Напоминание

Использование арт-терапии для преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей в условиях дошкольного учреждения.


Автор: Красильникова Анастасия Вячеславовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование арт-терапии для преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей в условиях дошкольного учреждения.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование

арт-терапии

для

преодоления

фонетико-

фонематического недоразвития речи у детей в условиях дошкольного

учреждения.

Современное

дошкольное

образование

предполагает

формирование

самостоятельной

гармоничной

личности.

Достигается

это

благодаря

слаженной работе нескольких специалистов дошкольного образования. И

использованию

многогранных

педагогических

технологий,

позволяющих

решать

несколько

задач

одновременно.

Одной

из

таких

обширных

технологий

является

арт-терапия.

Понятие

«арт-терапии»

(терапии

искусством)

возникло

в

контексте

идей

З.

Фрейда

и

К.

Юнга

и

рассматривалось

в

психотерапевтической

практике

как

один

из

методов

терапевтического

воздействия,

который

посредством

художественного

творчества помогал психически больным выразить в картинках свои скрытые

переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие

приобрело концептуальную базу, включая гармонические модели развития

личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

Арт-терапия

зарекомендовала

себя

как

доступная,

эффективная

технология и в настоящее время применяется повсеместно для коррекции

самых различных нарушений, в том числе речевых.

Арт-терапия

включает

в

себя

обширный

спектр

методов

работы

с

воспитанником, начиная с обычного рисования и музыкотерапии, заканчивая

сказкотерапией

и

различными

техниками

декоративно-прикладного

искусства.

Это

широко

применяемая

психологами

и

педагогами

педагогическая

технология,

получила

незаслуженно

мало

внимания

в

логопедической

работе.

В

то

время

как

имеет

необычайно

большой

потенциал

как

инструмент

коррекции

речевых

нарушений

в

целом

и

фонетико-фонематического недоразвития (далее ФФН), в частности.

Рассмотрим подробнее что такое арт-терапия и какие возможности она

предоставляет логопеду в его работе.

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:

-

изотерапию

(воздействие

средствами

изобразительного

искусства:

рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.);

- библиотерапию (воздействие чтением);

- имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию);

- музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки);

- вокалотерапию (воздействие пением);

-

кинезитерапию

(воздействие

движениями

танцетерапию,

хореотерапию, коррекционную ритмику).

При использовании арт-терапии в коррекционно-логопедической работе

у

воспитанника

в

процессе

работы

появляется

возможность

собрать

собственный

набор

материалов

(рисунков,

аппликаций,

глиняных/пластилиновых

фигурок,

сказок,

песен и

т.д.)

к

которому

при

повторении всегда можно будет обратится. Так же вынесение с занятия

некого

материального

результата

своего

труда

будет

для

ребенка

дополнительной мотивацией. А возможность обсудить свою работу в группе,

на групповом логопедическом занятии или вне ДОУ с родными и друзьями

будет способствовать укреплению веры ребенка в собственные силы, его

социализации, что важно, как для детей с ОВЗ в целом, так и для детей с

речевыми нарушениями – в частности.

Использование

арт-терапии

в

работе

учителя-логопеда

позволяет

разнообразить

занятия

и

сохранить

высокий

интерес ребенка

с

ФФН

к

взаимодействию. А также, помогает параллельно выполнять такие задачи

как: развитие мелкой моторики, развитие ориентировки на листе бумаги,

активизация

словаря

за

счёт

ввода

новых

понятий,

терминов

и

пространственной ориентировки и

другие в

зависимости от

конкретного

задания.

Арт-терапия как технология, применяемая в работе логопеда, позволяет

реализовать

установленные

ФГОС

ДО

принципы

работы

такие

как:

реализация

взаимодействия

в

форме

творческой

активности,

признание

ребенка полноценным

участником

образовательных отношений,

активное

содействие

и

сотрудничество

ребенка

и

взрослого.

И

способствовать

достижению таких целевых ориентиров как: позитивное отношение ребенка

к миру, другим людям и самому себе, активное взаимодействие ребенка со

сверстниками и взрослыми, развитие способности договариваться, учитывать

интересы и чувства других людей, развитие воображения, развитие мелкой

моторики

и

контроля

движений,

развитие

устной

речи,

способность

выражать свои мысли и чувства.

Для

определения

эффективности

и

необходимости

включения

арт-

терапии

в

коррекционно-логопедическую

работу

нами

было

проведено

исследование с сентября по ноябрь 2017 года.

Целью исследования стало

изучение

возможности, необходимости и

условий

использования

арт-терапии

для

преодоления

фонетико-

фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

в условиях дошкольного учреждения.

Объект

исследования:

речевая

деятельность

детей

старшего

дошкольного возраста с ФФН.

Предмет

исследования:

динамика

состояния

речи

детей

в

процессе

коррекции ФФН с использованием арт-терапии.

Гипотеза

исследования:

включение

арт-терапии

в

коррекционно-

логопедическую

работу

с детьми

старшего дошкольного

возраста может

повысить эффективность логопедического воздействия.

Обозначенные цель, предмет и гипотеза исследования определили для

решения следующие задачи:

-

изучить

и

проанализировать

научно-методическую

литературу

по

проблеме исследования;

- провести диагностику речевого развития детей старшего дошкольного

возраста;

- определить условия использования выбранной технологии;

-

провести

коррекционно-логопедическую

работу

и

определить

ее

эффективность.

Эксперимент

проводился

с

двумя

группами

детей

старшего

дошкольного возраста. Экспериментальная группа А в составе 5 человек и

контрольная группа Б в составе 5 человек. В работу с группой А активно

вводились

приемы

арт-терапии,

работа

с

группой

Б

была

построена на

традиционных техниках.

Работа в обеих группах осуществлялась в соответствии с речевыми

нарушениями

с

помощью

«Программы

логопедической

работы

по

преодолению

фонетико-фонематического

недоразвития

у

детей»

Т.Б.Филичева,

Г.В.Чиркина,

Т.В.Туманова,

С.А.Миронова,

А.В.Лагутина,

Москва, 2008 г.

В начале эксперимента было проведено комплексное исследование речи

в обеих группах и выделены критерии для сравнения: словарь и связная речь;

звукопроизношение;

фонематический

синтез

и

анализ.

Результаты

первичного исследования представлены в таблице №1, приложение №1.

Во

время

проведения

эксперимента

было

проведено

по

25

индивидуальных занятий с каждым воспитанником.

Работа

с

применением

арт-терапии

включала

в

себя

три

этапа:

подготовительный, коррекционный, этап автоматизации.

На подготовительном этапе были задействованы приемы логоритмики,

распевки, голосовые упражнения в том числе звуковые ряды, театральные

миниатюры со звукоподражаниями.

Работа на втором этапе включала 3 основных бока.

1. Арт-терапия в работе по коррекции звукопроизношения

В

работе

по

коррекции

звукопроизношения

арт-терапию

можно

использовать на этапах автоматизации и дифференциации звуков.

На этапе автоматизации звуков ребенку предлагались задания

-

театральная

миниатюра

(где

текст,

воспроизводимый

ребенком,

предполагал многократное повторение заданного звука);

- звуковые дорожки (ребенок произносит заданный звук в то время пока

рисует дорожку от звука картинке с изображением предмета в названии

которого этот звук есть);

-

раскрашивание

(ребенку

предлагался

лист

с

8-12

контурными

рисунками, на котором ему необходимо найти и раскрасить те в названии

которых есть заданный звук)

При работе по дифференциации звуков используются различные задание

на классификацию. Разделение элементов, в названии которых встречаются

звуки

из

дифференцируемой

пары,

выделение

голосом

(использование

различных просодических элементов)

2. Арт-терапия в работе по развитию словаря и связной речи

-

В

работе

по

развитию

словаря

эффективным

приемом

является

создание сюжетной аппликации на каждую лексическую тему, например,

«лесная поляна» по теме «дикие животные». Где ребенку предлагается на

одном

фоне

(здесь

следует

использовать

заранее

подготовленный

фон

размером не менее А3) сделать аппликации диких животных;

- Заучивание и исполнение тематических песенок, стихов, считалочек;

-

Лепка

любимого

героя

сказки/мультика/фильма,

его

подробное

описание;

- Примером использования арт-терапии в работе по развитию связной

речи являются сюжетные рисунки, в которых можно предложить ребенку

создать изображение по строго заданному сюжету; рисунок с заданными

предметами/героями, а после самому сочинить историю, сказку, опираясь как

на созданный рисунок.

3. Арт-терапия в работе по развитию фонематического анализа/синтеза

- Выкладывание предложений с помощью карточек;

- Выделение цветом изображений с глухим/звонким, мягким/твердым

звуком.

- Подбор героев для пары звуков (как выглядит тот, кто говорит [Ш]?

давай его нарисуем)

На заключительном этапе:

- Комплекс логоритмических упражнений, упражнений для развития

речевого дыхания;

-

Театральные

миниатюры

(изображение

эмоций,

изображение

животных, разыгрывание простых детских сказок)

- Кукольный театр (ребенок управлял двумя куклами, выделяя речь

каждой голосом, различной скоростью, высотой, громкостью)

В

конце

ноября

2017

года

было

проведено

констатирующее

исследование. Его результаты представлены в таблице №2, приложение №1.

Сравнительная

диаграмма

первичного

и

констатирующего

исследований

представлена в диаграмме №1, приложение №1.

В заключении рассматривая результаты нашего исследования можно

выявить

что

использование

арт-терапии

повышает

эффективность

коррекционно-логопедической работы.

В

группе

А

был

выше

уровень

мотивации,

наблюдалась

ярко

выраженная

заинтересованность

в

занятиях.

Отсутствовали

проявления

негативизма. Ребенок с радостью делился своими успехами с родителями,

старался

привлечь

их

к

выполнению

рекомендаций.

Снижалась

утомляемость, дошкольнику было проще удерживать внимание на задании.

Отмечался положительный эмоциональный отклик на большинство заданий,

снижалась тревожность.

По

результатам

проведенной

работы

мы

находим

включение

арт-

терапии

в

коррекционно-логопедическую

работу

целесообразным,

эффективным.

Вносящим

в

логопедическую

работу

необходимую

дошкольнику разнообразность. Положительную динамику отмечали так же

воспитатели групп, указывая на то что ребенок стал более открытым к

общению и выполнению новых заданий. Арт-терапия, по нашему мнению,

интересный опыт как для ребенка, так и для логопеда. Способствующий не

только исправленю речи, но и всестороннему личностному развитию.

Приложение №1

Таблица №1. Результаты первичного обследования в группах А и Б.

Группа А

Группа Б

А1

А2

А3

А4

А5

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Словарь и связная

речь

51

48

57

60

62

54

50

61

58

66

Звукопроизношение

70

75

74

71

76

68

75

78

82

71

Фонематический

анализ и синтез

56

58

46

54

53

56

51

47

52

50

Таблица №2. Результаты констатирующего обследования в группах А и Б.

Группа А

Группа Б

А1

А2

А3

А4

А5

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Словарь и связная

речь

81

76

85

84

89

74

79

81

70

72

Звукопроизношение

87

92

78

86

90

75

81

81

96

79

Фонематический

анализ и синтез

71

65

66

60

59

59

56

53

60

56

Диаграмма №1. Сравнительный анализ результатов групп А и Б.

В диаграмме указано среднее количество баллов на которое улучшились

результаты группы по категориям сравнения.

27,8

13,4

10,8

17,4

7,6

5,4

0

5

10

15

20

25

30

Словарь и связная речь

Звукопроизношение

Фонематический анализ и синтез

Группа А

Группа Б



В раздел образования