Автор: Библаева Тамара Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа имени Героя Советского Союза В.А. Маркелова с. Старая Сахча муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области"
Населённый пункт: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Старая Сахча
Наименование материала: методическая разработка
Тема: О проектной деятельности учащихся в школе
Раздел: среднее образование
Положение
о проектной деятельности учащихся Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения «Средняя школа имени Героя Советского
Союза В.А.Маркелова с.Старая Сахча муниципального образования
«Мелекесский район» Ульяновской области»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании «Закона об образовании в РФ»
,
Уставом школы,
в соответствии с ФГОС и
определяет цели и задачи проектной
деятельности в
Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
«Средняя школа имени Героя Советского Союза В.А.Маркелова с.Старая Сахча
муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
,
порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ
учащихся.
1.2. Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная работа
детско-взрослых творческих коллективов по разрешению одной из актуальных проблем
(или ее аспектов) современной общественной жизни. При этом происходит
самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практических
знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный и
предметный продукт в современной электронной форме, предназначенный для активного
применения в научно-познавательной и общественной практике.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-
ориентированного)
обучения,
направлена
на
выработку
само стоятельных
исследовательских
умений
(постановка
проблемы,
сбор
и
обработка
информации,
проведение
экспериментов,
анализ
полученных
результатов),
способствует
развитию
творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе
учебного
процесса
и
внеурочной
деятельности,
приобщает
к
решению
конкретных
жизненно важным проблем.
1.2.Проектная деятельность является одной из форм деятельности для учащихся всех
уровней
обучения
и
одним
из
направлений
реализации
ФГОС
начального
общего,
основного
общего
и
полного
(общего)
образования.
Она
является
способом
оценки
результатов
образования:
личностных,
метапредметных
и
предметных.
На
уровне
основного
общего
образования
защита
индивидуального
проекта
является
итоговой
оценкой достижения метапредметных результатов.
1.3.Проектная деятельность для учителей является одной из форм организации учебной
деятельности, развития компетентности, повышения качества образования.
2. Цели проектной деятельности
Цели:
- включение проектной деятельности в современный образовательный процесс;
- изменение психологии его участников и перестановка акцентов с традиционных
образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный
поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при
создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;
- формирование ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену
современного
общества
в
условиях
введения
ФГОС
второго
поколения,
оценка
достижения результатов образования.
- воспитание активного, ответственного гражданина и творческого созидателя
общества в рамках реализации основной образовательной программы образовательного
учреждения.
3. Задачи проектной деятельности в учебном процессе
3.1.Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать
основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении
всей работы).
3.2.Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен
уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).
3.3.Развитие умения анализировать и критически мыслить.
3.4.Развитие
умения
составлять
письменный
отчет
о
самостоятельной
работе
над
проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию, иметь
понятие о библиографии).
3.5.Формирование позитивного отношения к деятельности (учащийся должен проявлять
инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и
графиком работы).
3.6.
Проектная
деятельность
является
одной
из
форм
представления
учащимися
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
на
уровнях
начального
общего, основного общего, полного общего образования.
4. Содержание и результаты проектной деятельности
Проектная
деятельность
является
составной
частью
учебной
и
внеурочной
деятельности учащихся.
4.1.Учащиеся школы выполняют учебные и внеурочные мини-проекты, темы которых
определяются как самостоятельно, так и предлагаются учителями. При выборе темы
необходимо
учитывать
как
приоритетные
направления
развития
школы,
так
и
индивидуальные интересы учащихся.
4.2.Учебный проект оценивается по различным критериям, и суммарная оценка может
быть выставлена по нескольким предметам, если проект является межпредметным.
4.3.Для организации проектной деятельности учителя в тематических планах уроков и
внеурочных занятий должны указать предполагаемые темы проектов и примерные сроки
их сдачи.
4.4.Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.
4.5.Проект может быть индивидуальным и групповым. В условиях введения ФГОС НОО и
ФГОС ООО учащиеся выполняют итоговый метапредметный проект как итог внеурочной
деятельности.
4.6. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый
учащимися
в
рамках
одного
или
нескольких
учебных
предметов
с
целью
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов
избранных областей знаний или видов деятельности и способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
4.7. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося
по окончании 9 класса, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной
оценки по любому учебному предмету.
4.8. В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для
каждого учащегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые,
как минимум, должны включать требования по следующим направлениям:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
4.9.Проектные
задания
должны
быть
четко
сформулированы,
цели
и
средства
ясно
обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.
4.10.Учащиеся 9-11-х классов могут выполнять проекты, темы которых они выбрали
самостоятельно, согласовав их с руководителями проекта.
4.11 Ежегодно в общеобразовательном учреждении должна проводиться Общешкольная
научно-практическая
конференция,
на
которой
проходит
презентация
проектов
и
организуется конкурс проектов.
4.12. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Классификация проектов:
Исследовательские
проекты -
деятельность
учащихся,
направленная
на
решение
творческой,
исследовательской
проблемы
с
заранее
неизвестным
решением
и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования.
Информационные проекты – этот тип проектов направлен на работу с информацией о
каком-либо объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с
конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории.
Прикладные
проекты- отличает
четко
обозначенный
с
самого
начала
результат
деятельности его участников.
Ролевые, игровые проекты - в таких проектах структура только намечается и остается
открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные
роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Социальный проект – проект, направленный на решение проблемы той или иной
социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. В основе
такого противоречия лежит неудовлетворенность в актуальной ситуации социально
приемлемых (с точки зрения социальной группы или государственной идеологии)
потребностей или столкновение интересов и потребностей социальных групп.
Технологический
проект
(инженерный)
нацелен
на
освоение
учащимися
общих
элементов инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств
и систем.
Бизнес-план – целью создания бизнес-плана является получение учащимися опыта
проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы
деятельности, связанные с созданием и продвижением нового продукта-товара или
услуги.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из
следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная
творческая
работа (в
области
литературы,
музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического
или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения
музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные
материалы
по
социальному
проекту,
которые
могут
включать
как
тексты, так и мультимедийные продукты.
д)
Мультимедийный
продукт,
Чертеж
изделия,
Модель
изделия,
Бизнес-план.Газета,
видеофильм, статья. Макет. Костюм. Изделие. Проведение мероприятия. Оформление
зала. Электронное учебное пособие. Выставка. Презентация (устная, компьютерная). Иной
продукт, выполнение которого обосновано учащимся.
4.13. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению
проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной
из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не
более
одной
машинописной
страницы)
с
указанием для
всех
проектов:
а) исходного
замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и
полученных
результатов;
в) списка
использованных
источников.
Для конструкторских
проектов в
пояснительную
записку,
кроме
того,
включается
описание
особенностей
конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от
реализации проекта;
3) рецензия
руководителя
который
содержит:
краткую
характеристику
работы
учащегося
в
ходе
выполнения
проекта,
в
том
числе:
а) инициативности
и
самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой
работе);
в) исполнительской
дисциплины.
При
наличии
в
выполненной
работе
соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или
полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
4.14. Порядок оформления проекта
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Оформление проекта оформляется в соответствии с ниже перечисленными требованиями:
Проект должен содержать в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть,
заключение, список использованной литературы.
1. Титульный лист должен содержать наименование и принадлежность учреждения,
название проекта, Ф.И.О. исполнителя проекта и его руководителя, дату и место
написания проекта.
2. Введение включает в себя:
3. Анализ ситуации и обоснование актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что
уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым или предстоит сделать
целевой группе проекта, его автору в данных условиях, почему выполнение именно этого
проекта своевременно для автора проекта.
4. На основании анализа формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен
данный
проект.
На
основании
выявленного
противоречия
формулируется
проблема
(«дерево» проблем) на решение которой направлено выполнение проекта.
5. Определяются объект и предмет исследования.
6. Формулируется цель проекта («дерево» целей) - заранее спрогнозированный результат,
который можно измерить.
7. Определяются задачи по достижению цели проекта.
8. Формулируется гипотеза работы.
9. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как
правило,
содержит
теоретический
материал,
а
второй
–
экспериментальный
или
практический. Таблицы, схемы, иллюстрации оформляются в приложении к проекту.
10. Заключение. Делается вывод, достигнута ли автором цель проекта. Если цель не
достигнута,
указываются
причины.
Указывается
результат-
эффект
проекта,
экономический
или
социальный.
Оценивается
подтверждение
или
опровержение
гипотезы.
11. Список использованной в проекте литературы.
12. Проект выполняется в соответствии со следующими требованиями:
шрифт
14,
интервал
полуторный,
страницы
нумеруются
в
правом
нижнем
углу.
Компьютерная
презентация
выполняется
в
соответствии
с
требованиями
оформления
презентаций.
4.15. Защита проектов.
Защита
проектов
производится
публично,
в
виде
устной
или
компьютерной
презентации. Защита
осуществляется
в
процессе
специально
организованной
деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.
Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить
результаты
работы
над
проектами
и
продемонстрировать
уровень
овладения
обучающимися отдельными элементами проектной деятельности (Приложение №1).
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося
и отзыва руководителя.
4.16. Алгоритм разработки проекта.
1 этап. Поисковый.
1.1.Постановка задачи для разработки проекта. Выбор темы проекта, типа проекта.
1.2. Освоение тезауруса проектной деятельности.
1.3. Формулирование проблемы проекта, его актуальности, объекта и предмета
исследования, выдвигается гипотеза проекта.
1.4. Определение цели проекта
2 этап. Аналитический.
2.1.Подбор информации, необходимой для реализации проекта
2.2.Анализ подобранной информации
2.3.Обоснование эффекта от реализации проекта (экономического, социального)
3 этап. Практический.
3.1.Определение рисков проекта.
3.2. Работа над проектом
4 этап. Презентационный.
4.1. Подготовка презентации
4.2. Защита (презентация проекта)
5 этап. Выполнение проекта.
6 этап. Контрольный.
6.1.Анализ результатов выполнения проекта.
6.2.Оценка качества выполнения проекта
5. Публичная защита проектной работы
– Публичная защита проекта проводится самим автором (если работа индивидуальная)
или
двумя
представителями
творческой
группы
(как
правило,
один
из
них
–
за
компьютером, другой – представляет работу).
– Представление-защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией или
фрагментов проекта, или его короткой демоверсии.
– Время, предоставляемое для выступления, 3–10 минут (точное время устанавливается
ежегодным
локальным
документом,
посвященным
организации
и
проведению
общешкольной конференции-конкурса, и зависит от количества работ, участвующих в
конкурсе, и планируемой продолжительности итогового этапа конференции).
– Содержание и композиция публичной защиты проекта – инициативное и творческое
право
его
авторов,
однако
в
выступлении
обязательно
должны
быть
представлены
следующие вопросы:
1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности;
2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;
3) краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами на
ключевых положениях и выводах;
4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные
программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные
материалы и т.п.);
5)
обязательное
определение
степени
самостоятельности
в
разработке
и
решении
поставленных проблем;
6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
После
завершения
своего
выступления
участники
творческой
проектной
группы,
представлявшие работу, должны суметь ответить на вопросы жюри.
– В публичной защите проекта, возможно, использовать различного рода дополнительную
печатную рекламно-пояснительную продукцию (программа, аннотация, рекомендательные
и пояснительные записки и т.д.).
–
К
участию
школьного
проекта
в
конкурсных
мероприятиях
внешкольного
уровня
оформляется
сопровождающая
проектную
работу
документация,
предусмотренная
форматом именно этого конкурса.
–
Перед
публичной
защитой
необходимо
провести
экспертное
тестирование
демонстрационной
техники,
записать
проект
или
его
демонстрационную
версию
на
компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и
условия демонстрации.
6. Критерии оценки проектной работы
Проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность
к
самостоятельному
приобретению
знаний
и
решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её
решения,
включая
поиск
и
обработку
информации,
формулировку
выводов
и/или
обоснование
и
реализацию/апробацию
принятого
решения,
обоснование
и
создание
модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий
в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении
раскрыть
содержание
работы,
грамотно
и
обоснованно
в
соответствии
с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность
регулятивных
действий,
проявляющаяся
в
умении
самостоятельно
планировать
и
управлять
своей
познавательной
деятельностью
во
времени,
использовать
ресурсные
возможности
для
достижения
целей,
осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано
ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального
(уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном
описании результатов
выполнения
проекта
вывод
об
уровне
сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей
совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва,
презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два
уровня
сформированности
навыков
проектной
деятельности: базовый и повышенный.
Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности учащегося в
ходе
выполнения
проекта,
поэтому
выявление
и
фиксация
в
ходе
защиты
того,
что
учащийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя
проекта, являются основной задачей оценочной деятельности (Приложение №2)
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Самосто-
ятельное
приобре-
тение
знаний и
решение
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
опорой на помощь руководителя
ставить проблему и находить пути
её решения; продемонстрирована
способность приобретать, новые
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно ставить
проблему и находить пути её решения;
продемонстрировано свободное
владение логическими операциями,
навыками критического мышления,
проблем
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более
глубокого понимания изученного
умение самостоятельно мыслить;
продемонстрирована способность на
этой основе приобретать новые знания
и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Знание
предмета
Продемонстрировано понимание
содержания выполненной работы.
В работе и в ответах на вопросы по
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Продемонстрировано свободное
владение предметом проектной
деятельности. Ошибки отсутствуют
Регуля-
тивные
действия
Продемонстрированы навыки
определения темы и планирования
работы.
Работа
доведена
до
конца
и
представлена комиссии;
Работа тщательно спланирована и
последовательно реализована,
своевременно пройдены все
необходимые этапы обсуждения и
представления.
некоторые этапы выполнялись под
контролем и при поддержке
руководителя. При этом
проявляются отдельные элементы
самооценки и самоконтроля
учащегося
Контроль и коррекция осуществлялись
самостоятельно
Комму-
никация
Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы
Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли выражены
ясно, логично, последовательно,
аргументировано. Работа/сообщение
вызывает интерес. Автор свободно
отвечает на вопросы
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при
условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых
критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к
самостоятельному
приобретению
знаний
и
решению
проблем,
сформированности
регулятивных
действий
и
сформированности
коммуникативных
действий).
Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована
на
базовом
уровне;
2) ни
один
из
обязательных
элементов
проекта
(продукт,
пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного
решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии,
что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все
обязательные
элементы
проекта:
завершённый
продукт,
отвечающий
исходному
замыслу,
список
использованных
источников,
положительный
отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о
достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные
классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию
его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый
для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность
довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или
«Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об
уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется
в свободную строку.
Результаты
выполнения
индивидуального
проекта
могут
рассматриваться
как
дополнительное
основание
при
зачислении
выпускника
общеобразовательного
учреждения на избранное им направление профильного образования.
7. Функциональные обязанности руководителя проектной группы
На
руководителя
проектной
группы
(учителя)
возлагаются
следующие
функциональные обязанности:
Установка необходимого для ведения проектной деятельности программного обеспечения.
9.1.Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка
сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей
программы, электронного ресурса.
9.2.Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида
продукта, его назначения.
9.3.Детализация
отобранного
содержания,
структурирование
материала
проекта,
определение примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого
участника проекта.
9.4.Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за
ходом и сроками производимых работ.
9.5.Своевременное
внесение
в
журнал
проведенных
в
соответствии
с
нагрузкой
консультационных часов.
9.6.Выявление
недоработок,
определение
путей
устранения
выявленных
недостатков,
оказание помощи учащимся в подготовке к презентации проектов.