Одежда. В чем отличие употребления глаголов одеть, надеть? (Надеть на себя, одеть кого-то).
2 агон Понятия: загадка, грамота, знаток.
Загадка. Отгадайте фразеологическую загадку: «У слабого, хилого человека она едва держится;
иногда она горит, или болит, или надрывается; бывает заячьей, чернильной и бумажной».
(Душа.)
Грамота. Чем отличаются фразеологизмы китайская грамота и филькина грамота? (Китайская
грамота – что-то непонятное, филькина грамота – что-то выдуманное, ненастоящее.)
Знаток. Один из литературных героев – большой «знаток» русского языка – считал, что слово
«дверь»
можно
отнести
и
к
существительному,
и
к
прилагательному.
Кто
этот
«знаток»?
(Митрофанушка.)
3 агон Понятия: метаморфозы, прозвище.
Метаморфозы. Превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число.
(Мель, уголь, шесть.)
Прозвище. Какому
человеческому
пороку
соответствует
прозвище
тунеядец?
(человек,
привыкший не работать – лень.)
4 агон Понятие: согласные звуки.
Согласные звуки. Назовите слово, которое начинается четырьмя согласными. (Встреча.)
Подведение итогов. Награждение победителей.