Напоминание

"Умники и умницы"


Автор: Абдрахманова Зухра Назыфовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Беденьговская ООШ"
Населённый пункт: с.Беденьга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Умники и умницы"
Раздел: среднее образование





Назад




Цели:

углубить знания учащихся о русском языке;

развивать творческие способности учащихся, мышление, сообразительность;

прививать

интерес

к

урокам

русского

языка,

воспитывать

самостоятельность,

собранность, чувство ответственности.

Оборудование: три дорожки, ордена Шелкового Умника, таблицы с понятиями.

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, ребята, учителя, гости нашего праздника! Сегодня у нас в школе

проходит день русского языка. Русский язык – наука интересная и увлекательная. Только тот,

кто имеет настойчивость, терпение, старательность и усердие, сможет достичь успеха. Сегодня

мы проводим игру «Умники и Умницы» на тему «Его Высочество Русский язык».

На сцену приглашается первая тройка игроков.

Домашнее задание (для выбора дорожки): необходимо было составить предложение или текст

так, чтобы все слова начинались на одну букву. Давайте посмотрим, у кого лучше получилось.

Учащиеся зачитывают свои высказывания. Жюри определяет победителей.

1 агон Понятия: буква-загадка, тайна имени, местоимение.

Буква-загадка. Какая буква в русском языке находится всегда под ударением? (Буква ё.)

Тайна имени. Какое женское имя состоит из тридцати я? (Зоя.)

Местоимение.

На

вопрос

матери:

«Эти

тарелки

чистые?»

-

дочь

ответила

тремя

местоимениями. Что именно она сказала? (Вымыты.)

2 агон Понятия: цвет, ноты, отцы и дети.

Цвет. Назовите лишнее слово среди синонимов:

красный, багряный, фиолетовый, алый,

огненный (Фиолетовый.)

Ноты.К какому роду относятся слова, называющие ноты до, ре, ми, фа, ля, си, ? (К среднему

роду.)

Отцы и дети. Детей зовут Соня, Саша, Сева. Как их будут звать, когда они вырастут? (София,

Александр и Александра, Всеволод.)

3 агон Понятия: пунктуация, деньги, сказка.

Пунктуация .Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире.)

Деньги. У денег, как и у многих предметов, когда-то были другие названия. Какого достоинства

был полтинник, если известно, что алтын – 3 копейки, гривенник – 10 копеек, тин – 1 рубль. (50

копеек.)

4 агон Понятие: сказка.

Сказка.

Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в

России? (Васька.)

2 тур

Домашнее задание: одним предложением пересказать «Красную Шапочку».

1 агон Понятия: паронимы, профессия, одежда.

Паронимы. Чем невежа отличается от невежды? (Невежа – невоспитанный человек, невежда –

необразованный человек.)

Профессия. В русском языке для обозначения артистки балета используется слово балерина.

Образуйте слово мужского рода, называющее эту профессию. (Артист балета.)

Одежда. В чем отличие употребления глаголов одеть, надеть? (Надеть на себя, одеть кого-то).

2 агон Понятия: загадка, грамота, знаток.

Загадка. Отгадайте фразеологическую загадку: «У слабого, хилого человека она едва держится;

иногда она горит, или болит, или надрывается; бывает заячьей, чернильной и бумажной».

(Душа.)

Грамота. Чем отличаются фразеологизмы китайская грамота и филькина грамота? (Китайская

грамота – что-то непонятное, филькина грамота – что-то выдуманное, ненастоящее.)

Знаток. Один из литературных героев – большой «знаток» русского языка – считал, что слово

«дверь»

можно

отнести

и

к

существительному,

и

к

прилагательному.

Кто

этот

«знаток»?

(Митрофанушка.)

3 агон Понятия: метаморфозы, прозвище.

Метаморфозы. Превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число.

(Мель, уголь, шесть.)

Прозвище. Какому

человеческому

пороку

соответствует

прозвище

тунеядец?

(человек,

привыкший не работать – лень.)

4 агон Понятие: согласные звуки.

Согласные звуки. Назовите слово, которое начинается четырьмя согласными. (Встреча.)

Подведение итогов. Награждение победителей.



В раздел образования