Напоминание

Прорывные технологии в современном образовании


Автор: Харисова Наталья Валерьевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 16"
Населённый пункт: п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края
Наименование материала: доклад
Тема: Прорывные технологии в современном образовании
Раздел: среднее образование





Назад




Харисова Н.В.,

учитель русского языка

(слайд № 1)

Прорывные технологии

в конструировании современного образовательного события

Можно ли мыслить урок как событие? Для этого нужно понять - школьники

ходят на урок как на праздник, как на тусовку, как на работу, как на клуб? По этим

признакам можно строить типологию урока.

Но такой урок невозможен при патерналистском отношении к школьнику, при

недопущении у него (и на уровне педагогического мышления, и на уровне

институциональной

организации

школьной

практики)

собственной

позиции,

собственного пространства интересов, независимого от интересов, приписанных

ему

педагогами

и

родителями.

Сама

по

себе

установка

на

заботу

может

быть

достаточно конструктивной, если предметом заботы становятся индивидуальные

образовательные траектории, жизненный выбор, конкурентоспособность (не набор

качеств, делающих человека востребованным товаром на рынке труда, а именно

желание и способность конкурировать). Иначе говоря, предметом педагогической

ответственности должен стать не контроль, а организация пространства свободы

школьника и школьного коллектива. Подобный поворот возможен, если школа от

идеологии,

защищающей

школьника

от

осознания

действительных

проблем

современного мира, перейдёт к идеологии, понимающей проблемы как вызовы,

мобилизующие человека и задающую энергетику деятельности. Сам по себе учитель

может стать вызовом — но учитель, с которым хочется спорить и который сам готов

спорить. Для этого, в первую очередь, школьный предмет должен быть понят не как

догма, а как проблема. Кроме того, это учитель, которому действительно есть что

сказать — человек, приходящий в школу из действительного взрослого мира, в

котором возможны и происходят события, а не человек, говорящий от имени суммы

прочитанных им текстов. Учитель, который мог бы противопоставить себя модным

виртуальным

мирам

массовых

зрелищ,

противопоставить

себя

миру

гламура,

позиционировать себя, прежде всего, как человека деятельного, вернув содержанию

образования практичность.

Многое

зависит

от

желания

и

характера

учителя

и

от

уровня

его

профессиональной подготовки. Чем больше он открыт для нового, тем меньше

боится перемен, тем смелее готов идти на риск и сделать первые уверенные шаги в

обновлении процесса обучения.

Ключевые действия педагога

1.

Создать для обучаемого условия для осмысления внутренней проблемы,

не пережив которую он не может по-настоящему включиться в процесс

обучения. Оказавшись в ней, обучающийся испытывает дефицит опыта,

субъективно

значимого

для

его

развития. Задача

педагога:

помочь

обучающемуся

понять

очевидность

несовершенства

того

способа

действий, которым он владел, следовательно, ощутить смысл, мотив,

потребность в развитии своего имеющегося опыта.

2.

Обеспечить

приобретение

обучающимся

нового

опыта,

творческого

продукта,

помочь

ему

перейти

через

барьер,

называемый

«зоной

ближайшего

развития». Задача педагога: «Включить» обучающегося в

такую ситуацию, в которой он мог бы переживать событие, совершать

умственные

действия

или

моделировать

нравственные

поступки,

приводящие его к новому опыту.

3.

Помочь обучающемуся понять, что он выработал свой личностный опыт.

Задача педагога: Создать условия для самоконтроля и самооценивания.

При

планировании

и

реализации

учебного

процесса

на

первый

план

выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и

развитие

его

субъектности.

А

это

уже

предполагает

отказ

от

традиционной

оргструктуры самого процесса. Взамен техник и технологий фронтально-групповой

работы

приходит

организация

коллективного

мышления

и

деятельности.

Такие

образовательные технологии направлены на выращивание способностей и освоения

универсальных способов мыследеятельности.

«Хороший учитель не только дает прочные знания – он еще и показывает их

границы. Пусть на Ваших уроках найдется место открытым проблемам: Вот

это, дети, мы изучили; а вот это, это, это и это осталось за пределами нашей

программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает никто…Природная

любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.» В. Гин.

Эффективной

формой

организации

урока

могут

стать прорывные

технологии.

Прорывные технологии в образовании – это приемы, техники, методы или

средства, обладающие либо невиданными ранее, либо известными, но значительно

улучшенными свойствами.

Прорывными педагогическими технологиями называются педагогические

технологии,

способствующие

интеллектуальному

прорыву,

резкому

скачку

в

развитии мышления человека. Например:

Технологии визуализации учебной информации (общие приемы, техники,

схемы, образцы мыслительной работы):

- логико-смыслового моделирования;

- системного моделирования - модуль;

- составление ментальных карт (интеллект-карты);

- составление деревьев понятий;

- технологии критического мышления. Кластеры, денотантные графы, схемы

«фишбоун» и пр.

Технология задавания вопросов:

- техника задавания вопросов «6 why» (6 почему);

- ромашка Блума;

- прогрессивная дискуссия;

- толстые и тонкие вопросы.

Технология анализа проблем:

- контент-анализ;

- метод фокус-групп;

- методика определения приоритетов;

- матрица Эйзенхауэра;

Технологии постановки целей:

- методика постановки smart – целей;

- колесо целей;

- ранжирование целей;

Технологии активизации слушания (на лекциях):

- проблемная лекция;

- лекция – визуализация;

- лекция вдвоем или бинарная;

- лекция с заранее запланированными ошибками;

- лекция – пресс-конференция;

- лекция- беседа, или «диалог с аудиторией»;

- лекция с разбором конкретных ситуаций;

- экспресс-лекция.

Интерактивные технологии:

- мозговой штурм;

- решение ситуационных задач;

- метафорическая игра;

- имитационные игры;

- информационный лабиринт;

-свободное письмо;

- креативное письмо;

- техника GROW;

- эффект Стравинского.

Стратегии письма:

- записные книжки;

- кейс-стади;

- дебрифинг;

-

метод

Дельфи

метод

быстрого

поиска

решений,

основанный

на

их

генерации в процесс мозговой атаки, проводимой группой специалистов, и отбора

лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Предлагаемые

технологии

это

ничто

иное,

как

ростки

принципиально

новой

системы

образования,

непрерывной,

необходимой,

быстрой,

системной

и

приятной. Они станут прорывными, если на основе данных моделей мы будем

создавать

множество

своих,

соблюдая

принципы

деятельностного,

системно-

деятельностного, мысле-деятельностного подхода.

Успех образовательного события во многом зависит от умелого применения

технологий.

(слайд № 2)

Методические приемы мотивации и целеполагания.

«Мотивация – главная движущая сила дидактического процесса. Мотивы

занимают первое место среди факторов, определяющих его производительность».

Яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в

том числе и слабоуспевающих. Как начать урок? Как вызвать интерес к уроку, к

конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который

можно сформировать с помощью определенных методических приемов:

Кумир;

Автор;

Линия времени;

Прием «ЗХУ (знаю-хочу узнать-узнал)»;

«Интрига».

(слайд № 3)

Приемы, техники и технологии изучения нового материала.

Задача педагога на этом этапе: создать условия для приобретения обучаемым

нового опыта, творческого продукта. Помочь ему перейти через барьер, называемый

«зоной ближайшего развития», «включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой

он мог бы переживать события, совершать умственные действия или моделировать

нравственные поступки, приводящие его к новому опыту. При изучении нового

материала широко используется логико-смысловое моделирование (ЛСМ) - метод

представления

понятия

в

виде

логико-смысловой

модели.

Создание

модели

привлекательно тем, что позволяет свернуть, скомпоновать объемную информацию.

ЛСМ состоит из двух компонентов: смыслового (ключевые слова) и логического

(порядок расположения смысловых единиц).

(слайд № 4)

Приемы, техники и технологии контроля усвоения учебного материала

Тренировочная контрольная работа. Учитель проводит контрольную как

обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.

Выборочный контроль. Учитель проверяет не все работы, а только часть их.

Повторяем с контролем.

Опрос – итог.

Релейная контрольная работа.

Блиц -

контрольная работа. Контроль проводится в высоком темпе для

выявления степени усвоения простых ученых навыков, которыми обязаны овладеть

ученики для дальнейшей успешной учебы.

Опрос по цепочке.

Программируемый опрос.

«Светофор».

Эссе.

(слайд № 5)

Приемы, техники и технологии рефлексии учебной деятельности.

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с

целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности.

Рефлексивная техника «ПОПС – формула»:

П

позиция; О – объяснение (обоснование); П

пример; С – следствие

(суждение).

Первое

предложение

начинается

со

слов

«

Я

считаю,

что….».

Второе

предложение

начинается

со

слов

«Потому

что…..».

Третье

предложение

(ориентированное

на

умение

доказать

правоту

своей

позиции

на

практике)

начинается со слов «Я могу это доказать на примере …..» Четвертое предложение

начинается со слов «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …..».

(слайд № 6)

Приемы и техники задавания домашнего задания.

Обсуждаем домашнее задание.

Три уровня Д/З. Первый уровень ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Второй

уровень

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ.

Третий

уровень

(зависит

от

темы

урока,

подготовленности класса). Это – ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Интегративные задания.

Творчество работает на будущее.

Необычная обычность.

Особое задание (олимпийский резерв).

Не бойтесь экспериментировать. Творчески используйте то, что Вы знаете о

своих учениках для испытания различных сторон каждой идеи. Потратьте немного

времени и, может быть, Вам придут в голову новые идеи.



В раздел образования