Напоминание

"Особенности работы со слабослышащими детьми"


Автор: Мелёхина Маргарита Георгиевна
Должность: воспитатель дошкольного отделения
Учебное заведение: ОГКОУ"Школа-интернат № 92" г. Ульяновска
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы со слабослышащими детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат II вида (дошкольное отделение)

СООБЩЕНИЕ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«Особенности работы с глухими детьми»

Подготовила воспитатель:

Мелёхина М.Г.

г. Ульяновск 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I.

Утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

(выдержки из приказа).

II.

Сравнительный анализ программ: «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста»,

«Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» и особенности работы с глухими детьми

объяснительная записка;

сравнительный анализ отдельно взятой темы по ОЗН;

по ИЗО;

по ТРУДУ;

по ИГРЕ;

методические рекомендации к разделу «Ознакомление с окружающим».

III. Литература.

I

Утверждение

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования»,

который

опубликован

25

ноября

2013г.

В

«РГ

Федеральный выпуск №6241»

Приказываю:

от

20

июля

2011г.

№2151

«Об

утверждении

федеральных

требований

к

условиям

реализации

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования»

(зарегистрирован

Министерством

юстиции

Российской Федерации 14ноября 2011г., регистрационный № 22303).

Общие положения:

реализация Программы в формах специфических для детей возрастной группы, прежде всего в форме игры,

познавательной

и

исследовательской

деятельности,

в

форме

творческой

активности,

обеспечивающей

художественно-эстетическое развитие ребёнка.

В стандарте учитываются:

1.

индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,

определяющие

особые

условия

получения

им

образования

(далее

особые

образовательные

потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2.

возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах

деятельности;

8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту

и особенностям развития).

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1.

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2.

обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства

независимо

от

места

жительства,

пола,

нации.

Языка,

социального

статуса,

психофизиологических

и

других

особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3.

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;

4.

создания

благоприятных

условий

развития

детей

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями;

5.

обеспечения

вариативности

и

разнообразия

содержания

Программ

и

организационных

форм

дошкольного

образования,

возможности

формирования

Программ

различной

направленности

с

учётом

образовательных

потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму:

структурные подразделения в одной Организации ( далее – Группы) могут реализовывать разные Программы.

II

Сравнительный анализ программ: «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного

возраста», «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» III года обучения.

Целевой раздел программы, как для слабослышащих детей так и для глухих, включает в себя

пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка раскрывает цели

и задачи реализации программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и

реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и

дошкольного возраста.

Объяснительная записка к Программе для с/с детей

Объяснительная записка к Программе для гл. детей

Настоящая

программа

предназначена

для

работы

со

слабослышащими

детьми

преддошкольного

и

дошкольного

возраста (1,5 – 2 – 7 лет) в специальных детских садах и яслях-

садах,

детских

домах,

группах,

при

массовых

дошкольных

учреждениях.

Программа предназначена для работы с глухими детьми

преддошкольного и дошкольного возраста от 1,5 – 2 до 7 лет,

воспитывающихся в специальных д/садах и яслях-садах, детских

домах. Группах дошкольных учреждений общего типа.

Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит

необходимый

материал

для

организации

воспитательно-

образовательного процесса с каждой возрастной группой детей

(1,5-2-3года, 3-4года,4-5лет,5-6лет,6-7лет) по всем направлениям

педагогической

работы,

обеспечивающим

разностороннее

развитие ребёнка-дошкольника и подготовку его к дальнейшему

школьному обучению.

Также

Программа построена с учётом общих закономерностей

развития

детей

дошкольного

возраста

и

направлена

на

обеспечение разностороннего развития слабослышащих детей:

1.

В

программе

представлена

организация

и

содержание

коррекционно-воспитательной

работы

с

учётом

уровня

психического

развития

с/с

ребёнка,

структуры

дефекта,

индивидуальных особенностей.

2.

Здесь

также

нашли

отражение

основные

виды

детской

деятельности

и

развивающие

факторы,

заложенные

в

каждом из них.

3.

В

п р о г р а м м е

р а с к р ы т а

п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь

формирования речи как средства общения и познания

Программа строится на основе общих закономерностей

развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в

развитии психических процессов. Содержание программы глухих

дошкольников

направлено

на

реализацию

следующих

принципов воспитания и обучения:

1.

Обеспечивать

общее

разностороннее

развитие

глухих

дошкольников

на

основе

изучения

их

возрастных

психофизических возможностей и приобщения их ко всему,

что доступно для овладения слышащим сверстникам.

2.

Организовать

специальную

коррекционно-воспитательную

работу

с

учётом

структуры

дефекта

и

индивидуальных

особенностей детей.

3.

Осуществлять деятельный подход к воспитанию глухих детей,

т.е.

проводить

все

виды

воспитательной

р абот ы

окружающего

мира,

использование

разных

форм

словесной речи (устной, письменной, при необходимости

дактильной) в зависимости от этапа обучения.

4.

В ажным

усло вием

о рганизации

ко р р е к ц и о н н о -

воспитательной работы в дошкольном учреждении для с/с

является

применение

звукоусиливающей

аппаратуры

коллективного

и

индивидуального

пользования

на

всех

занятиях и в режимные моменты, широкое использование

и развитие остаточного слуха.

5.

В

программе

отражены

преемственные

связи

между

дошкольным учреждением и школой.

(образовательную и коррекционную) в русле основных видов

детской деятельности.

4.

Широко использовать и развивать остаточный слух у глухих

детей

и

применять

звукоусиливающую

аппаратуру

коллективного

и

индивидуального

пользования

на

всех

занятиях и в режимные моменты.

5.

Использовать

речевые

средства

в

естественных

и

специально созданных ситуациях общения с детьми.

6.

Осуществлять

преемственные

связи

между

специальным

д о ш к о л ь н ы м

у ч р е ж д е н и е м

д л я

гл у х и х

д е т е й

и

соответствующим типом школы.

Программа рассчитана на выполнение во всём объёме при

полном сроке пребывания детей в дошкольном учреждении (не

менее

4лет),

наличии

необходимой

материальной

базы

и

соответствующей квалификации педагогов.

Также

Программа направлена на решение следующих задач:

1.

Психолого-педагогическое

изучение

ребёнка

с

целью

уточнения состояния слуха и интеллекта.

2.

Обогащение общего развития.

3.

Коррекция аномального развития.

4.

Подготовка к школе.

Тоже - самое

Решение конкретных задач воспитательно-образовательной

работы

возможно

лишь

при

условии

комплексного

подхода

к

воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и

воспитателей

каждой

группы,

а

также

участия

родителей

в

воспитании детей , в реализации единых требований к работе с

ними.

Ответственность

за

выполнение

программы

полностью

возлагается на работников дошкольного учреждения.

Тоже - самое

Программа состоит из 9 разделов, которые в совокупности

позволяют

обеспечить

педагогическую

работу

по

разным

направлениям (физическое и умственное развитие; нравственное

и эстетическое воспитание; обучение словесной речи; развитие

остаточного

слуха).

В

самой

последовательности

изложения

разделов программы отражается связь организационных видов

деятельности

в

системе

дошкольного

воспитания

аномальных

детей.

Тоже – самое. Некоторые глухие дети поступают в дошкольное

учреждение со II г.о. Поэтому содержание работы, программные

требования I г.о. в какой – то мере повторяются на III г.о.

На

первом

месте

в

программе

представлены

разделы,

направленные

на

обеспечение

необходимой

основы

для

обучения детей, т.е. на физическое развитие, охрану здоровья и

организацию

быта

в

специальном

дошкольном

учреждении.

Затем

излагаются

содержание

работы

и

требования

к

ней

по

основным видам деятельности ребёнка.

В тесной связи с деятельностью осуществляется речевое и

интеллектуальное развитие детей. В связи с этим за разделами

программы,

содержащими

материалы

по

развитию

игровой,

продуктивной

и

элементарной

трудовой

деятельности,

помещены

разделы

«Развитие

речи»

и

«Формирование

элементарных

математических

представлений».

В

качестве

самостоятельного

раздела

программы

выделено

важнейшее

коррекционное

направление

работы

«Развитие

слухового

восприятия и обучение произношению». Последним в программе

представлен

раздел

«Музыкальное

воспитание»,

который

по

своей

коррекционной

нагрузке,

задачами

эстетического

воспитания, обогащения развития детей ни в коем мере не может

считаться второстепенным или малозначимым.

Одинаково.

Продолжительность учебного года – с 1 сентября по 15 июня. 6

недель в году (2 – в начале сентября, 2 – в начале января и 2 – в

начале

июня)

отводится

на

проверку

уровня

знаний

по

всем

разделам программы (кроме муз. воспитания).

Материал программы рассчитан на шестидневную рабочую

неделю.

Продолжительность учебного года та же. 4 недели в

году (2 недели в начале сентября и 2- в конце июня) отводится на

проверку уровня знаний по всем разделам программы (кроме

В эти сроки в утреннее время фронтальных занятий нет, педагог

проводит только индивидуальные занятия. В вечернее время на

фронтальных занятиях воспитатель проверяет умения детей по

видам деятельности (игра, труд, изобр. деят-ть, физ. воспитание,

ознакомление

с

окружающим

миром).

Материал

по

проверке

подбирается

из

программы

соответствующего

квартала

или

полугодия. Проверка в начале января проводится по усмотрению

руководства д/сада. В эти часы сурдопедагог и воспитатель могут

организовать

рассказывание

и

чтение

детских

книг,

игры,

просмотр диафильмов и телепередач, экскурсии.

муз. воспитания).

Остальное тоже – самое.

В приложениях к программе предлагаются режим дня I, II-III, IY-Y

годов

обучения;

учебный

план I,

II-

III,

IY-Y годов обучения. К

разделам

«Развитие

слухового

восприятия

и

обучение

п р о и з н о ш е н и ю » , «Изобразительная

деятельность

и

конструирование»,

«Развитие

речи»

даны

методические

рекомендации.

Помимо

основного

содержания

в

Программе

в

качестве

приложения

даны

необходимые

для

организации

работы

материалы – режим и учебный план для каждого года обучения.

К

разделам

программы

«Развитие

речи», «Ознакомление

с

окружающим»,

«Развитие

слухового

восприятия

и

обучение

произношению», «Игра» даны методические рекомендации.

Учебный

материал

программы

сгруппирован

в

разных

разделах по темам, которые являются как бы сквозными на

весь

период

дошкольного

обучения

и

отрабатываются

в

процессе

разнообразных

видов

деятельности

с

помощью

единых речевых средств. Тематика по ОЗН распределена по

месяцам. Отсутствуют темы по ОЗН II г.о. (второе полугодие),IY и

Y г.о. При наличии таких детей в дошкольном учреждении темы

берутся из программы с\с детей и по развитию речи.

Усвоение

программных

требований

и

сведений

об

окружающем

мире

осуществляется

тремя

способами:

действием,

изображением,

речью

(устной,

письменной,

дактильной) в различном их соотношении в зависимости от

этапа обучения и условий коммуникации.

В приложении дан примерный словарь

Так же

Сравнивая одну и ту же тему «Животные» по ОЗН по программе III года обучения, можно сказать, что задачи в

программе для слабослышащих детей и в программе для глухих детей совпадают, а вот словарь различен. В словаре по

программе слабослышащих детей названия животных, с которыми дети знакомятся, тот же, но тут много глаголов и

прилагательных.

Задачи в программе для с/с детей

Задачи в программе для глухих детей

Усвоение новых сведений о животных: животные и их детёныши,

где кто живёт (в норе, в дупле, в берлоге и т.д.), чем питается,

строение тела животных, какую пользу приносят человеку (курица

несёт

яйцо,

корова

даёт

молоко

и

т.п.).

Узнавать

наиболее

распространённых диких и домашних животных.

Такие же

Словарь

Словарь

Тот же словарь и ещё: покажи зайку (лису …), вот (это) зайка (лиса

…). Где зайка (корова …)? – Вот … Лиса (зайка, кошка) бежит (спит,

ест …) Зайки (лисы …) нет.

В общем словаре: клевать, грызть,

лакать,

лаять,

мычать,

кормить,

есть,

питаться

(чем),

пищать,

бояться, испугался, заботиться; лев; мясо, молоко; польза, дикие,

домашние,

полезный,

вредный,

хищный,

пугливый,

длинный,

короткий (хвост, уши), опасно, осторожно, жалко.

Корова, конь, волк, лиса, медведь, заяц, белка. В общем словаре:

кошка, лошадь, петух, утка, курица, гусь, собака, коза, свинья, овца,

котёнок, телёнок, жеребёнок, цыплёнок, утёнок, поросёнок, щенок,

козлёнок,

животные,

детёныш,

кролик,

ёжик,

слон,

тигр,

жираф,

мышь (мышка), обезьяна, олень, верблюд, крокодил, звери, лапы,

мех, шкура, шерсть, рога, усы, хвост, колючки, морда, хобот, клетка,

дупло, конура, берлога, нора, корм, сено, кость, зерно, стадо.

Сравнительный анализ тем и задач по ИЗО по программе III года обучения показал, что в основном они совпадают, но

в программе слабослышащих детей темы занятий предложены разнообразнее. Речевой материал тот же.

В программе для с/с детей

В программе для глухих детей

Конструирование: учить

ставить

кирпичики

углами

друг

к

другу,

замыкая пространство.

Конструирование: использовать строительный материал разной

формы и величины с учётом его устойчивости для создания простых

построек.

Лепка: учить оттягивать глину при лепке мелких частей; защипывать

края концами пальцев, делать углубления в глине.

Лепка: раскатывать ком глины между ладонями, превращая его в

шар или жгут, расплющивать между ладонями.

С I квартала во всех видах деятельности изображение предметов с

натуры, по образцу и сразу же по представлению.

По представлению со II квартала.

Сравнительный анализ задач, методов и приёмов по трудовому воспитанию III года обучения показал, что они

совпадают, а так же совпадает и словарь.

В программе для с/с детей

В программе для глухих детей

В высказываниях детей и воспитателя должны включаться слова,

обозначающие

названия

материалов,

инструментов,

действий,

используются

предложения

побудительные,

вопросительные,

содержащие сообщение; в конструкции предложений включается и

отрицание.

Воспитатель

на

занятиях

по

труду

пользуется

развёрнутой,

грамматически правильной речью, поощряет общения друг с другом.

Речь обслуживает данный вид деятельности, но занятия по труду не

должны подменяться занятиями по развитию речи.

Для глухих детей важно поощрение, подбадривание в ходе работы,

воспитание самоконтроля, самооценки.

Анализируя задачи, темы, словарь по игре III года обучения, надо сказать, что различий нет никаких.

Хотелось бы проанализировать методические рекомендации к разделу «Ознакомление с окружающим»,

которые содержатся в программе для глухих детей и не освещены в программе для слабослышащих детей.

Раздел программы «Ознакомление с окружающим» выделен как самостоятельный.

В ранее действующей

программе обучения детей дошкольного возраста с недостатками слуха эта работа проводилась в русле занятий по

развитию речи. Такое соединение двух направлений работы – ознакомление детей с окружающей действительностью и

формирования на этой основе словесной речи – является правомерным, поскольку специалисты всегда стремились к

тому, чтобы речь не слышащих детей имела достаточно богатую предметную основу. Однако надо отметить, что

совмещение этих двух направлений работы на практике нередко приводило к тому, что процесс формирования у детей

представлений об окружающем становился подчинённым задачам усвоения языкового материала. Отбор фактов и

явлений объективной действительности в основном осуществлялся в логике языка. Ограничение объёма сведений о

природе, о жизни и деятельности людей было связано с речевыми возможностями детей. Бедность, а подчас и

искажённость представлений детей с недостатками слуха об окружающем мире, о той среде, где ребёнок живёт, не

могут быть объяснены ограниченными возможностями этих детей в познании хотя бы ближайшего окружения.

Важно подчеркнуть, что и при

нарушенном слухе на основе чувственного познания ребёнок способен увидеть,

проанализировать, осознать, запомнить значительную часть из того, с чем он постоянно действует, что видит, трогает,

фиксирует в своей память, что может обозначить словом, выделить по словесному сигналу.

На определённом этапе, в доречевой период дети накапливают запас представлений об окружающем в виде

чувственных образов. Чем богаче предметная деятельность ребёнка, чем больше он видит, наблюдая за действиями

взрослых,

чем

активнее

ребёнок

в

познании

окружающего,

тем

полнее

мотивация

речевого

общения.

Активное

познание мира вещей должно опережать на первых порах усвоение языка слов и стимулировать речевое развитие. А в

дальнейшем

язык,

который

будет

усвоен

даже

в

небольшом

объёме,

ускорит

процесс

осознания

окружающей

действительности, перестроит и обогатит способ восприятия. Поэтому помимо собственно речевых занятий программой

специального детского сада предусматриваются особые занятия по ознакомлению с окружающим.

Программа по ознакомлению с окружающим предусматривает постепенное усложнение содержания работы данного

раздела.

На II

и III годах обучения материал в равной мере включает в себя сведения о предметах и явлениях

ближайшего окружения, о живой и неживой природе, о людях и их занятиях. Весь материал сгруппирован тематически.

Темы

повторяются

и

усложняются

по

мере

чередования

событий

в

жизни

детей,

увеличения

объёма

сезонных

наблюдений.

Подразделение

на

особые

направления

работы

природоведческое

(ознакомление

с

неживой

природой);

обществоведческое

(жизнь

людей

в

обществе),

отчасти

математическое

(количественные,

временные,

пространственные отношения) – является с IY года обучения, хотя все сведения и на данном этапе включены в темы,

которые постепенно укрупняются.

Материал распределён по месяцам. В программе указано, в каком месяце ведётся ознакомительная или обобщающая

работа

по

названной

теме.

Вместе

с

тем

предполагается,

что

процесс

ознакомления

с

окружающим

является

непрерывным, и педагог каждый раз, на новом уровне, возвращается к тем темам, которые уже включались ранее в

содержание

занятий.

Занятия

по

ознакомлению

с

окружающим

необходимо

проводить

живо,

при

большом

разнообразии действий с предметами, с использованием выразительной наглядности.

На II

и III годах обучения

воспитатель организует их по подгруппам в утренние часы, на IY и Y годах обучения – с целой группой в послеобеденное

время.

III. Литература:

1.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября

2013г.

1155

г.Москва

«Об

утверждении

федерального

государственного

стандарта

дошкольного

образования» опубликовано: 25 ноября 2013г. В «РГ – Федеральный выпуск № 6241

2.

Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салакова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В.

Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение»

1991

3.

Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В..

Трофимова

Г.В.

Программа

«Воспитание

и

обучение

глухих

детей

дошкольного

возраста»

Москва

«Просвещение» 1991



В раздел образования