Напоминание

ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА.


Автор: Игумнова Светлана Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА.
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII

ВИДА.

Игумнова С.А.,учитель начальных классов КГБОУ «Ключевская

общеобразовательная школа-интернат »

Одной из актуальных и нелегких задач современной педагогики является

коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь детям с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Ответственная

и

сложная

социально-педагогическая

проблема

обеспечить

оптимальные

условия

воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы

содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной

общественной жизни в нормальном социальном окружении. Основной целью

коррекционного обучения является выявление и преодоление (исправление)

недостатков в развитии личности ребенка, помощь в успешном освоении

картины

мира

и

адекватной

интеграции

в

социум.

Именно

деятельность

педагога

обеспечивает

индивидуальный

подход

к

ребенку

на

основе

понимания

его

психологических

особенностей,

позволяет

своевременно

выявлять

нарушения

в

психическом

развитии

и

поведении

ребенка

и

оказывать ему необходимую педагогическую помощь.

Формирование самостоятельной деятельности учащихся в специальной

(коррекционной)

школе VIII вида является одной из актуальных и очень

нелегких

задач,

так

как

позволяет

корректировать

отклонения

поведения

детей с ограниченными возможностями.

Одной из главных задач коррекционной школы является формирование

самостоятельной

мыслительной

деятельности.

От

активности

и

самостоятельности

во

многом

зависят

динамика

развития

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ),

возможности

его

социальной

адаптации.

Как

известно,

для

учащихся

с

ОВЗ

характерны

инертность,

пассивность,

легкая

отвлекаемость,

отсутствие

интереса

к

мыслительной деятельности. Это объясняется особенностями развития таких

детей.

Использование

специальных

приемов

и

методов

обучения

и

воспитания

позволяет

в

существенной

мере

преодолевать

недостатки

развития детей с ОВЗ. Часто при подготовке к уроку учитель прилагает много

усилий

для

того,

чтобы

у

учащихся

не

было

затруднений

в

процессе

овладения новым материалом. Не надеясь, что ученики смогут выразить

собственное

суждение,

учитель

зачастую

преподносит

материал

в

виде

готовых решений. За учащимися закрепляется позиция ведомых. Она сводит

к

минимуму

инициативу,

активность

в

учебной

деятельности.

Поэтому

необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только

на

основе

запоминания,

как

это

часто

практикуется,

а

на

сознательном

применении

знаний.

Необходимо

повышать

познавательную

активность

учащихся,

включать

учащихся

в

самостоятельную

деятельно сть.

Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно. При этом следует

учитывать несколько факторов. Каждый ученик на каждом уроке должен

самостоятельно

выполнить

любое,

пусть

даже

самое

малое

задание.

Например,

сформулировать

полный

ответ

на

вопрос,

привести

примеры,

разгадать ребус, составить вопрос по теме для соседа по парте и т.д. Задания

для

самостоятельной

работы

должны

быть

посильными.

Нужно,

чтобы

ученик справился с заданием самостоятельно либо с небольшой помощью.

Для

детей

с

ОВЗ

это

особенно

важно,

так

как

многие

из

них

при

возникновении значительной трудности отказываются от работы. Задания

должны сопровождаться четкой инструкцией учителя. При этом необходимо

учить школьников неукоснительно следовать инструкции. То есть, если в

задании,

например,

указано

«выписать

номера

правильных

ответов»,

то

подчеркивание, обведение в кружок и т.п. считается неверным выполнением.

Также

важна

своевременная

работа

над

ошибками.

Обучение

навыкам

самостоятельной

работы

должно

быть

постепенным.

Начинать

надо

с

простейших заданий. При этом однотипные задания должны присутствовать

в

течение

нескольких

уроков,

чтобы

учащиеся

хорошо

освоились

с

их

выполнением. Постепенно задания усложняются. Усложнения должны идти

не только по типам заданий, но в каждом типе задания нужно усложнять.

Задания

для

самостоятельной

работы

должны

быть

интересными

для

учащихся. Если работа кажется ученикам скучной, следует подумать, как ее

преподнести, чтобы вызвать интерес. Ни один ученик не должен скучать на

уроке.

Очень

важно,

чтобы

учащиеся

находились

в

ситуации

успеха.

Эмоциональное

удовлетворение

от

успешно

проделанной

работы

это

хороший стимул к обучению и непременное условие для того, чтобы ваш

предмет

оказался

в

числе

любимых.

Не

стоит

забывать

о

поощрениях.

Ученик, справившийся с работой, обязательно должен услышать похвалу

учителя.

Одно

из

приоритетных

направлений

развития

современного

общества – внедрение информационных технологий в систему образования.

Применение

информационных

технологий,

в

свою

очередь,

способствует

формированию

самостоятельности

в

процессе

обучения.

Компьютер

позволяет

значительно

повысить

мотивацию

учащихся

к

выполнению

самостоятельной

работы.

ИКТ

вовлекают

учащихся

в

учебный

процесс,

способствуют раскрытию их способностей, и развивают самостоятельную

творческую

деятельность

учащихся.

Наиболее

эффективным

видом

самостоятельной

работы

считается самостоятельная работа творческого

характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой

деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной

школы лежит учебно-познавательный интерес

Включение младших школьников в самостоятельную познавательную

деятельность происходит через проблемные ситуации, игровую деятельность,

систему

дифференцированных

заданий,

проектную

и

исследовательскую

деятельность, совместные формы организации обучения.

На уроках необходимо создавать ситуации, побуждающие обучающихся

к самостоятельным решениям и действиям. Обучающийся может работать

самостоятельно только тогда, когда у него получается, и когда ему интересно.

Интерес

движет

ребенком.

А

если

ему

интересно,

он

будет

проявлять

инициативу

в

поиске

нужной

помощи.Большинство

детей

не

могут

на

начальном этапе обучения обходиться без помощи взрослого и при этом

справляться

с

выполнением

учебных

и

внеучебных

заданий.

Развитие

самостоятельности по этой линии носит характер постепенного накопления

детской умелости и постепенного уменьшения дозы помощи со стороны

учителя и родителей, в которой нуждается ребенок.

Роль взрослого в формировании индивидуального опыта и развитии

самостоятельности

обучающегося

заключается

не

только

в

том,

чтобы

поделиться своими знаниями, умениями, опытом, но и в том, чтобы обратить

его

внимание

на

результаты

своих

действий,

помочь

проанализировать

ошибки

и

выявить

причину

неудач;

создать

условия

для

успеха

в

его

деятельности.

Под

воздействием

взрослого

накопление

индивидуального

опыта приобретает более организованный, систематический характер.

Основные виды самостоятельных работ

1.

Упражнения

2.

Выполнение практических работ

3.

Проверочные самостоятельные, контрольные работы

4.

Домашние задания

Одним из наиболее сложных видов самостоятельных работ является

задание, связанное со вставкой в предложения пропущенных слов На первый

взгляд эти задания очень просты. Но у учеников с ОВЗ они часто вызывают

затруднения.

Учащиеся

затрудняются

определить,

к

какой

части

речи

относится пропущенное слово, не могут сообразить, какой следует задать

вопрос к тому или иному слову. Они не всегда дочитывают предложение до

конца.

Иногда

части

предложения

с

пропущенным

в

середине

словом

воспринимают как раздельные, не зависящие друг от друга. Это особенности

восприятия детей с ОВЗ. Значит, задания подобного типа необходимо давать

на

протяжении

всех

лет

обучения,

начиная

с

минимального

количества

предложений (2 – 3), со словами для справок, и постепенно усложняя к концу

обучения.

Одним из путей повышения активности и самостоятельности учащихся с

ОВЗ является дидактическая игра. Она создает у школьников положительный

эмоциональный настрой, повышает работоспособность, вызывает у учащихся

живой интерес к процессу познания. Высоко оценивая значение игры, В.А.

Сухомлинский

писал:

«Без

игры

нет

и

не

может

быть

полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный

мир

ребенка

вливается

живительный

поток

представлений,

понятий

об

окружающем

мире.

Игра

это

искра,

зажигающая

огонек

пытливости и любознательности». Дидактические игры позволяют развивать

произвольное

внимание,

волевые

усилия,

терпение,

уважение

к

мнению

одноклассников.

Кроме

того,

они

формируют

умения

точно

следовать

правилам и инструкции. Большое значение имеют дидактические игры в

развитии речи учащихся. Дидактические игры чаще всего применяются для

закрепления и повторения пройденного материала. Но также возможно их

включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Выбор игр

чрезвычайно

разнообразен.

Наиболее

часто

используемые:

«Четвертый

лишний», «С какого дерева листочек?», «Биологическое лото», «Доскажи

словечко» и др. Важным средством развития мышления учащихся являются

загадки. Они расширяют кругозор, знакомят детей с окружающим миром,

явлениями природы. Любая загадка – это логическое упражнение, в котором

требуется узнать предмет по его характерным признакам. Для того, чтобы

доказать правильность отгадки, необходимо последовательное рассуждение.

Значительна

роль

загадок

в

развитии

у

детей

поэтического

слуха.

Они

обогащают

слух

разнообразными

рифмами.

Таким

образом,

несмотря

на

миниатюрность жанра, загадка обладает многими ценными качествами. С

успехом применять загадки можно и в средних, и в старших классах.

Использование разнообразных дидактических игр в учебном процессе

способствует

не

только

развитию

процессов

мышления,

но

и

позволяет

преодолеть

механическое

усвоение

знаний,

повысить

самостоятельность

учащихся, формировать навыки самоконтроля.

Следует

отметить,

что

формирование

учебной

самостоятельности

школьников

возможно

только

при

учете

индивидуальных

особенностей

каждого учащегося. Особенно важно учитывать это в коррекционной школе

VIII

вида,

где

различия

детей

в

познавательной,

эмоционально-волевой

сферах личности значительны.

Список литературы

Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.// Физика в школе -1987.

- № 2-С. 82-83.

2.. Бутузов И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном

уроке. Новгород, 1972. Учителю о современном учебном процессе. Новгород, 1984.

3. Василевская В.Я., Краснянская И.М. Особенности познавательной деятельности

учащихся вспомогательной школы в процессе работы с наглядным материалом. Известия

АПН РСФСР, вып. 68, 1955.

4.Венгер Л.А. Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста/ под ред.

Л.А. Венгера, В.В. Холмовской.М.: Педагокика, 1978-248 с.

5.Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп.

М., «Просвещение», 1973-175 с.

6.Н.Н. Деменёва «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках

математики», Москва, 2005 г.

7. Иванов М.Г. «Дифференцированное обучение младших школьников», «Начальная

школа» , №11, 1994 г.

8.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении

дошкольников с отклонением в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.

Интернет-ресурсы.

1.



В раздел образования