Напоминание

"Подготовка и написание методической разработки открытого занятия"


Автор: Бакунина Нина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО "ЦДОД "Заречье"
Населённый пункт: город Казань, РТ
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Подготовка и написание методической разработки открытого занятия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Заречье»

Кировского района города Казани

Методические рекомендации

«Подготовка и написание методической разработки открытого занятия»

Бакунина Нина Николаевна,

методист

Казань 2017

1

Аннотация

Данные

рекомендации

раскрывают

этапы

подготовки

и

написания

методической

разработки

открытого

занятия,

определяют

предъявляемые

к

ней

требования,

содержат

дополнительные сведения о видах и типах занятий, формах организации учебной деятельности,

дидактической структуре занятия и т.п., которые могут быть полезны педагогам. Даются также

методические рекомендации педагогам по подготовке занятия.

Содержание

2

Введение

4

1. Подготовка к занятию

5

2. Формальная часть плана занятия

6

2.1. Цель занятия

6

2.2. Задачи занятия

7

2.3. Тип занятия

8

2.4. Вид занятия

9

2.5. Формы организации занятия.

9

2.6. Методы обучения

9

2.7. Материально-техническое обеспечение занятия.

10

2.8. Структура занятия

10

3. Содержательная часть плана занятия

11

4.Литература.

11

Введение

Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в учреждении

дополнительного

образования

детей.

Оно

является

иллюстрацией

того,

как

на

практике

осуществляется реализация образовательной программы педагога.

Занятие является частью

квалификационных

или

конкурсных

испытаний,

а

также

формой

выявления

передового

педагогического опыта и обмена им.

При

методической

разработке

занятия

педагог

должен

показать

как

свои

профессиональные, так и личностные качества:

3

знание преподаваемого предмета;

умение использовать традиционные и новейшие способы передачи знаний и навыков

в соответствии с поставленными целями;

коммуникативные способности, ораторское искусство, актерское мастерство;

способность к импровизации;

умение слушать воспитанников, чутко реагировать на их вопросы, вести диалог;

способность управлять своими эмоциями.

Сделать занятие ярким и интересным можно только при его тщательной подготовке и

планировании.

1. Подготовка к занятию

I.

Первое с чего надо начинать подготовку к занятию:

четко определить и сформулировать для себя его тему;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия темы;

обозначить

для

себя

ту

часть

материала,

которая

будет

использована

в

дальнейшем.

4

II.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую

установку занятия, обозначить в связи с этим обучающую, развивающую и воспитательную

задачи занятия.

III.

Спланировать учебный материал занятия. Для этого надо:

1.

Подобрать

литературу

по

теме.

Если

речь

идет

о

новом

материале,

следует

постараться, чтобы в список вошли учебник, энциклопедическое издание, монография, научно-

популярное издание. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению

поставленных задач наиболее простым способом.

2.

Подобрать задания, целью которых является:

узнавание нового материала;

воспроизведение нового материала;

применение знаний в знакомых ситуациях;

применение знаний в незнакомых ситуациях;

творческий подход к знаниям.

3.

Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

задания, подводящие учащегося к воспроизведению учебного материала;

задания, способствующие осмыслению учебного материала;

задания, способствующие закреплению учебного материала

IV.

Продумать «изюминку» занятия. Каждое занятие должно содержать что-то, что

вызовет, удивление, изумление, восторг – то, что учащиеся будут помнить, когда все забудут.

Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный

подход к уже известному и прочее.

V.

Сгруппировать отобранный учебный материала. Для этого продумать, в какой

последовательности

будет

организована

работа

с

отобранным

материалом,

как

будет

осуществляться смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала –

умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность

учащихся, а не пассивное восприятие нового.

VI.

Спланировать контроль учебной деятельности, для чего продумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля.

Следует помнить о том, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть

типичные ошибки и затруднения.

VII.

Подготовить

оборудование

для

занятия.

Составить

список

учебно-наглядных

пособий, приборов, технических средств обучения, проверить, все ли работает.

Подготовленное занятие отражается в плане-конспекте, содержащих 2 основные части:

формальную и содержательную.

Формальная

часть

отражает:

те м у

п р о г р а м м ы (по

тематическому

плану

общеразвивающей

программы); тему

занятия (по

календарно-тематическому

(поурочному)

плану рабочей программы); тип занятия; вид занятия; цель занятия;

задачи

занятия;

материально-техническое

обеспечение

занятия;

последовательность

этапов занятия; литературу.

Содержательная

часть

включает

тексты

всех

заданий,

новый

учебный

материал,

рекомендации по выполнению задания, таблицу с указанием видов деятельности педагога и

учащихся на каждом этапе занятия.

5

2. Формальная часть плана занятия

1.

Тема программы (по тематическому плану общеразвивающей программы)

2.

Те ма

з а н я т и я (по

календарно-тематическому

(поурочному)

плану

рабочей

программы)

3.

Цель занятия.

4.

Задачи занятия.

5.

Тип занятия

6.

Вид занятия.

7.

Формы организации занятия.

8.

Методы обучения.

9.

Материально-техническое обеспечение занятия.

10. Последовательность этапов.

9. Список используемой литературы

2.1. Цель занятия

Целеполагание достаточно сложный вопрос. Умение формулировать цели приходит с

опытом, чем чаще мы ставим перед собой какие-либо цели, тем проще мы сможем их описать.

Цель – это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ,

модель будущего продукта деятельности.

В педагогике можно говорить об общей цели (цель-ориентир) и конкретизированной цели

(цель-результат).

Общая цель является долгосрочной, чаще всего она описывает процесс – воспитывать,

формировать и т.д. (например - в образовательной программе).

Конкретизированная цель рассчитана на короткий промежуток времени, представляет

собой конкретные и измеряемые индикаторы достижения общей цели.

Когда мы говорим о занятии, правильнее иметь в виду конкретизированные цели.

Цель для каждого занятия подразумевает:

создание условий для формирования знаний, умений и навыков;

развития способностей;

воспитания качеств личности и т.д.

2.2. Задачи занятия

Умение определить задачи – залог успешности педагога при конструировании открытого

занятия.

Задачи подразделяются на:

Обучающие задачи. Задачи обучающие предполагают четкое определение объема и

уровня знаний, достижение которых планируется на занятии.

К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных

для данного вида деятельности:

- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных

понятий, законов, теорий, терминов и т.д.

или

6

- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений,

(операций, технологий, способов изготовления)

или

-

сформировать

(продолжить

формирование,

закрепить)

следующие

специальные

умения...

Примеры формулировки обучающих задач:

познакомить,

научить,

учить,

изучить,

повторить,

закрепить,

дать

основы,

научить

сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно

оперировать понятиями

Развивающие

задачи.

Задачи

развивающие

предполагают

формулирование

конкретных требований к умениям и навыкам воспитанников, которые легко проверить и

определить успешность их достижения. Т.е. всё, что связано с применением знаний может быть

отнесено к задачам развития.

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление

или

- создать условия для развития...

или

-

способствовать

(содействовать)

развитию

эмоций,

чувств

ребенка

(радости,

сопереживания), развитию мимики ребенка

или

-

способствовать

развитию

волевых

качеств

(настойчивость,

целеустремленность,

решительность),

или

- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).

Примеры формулировки развивающих задач:

развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления,

воображения), познавательный интерес,

развивать эмоциональную сферу,

развивать

творческие

способности

формировать

рефлексивные

умения

(умение

разумно и объективно посмотреть на

себя со стороны, проанализировать свои суждения и

поступки: почему он это сделал?),

развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения

при неудачах,

развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,

развивать эстетические чувства

развивать познавательные и профессиональные интересы,

развивать

способность

строить

жизненные

планы

и

вырабатывать

нравственные

идеалы,

формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ

своих умений, качеств, поступков),

развивать самосознание,

развивать творческие способности

7

Воспитательные задачи. Задачи воспитательные (для занятия правильнее говорить

о воспитательном эффекте) включают в себя формирование основных личностных качеств

(гражданственности, ответственности, толерантности и т.п.), общечеловеческих ценностей.

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.

- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и

т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.

Примеры формулировки воспитательных задач:

Воспитывать:

- любовь к малой родине: родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу

-доброжелательное

отношение

к

окружающим:

соблюдение

правил

этикета,

доброжелательность, дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость

-умение заботиться: доброту, искренность, чуткость, общительность, стремление помочь,

отзывчивость

Формировать положительную самооценку:

-потребность

в

самоорганизации:

аккуратность,

бережливость,

трудолюбие,

сдержанность, основы самоконтроля, скромность, самостоятельность, умение доводить начатое

дело до конца, настойчивость, выдержку

-потребность в здоровом образе жизни: умение видеть прекрасное, гигиенические знания

и умения, оптимизм, доброжелательное отношение к труду, культура труда.

2.3. Тип занятия

Следующим шагом при планировании открытого занятия является определение его типа.

Тип занятия определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения.

Типы занятий теоретического обучения:

занятие изучения нового учебного материала.

занятие совершенствования знаний, умений и навыков.

занятие обобщения и систематизации знаний.

занятие контроля знаний, умений и навыков.

комбинированное.

Типы занятий практического обучения:

занятие по первоначальному формированию умений и навыков.

занятие совершенствования умений и навыков.

занятие по выполнению комплексных заданий (работ).

2.4. Вид занятия

Вид

занятия

определяется

формой

совместной

деятельности

педагога

и

учащегося,

которая доминирует на занятии:

лекция.

беседа.

самостоятельная работа.

практическая работа.

зачет.

деловая игра.

экскурсия.

8

смешанное (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

2.5. Формы организации занятия.

От выбранной формы проведения занятия зависит выбор форм организации учебного

процесса:

коллективная (фронтальная)

групповая (более 2-х человек)

парная

индивидуальная (ребенок работает самостоятельно)

2.6. Методы обучения

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности

педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Трактовок

понятия

«метод

обучения»,

а

также

их

перечней

и

классификаций

в

педагогике

существует

много.

Выделяем

наиболее

традиционные

для

дополнительного

образования:

Словесный (объяснение, лекция, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация)

Наглядный

(картины,

рисунки,

плакаты,

фотографии,

таблицы,

схемы,

чертежи,

графики, демонстрационные опыты и т.п.)

Аудиовизуальный (видео- и аудиоматериалы)

Работа под руководством педагога

Дозированная помощь педагога

Инструктивно-продуктивный метод (работа над изделием по инструкциям, схемам)

Самостоятельная работа

Метод практико-ориентированной деятельности (упражнение, тренинг, тренировка,

репетиция, письменные работы)

Метод

проблемного

обучения

(проблемное

изложение

материала,

постановка

проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на поставленную проблему)

Проектные

методы

(разработка

проектов

и

программ,

моделирование

ситуаций,

создание творческих работ и произведений декоративно-прикладного искусства, планирование

конкретных дел, разработка сценариев спектаклей и праздников)

2.7. Материально-техническое обеспечение занятия.

Материально-техническое обеспечение занятия – это источники получения знаний и

формирования умений.

Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса и

возможностями учреждения образования:

Простые:

- учебники, книги

- раздаточные материалы (схемы, карточки с заданиями, упражнениями или описаниями

и т.п.)

- визуальные (модели, макеты, муляжи, рисунки, карты, коллекции и т.п.)

Сложные:

- механические (диаскоп, микроскоп и т.п.)

- аудиальные (проигрыватель, магнитофон)

9

- аудиовизуальные (телевизор, видеомагнитофон, DVDпроигрыватель и т.п.)

- средства автоматизации (компьютеры, телекоммуникационные сети и

информационные системы)

- материалы, приспособления и инструменты, необходимые в процессе практической

работы.

2.8. Структура занятия

Структура занятия зависит от типа занятия. В современной педагогике выделяют более

10 возможных этапов занятия:

организационный этап,

проверочный этап,

подготовительный этап,

этап актуализации имеющихся знаний,

этап работы по новому материалу,

этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,

этап повторения изученного материала,

этап обобщения пройденного материала,

этап закрепления новых знаний, умений и навыков,

физкультминутка или этап релаксации,

контрольный этап,

итоговый этап,

этап рефлексии

Указывается количество минут, отводимого на этапы занятия.

Последовательность этапов можно оформить в виде таблицы:

п/п

Содержание занятия

Продолжительность

(мин)

1

2

3

.Содержательная часть плана занятия

Содержательная

часть

включает

тексты

всех

заданий,

новый

учебный

материал,

рекомендации по выполнению задания, таблицу с указанием видов деятельности педагога и

обучаемых на каждом этапе занятия.

Таблица 1

Этапы

Задачи

Деятельность

педагога

Деятельность

учащихся

Предполагаемый

результат

1

2

3

4

5

Таблица 2

Планируемая деятельность педагога

Предполагаемые действия

учащихся

1

2

10

4.Литература.

План должен обязательно содержать перечень использованной для конструирования

занятия литературы. В план можно также включать перечень литературы для учащихся. Всю

литературу принято располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по первым

буквам названия.

11



В раздел образования