Автор: Мелёхина Маргарита Георгиевна
Должность: воспитатель дошкольного отделения
Учебное заведение: ОГКОУ"Школа-интернат № 92" г. Ульяновска
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы со слабослышащими детьми"
Раздел: дошкольное образование
ОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат II вида (дошкольное отделение)
СООБЩЕНИЕ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«Особенности работы с глухими детьми»
Подготовила воспитатель:
Мелёхина М.Г.
г. Ульяновск 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I.
Утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(выдержки из приказа).
II.
Сравнительный анализ программ: «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста»,
«Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» и особенности работы с глухими детьми
объяснительная записка;
сравнительный анализ отдельно взятой темы по ОЗН;
по ИЗО;
по ТРУДУ;
по ИГРЕ;
методические рекомендации к разделу «Ознакомление с окружающим».
III. Литература.
I
Утверждение
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»,
который
опубликован
25
ноября
2013г.
В
«РГ
–
Федеральный выпуск №6241»
Приказываю:
от
20
июля
2011г.
№2151
«Об
утверждении
федеральных
требований
к
условиям
реализации
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования»
(зарегистрирован
Министерством
юстиции
Российской Федерации 14ноября 2011г., регистрационный № 22303).
Общие положения:
реализация Программы в формах специфических для детей возрастной группы, прежде всего в форме игры,
познавательной
и
исследовательской
деятельности,
в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребёнка.
В стандарте учитываются:
1.
индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,
определяющие
особые
условия
получения
им
образования
(далее
–
особые
образовательные
потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2.
возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Основные принципы дошкольного образования:
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах
деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития).
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1.
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2.
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства
независимо
от
места
жительства,
пола,
нации.
Языка,
социального
статуса,
психофизиологических
и
других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3.
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;
4.
создания
благоприятных
условий
развития
детей
в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными
особенностями;
5.
обеспечения
вариативности
и
разнообразия
содержания
Программ
и
организационных
форм
дошкольного
образования,
возможности
формирования
Программ
различной
направленности
с
учётом
образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму:
структурные подразделения в одной Организации ( далее – Группы) могут реализовывать разные Программы.
II
Сравнительный анализ программ: «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного
возраста», «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» III года обучения.
Целевой раздел программы, как для слабослышащих детей так и для глухих, включает в себя
пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка раскрывает цели
и задачи реализации программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и
реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и
дошкольного возраста.
Объяснительная записка к Программе для с/с детей
Объяснительная записка к Программе для гл. детей
Настоящая
программа
предназначена
для
работы
со
слабослышащими
детьми
преддошкольного
и
дошкольного
возраста (1,5 – 2 – 7 лет) в специальных детских садах и яслях-
садах,
детских
домах,
группах,
при
массовых
дошкольных
учреждениях.
Программа предназначена для работы с глухими детьми
преддошкольного и дошкольного возраста от 1,5 – 2 до 7 лет,
воспитывающихся в специальных д/садах и яслях-садах, детских
домах. Группах дошкольных учреждений общего типа.
Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит
необходимый
материал
для
организации
воспитательно-
образовательного процесса с каждой возрастной группой детей
(1,5-2-3года, 3-4года,4-5лет,5-6лет,6-7лет) по всем направлениям
педагогической
работы,
обеспечивающим
разностороннее
развитие ребёнка-дошкольника и подготовку его к дальнейшему
школьному обучению.
Также
Программа построена с учётом общих закономерностей
развития
детей
дошкольного
возраста
и
направлена
на
обеспечение разностороннего развития слабослышащих детей:
1.
В
программе
представлена
организация
и
содержание
коррекционно-воспитательной
работы
с
учётом
уровня
психического
развития
с/с
ребёнка,
структуры
дефекта,
индивидуальных особенностей.
2.
Здесь
также
нашли
отражение
основные
виды
детской
деятельности
и
развивающие
факторы,
заложенные
в
каждом из них.
3.
В
п р о г р а м м е
р а с к р ы т а
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
формирования речи как средства общения и познания
Программа строится на основе общих закономерностей
развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в
развитии психических процессов. Содержание программы глухих
дошкольников
направлено
на
реализацию
следующих
принципов воспитания и обучения:
1.
Обеспечивать
общее
разностороннее
развитие
глухих
дошкольников
на
основе
изучения
их
возрастных
психофизических возможностей и приобщения их ко всему,
что доступно для овладения слышащим сверстникам.
2.
Организовать
специальную
коррекционно-воспитательную
работу
с
учётом
структуры
дефекта
и
индивидуальных
особенностей детей.
3.
Осуществлять деятельный подход к воспитанию глухих детей,
т.е.
проводить
все
виды
воспитательной
р абот ы
окружающего
мира,
использование
разных
форм
словесной речи (устной, письменной, при необходимости
дактильной) в зависимости от этапа обучения.
4.
В ажным
усло вием
о рганизации
ко р р е к ц и о н н о -
воспитательной работы в дошкольном учреждении для с/с
является
применение
звукоусиливающей
аппаратуры
коллективного
и
индивидуального
пользования
на
всех
занятиях и в режимные моменты, широкое использование
и развитие остаточного слуха.
5.
В
программе
отражены
преемственные
связи
между
дошкольным учреждением и школой.
(образовательную и коррекционную) в русле основных видов
детской деятельности.
4.
Широко использовать и развивать остаточный слух у глухих
детей
и
применять
звукоусиливающую
аппаратуру
коллективного
и
индивидуального
пользования
на
всех
занятиях и в режимные моменты.
5.
Использовать
речевые
средства
в
естественных
и
специально созданных ситуациях общения с детьми.
6.
Осуществлять
преемственные
связи
между
специальным
д о ш к о л ь н ы м
у ч р е ж д е н и е м
д л я
гл у х и х
д е т е й
и
соответствующим типом школы.
Программа рассчитана на выполнение во всём объёме при
полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении (не
менее
4лет),
наличии
необходимой
материальной
базы
и
соответствующей квалификации педагогов.
Также
Программа направлена на решение следующих задач:
1.
Психолого-педагогическое
изучение
ребёнка
с
целью
уточнения состояния слуха и интеллекта.
2.
Обогащение общего развития.
3.
Коррекция аномального развития.
4.
Подготовка к школе.
Тоже - самое
Решение конкретных задач воспитательно-образовательной
работы
возможно
лишь
при
условии
комплексного
подхода
к
воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и
воспитателей
каждой
группы,
а
также
участия
родителей
в
воспитании детей , в реализации единых требований к работе с
ними.
Ответственность
за
выполнение
программы
полностью
возлагается на работников дошкольного учреждения.
Тоже - самое
Программа состоит из 9 разделов, которые в совокупности
позволяют
обеспечить
педагогическую
работу
по
разным
направлениям (физическое и умственное развитие; нравственное
и эстетическое воспитание; обучение словесной речи; развитие
остаточного
слуха).
В
самой
последовательности
изложения
разделов программы отражается связь организационных видов
деятельности
в
системе
дошкольного
воспитания
аномальных
детей.
Тоже – самое. Некоторые глухие дети поступают в дошкольное
учреждение со II г.о. Поэтому содержание работы, программные
требования I г.о. в какой – то мере повторяются на III г.о.
На
первом
месте
в
программе
представлены
разделы,
направленные
на
обеспечение
необходимой
основы
для
обучения детей, т.е. на физическое развитие, охрану здоровья и
организацию
быта
в
специальном
дошкольном
учреждении.
Затем
излагаются
содержание
работы
и
требования
к
ней
по
основным видам деятельности ребёнка.
В тесной связи с деятельностью осуществляется речевое и
интеллектуальное развитие детей. В связи с этим за разделами
программы,
содержащими
материалы
по
развитию
игровой,
продуктивной
и
элементарной
трудовой
деятельности,
помещены
разделы
«Развитие
речи»
и
«Формирование
элементарных
математических
представлений».
В
качестве
самостоятельного
раздела
программы
выделено
важнейшее
коррекционное
направление
работы
–
«Развитие
слухового
восприятия и обучение произношению». Последним в программе
представлен
раздел
«Музыкальное
воспитание»,
который
по
своей
коррекционной
нагрузке,
задачами
эстетического
воспитания, обогащения развития детей ни в коем мере не может
считаться второстепенным или малозначимым.
Одинаково.
Продолжительность учебного года – с 1 сентября по 15 июня. 6
недель в году (2 – в начале сентября, 2 – в начале января и 2 – в
начале
июня)
отводится
на
проверку
уровня
знаний
по
всем
разделам программы (кроме муз. воспитания).
Материал программы рассчитан на шестидневную рабочую
неделю.
Продолжительность учебного года та же. 4 недели в
году (2 недели в начале сентября и 2- в конце июня) отводится на
проверку уровня знаний по всем разделам программы (кроме
В эти сроки в утреннее время фронтальных занятий нет, педагог
проводит только индивидуальные занятия. В вечернее время на
фронтальных занятиях воспитатель проверяет умения детей по
видам деятельности (игра, труд, изобр. деят-ть, физ. воспитание,
ознакомление
с
окружающим
миром).
Материал
по
проверке
подбирается
из
программы
соответствующего
квартала
или
полугодия. Проверка в начале января проводится по усмотрению
руководства д/сада. В эти часы сурдопедагог и воспитатель могут
организовать
рассказывание
и
чтение
детских
книг,
игры,
просмотр диафильмов и телепередач, экскурсии.
муз. воспитания).
Остальное тоже – самое.
В приложениях к программе предлагаются режим дня I, II-III, IY-Y
годов
обучения;
учебный
план I,
II-
III,
IY-Y годов обучения. К
разделам
«Развитие
слухового
восприятия
и
обучение
п р о и з н о ш е н и ю » , «Изобразительная
деятельность
и
конструирование»,
«Развитие
речи»
даны
методические
рекомендации.
Помимо
основного
содержания
в
Программе
в
качестве
приложения
даны
необходимые
для
организации
работы
материалы – режим и учебный план для каждого года обучения.
К
разделам
программы
«Развитие
речи», «Ознакомление
с
окружающим»,
«Развитие
слухового
восприятия
и
обучение
произношению», «Игра» даны методические рекомендации.
Учебный
материал
программы
сгруппирован
в
разных
разделах по темам, которые являются как бы сквозными на
весь
период
дошкольного
обучения
и
отрабатываются
в
процессе
разнообразных
видов
деятельности
с
помощью
единых речевых средств. Тематика по ОЗН распределена по
месяцам. Отсутствуют темы по ОЗН II г.о. (второе полугодие),IY и
Y г.о. При наличии таких детей в дошкольном учреждении темы
берутся из программы с\с детей и по развитию речи.
Усвоение
программных
требований
и
сведений
об
окружающем
мире
осуществляется
тремя
способами:
действием,
изображением,
речью
(устной,
письменной,
дактильной) в различном их соотношении в зависимости от
этапа обучения и условий коммуникации.
В приложении дан примерный словарь
Так же
Сравнивая одну и ту же тему «Животные» по ОЗН по программе III года обучения, можно сказать, что задачи в
программе для слабослышащих детей и в программе для глухих детей совпадают, а вот словарь различен. В словаре по
программе слабослышащих детей названия животных, с которыми дети знакомятся, тот же, но тут много глаголов и
прилагательных.
Задачи в программе для с/с детей
Задачи в программе для глухих детей
Усвоение новых сведений о животных: животные и их детёныши,
где кто живёт (в норе, в дупле, в берлоге и т.д.), чем питается,
строение тела животных, какую пользу приносят человеку (курица
несёт
яйцо,
корова
даёт
молоко
и
т.п.).
Узнавать
наиболее
распространённых диких и домашних животных.
Такие же
Словарь
Словарь
Тот же словарь и ещё: покажи зайку (лису …), вот (это) зайка (лиса
…). Где зайка (корова …)? – Вот … Лиса (зайка, кошка) бежит (спит,
ест …) Зайки (лисы …) нет.
В общем словаре: клевать, грызть,
лакать,
лаять,
мычать,
кормить,
есть,
питаться
(чем),
пищать,
бояться, испугался, заботиться; лев; мясо, молоко; польза, дикие,
домашние,
полезный,
вредный,
хищный,
пугливый,
длинный,
короткий (хвост, уши), опасно, осторожно, жалко.
Корова, конь, волк, лиса, медведь, заяц, белка. В общем словаре:
кошка, лошадь, петух, утка, курица, гусь, собака, коза, свинья, овца,
котёнок, телёнок, жеребёнок, цыплёнок, утёнок, поросёнок, щенок,
козлёнок,
животные,
детёныш,
кролик,
ёжик,
слон,
тигр,
жираф,
мышь (мышка), обезьяна, олень, верблюд, крокодил, звери, лапы,
мех, шкура, шерсть, рога, усы, хвост, колючки, морда, хобот, клетка,
дупло, конура, берлога, нора, корм, сено, кость, зерно, стадо.
Сравнительный анализ тем и задач по ИЗО по программе III года обучения показал, что в основном они совпадают, но
в программе слабослышащих детей темы занятий предложены разнообразнее. Речевой материал тот же.
В программе для с/с детей
В программе для глухих детей
Конструирование: учить
ставить
кирпичики
углами
друг
к
другу,
замыкая пространство.
Конструирование: использовать строительный материал разной
формы и величины с учётом его устойчивости для создания простых
построек.
Лепка: учить оттягивать глину при лепке мелких частей; защипывать
края концами пальцев, делать углубления в глине.
Лепка: раскатывать ком глины между ладонями, превращая его в
шар или жгут, расплющивать между ладонями.
С I квартала во всех видах деятельности изображение предметов с
натуры, по образцу и сразу же по представлению.
По представлению со II квартала.
Сравнительный анализ задач, методов и приёмов по трудовому воспитанию III года обучения показал, что они
совпадают, а так же совпадает и словарь.
В программе для с/с детей
В программе для глухих детей
В высказываниях детей и воспитателя должны включаться слова,
обозначающие
названия
материалов,
инструментов,
действий,
используются
предложения
побудительные,
вопросительные,
содержащие сообщение; в конструкции предложений включается и
отрицание.
Воспитатель
на
занятиях
по
труду
пользуется
развёрнутой,
грамматически правильной речью, поощряет общения друг с другом.
Речь обслуживает данный вид деятельности, но занятия по труду не
должны подменяться занятиями по развитию речи.
Для глухих детей важно поощрение, подбадривание в ходе работы,
воспитание самоконтроля, самооценки.
Анализируя задачи, темы, словарь по игре III года обучения, надо сказать, что различий нет никаких.
Хотелось бы проанализировать методические рекомендации к разделу «Ознакомление с окружающим»,
которые содержатся в программе для глухих детей и не освещены в программе для слабослышащих детей.
Раздел программы «Ознакомление с окружающим» выделен как самостоятельный.
В ранее действующей
программе обучения детей дошкольного возраста с недостатками слуха эта работа проводилась в русле занятий по
развитию речи. Такое соединение двух направлений работы – ознакомление детей с окружающей действительностью и
формирования на этой основе словесной речи – является правомерным, поскольку специалисты всегда стремились к
тому, чтобы речь не слышащих детей имела достаточно богатую предметную основу. Однако надо отметить, что
совмещение этих двух направлений работы на практике нередко приводило к тому, что процесс формирования у детей
представлений об окружающем становился подчинённым задачам усвоения языкового материала. Отбор фактов и
явлений объективной действительности в основном осуществлялся в логике языка. Ограничение объёма сведений о
природе, о жизни и деятельности людей было связано с речевыми возможностями детей. Бедность, а подчас и
искажённость представлений детей с недостатками слуха об окружающем мире, о той среде, где ребёнок живёт, не
могут быть объяснены ограниченными возможностями этих детей в познании хотя бы ближайшего окружения.
Важно подчеркнуть, что и при
нарушенном слухе на основе чувственного познания ребёнок способен увидеть,
проанализировать, осознать, запомнить значительную часть из того, с чем он постоянно действует, что видит, трогает,
фиксирует в своей память, что может обозначить словом, выделить по словесному сигналу.
На определённом этапе, в доречевой период дети накапливают запас представлений об окружающем в виде
чувственных образов. Чем богаче предметная деятельность ребёнка, чем больше он видит, наблюдая за действиями
взрослых,
чем
активнее
ребёнок
в
познании
окружающего,
тем
полнее
мотивация
речевого
общения.
Активное
познание мира вещей должно опережать на первых порах усвоение языка слов и стимулировать речевое развитие. А в
дальнейшем
язык,
который
будет
усвоен
даже
в
небольшом
объёме,
ускорит
процесс
осознания
окружающей
действительности, перестроит и обогатит способ восприятия. Поэтому помимо собственно речевых занятий программой
специального детского сада предусматриваются особые занятия по ознакомлению с окружающим.
Программа по ознакомлению с окружающим предусматривает постепенное усложнение содержания работы данного
раздела.
На II
и III годах обучения материал в равной мере включает в себя сведения о предметах и явлениях
ближайшего окружения, о живой и неживой природе, о людях и их занятиях. Весь материал сгруппирован тематически.
Темы
повторяются
и
усложняются
по
мере
чередования
событий
в
жизни
детей,
увеличения
объёма
сезонных
наблюдений.
Подразделение
на
особые
направления
работы
– природоведческое
(ознакомление
с
неживой
природой);
обществоведческое
(жизнь
людей
в
обществе),
отчасти
математическое
(количественные,
временные,
пространственные отношения) – является с IY года обучения, хотя все сведения и на данном этапе включены в темы,
которые постепенно укрупняются.
Материал распределён по месяцам. В программе указано, в каком месяце ведётся ознакомительная или обобщающая
работа
по
названной
теме.
Вместе
с
тем
предполагается,
что
процесс
ознакомления
с
окружающим
является
непрерывным, и педагог каждый раз, на новом уровне, возвращается к тем темам, которые уже включались ранее в
содержание
занятий.
Занятия
по
ознакомлению
с
окружающим
необходимо
проводить
живо,
при
большом
разнообразии действий с предметами, с использованием выразительной наглядности.
На II
и III годах обучения
воспитатель организует их по подгруппам в утренние часы, на IY и Y годах обучения – с целой группой в послеобеденное
время.
III. Литература:
1.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября
2013г.
№
1155
г.Москва
«Об
утверждении
федерального
государственного
стандарта
дошкольного
образования» опубликовано: 25 ноября 2013г. В «РГ – Федеральный выпуск № 6241
2.
Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салакова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В.
Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение»
1991
3.
Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В..
Трофимова
Г.В.
Программа
«Воспитание
и
обучение
глухих
детей
дошкольного
возраста»
Москва
«Просвещение» 1991