Автор: Вегера Татьяна Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № 188"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении как важнейший орган руководства воспитательно-образовательным процессом
Раздел: дошкольное образование
Федеральное государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад № 188»
Статья для руководителей ДОУ
Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении как
важнейший орган руководства воспитательно-образовательным
процессом
Автор: Вегера Татьяна Анатольевна, заведующий
г. Владивосток,
2017 год
Педагогический совет – орган коллективной мыслительной деятельности,
коллективного
диагностирования,
формирующий
новое
педагогическое
мышление,
отношения
сотрудничества
для
реализации
задач
дошкольного
учреждения.
Педагогический совет действует на основании закона РФ «Об образовании»,
типового
положения
об
образовательном
учреждении,
других
нормативных
правовых
актов
об
образовании,
Устава
дошкольного
образовательного
учреждения, Положения о педагогическом совете.
В состав Совета педагогов входят все педагоги ДОУ и медицинский
работник.
В
необходимых
случаях
на
заседания
Совета
педагогов
образовательного учреждения могут приглашаться представители общественных
организаций,
учреждений,
взаимодействующих
с
данным
учреждением
по
вопросам образования, родители воспитанников. Необходимость их приглашения
определяется
председателем
Педагогического
совета.
Лица,
приглашённые
на
заседание Совета педагогов, пользуются правом совещательного голоса.
Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем
воспитательно-образовательным
процессом
решает
конкретные
задачи
дошкольного учреждения.
Главными задачами Совета педагогов являются:
реализация государственной политики по вопросам образования;
ориентация деятельности педагогического коллектива учреждения на
совершенствование образовательного процесса;
разработка
содержания
работы
по
общей
методической
теме
образовательного учреждения;
внедрение в практическую деятельность педагогических работников
достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.
К функциям педагогического совета ДОУ следует отнести:
определение направления образовательной деятельности ДОУ;
отбор и утверждение образовательной программы для использования
в ДОУ;
обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательного
процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;
рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки
кадров;
организует
выявление,
обобщение,
распространение,
внедрение
педагогического опыта;
рассматривает
вопросы
организации
дополнительных
услуг
родителям;
заслушивает отчёты заведующего о создании условий для реализации
образовательных программ;
принимает локальные акты:
- Положение о Педагогическом совете детского сада
- Положение об аттестационной комиссии.
Деятельность педагогического совета, как одного из органов самоуправления,
определяется
положением,
разработанным
и
утверждённым
педагогическим
коллективом ДОУ.
Так, «Положение о педагогическом совете Детского сада», состоит из следующих
разделов:
1.
«Общие положения»
Данный
раздел
включает
в
себя:
сведения
об
определении
статуса
органа
самоуправления;
данные
о
том,
кто
возглавляет
и
кому
подчиняется
орган
самоуправления; степень самостоятельности и др.
2.
«Задачи педагогического совета»
В этом разделе определяется направление деятельности органа самоуправления и
задачи,
за
выполнение
которых
несёт
ответственность
указанный
орган
самоуправления.
3. «Организация деятельности»
В
разделе
содержится
описание
организационной
структуры
органа
самоуправления,
определяется
периодичность,
время
и
вид
проводимых
организационных мероприятий и т.п.
4. «Документация и отчётность»
Указанный раздел определяет порядок ведения и хранения протоколов заседаний,
планирование деятельности, составление отчётов
5.«Компетенция и ответственность педагогического совета»
В данном разделе отражаются обязанности, права и ответственность данного
органа самоуправления. Необходимо обязательно указывать применение санкций
за
невыполнение
или
некачественное
выполнение
задач,
функций,
а
также
определить условия, при которых наступает та или иная ответственность.
Решение Педагогического Совета детского сада является правомочным, если на
его заседании присутствовало не менее двух третей педагогических работников
детского сада и если за него проголосовало более половины присутствующих
педагогов.
При
равном
количестве
голосов
решающим
является
голос
председателя
Педагогического
совета.
Процедура
голосования
определяется
Педагогическим
советом
детского
сада.
Решения
Педагогического
Совета
реализуются приказами заведующего детским садом.
Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не
противоречащее законодательству, является обязательным.
Педагогический совет действует под председательством заведующего
детского сада.
Председатель Совета педагогов:
организует деятельность Совета педагогов ДОУ;
определяет повестку заседания Совета педагогов;
информирует членов Совета педагогов о предстоящем заседании не
позднее, чем за 2 – 3 недели, вывешивая подробную повестку дня с вопросами для
обсуждения;
регистрирует поступающие в Совет педагогов заявления, обращения,
иные материалы;
контролирует выполнение решений Совета педагогов.
Педагогический совет избирает из своего состава секретаря. Секретарь
педсовета работает на общественных началах.
Педагогический
Совет
Детского
сада
созывается
заведующим
по
мере
необходимости, но не реже 4-х раз в год.
Внеочередные заседания Совета педагогов проводятся по требованию не менее
одной трети педагогических работников ДОУ.
Организация деятельности педсовета предполагает активное участие всех
членов
коллектива
в
обсуждении
вопросов
повестки
дня.
Именно
поэтому
педсовет является коллективным органом управления ДОУ.
На заседаниях педагогического совета обсуждаются вопросы воспитательно-
образовательной работы с детьми, использование в ней новых достижений в науке
и педагогической практике, анализируются имеющиеся недостатки, принимаются
решения для их устранения, идёт обмен опытом.
В последнем разделе повестки дня в рубрике «разное» могут
рассматриваться проблемы трудового этикета и распорядка работы, санитарного
состояния
помещений,
решения
конфликтных
ситуаций,
поощрения
или
взыскания и др. Таким образом, на педагогическом совете затрагиваются вопросы,
связанные с работой всего коллектива.
Тематика педагогических советов обозначается в годовом плане дошкольного
учреждения. При необходимости в него вносятся дополнения и изменения.
Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы
педагогов:
уровень
развития
детей,
их
здоровье,
формы
совместной
работы
педагогов и родителей.
По формам организации педагогические советы можно условно разделить на:
1.
Традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проведённый с
чётким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по
ним.
2.
Педсовет с использование отдельных методов активизации педагогов. В его
ходе председатель может предложить участникам, например, решить кроссворд
или ситуативную задачу по теме педсовета либо применить метод «игрового
моделирования».
3.
Нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др. Его
подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и
распределения ролей. Однако необходимо помнить, что итогом работы любого
педсовета
должно
стать
принятие
решений
по
совершенствованию
работы
коллектива.
По видам педсоветы делятся на:
1. Вводные, определяющие перспективы работы в течение года.
2.Тематические, посвящённые одной из годовых задач коллектива.
3.Итоговые, определяющие результаты работы за первое полугодие или год.
На педагогическом совете определяются перспективы развития учреждения.
Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива. Поскольку
исполнение решений контролируется, они должны быть понятны, адресованы
конкретным людям и ограничены сроками.
В какой форме бы не проводился
педсовет
- решения принимаются
обязательно.
Они
фиксируются
в
протоколах,
к
оформлению
которых
определяются определённые требования.
Количество решений педагогического совета зависит от повестки дня. Если
в повестке дня пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. По одному
из
вопросов
можно
принять
несколько
решений.
В
единстве
они
помогут
справиться
с
возникшей
проблемой.
Формулировки
решений
должны
быть
конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами,
такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет должен
начинаться с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.
Заключительное слово – важнейший этап работы педсовета. Оно должно
быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда
оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного
и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планёрках.
В детских садах на Педагогических советах ведутся протоколы. Это –
обязательная
отчётная
документация,
к
её
оформлению
предъявляется
ряд
требований.
Протоколы педагогических советов должны быть пронумерованы,
прошнурованы
и
скреплены
подписью
заведующего
и
печатью
ДОУ.
В
них
обязательно фиксируется количество присутствующих на заседании педагогов и
отсутствующие.
Повестка
дня
пишется
подробно,
а
затем
излагается
ход
обсуждения,
предложения
и
замечания
участников
и
решения
по
каждому
вопросу. Протокол подписывается председателем и секретарём педагогического
совета.
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего педагоги, работающие в
нём.
Педагогический
состав,
осуществляющий
свою
деятельность
в
режиме
развития должен быть готов к профессиональному постоянному саморазвитию, и
в этом существенную помощь и значимость приобретают педагогические советы.
Литература
1.
Белая
К.Ю.
Педсовет
в
дошкольном
образовательном
учреждении. Подготовка и проведение. Москва, Сфера, 2007 г.
2.
Соболева Т.Г., Кулакова О.Н. Педагогический совет дошкольного
учреждения в современных условиях, Волгоград, 2012 г.