Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка"


Автор: Пучкова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ "Родник"
Населённый пункт: г. Химки
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кризисные явления в социально-экономической и политической сферах

российского

общества,

выявившиеся

в

последнее

десятилетие

20

века

в

разных

общественных

и

государственных

структурах,

в

том

числе

и

образовательных,

сказались

в

разрушении

духовно-нравственных

идеалов

воспитания.

Сведенными

к

минимуму

оказались

духовно-нравственные

обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.

Следствием этого процесса явилась ситуация, при которой цели воспитания

подрастающего поколения стали определяться совокупностью ценностных

установок,

присущих

массовому

сознанию,

во

многом

деструктивным

и

разрушительным с точки зрения развития личности, семьи и государства. В

содержательном плане прослеживается тенденция подмены традиционных

терминальных

нравственных

ценностей

ценностями

поп-культуры

и

ситуативной

этики.

Наблюдается

прогрессирующая

тенденция

криминализации

сознания

отдельных

групп

молодежи,

отражающая

уродливые формы их социализации. Это проявляется в возрастании форм

девиантного поведения (наркомания, алкоголизм, бродяжничество, половая

распущенность). В связи с этим задача воспитания нравственной культуры

молодежи имеет приоритетную значимость для обеспечения стабилизации

положения на всех уровнях общественной жизни страны.

Необходимость

определения

иерархии

целей

и

ценностей

системы

воспитания, становится приоритетным для педагога, так как осуществить

задачи духовно-нравственного воспитания молодежи может только духовно-

нравственно

здоровый

учитель.

Таким

образом,

духовно-нравственное

здоровье учителя должно стать основой его педагогической культуры, так как

к учителю предъявляются требования как к личности гуманной, свободной,

ориентированной

на

отношение

к

ребенку

как

субъекту

педагогического

процесса.

Духовно-нравственное состояние современного общества в

Российской Федерации

О

духовно-нравственном

кризисе

в

российском

обще стве

свидетельствуют, в частности, следующие показатели:

по уровню самоубийств Россия в последние годы занимает стабильно

второе место в мире;

Россия

в

настоящее

время

занимает

одно

из

первых

мест

по

потреблению наиболее тяжелых и смертоносных наркотиков;

в России самый высокий в мире процент социальных сирот;

с начала 1990-х гг. Россия на первом месте в мире по уровню абортов и

является

единственной

страной

мира,

где

до

недавнего

времени

на

100

рожденных младенцев приходилось 120 абортов;

последние 10 лет России неизменно принадлежит одно из первых мест

в мире по уровне разводов;

смертность от убийств в России - самая высокая в Европе;

смертность от алкогольных отравлений в России - самая высокая в

мире.

Ситуация с детьми особенно тяжелая:

критическое

снижение

уровня

общей

культуры

и

нравственности

подрастающего поколения;

фиксируется оторванность подрастающего поколения от традиций и

ценностей культуры своего народа и разрушение его национально-культурной

идентичности;

крайне высок процент сексуально распущенных несовершеннолетних;

45,5 % юношей-девятиклассников и 48,2 % девушек-девятиклассниц считают,

что

сексуальные

контакты

в

их

возрасте

вполне

допустимы;

аборты

у

несовершеннолетних

составляет

значительную

часть

от

общего

числа

производимых в России абортов - на девушек до 19 лет приходится около 10

% всех производимых в России абортов;

к а т а с т р о ф и ч е с к и

в ы с о к и й

у р о в е н ь

у п о т р е б л е н и я

несовершеннолетними

наркотиков;

средний

возраст

начала

употребления

наркотиков за последнее десятилетие снизился с 18 до 14 лет; Россия сегодня

занимает одно из первых мест по уровню потребления несовершеннолетними

наиболее тяжелых и смертоносных инъекционных наркотиков;

чрезвычайно

высокий

уровень

употребления

несовершеннолетними

алкогольных напитков, пива, табачной продукции; более 80% российских

подростков потребляют алкоголь, более 60% курят; за последнее десятилетие

средний возраст начала употребления алкоголя снизился с 16 до 13 лет;

табака с 15 - до 11 лет; на январь 2006 года были официально признаны

алкоголиками около 60 тыс. детей;

высокий уровень детской и подростковой преступности и насилия в

среде

несовершеннолетних;

фиксируется

устойчивый

рост

количества

насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

среди молодежи около 55 %, то есть большинство, как показывают

социологические опросы, готовы преступить через моральные нормы для

того, чтобы добиться личного успеха;

угрожающие

масштабы

приобрело

распространение

детской

порнографии, детской и подростковой проституции.

Серьезной

проблемой

для

российского

общества

стали

социально-

негативные

молодежные

течения

(сообщества

подростков,

формируемые

организованными

преступными

группировками

в

качестве

будущего

кадрового

резерва,

а

также

скинхеды,

готы,

эмо

и

другие

асоциальные

проявления).

Эти

молодежные

течения

дают

существенный

вклад

в

преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних,

они несут серьезный риск детских суицидов.

Особенную

тревогу

вызывает

быстрый

рост

числа

молодежных

и

других экстремистских организаций националистического и неофашистского

толка, как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических

меньшинств.

Формирование духовно-нравственного здоровья

педагога

Духовное здоровье - это сознательная готовность и умение человека

следовать тому духовно-нравственному идеалу, который заложен в человека

как

естественная

нравственность.

Духовное

здоровье

включает

в

себя

социальное

развитие

освоение

культуры,

развитие

познания

и

самопознания,

способности

к

возрастанию

гражданской,

национальной,

религиозной

и

профессиональной

ответственности.

На

этой

основе

произрастает

политическое,

религиозное,

идеологическое

и

культурное

самоопределение личности.

Здоровье детей во многом зависит от личного и профессионального

здоровья педагога. Дети органически не приемлют фальши, с ними нельзя

говорить

на

уровне

призывов.

И

отношение

учителя

к

собственному

здоровью

должно

соответствовать

требованиям,

которые

он

предъявляет

своим ученикам. Личность учителя, одухотворенная благородными мыслями

и чувствами, ориентированная на общечеловеческие ценности, в том числе на

ценности здорового образа жизни - единственное средство убеждения детей и

нейтрализации того негативного, что ребенок видит и слышит в окружающей

его жизни.

Под

духовно-нравственным

здоровьем

педагога

мы

подразумеваем

профессионально-этическую

воспитанность,

усвоение

нравственного

и

духовного опыта общества.

История,

национальная

культура,

религия,

философия

дают

свои

ответы

на

вопросы

о

смысле

жизни,

предназначении

и

образе

жизни

человека.

Складывается положительная "Я-концепция". Учитель ощущает себя

полноценной личностью. Его поведение отличает подлинная искренность, он

готов

не

только

к

функционально-ролевому,

но

и

личностному

взаимодействию. Он принимает чувства и мысли ребенка, сопереживает ему,

верит в его силы и возможности.

Сформулирована система принципов эффективного развития духовной

культуры учителя:

принцип ценностных ориентации, ориентирующий учителя на будущее,

на

устремленность

к

идеалу

и

требующий

осознанности

иерархии

ценностных

ориентации

(смысловой

определенности).

Он

позволяет

планировать и прогнозировать саморазвитие и педагогическую деятельность;

принцип картины мира, ориентирующий учителя на создание цельной

(непротиворечивой)

картины

мира,

предполагает

сформиро-ванность

естественно-научного

и

философского

мировоззрения,

нацеливает

на

осознание ценностно-смыслового потенциала учителя:

принцип цельности субъекта, ориентирующий учителя на осознание

своих

мыслей,

слов,

поступков,

требующий

самооценки,

контроля

и

коррекции

деятельности

по

самосовершенствованию

и

приведению

в

соответствие

друг

другу

внутренних

"Я"

учителя

(концептуального,

идеологического,

законодательного,

юридического,

э т ич е с кого,

исполнительного, информационного);

принцип творчества, позволяющий осмыслить избранную человеком

деятельность, как инструмент творческого выстраивания себя в соответствии

с

требованиями

идеала,

юридического

и

нравственного

закона.

Принцип

творчества

диктует

условия

для

саморазвертывания

во

вне

внутреннего

(духовного)

потенциала

учителя:

диалог

и

коллективный

поиск

истины;

опора

на

нравственные

основы;

поддержка

творческих

устремлений

и

нахождение

индивидуальных

форм

реализации;

создание

системы

стимулирования позитивных форм поведения студентов на занятиях и вне их,

развитие коллективных форм работы; педагогика любви (мирской и духовной

- В.С.Соловьев);

принцип

социокультурного

контекста

развития

предполагает

улучшение

профессиональной

готовности

учителя

с

учетом

требований

динамики

информатизации

современного

общества

через

диалектику

инновационного

и

традиционного.

Обновление

информации

приводит

к

динамичному существованию и ценностно-смыслового поля учителя. Сам

образ

современного

учителя

связан

с

социокультурными

тенденциями

мирового сообщества к устойчивому развитию;

принцип

конкретности

предполагает

хорошее

владение

учителем

этническими, национальными, государственными ценностями и ценностями

своего коллектива. Воспитание гражданина в педагогическом вузе не может

не иметь отражения этого в образе идеальной модели учителя и личностном

алгоритме

самосовершенствования.

Это

позволяет

видеть

непреходящую

ценность всех этапов развития духовной культуры учителя через ориентацию

на

принципы

самопознания,

самоопределения,

самосовершенствования

и

самопреображения;

принцип преемственности культуры побуждает учителя в своей работе

опираться на социальный опыт, на богатый пласт отечественной и мировой

культуры и развивать их;

принцип учета всесторонних связей означает выраженность культуры

мышления,

волеизъявления

и

эмоционально-чувственной

культуры

через

качества личности учителя и его способности к использованию как наук , так

и искусства, физической культуры и труда в духовном развитии;

принцип главного звена методологически ценен требованием всегда и

во

всем

выделять

"главное

звено",

"решающее

направление"

и

на

нем

сосредоточивать основные педагогические силы. В современных условиях

таким

звеном

в

системе

педагогического

образования

является

развитие

самосознания учителя, активизация личностного фактора;

принцип

развития

предусматривает

включенность

учителя

в

новые

социальные преобразования, переход от внешнего предметного действия к

предметному

и

операциональному

значениям,

к

образам,

понятиям,

концептам, от мысли к образу, от мысли к действию.Так происходит процесс

самосозидания образа педагога.

Выявлены тенденции целенаправленного развития духовной культуры

учителя: устремленность к самопознанию и обретению идеала; расширение

вариативности использования духовного потенциала личности (посредством

искусства, литературы, философии и т.п.); ориентация на культивирование

духовности

как

профессионального

качества

учителя;

расширение

информационной базы и свободы выбора знания; рост интереса к знаниям

духовного наследия этноса и государства, к диалогу культур;

Выделяют

следующие

интегративные

личностные

образования,

характеризующие духовную культуру учителя: концепция профессиональной

жизни,

профессиональная

картина

мира,

профессиональная

позиция,

индивидуальный стиль духовности.

Концепция

профессиональной

жизни

учителя

включает

в

себя,

во-

первых,

установки,

лежащие

в

основании

его

отношения

к

Природе,

человечеству, Отечеству, этническому сообществу, профессиональной группе,

учебному

коллективу,

самому

себе;

во-вторых,

набор

фундаментальных

ценностей как "ценностных образцов", например, положительные качества

учителя, или модели поведения учителя в определенной ситуации; в-третьих,

модификация

системы

универсальных

оппозиций

сознания,

которым

необходимо

противостоять,

или

культивировать

противоположные

по

значению

ценности;

в-четвертых,

бытующие

в

национальной

культуре

представления о высших ценностях, а также "аксиом сознания" (традиционно

передающиеся

человеку

как

черты

национального

характера),

которые

выполняют

одновременно

функции

средств

"монтажа"

картины

мира",

опорных

элементов

познавательно-оценочной

деятельно сти

и

фундаментальных основ социальных норм и правил поведения. Концепция

профессиональной

жизни

предстает

в

виде

ценностных

ориентации

и

определяет направленность личности учителя.

Профессиональная

картина

мира

учителя,

как

субъективный

образ

объективной

педагогической

реальности,

существующий

в

сознании

педагога, помимо концепции жизни включает такие важные компоненты, как:

во-первых,

представление

о

мироздании:

единстве

мира;

взаимодействии

Макро- и Микрокосмов, о современных тенденциях развития человечества,

общества;

во-вторых,

представление

о

системе

социальных

ценностей

российского общества; в третьих, представление о профессиональной миссии

учителя,

о

его

задачах

в

совершенствовании

духовной

жизни

людей;

в

четвертых, отношение к миру ( благоговение, удивление и таинство).

В

структуру

профессиональной

позиции

учителя,

которую

мы

определяем как интегративную характеристику его личности, выражающую

субъектную

систему

отношений,

теоретико-методологических

знаний,

ценностных ориентации и определяющую рефлексивно-личностный способ

педагогической деятельности, наряду с концепцией жизни входят система

установок, определяющих единую направленность личности на идеал ("Я"

концептуальное");

убеждения,

(включая

религиозные),

уважительное

отношение к убеждениям других людей, понимание роли убеждений в своем

профессиональном

становлении

("Я"

идеологическое);

нормы

и

правила

поведения

учителя,

бытующие

в

обществе,

поведенческие

стереотипы,

связанные

с

социальной

ролью

учителя

("Я"

юридическое");

этика

и

семиотика поведения учителя: этикет педагога, художественный вкус, язык

жестов

и

мимики,

мода

("Я"

этическое).

К

профессиональной

позиции

учителя относится и то, что связывает её со стилем духовности : во-первых,

гуманные установки, диктующие индивиду оценки социальных процессов и

его

собственных

поступков

("Я"

законодательное");

во-вторых,

набор

символов

и

соответствующих

им

значений,

знаний,

необходимый

для

описания процессов и для понимания смыслов и ценностных ориентации

педагогической деятельности ("Я" информационное"); в третьих, высокие

результаты

познания,

проявление

качеств

духовности

учителя

в

его

поведении ("Я" исполнительное"). В субъектном аспекте профессиональной

позиции

нам

видится

способ

самореализации,

самоутверждения

и

саморазвития

специалиста

(запечатление

профессионально

значимых

способов и нормативов профессиональной деятельности, построение на этой

основе собственной системы действий; выработка личностных критериев и

норм

профессиональной

деятельности;

выход

за

рамки

нормативной

деятельности;

независимость

мышления,

способность

авторского

проектирования

и

личностно

значимого

способа

осуществления

педагогического процесса).

Понятие индивидуальный стиль духовности - это характеристика того,

как индивид организует и осуществляет присущим и характерным для него

способом свою профессиональную жизнедеятельность, система устойчивых

черт

учителя,

формирующаяся

на

основе

духовных

потребностей,

способностей и проявляющаяся в процессе его творчества П. В. Симонов

выделяет два класса духовных потребностей: потребность "для других" и

"потребность

для

себя"

нашем

исследовании

-

альтруистическая

и

эгоистическая ориентации субъекта). Подход к духовной культуре учителя с

позиций потребностей продуктивен, по крайней мере, в трех аспектах: во-

первых, он позволяет раскрыть естественнонаучную основу духовности; во-

вторых,

показать

междисциплинарный

характер

проблемы

духовности;

в

третьих,

обосновать

взаимосвязь

духовности

с

высшими

потребностями

человека

-

потребностями

альтруизма

и

познания

(П. В. Симонов,

П. М. Ершов,

Ю. П. Вяземский).

Вектор

духовности

в

развитии

духовной

культуры учителя определяет движение ценностных ориентиров от ценности

другого человека к осознанию ценности учебного коллектива, ценностей

профе ссиональной

группы,

этно с а,

го сударства,

гл о б а л ь н ы х

(общечеловеческих)

и

планетарных

духовных

ценностей

-

осознанных

духовных

потребностей

педагога.

Особенности

стиля

будущего

учителя

проявляются в его учебно-познавательной творческой деятельности через

устремленность к саморазвитию.

Духовно-нравственное

здоровье

учителя

выступает

показателем

целостности личности. В настоящее время выделяют следующие показатели

духовно-нравственной здоровья учителя, проявляющие её:

1) уровень самосознания, способность к обретению идеала, ориентация

на

будущее,

в

создании

которого

непосредственно

участвует

будущий

учитель. Выстраивание ценностной иерархии в соответствии с концепцией

профессиональной жизни, способность к самоанализу и самооценке;

2)

интеллектуальная

способность

учителя

к

созданию

объективной

картины

мира

сформированность

естественно-научного

и

социально-

философского мировоззрения;

3) осознание учителем ценностного наполнения своего "Я" с позиции

альтруистических устремлений, сформированность духовных педагогических

потребностей с доминантой "на всех других" (А.Ухтомский);

4) сформированность общей культуры, осознание своей причастности к

миру

культуры

(народа,

Отечества,

профессиональной

группы,

учебного

коллектива), понимание многомирности субъектов;

5) проявление нравственной чистоты в реализации ответственности за

мир, готовность и способность к многостороннему со-творчеству ;

6) сформированность потребностей и умений творческой деятельности,

проявление на всех уровнях смысла совершенствования через сознательную

включенность в общественную жизнь;

7) познавательная активность как ведущий вид творческой активности,

готовность к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию.



В раздел образования