Напоминание

"Опрос на уроках литературы как средство активизации мыслительной деятельности и эмоциональной составляющей обучающихся"


Автор: Коваленко Ираида Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Солдыбаевская ООШ имени А.Г. Журавлёва"
Населённый пункт: Чувашская Республика, Козловский район, д. Солдыбаево
Наименование материала: статья
Тема: "Опрос на уроках литературы как средство активизации мыслительной деятельности и эмоциональной составляющей обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Опрос на уроках литературы

как средство активизации мыслительной деятельности

и эмоциональной составляющей обучающихся

Со временем у каждого учителя в его методической копилке накапливаются самые

разнообразные приемы опроса. Предлагаю вспомнить или ознакомиться с некоторыми,

наиболее популярными способами проведения опроса на уроке.

1. Базовый лист. В листе перечислены базовые вопросы, ответы на которые должен знать

каждый ученик по данной теме. Базовый лист создается заранее, до объяснения новой

темы. По мере объяснений и работы на уроках, учащиеся составляют ответы на вопросы.

2. Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ. Эффективен при

закреплении новой темы. Один ученик начинает отвечать — другие дополняют.

3. Программируемый опрос. Проводится на этапе закрепления новой темы или во время

проверки

домашнего

задания.

Учащиеся

должны

выбрать

один

верный

ответ

из

нескольких вариантов. При этом важно обосновать свой выбор. Для мотивации или чтобы

побудить к дискуссии, учитель может защищать неверный ответ.

4. Магнитофонный опрос. Ответ ученика записывается, потом ему дают послушать. В

этом и заключается цель — дать послушать себя со стороны. Прием используется для

развития устной речи, при обучении навыкам логического изложения.

5. Взаимоопрос — один из самых сложноконтролируемых. Однако именно такой вид

опроса лучше всего отвечает нормативам ФГОС. Учащиеся работают в парах, опрашивая

друг

друга

по

заранее

составленным

вопросам

и

выставляя

оценки

по

заранее

определенным

критериям.

Данный

вид

опроса

использовала

при

изучении

биографической статьи А.С. Пушкина. Читайте статью

6. Опрос с отсроченной реакцией. При этом после вопроса выдерживается пауза в

течение 30-40 секунд. Это позволяет отвечать не только тем, кто быстро соображает.

Отсроченная реакция помогает привлечь к работе и менее энергичных учащихся, которые

при обычном опросе занимают пассивную позицию.

7. Щадящий опрос. Класс делится на две группы или по вариантам. Учитель задает

вопрос — ученики первой группы отвечают на него, сообщая свои ответы друг другу "по

цепочке". Затем на вопрос отвечает кто-то из учащихся или сам учитель. После этого

ученики из второй группы ставят своим товарищам + или .

Достаточно десяти вопросов. Такой прием предполагает, что каждый ученик не только

ответит минимум на пять вопросов, но и выслушает ответы на остальные пять.

8. Индивидуальный опрос, или опрос у доски — эффективный прием для развития

устной речи. Предполагает обстоятельный опрос одного ученика, максимально глубокую

оценку его знаний и умений.

9. Пресс-конференция — еще одна разновидность индивидуального опроса. Но в роли

опрашивающих выступают сами ученики. Они заранее составляют вопросы по теме. Во

время урока вызывается один ученик, который будет играть роль интервьюируемого.

Остальные выступают в роли журналистов и опрашивают ученика.

10. Опрос по видеоролику или анимации. Демонстрируется видео или анимационный

ряд,

подобранный

учителем

по

теме.

Но

звук

у

ролика

выключен.

Ученик

должен

прокомментировать увиденное.

11. Шапка вопросов. Суть приема в том, что учащиеся учатся сами составлять вопросы.

Учитель предлагает три шапки. В первую складываются вопросы по тексту учебника.

Например, вопросы по тексту произведения.

Во вторую шапку идут вопросы оценочные, начинающиеся со слов: "Я считаю, что…, а ты

как думаешь?" Эта шапка тоже важна, так как учит оценочным суждениям.

В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или

вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень

подготовки и стимулирует к расширению кругозора.

Кстати,

вопросы

из

шапок

потом

можно

использовать

при

взаимоопросах

или

фронтальных проверках.

12. ПОПС-формула. Строится на следующем:

П — позиция

О — обоснование

П — пример

С — следствие.

Это прием творческого опроса, который, однако, учит лаконичности и развивает навыки

логического мышления.

Как применять? Учитель задает вопрос. Учащиеся подготавливают ответы по формуле,

используя следующие предложения:

П — "Я считаю, что…"

О — "Потому что…"

П — " Я могу доказать это на примере..."

С — "Поэтому я делаю вывод, что…"

13.

Островки.

Ученику

предлагается

текст.

Но

часть

текста

закрыта

листом

с

вырезанными окошками, сквозь которые видны лишь отдельные слова. По ним ученик

должен восстановить или пересказать отрывок близко к тексту.

14. Трафарет. На большом листе расчерчиваются квадраты. В каждый вписывается одно

слово: по изучаемой теме и "лишние". Затем ученику предлагается выбрать из всех слов

только те, которые являются ответами на поставленный вопрос. Если опросный лист

сделать бумажным, то ученику предлагается отметить (закрасить) правильные ответы.

Проверка проста. На основной лист накладывается трафарет, в котором вырезаны окошки

для правильных ответов.

Сейчас такой трафарет можно сделать в программе PowerPoint, что облегчает задачу.

Пример:

На

основном

листе

написаны

имена

всех

героев

повести

А.С.

Пушкина

"Дубровский". Но есть и имена героев и из других его произведений. Вопрос: Отметьте

всех героев повести "Дубровский".

15.

Аукцион.

Задается

тема

аукциона,

например,

«Герои

повести

«Дубровский».

Учащиеся называют героев, каждый — по одному герою. Оценку получает лишь тот, кто

назовет литературного героя последним.

Этот прием опроса позволяет в считанные минуты освежить базовые знания по теме. Его с

успехом можно использовать для закрепления материала по уроку или для обобщения

больших тем. Например, «Писатели и поэты 19 века».

16. Подбери пару. Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них

— вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ

для каждого вопроса.

Этот опрос можно проводить и используя ИКТ. Задания такого типа даются в Рабочей

тетради.

17. Брейн-ринг. Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на

которые можно ответить однозначно "да" или "нет".

Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего.

18. Хлопни в ладоши. Прием прост в применении. Учитель перечисляет, имена, названия

и

т.д.

то,

что

связано

с

темой.

Задача

учеников

хлопнуть

в

ладоши,

когда

произносится верный ответ.

Например, на уроке литературы учитель перечисляет героев произведения.

19. Разминка. Проводится в начале урока и позволяет не только освежить в памяти

пройденные темы, но и подготовить учащихся к восприятию нового материала. Для

разминки подбираются базовые вопросы, требующие лаконичных ответов. Проводится в

быстром темпе.

Важно! Не стоит фиксировать внимание на неправильных ответах. Разминка проводится в

начале урока, а потому важно сохранять позитивный настрой.

Для более успешного и эффективного опроса во время разминки можно использовать

слайды или видеоряд.

20.

"Угадай-ка".

Принцип

ее

знаком

каждому,

но

данная

игра

позволяет

не

только

проверить

знания

учащихся

по

теме,

но

и

акцентировать

внимание

на

построении

логических цепочек.

Учитель задумывает слово. Например, известный литературный герой. Учащиеся задают

вопросы, на которые можно отвечать только "Да" или "Нет".

Пример использования: образ Емельяна Пугачёва.

Вопросы учащихся:

Это русский царь? — Да.

Он из династии Романовых? — Да.

Он жил в XVIII веке? — Нет.

И так далее, пока не будет отгадано слово.

Вариация

этой

игры:

ученик

выходит

к

доске.

За

его

спиной

на

экране

выводится

загаданное слово. Теперь этот ученик задает вопросы, а класс отвечает.

21. Телеграф — это прием письменного опроса. Учитель подготавливает карточки с

текстом, в котором слова состоят только из согласных. Задача учащихся — восстановить

текст (отрывок из произведения).

22. Все наоборот. Интеллектуальный игровой прием, позволяющий провести опрос в

занимательной

форме.

Зашифровываются

фразы.

Например,

вопрос:

Назовите

произведения Ж. Верна.

Фразы "Отцы майора Васильева", "Мистический материк", "Восьмилетний штурман" и

т.д.

23. Верно-неверно. Суть опроса заключается в том, что из предложенных учителем

выражений

учащиеся

выбирают

лишь

правильные.

Очень

эффективный

прием

при

проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.

24. Экспресс-тестирование. Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на экране

(или зачитываются учителем устно). Учащиеся на отдельных листочках решают тесты.

Вопросов не стоит выбирать много. Для экспресс-теста достаточно 5-6 вопросов по теме.

В

конце

можно

вывести

на

экран

варианты

правильных

ответов,

учащиеся

самостоятельно проверяют свои работы, либо используют прием взаимопроверки.

26. Почини цепочку. На экран выводятся предложения. Задача учащихся: составить

логическую цепочку. Предложения можно заменить картинками.

Например, при изучении биографии писателя.

27.

Буквенный

диктант.

Один

из

вариантов

комбинированного

опроса.

Учитель

зачитывает вопросы, учащиеся записывают лишь первые буквы ответов. Из этих букв

потом складывается ответ на главный, ключевой вопрос.

28. Тренировочная контрольная работа. Работа проводится как обычная контрольная,

но

оценки

за

нее

идут

в

журнал

лишь

по

желанию

учащегося.

Задания

для

такой

контрольной нужно выбирать такие, которые будут максимально похожими на задания в

основной контрольной. Это позволяет не только проверить знания учащихся, но и выявить

пробелы.

29. Релейная контрольная работа — еще один вариант письменного опроса. Задания для

нее подбираются из уже пройденного материала. Цель двоякая: и выяснить, насколько

дети уяснили пройденный материал, и не создается напряженная обстановка, потому что

дети по умолчанию уже знакомы с текстом. Стоит заметить, что после проведения такого

опроса к выполнению домашнего задания дети стали относится намного внимательнее.

30. Азбука. Учитель называет одну букву. Учащиеся должны подобрать как можно больше

слов, начинающихся на эту букву. Все слова и понятия должны перекликаться с темой

урока.Такой опрос помогает не только проверить знания учащихся в активной форме, но и

повторить

пройденный

материал.

Прием

удобно

использовать

в

начале

урока,

при

введении в новую тему или про проверке домашнего задания.

Некоторые приемы применяю на уроках в 5,6 классах, то, что новое для меня, взяла

в закладки. Ничего не "высосано из пальца". Используя эти виды опроса, оптимизируешь

урок. В результате, скучный опрос превращается в интересное действие, где у детей

загораются глаза, появляется желание отвечать. И это не только в сильных классах, но и

там, где половина класса - дети 7 вида. А чтобы пол-урока не угробить, заранее нужно

конструировать урок. Выбирая тот или иной прием, следует помнить о цели опроса, о том,

какое время вы планируете отвести для него.

Одним

из

приемов

при

подготовке

к

зачетным

урокам

является

интервью

у

родителей

взрослых).

Заметила,

что

изучение

творчества,

например, Некрасова

проходит с меньшим интересом. Поэтому заданием при подготовке было взять интервью у

родителей. Что они помнят? Результаты были потрясающие. Дети рассказывали, что их

родители читали наизусть, некоторые приводили факты биографии, о которых, казалось

бы, они узнали много лет назад в школе. В итоге интерес был разбужен. И прежде всего

родителями.

Главное - умение заинтересовать.

В период завершение изучения произведения предлагаются учащимся творческие

работы. Это рефераты, сочинения. Казалось бы, это традиционные формы контроля. Но не

следует забывать, что сама формулировка темы сочинения должна требовать от учащихся

собственных раздумий, выявления своего отношения. Вот почему в 9 классе тема «Почему

Софья предпочла Молчалина Чацкому» или «Встречал ли я в жизни людей, похожих на

героев комедии?» требуют большего осмысления и комедии, и жизни, чем тема «Образ

Софьи или образ Молчалина или Чацкого».

Да, времени на это много уходит, но когда дети с удовольствием работают на уроке,

невольно приходит мысль: а ведь мои усилия этого стоят.

Для опроса использую Рабочие тетради Р.Г. Ахмадуллиной в 2-х частях, которая

входит

в

состав

учебно-методического

комплекта

по

литературе

под

редакцией

В.Я.

Коровиной. В данной тетради даются и блиц-опросы, и кроссворды, и викторины, и

различные игры. Использую Тесты по литературе Е.Л. Ляшенко, где даются задания с

кратким ответом и задания с развёрнутым ответом. Использую Дидактические материалы

«Читаем, думаем, спорим…» под редакцией В.Я. Коровиной и В.И. Коровина (в 5 классе)

и под редакцией В.П. Полухиной (в 6 классе).



В раздел образования