Автор: Бакунина Нина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО "ЦДОД "Заречье"
Населённый пункт: город Казань, РТ
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Подготовка и написание методической разработки открытого занятия"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Заречье»
Кировского района города Казани
Методические рекомендации
«Подготовка и написание методической разработки открытого занятия»
Бакунина Нина Николаевна,
методист
Казань 2017
1
Аннотация
Данные
рекомендации
раскрывают
этапы
подготовки
и
написания
методической
разработки
открытого
занятия,
определяют
предъявляемые
к
ней
требования,
содержат
дополнительные сведения о видах и типах занятий, формах организации учебной деятельности,
дидактической структуре занятия и т.п., которые могут быть полезны педагогам. Даются также
методические рекомендации педагогам по подготовке занятия.
Содержание
2
Введение
4
1. Подготовка к занятию
5
2. Формальная часть плана занятия
6
2.1. Цель занятия
6
2.2. Задачи занятия
7
2.3. Тип занятия
8
2.4. Вид занятия
9
2.5. Формы организации занятия.
9
2.6. Методы обучения
9
2.7. Материально-техническое обеспечение занятия.
10
2.8. Структура занятия
10
3. Содержательная часть плана занятия
11
4.Литература.
11
Введение
Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в учреждении
дополнительного
образования
детей.
Оно
является
иллюстрацией
того,
как
на
практике
осуществляется реализация образовательной программы педагога.
Занятие является частью
квалификационных
или
конкурсных
испытаний,
а
также
формой
выявления
передового
педагогического опыта и обмена им.
При
методической
разработке
занятия
педагог
должен
показать
как
свои
профессиональные, так и личностные качества:
3
знание преподаваемого предмета;
умение использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков
в соответствии с поставленными целями;
коммуникативные способности, ораторское искусство, актерское мастерство;
способность к импровизации;
умение слушать воспитанников, чутко реагировать на их вопросы, вести диалог;
способность управлять своими эмоциями.
Сделать занятие ярким и интересным можно только при его тщательной подготовке и
планировании.
1. Подготовка к занятию
I.
Первое с чего надо начинать подготовку к занятию:
четко определить и сформулировать для себя его тему;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия темы;
обозначить
для
себя
ту
часть
материала,
которая
будет
использована
в
дальнейшем.
4
II.
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую
установку занятия, обозначить в связи с этим обучающую, развивающую и воспитательную
задачи занятия.
III.
Спланировать учебный материал занятия. Для этого надо:
1.
Подобрать
литературу
по
теме.
Если
речь
идет
о
новом
материале,
следует
постараться, чтобы в список вошли учебник, энциклопедическое издание, монография, научно-
популярное издание. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению
поставленных задач наиболее простым способом.
2.
Подобрать задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение нового материала;
применение знаний в знакомых ситуациях;
применение знаний в незнакомых ситуациях;
творческий подход к знаниям.
3.
Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:
задания, подводящие учащегося к воспроизведению учебного материала;
задания, способствующие осмыслению учебного материала;
задания, способствующие закреплению учебного материала
IV.
Продумать «изюминку» занятия. Каждое занятие должно содержать что-то, что
вызовет, удивление, изумление, восторг – то, что учащиеся будут помнить, когда все забудут.
Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный
подход к уже известному и прочее.
V.
Сгруппировать отобранный учебный материала. Для этого продумать, в какой
последовательности
будет
организована
работа
с
отобранным
материалом,
как
будет
осуществляться смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала –
умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность
учащихся, а не пассивное восприятие нового.
VI.
Спланировать контроль учебной деятельности, для чего продумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля.
Следует помнить о том, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть
типичные ошибки и затруднения.
VII.
Подготовить
оборудование
для
занятия.
Составить
список
учебно-наглядных
пособий, приборов, технических средств обучения, проверить, все ли работает.
Подготовленное занятие отражается в плане-конспекте, содержащих 2 основные части:
формальную и содержательную.
Формальная
часть
отражает:
те м у
п р о г р а м м ы (по
тематическому
плану
общеразвивающей
программы); тему
занятия (по
календарно-тематическому
(поурочному)
плану рабочей программы); тип занятия; вид занятия; цель занятия;
задачи
занятия;
материально-техническое
обеспечение
занятия;
последовательность
этапов занятия; литературу.
Содержательная
часть
включает
тексты
всех
заданий,
новый
учебный
материал,
рекомендации по выполнению задания, таблицу с указанием видов деятельности педагога и
учащихся на каждом этапе занятия.
5
2. Формальная часть плана занятия
1.
Тема программы (по тематическому плану общеразвивающей программы)
2.
Те ма
з а н я т и я (по
календарно-тематическому
(поурочному)
плану
рабочей
программы)
3.
Цель занятия.
4.
Задачи занятия.
5.
Тип занятия
6.
Вид занятия.
7.
Формы организации занятия.
8.
Методы обучения.
9.
Материально-техническое обеспечение занятия.
10. Последовательность этапов.
9. Список используемой литературы
2.1. Цель занятия
Целеполагание достаточно сложный вопрос. Умение формулировать цели приходит с
опытом, чем чаще мы ставим перед собой какие-либо цели, тем проще мы сможем их описать.
Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ,
модель будущего продукта деятельности.
В педагогике можно говорить об общей цели (цель-ориентир) и конкретизированной цели
(цель-результат).
Общая цель является долгосрочной, чаще всего она описывает процесс – воспитывать,
формировать и т.д. (например - в образовательной программе).
Конкретизированная цель рассчитана на короткий промежуток времени, представляет
собой конкретные и измеряемые индикаторы достижения общей цели.
Когда мы говорим о занятии, правильнее иметь в виду конкретизированные цели.
Цель для каждого занятия подразумевает:
создание условий для формирования знаний, умений и навыков;
развития способностей;
воспитания качеств личности и т.д.
2.2. Задачи занятия
Умение определить задачи – залог успешности педагога при конструировании открытого
занятия.
Задачи подразделяются на:
Обучающие задачи. Задачи обучающие предполагают четкое определение объема и
уровня знаний, достижение которых планируется на занятии.
К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных
для данного вида деятельности:
- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных
понятий, законов, теорий, терминов и т.д.
или
6
- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений,
(операций, технологий, способов изготовления)
или
-
сформировать
(продолжить
формирование,
закрепить)
следующие
специальные
умения...
Примеры формулировки обучающих задач:
познакомить,
научить,
учить,
изучить,
повторить,
закрепить,
дать
основы,
научить
сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно
оперировать понятиями
Развивающие
задачи.
Задачи
развивающие
предполагают
формулирование
конкретных требований к умениям и навыкам воспитанников, которые легко проверить и
определить успешность их достижения. Т.е. всё, что связано с применением знаний может быть
отнесено к задачам развития.
Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.
- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление
или
- создать условия для развития...
или
-
способствовать
(содействовать)
развитию
эмоций,
чувств
ребенка
(радости,
сопереживания), развитию мимики ребенка
или
-
способствовать
развитию
волевых
качеств
(настойчивость,
целеустремленность,
решительность),
или
- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Примеры формулировки развивающих задач:
развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления,
воображения), познавательный интерес,
развивать эмоциональную сферу,
развивать
творческие
способности
–
формировать
рефлексивные
умения
(умение
разумно и объективно посмотреть на
себя со стороны, проанализировать свои суждения и
поступки: почему он это сделал?),
развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения
при неудачах,
развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,
развивать эстетические чувства
развивать познавательные и профессиональные интересы,
развивать
способность
строить
жизненные
планы
и
вырабатывать
нравственные
идеалы,
формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ
своих умений, качеств, поступков),
развивать самосознание,
развивать творческие способности
7
Воспитательные задачи. Задачи воспитательные (для занятия правильнее говорить
о воспитательном эффекте) включают в себя формирование основных личностных качеств
(гражданственности, ответственности, толерантности и т.п.), общечеловеческих ценностей.
Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.
- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и
т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.
Примеры формулировки воспитательных задач:
Воспитывать:
- любовь к малой родине: родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу
-доброжелательное
отношение
к
окружающим:
соблюдение
правил
этикета,
доброжелательность, дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость
-умение заботиться: доброту, искренность, чуткость, общительность, стремление помочь,
отзывчивость
Формировать положительную самооценку:
-потребность
в
самоорганизации:
аккуратность,
бережливость,
трудолюбие,
сдержанность, основы самоконтроля, скромность, самостоятельность, умение доводить начатое
дело до конца, настойчивость, выдержку
-потребность в здоровом образе жизни: умение видеть прекрасное, гигиенические знания
и умения, оптимизм, доброжелательное отношение к труду, культура труда.
2.3. Тип занятия
Следующим шагом при планировании открытого занятия является определение его типа.
Тип занятия определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения.
Типы занятий теоретического обучения:
занятие изучения нового учебного материала.
занятие совершенствования знаний, умений и навыков.
занятие обобщения и систематизации знаний.
занятие контроля знаний, умений и навыков.
комбинированное.
Типы занятий практического обучения:
занятие по первоначальному формированию умений и навыков.
занятие совершенствования умений и навыков.
занятие по выполнению комплексных заданий (работ).
2.4. Вид занятия
Вид
занятия
определяется
формой
совместной
деятельности
педагога
и
учащегося,
которая доминирует на занятии:
лекция.
беседа.
самостоятельная работа.
практическая работа.
зачет.
деловая игра.
экскурсия.
8
смешанное (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
2.5. Формы организации занятия.
От выбранной формы проведения занятия зависит выбор форм организации учебного
процесса:
коллективная (фронтальная)
групповая (более 2-х человек)
парная
индивидуальная (ребенок работает самостоятельно)
2.6. Методы обучения
Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности
педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
Трактовок
понятия
«метод
обучения»,
а
также
их
перечней
и
классификаций
в
педагогике
существует
много.
Выделяем
наиболее
традиционные
для
дополнительного
образования:
Словесный (объяснение, лекция, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация)
Наглядный
(картины,
рисунки,
плакаты,
фотографии,
таблицы,
схемы,
чертежи,
графики, демонстрационные опыты и т.п.)
Аудиовизуальный (видео- и аудиоматериалы)
Работа под руководством педагога
Дозированная помощь педагога
Инструктивно-продуктивный метод (работа над изделием по инструкциям, схемам)
Самостоятельная работа
Метод практико-ориентированной деятельности (упражнение, тренинг, тренировка,
репетиция, письменные работы)
Метод
проблемного
обучения
(проблемное
изложение
материала,
постановка
проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на поставленную проблему)
Проектные
методы
(разработка
проектов
и
программ,
моделирование
ситуаций,
создание творческих работ и произведений декоративно-прикладного искусства, планирование
конкретных дел, разработка сценариев спектаклей и праздников)
2.7. Материально-техническое обеспечение занятия.
Материально-техническое обеспечение занятия – это источники получения знаний и
формирования умений.
Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса и
возможностями учреждения образования:
Простые:
- учебники, книги
- раздаточные материалы (схемы, карточки с заданиями, упражнениями или описаниями
и т.п.)
- визуальные (модели, макеты, муляжи, рисунки, карты, коллекции и т.п.)
Сложные:
- механические (диаскоп, микроскоп и т.п.)
- аудиальные (проигрыватель, магнитофон)
9
- аудиовизуальные (телевизор, видеомагнитофон, DVDпроигрыватель и т.п.)
- средства автоматизации (компьютеры, телекоммуникационные сети и
информационные системы)
- материалы, приспособления и инструменты, необходимые в процессе практической
работы.
2.8. Структура занятия
Структура занятия зависит от типа занятия. В современной педагогике выделяют более
10 возможных этапов занятия:
организационный этап,
проверочный этап,
подготовительный этап,
этап актуализации имеющихся знаний,
этап работы по новому материалу,
этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,
этап повторения изученного материала,
этап обобщения пройденного материала,
этап закрепления новых знаний, умений и навыков,
физкультминутка или этап релаксации,
контрольный этап,
итоговый этап,
этап рефлексии
Указывается количество минут, отводимого на этапы занятия.
Последовательность этапов можно оформить в виде таблицы:
№
п/п
Содержание занятия
Продолжительность
(мин)
1
2
3
.Содержательная часть плана занятия
Содержательная
часть
включает
тексты
всех
заданий,
новый
учебный
материал,
рекомендации по выполнению задания, таблицу с указанием видов деятельности педагога и
обучаемых на каждом этапе занятия.
Таблица 1
Этапы
Задачи
Деятельность
педагога
Деятельность
учащихся
Предполагаемый
результат
1
2
3
4
5
Таблица 2
Планируемая деятельность педагога
Предполагаемые действия
учащихся
1
2
10
4.Литература.
План должен обязательно содержать перечень использованной для конструирования
занятия литературы. В план можно также включать перечень литературы для учащихся. Всю
литературу принято располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по первым
буквам названия.
11