Автор: Рожина Светлана Семеновна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ Эгинская СОШ
Населённый пункт: Верхоянский улус, с.Сайды
Наименование материала: доклад
Тема: Предпрофильная подготовка и профильное обучение для самоопределения школьников
Раздел: полное образование
Директор Эгинской СОШ Верхоянского улуса
Рожина Светлана Семеновна
Тема доклада "Предпрофильная подготовка и профильное обучение
для самоопределения школьников "
Образовательный
процесс
организуется
на
гуманистических,
развивающих
и
личностно
–
ориентированных
принципах,
подходах,
создающим условия для самореализации и самоопределения обучающихся.
В
Концепции
профильного
обучения
на
старшей
ступени
общего
образования впервые появилось новое понятие – предпрофильная подготовка.
«Предпрофильная (допрофильная) подготовка – это система педагогической,
психолого-педагогической,
информационной
и
организационной
деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов
основной
школы
относительно
избираемых
ими
профилирующих
направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной
деятельности» (А.А. Пинский), в том числе в отношении выбора профиля и
конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей
продолжения образования. Сегодня уже очевидно, что от правильного выбора
профиля будет серьезно зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, и
поэтому
предпрофильное
обучение,
выполняющее
подготовительную
функцию,
является
необходимым
условием,
которое
способствует
самоопределению учащихся.
Обозначились
некоторые
трудности,
и
даже
возникли
сомнения:
с
какого
класса
необходимо
начинать
предпрофильную
подготовку,
как
осуществлять контроль над посещением учащимися курсов по выбору, как
вести учет самих курсов по выбору и, самое главное, как проводить сами
курсы по выбору?
Это
сегодня,
когда
ЕГЭ
вошел
в
нашу
жизнь
безоговорочно,
мы
говорим о том, что введение предпрофильной подготовки в основной школе
начинать с 9-го класса уже поздно. А тогда я на основе опыта работы
Эгинской СОШ сделала вывод, что предпрофильную подготовку необходимо
начинать раньше. Да и на другие вопросы ответы «продиктовала» школьная
практика.
В силу своих возрастных особенностей учащиеся с 8 класса начинают
задумываться о своем самоутверждении, о своей дальнейшей деятельности.
Поэтому
мы
предпрофильное
обучение
решили
начать
с
8-го
класса,
а
пропедевтическую (информационную, аналитическую) деятельность решили
попробовать начать с 7-го класса. В школе, на старшей ступени общего
образования,
обучение
профильное.
Возникла
проблема:
как
нам
при
1
переходе из основной школы в старшую сохранить преемственность. Как
осуществлять дальнейшее развитие базовых умений и возможность выбора
поддерживающих
и
углубленных
курсов
в
рамках
предпрофильной
подготовки?
Весь
разнообразный,
избыточный
набор
курсов
по
выбору,
затрагивающий все образовательные области, был нами систематизирован и
разделен по образовательным центрам.
Образовательный центр - это набор конкретных курсов по выбору,
ориентированный на определенный профиль обучения на старшей ступени
образования, либо иной путь продолжения образования.
Перечень
центров
представлен
в
виде
таблицы
1,
в
которой
перечислены
возможные
для
выбора
учащимися
девять
образовательных
центров.
Социально-правовой
Инженерно –
технический
Военно – спортивный
Экономический
Информационных
технологий
Искусство и дизайн
гуманитарный
Физико-математический
естественнонаучный
Каждый
образовательный
центр
наполнен
определенным
набором
курсов. Выбран один день в неделе для работы образовательных центров.
Наиболее удобным днем явилась суббота. Каждую субботу учащиеся 8, 9
классов расходятся по образовательным центрам и работают в течение трех
академических часов. Каждый образовательный центр со своим набором
курсов по выбору, представленный в таблице 2, рассчитан на одно полугодие.
И
как
следствие
комплектование
групп
в
образовательных
центрах
производится один раз в полугодие. Таким образом, каждый ученик в период
обучения
в
8,
9
классах
имеет
возможность
четыре
раза
поменять
образовательный
центр.
Да
и
сам
перечень
образовательных
центров
меняется из года в год, из полугодия в полугодие, в зависимости от спроса
учащихся.
Деятельность каждого образовательного центра общеобразовательного
учреждения должен быть направлен:
на
расширение
и
углубление
знаний,
умений
по
предметам
(отдельным разделам);
на практическое применение знаний, умений;
на формирование навыков написания исследовательских работ,
проектов;
2
на подготовку к обучению: а) в профильном классе школы, б) в
других образовательных учреждениях.
Именно такая форма выбора курсов позволила бы решить многие, если
не все проблемы, возникшие первоначально.
Может исчезнуть проблема учета посещаемости учащихся. Проверить
посещаемость учащимися центров, выполнение программ очень легко - через
журналы
образовательных
центров,
заполнение
которых
ведется
в
соответствии
с
указаниями
к
ведению
классного
журнала,
сохранилась
преемственность.
По итогам учебного года (полугодия) используются альтернативные
системы
оценивания:
зачетная
система,
защита
проектных
работ,
исследовательская
деятельность
с
выходом
на
лицейские,
городские,
республиканские конференции.
Именно в ходе выполнения исследовательских работ, проектов перед
учениками
учителем
–
наставником
ставятся
проблемы,
позволяющие
учащимся
обнаружить
недостаток
знаний.
На
этом
этапе
работы
у
них
возникает
осознание
необходимости
пополнения
знаний
в
ходе
дополнительной
самостоятельной
подготовки.
Дополнительная
подготовка
необязательна для всех. Обязательна она только для тех ребят, которые свое
«ХОЧУ» воплощают в реальность своим «МОГУ» и «НАДО».
Через образовательные центры должны созданы условия, при которых
учащиеся
школы
приобретают
и
накапливают
опыт,
способствующий
дальнейшему
самоопределению,
выбору
будущей
образовательной
траектории.
Выявлять
подходящую
для
каждого
сферу
деятельности,
определять
предпочтительный
вид
трудовой
деятельности
(исполнитель,
«генератор
идей»
и
т.д.)
и
необходимый
уровень
профессионального
образования. И по окончании курса давать свидетельство.
Такая организация предпрофильной подготовки, когда по окончании 9-
го класса все учащиеся должны будут перейти в 10 профильный класс, как
нельзя более полно реализует главную цель. Продукт деятельности школы –
выпускник, вступающий в общество не только в качестве исполнителя, но и
человека,
способного
к
организованной
творческой
деятельности,
к
саморазвитию, умеющего адаптироваться в изменяющемся мире социально-
экономических отношений.
3