Автор: Кукса Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Дс 47
Населённый пункт: город Камышин Волгоградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка по экологическому воспитанию"Заседание экологов разных стран по теме:"Земля - наш дом!Наш дом - Природа!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский
сад общеразвивающего вида № 47
городского округа – город Камышин
(МБДОУ Дс №47)
КОНСПЕКТ
занятия по экологическому воспитанию
в старшей группе №12
на тему:
«Заседание экологов разных стран за круглым
столом по теме:
«Земля - наш дом! Наш дом - Природа!»
Подготовила и провела воспитатель:
Кукса Ольга Васильевна
Камышин, 2017 год
Тема: «Заседание экологов разных стран за круглым столом на тему:
«Земля - наш дом! Наш дом - Природа!»
Непосредственно организованная образовательная деятельность
в старшей группе по экологическому воспитанию в старшей
группе
Образовательные области:
«Познание», «Развитие речи», «Социально – коммуникативное» развитие
Задачи:
обучающие
- учить правильному поведению в природе, закладывать основы экологической
культуры
- расширять и обогащать знания о природе, ее явлениях
- познакомить детей с Красной книгой
- формировать представления о неразрывной связи человека с природой
развивающие
- развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения,
высказывать свое мнение
- развивать коммуникативные умения
воспитательные
- воспитывать осознанное бережное отношение к природе, ее ресурсам,
животному и растительному миру
Словарная работа:
активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, экологические
знаки, загрязнение, Красная книга)
Подготовительная работа:
чтение художественной литературы, изучение экологических знаков,
рассматривание иллюстраций о природе, наблюдения, просмотр
документальных фильмов на тему: «Земля - наш дом! Наш дом - Природа!»,
работа с картами и глобусом, беседы.
Демонстрационный материал:
Колокольчик, глобус, карточка SOS, Красная книга Волгоградской области,
знаки о защите природы, таблички с названием стран, компьютер.
Раздаточный материал:
Круги желтого, зелёного и красного цвета, заготовки белого картона для
рисования знаков, фломастеры, эмблемы.
Ход образовательной деятельности:
Вступительная часть:
(Звенит колокольчик)
Педагог:
Ребята, слышите, колокольчик нам напомнил, что нам пора пройти за столы.
Ребята, садитесь удобнее, я вам расскажу о том, в какой необычной форме мы
проведем наше занятие. Итак, вы все сели за стол, который имеет какую форму?
Дети: Круглую
Педагог:
Правильно. Мы сидим за круглым столом и у каждого есть табличка с надписью
страны. Так вот, сегодня у нас заседание за круглым столом, а каждый из вас –
эколог. Вы приехали из разных стран, чтобы обсудить важные экологические
проблемы и найти пути их решения (детям выдаются специальные эмблемы)
Для начала поздороваемся и представимся друг другу.
Начнем с меня: Здравствуйте, меня зовут Ольга. Я эколог из Казахстана.
Дети: Здравствуйте, меня зовут Вика, я эколог из Белоруссии.
(Воспитатель называет детям их страну, в случаи затруднения) и т.д.
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте свое тепло. Пусть на нашем
заседании всем будет тепло и уютно. Вы почувствовали тепло? А теперь за
работу!
Основная часть:
Сообщение темы занятия
Итак, уважаемые коллеги, тема нашего заседания: «Земля - наш дом! Наш дом -
Природа!»
Я напоминаю, что форма работы – круглый стол, то есть все участники нашего
разговора равны друг перед другом и вправе высказывать свое мнение, спорить,
доказывать и т.п.
У всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что это за
дом:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.
Дети. Земля.
Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?
Дети. Ответы 1-2 ребёнка.
Педагог. Молодцы.
Наша планета - это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно
много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик
вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как
волчок, только медленно.
Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты! Как мы назовем
модель земного шара? (Глобус!)
Педагог. А что такое глобус?
Дети. Глобус – это модель земного шара.
Педагог.
Да, глобус – это модель земного шара, на нем нарисовано то, что есть на
настоящей Земле: океаны и суша.
Педагог. Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает
глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую
свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».
Педагог.
Наша планета Земля,
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята!
- Для кого ещё Земля общий дом?
Дети. Для животных, различных растений, рыб, птиц.
Педагог. Что вы делаете, когда входите в детсад, домой с улицы?
Дети. Мы вытираем ноги или снимаем обувь.
Педагог. Никому не придёт в голову снять ботинки, поставить их на стол. Мы
стараемся поддерживать порядок и мир в семье.
У живой природы много врагов. Это стихийные бедствия: ливни, засухи,
морозы, ураганы. Разрушения продолжаются, и не только стихийные. Их
наносит человек, бывает так, что люди на природе ведут себя как хулиганы.
Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух сами очищаются, как бы
мы их ни загрязняли.
Педагог. Как вы думаете, кладовая природы, богатства планеты безграничны?
Дети. Нет.
Педагог (демонстрация документального фильма «Земля в опасности»)
Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось,
потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций.
От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит
из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и
загрязняют их, нефть, из танкеров во время аварий проливается в воду морей и
океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные,
растения, болеет люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности. Она требует
помощи,
Подаёт нам сигнал бедствия SOS. (карточка, на ней написаны такие слова)
Когда-то раньше я была
И лесом, и цветущим садом,
Шумела ярким листопадом,
Была красавицей земля,
Была кормилицей для вас,
И плодородной, и могучей,
А стала мусорною кучей, -
Такой вы сделали меня!
Педагог.
- Да, прямо скажем ситуация плачевная.
- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию?
-Что могут сделать люди, что животные и растения не погибали?
(Установить фильтры на трубы фабрик, утилизировать старые машины,
придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных
батареях).
Педагог.
Да, это хорошее решение проблемы, вы молодцы!
Уважаемые экологи, давайте мы с вами встанем и немного разомнемся.
Физкультминутка:
Пойдем мы садом, полем или лугом - (дети шагают на месте).
Будем мы природе верным другом!
Если лесом будем мы идти, (ходьба на носках)
Везде посеем зерна доброты. (дети приседают, имитируют посадку зерен)
Эти зерна будут прорастать (дети медленно поднимаются)
Песню петь душе моей (прижимают руки к груди),
Природу будем охранять,
И никогда не обижать! (опускают руки)
(повторить ещё раз)
Педагог.
Люди все больше и больше вмешиваются в жизнь природы. И это не проходит
для природы незамеченное. Исчезают животные, насекомые, птицы, растения.
Уничтожаются леса. Ребята, сегодня я принесла вам Красную книгу нашей
республики Адыгеи. В эту книгу ученые занесли животных, растения, птиц и
всех представителей природы, которые нуждаются в охране. А как вы думаете,
почему их нужно охранять? От кого?
(Ответы детей).
-Почему Красная книга так называется?
Ответы детей).
-Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
Ответы детей).
(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение)
-Что делают люди, чтобы сохранить редких и исчезающих животных?
(Ответы детей).
(Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от
хищников и болезней; разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для
них условия.)
Педагог.
Все животные требуют бережного отношения, но особенно те, которые
занесены в Красную книгу. Помните об этом, и встретив случайно жука на
тропинке не давите его, потому что он может быть уже последним и другого
такого не будет.
Педагог.
Ты можешь удивляться,
Узнав: земля – наш общий дом.
Живут в нём звери, птицы,
И мы с тобой живём!
Педагог.
А сейчас мы поиграем в игру: « Экологический светофор».
В игре «Экологический светофор» все цвета имеют тоже обозначения, что и на
простом светофоре.
Красный свет – природе вред.
Жёлтый - осторожно!
Свет зеленый – так красиво!
– Лес сказал тебе «спасибо».
(У воспитателя карточки-знаки)
Каждому из вас вручается по набору светофора, вам нужно прослушать задание
и поднять нужный цвет:
Красный - запрещает
Желтый – предупреждает,
Зеленый – разрешает.
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай:
1) Знак - запрещено ломать молодые деревья, ветки деревьев. (Дети светофорят
красным).
- Почему? (деревья живые, очищают воздух, украшают землю, служат домом
для птиц и некоторых животных).
2) Знак. А теперь послушайте рассказ.
« В Галином дворе росла большая вишня. Ягоды на ней были большие и
вкусные. Достать их было очень трудно. Галя решила все их достать. Она
встала на пластмассовое ведерко нагнула веточки дерева и достала сочные
вишенки»
(Дети включают желтый и зеленый свет светофора).
- Почему желтый? (осторожно, если наклонить низко ветку, то она сломается,
осторожно, если встать на дно пластмассового ведерка, чтобы достать ветку,
ведерко может лопнуть и Галя упадёт)
3) Знак – не оставляй мусор в лесу.
(дети светофорят красным).
- Почему? (Загрязняется природа, исчезает красота, появляется неприятный
запах.)
4) Знак – место для мусора. Куда же мусор девать?
(зелёный)
(В специально оборудованное место для сбора мусора: контейнер, яму.)
5) Знак – кормушки: привлекайте птиц.
(Дети сигнализируют зеленым и жёлтым.)
- Почему зелёным?
(Нужно помогать птицам добывать пищу)
- Почему жёлтым?
(Нужно быть осторожным при кормлении кормушек к дереву: привязать
крепкой веревкой и ни в коем случае не прибивать гвоздями к дереву).
5) Знак – «Не рви цветы»
рассказ. « Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и сели
плести веночки на голову. Пришлось собрать много цветов. Одуванчики быстро
вяли и становились некрасивыми. Девочек позвали домой обедать. Они бросили
цветы и побежали».
(Дети светофорят красным).
- Почему?
(Цветы украшают нашу землю, они дают нектар насекомым, выделяют
кислород, одуванчики – лекарственное растение, цветы служат домом для
насекомых).
- А где же взять цветы для букета? (вырастить у себя дома на окне, на балконе
летом, купить букет).
6) Знак – «Улыбнись».
- Посмотрите на этот знак. Улыбнитесь. Подарите свои улыбки друзьям.
Педагог.
Молодцы, ребята!
А теперь я вам расскажу о трех правилах, которые надо знать всем людям на
Земле.
Первое правило: НЕ СОРИ!
Второе правило: НЕ ШУМИ!
Третье правило: НЕ ГУБИ!
Педагог.
Уважаемые экологи, я предлагаю вам взять фломастеры и кружочки из картона,
и зарисовать свои знаки, что можно делать в природе, а чего нельзя.
Дети рисуют.
Заключительная часть:
- Вы многое узнали о природе и способах её охраны. Этим занимается целая
наука - экология. Вы - экологи, защитники природы.
Берегите землю, она вернет вам заботу о себе – хорошим здоровьем, щедрым
урожаем, веселым пением птиц, красотой зелёного царства Природы, а это вам
медали за хорошую работу. Спасибо за внимание и заседание нашего круглого
стола я объявляю закрытым.