Автор: Пучкова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ "Родник"
Населённый пункт: г. Химки
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Кризисные явления в социально-экономической и политической сферах
российского
общества,
выявившиеся
в
последнее
десятилетие
20
века
в
разных
общественных
и
государственных
структурах,
в
том
числе
и
образовательных,
сказались
в
разрушении
духовно-нравственных
идеалов
воспитания.
Сведенными
к
минимуму
оказались
духовно-нравственные
обучающие и воспитательные функции действующей системы образования.
Следствием этого процесса явилась ситуация, при которой цели воспитания
подрастающего поколения стали определяться совокупностью ценностных
установок,
присущих
массовому
сознанию,
во
многом
деструктивным
и
разрушительным с точки зрения развития личности, семьи и государства. В
содержательном плане прослеживается тенденция подмены традиционных
терминальных
нравственных
ценностей
ценностями
поп-культуры
и
ситуативной
этики.
Наблюдается
прогрессирующая
тенденция
криминализации
сознания
отдельных
групп
молодежи,
отражающая
уродливые формы их социализации. Это проявляется в возрастании форм
девиантного поведения (наркомания, алкоголизм, бродяжничество, половая
распущенность). В связи с этим задача воспитания нравственной культуры
молодежи имеет приоритетную значимость для обеспечения стабилизации
положения на всех уровнях общественной жизни страны.
Необходимость
определения
иерархии
целей
и
ценностей
системы
воспитания, становится приоритетным для педагога, так как осуществить
задачи духовно-нравственного воспитания молодежи может только духовно-
нравственно
здоровый
учитель.
Таким
образом,
духовно-нравственное
здоровье учителя должно стать основой его педагогической культуры, так как
к учителю предъявляются требования как к личности гуманной, свободной,
ориентированной
на
отношение
к
ребенку
как
субъекту
педагогического
процесса.
Духовно-нравственное состояние современного общества в
Российской Федерации
О
духовно-нравственном
кризисе
в
российском
обще стве
свидетельствуют, в частности, следующие показатели:
по уровню самоубийств Россия в последние годы занимает стабильно
второе место в мире;
Россия
в
настоящее
время
занимает
одно
из
первых
мест
по
потреблению наиболее тяжелых и смертоносных наркотиков;
в России самый высокий в мире процент социальных сирот;
с начала 1990-х гг. Россия на первом месте в мире по уровню абортов и
является
единственной
страной
мира,
где
до
недавнего
времени
на
100
рожденных младенцев приходилось 120 абортов;
последние 10 лет России неизменно принадлежит одно из первых мест
в мире по уровне разводов;
смертность от убийств в России - самая высокая в Европе;
смертность от алкогольных отравлений в России - самая высокая в
мире.
Ситуация с детьми особенно тяжелая:
критическое
снижение
уровня
общей
культуры
и
нравственности
подрастающего поколения;
фиксируется оторванность подрастающего поколения от традиций и
ценностей культуры своего народа и разрушение его национально-культурной
идентичности;
крайне высок процент сексуально распущенных несовершеннолетних;
45,5 % юношей-девятиклассников и 48,2 % девушек-девятиклассниц считают,
что
сексуальные
контакты
в
их
возрасте
вполне
допустимы;
аборты
у
несовершеннолетних
составляет
значительную
часть
от
общего
числа
производимых в России абортов - на девушек до 19 лет приходится около 10
% всех производимых в России абортов;
к а т а с т р о ф и ч е с к и
в ы с о к и й
у р о в е н ь
у п о т р е б л е н и я
несовершеннолетними
наркотиков;
средний
возраст
начала
употребления
наркотиков за последнее десятилетие снизился с 18 до 14 лет; Россия сегодня
занимает одно из первых мест по уровню потребления несовершеннолетними
наиболее тяжелых и смертоносных инъекционных наркотиков;
чрезвычайно
высокий
уровень
употребления
несовершеннолетними
алкогольных напитков, пива, табачной продукции; более 80% российских
подростков потребляют алкоголь, более 60% курят; за последнее десятилетие
средний возраст начала употребления алкоголя снизился с 16 до 13 лет;
табака с 15 - до 11 лет; на январь 2006 года были официально признаны
алкоголиками около 60 тыс. детей;
высокий уровень детской и подростковой преступности и насилия в
среде
несовершеннолетних;
фиксируется
устойчивый
рост
количества
насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
среди молодежи около 55 %, то есть большинство, как показывают
социологические опросы, готовы преступить через моральные нормы для
того, чтобы добиться личного успеха;
угрожающие
масштабы
приобрело
распространение
детской
порнографии, детской и подростковой проституции.
Серьезной
проблемой
для
российского
общества
стали
социально-
негативные
молодежные
течения
(сообщества
подростков,
формируемые
организованными
преступными
группировками
в
качестве
будущего
кадрового
резерва,
а
также
скинхеды,
готы,
эмо
и
другие
асоциальные
проявления).
Эти
молодежные
течения
дают
существенный
вклад
в
преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних,
они несут серьезный риск детских суицидов.
Особенную
тревогу
вызывает
быстрый
рост
числа
молодежных
и
других экстремистских организаций националистического и неофашистского
толка, как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических
меньшинств.
Формирование духовно-нравственного здоровья
педагога
Духовное здоровье - это сознательная готовность и умение человека
следовать тому духовно-нравственному идеалу, который заложен в человека
как
естественная
нравственность.
Духовное
здоровье
включает
в
себя
социальное
развитие
–
освоение
культуры,
развитие
познания
и
самопознания,
способности
к
возрастанию
гражданской,
национальной,
религиозной
и
профессиональной
ответственности.
На
этой
основе
произрастает
политическое,
религиозное,
идеологическое
и
культурное
самоопределение личности.
Здоровье детей во многом зависит от личного и профессионального
здоровья педагога. Дети органически не приемлют фальши, с ними нельзя
говорить
на
уровне
призывов.
И
отношение
учителя
к
собственному
здоровью
должно
соответствовать
требованиям,
которые
он
предъявляет
своим ученикам. Личность учителя, одухотворенная благородными мыслями
и чувствами, ориентированная на общечеловеческие ценности, в том числе на
ценности здорового образа жизни - единственное средство убеждения детей и
нейтрализации того негативного, что ребенок видит и слышит в окружающей
его жизни.
Под
духовно-нравственным
здоровьем
педагога
мы
подразумеваем
профессионально-этическую
воспитанность,
усвоение
нравственного
и
духовного опыта общества.
История,
национальная
культура,
религия,
философия
дают
свои
ответы
на
вопросы
о
смысле
жизни,
предназначении
и
образе
жизни
человека.
Складывается положительная "Я-концепция". Учитель ощущает себя
полноценной личностью. Его поведение отличает подлинная искренность, он
готов
не
только
к
функционально-ролевому,
но
и
личностному
взаимодействию. Он принимает чувства и мысли ребенка, сопереживает ему,
верит в его силы и возможности.
Сформулирована система принципов эффективного развития духовной
культуры учителя:
принцип ценностных ориентации, ориентирующий учителя на будущее,
на
устремленность
к
идеалу
и
требующий
осознанности
иерархии
ценностных
ориентации
(смысловой
определенности).
Он
позволяет
планировать и прогнозировать саморазвитие и педагогическую деятельность;
принцип картины мира, ориентирующий учителя на создание цельной
(непротиворечивой)
картины
мира,
предполагает
сформиро-ванность
естественно-научного
и
философского
мировоззрения,
нацеливает
на
осознание ценностно-смыслового потенциала учителя:
принцип цельности субъекта, ориентирующий учителя на осознание
своих
мыслей,
слов,
поступков,
требующий
самооценки,
контроля
и
коррекции
деятельности
по
самосовершенствованию
и
приведению
в
соответствие
друг
другу
внутренних
"Я"
учителя
(концептуального,
идеологического,
законодательного,
юридического,
э т ич е с кого,
исполнительного, информационного);
принцип творчества, позволяющий осмыслить избранную человеком
деятельность, как инструмент творческого выстраивания себя в соответствии
с
требованиями
идеала,
юридического
и
нравственного
закона.
Принцип
творчества
диктует
условия
для
саморазвертывания
во
вне
внутреннего
(духовного)
потенциала
учителя:
диалог
и
коллективный
поиск
истины;
опора
на
нравственные
основы;
поддержка
творческих
устремлений
и
нахождение
индивидуальных
форм
реализации;
создание
системы
стимулирования позитивных форм поведения студентов на занятиях и вне их,
развитие коллективных форм работы; педагогика любви (мирской и духовной
- В.С.Соловьев);
принцип
социокультурного
контекста
развития
предполагает
улучшение
профессиональной
готовности
учителя
с
учетом
требований
динамики
информатизации
современного
общества
через
диалектику
инновационного
и
традиционного.
Обновление
информации
приводит
к
динамичному существованию и ценностно-смыслового поля учителя. Сам
образ
современного
учителя
связан
с
социокультурными
тенденциями
мирового сообщества к устойчивому развитию;
принцип
конкретности
предполагает
хорошее
владение
учителем
этническими, национальными, государственными ценностями и ценностями
своего коллектива. Воспитание гражданина в педагогическом вузе не может
не иметь отражения этого в образе идеальной модели учителя и личностном
алгоритме
самосовершенствования.
Это
позволяет
видеть
непреходящую
ценность всех этапов развития духовной культуры учителя через ориентацию
на
принципы
самопознания,
самоопределения,
самосовершенствования
и
самопреображения;
принцип преемственности культуры побуждает учителя в своей работе
опираться на социальный опыт, на богатый пласт отечественной и мировой
культуры и развивать их;
принцип учета всесторонних связей означает выраженность культуры
мышления,
волеизъявления
и
эмоционально-чувственной
культуры
через
качества личности учителя и его способности к использованию как наук , так
и искусства, физической культуры и труда в духовном развитии;
принцип главного звена методологически ценен требованием всегда и
во
всем
выделять
"главное
звено",
"решающее
направление"
и
на
нем
сосредоточивать основные педагогические силы. В современных условиях
таким
звеном
в
системе
педагогического
образования
является
развитие
самосознания учителя, активизация личностного фактора;
принцип
развития
предусматривает
включенность
учителя
в
новые
социальные преобразования, переход от внешнего предметного действия к
предметному
и
операциональному
значениям,
к
образам,
понятиям,
концептам, от мысли к образу, от мысли к действию.Так происходит процесс
самосозидания образа педагога.
Выявлены тенденции целенаправленного развития духовной культуры
учителя: устремленность к самопознанию и обретению идеала; расширение
вариативности использования духовного потенциала личности (посредством
искусства, литературы, философии и т.п.); ориентация на культивирование
духовности
как
профессионального
качества
учителя;
расширение
информационной базы и свободы выбора знания; рост интереса к знаниям
духовного наследия этноса и государства, к диалогу культур;
Выделяют
следующие
интегративные
личностные
образования,
характеризующие духовную культуру учителя: концепция профессиональной
жизни,
профессиональная
картина
мира,
профессиональная
позиция,
индивидуальный стиль духовности.
Концепция
профессиональной
жизни
учителя
включает
в
себя,
во-
первых,
установки,
лежащие
в
основании
его
отношения
к
Природе,
человечеству, Отечеству, этническому сообществу, профессиональной группе,
учебному
коллективу,
самому
себе;
во-вторых,
набор
фундаментальных
ценностей как "ценностных образцов", например, положительные качества
учителя, или модели поведения учителя в определенной ситуации; в-третьих,
модификация
системы
универсальных
оппозиций
сознания,
которым
необходимо
противостоять,
или
культивировать
противоположные
по
значению
ценности;
в-четвертых,
бытующие
в
национальной
культуре
представления о высших ценностях, а также "аксиом сознания" (традиционно
передающиеся
человеку
как
черты
национального
характера),
которые
выполняют
одновременно
функции
средств
"монтажа"
картины
мира",
опорных
элементов
познавательно-оценочной
деятельно сти
и
фундаментальных основ социальных норм и правил поведения. Концепция
профессиональной
жизни
предстает
в
виде
ценностных
ориентации
и
определяет направленность личности учителя.
Профессиональная
картина
мира
учителя,
как
субъективный
образ
объективной
педагогической
реальности,
существующий
в
сознании
педагога, помимо концепции жизни включает такие важные компоненты, как:
во-первых,
представление
о
мироздании:
единстве
мира;
взаимодействии
Макро- и Микрокосмов, о современных тенденциях развития человечества,
общества;
во-вторых,
представление
о
системе
социальных
ценностей
российского общества; в третьих, представление о профессиональной миссии
учителя,
о
его
задачах
в
совершенствовании
духовной
жизни
людей;
в
четвертых, отношение к миру ( благоговение, удивление и таинство).
В
структуру
профессиональной
позиции
учителя,
которую
мы
определяем как интегративную характеристику его личности, выражающую
субъектную
систему
отношений,
теоретико-методологических
знаний,
ценностных ориентации и определяющую рефлексивно-личностный способ
педагогической деятельности, наряду с концепцией жизни входят система
установок, определяющих единую направленность личности на идеал ("Я"
концептуальное");
убеждения,
(включая
религиозные),
уважительное
отношение к убеждениям других людей, понимание роли убеждений в своем
профессиональном
становлении
("Я"
идеологическое);
нормы
и
правила
поведения
учителя,
бытующие
в
обществе,
поведенческие
стереотипы,
связанные
с
социальной
ролью
учителя
("Я"
юридическое");
этика
и
семиотика поведения учителя: этикет педагога, художественный вкус, язык
жестов
и
мимики,
мода
("Я"
этическое).
К
профессиональной
позиции
учителя относится и то, что связывает её со стилем духовности : во-первых,
гуманные установки, диктующие индивиду оценки социальных процессов и
его
собственных
поступков
("Я"
законодательное");
во-вторых,
набор
символов
и
соответствующих
им
значений,
знаний,
необходимый
для
описания процессов и для понимания смыслов и ценностных ориентации
педагогической деятельности ("Я" информационное"); в третьих, высокие
результаты
познания,
проявление
качеств
духовности
учителя
в
его
поведении ("Я" исполнительное"). В субъектном аспекте профессиональной
позиции
нам
видится
способ
самореализации,
самоутверждения
и
саморазвития
специалиста
(запечатление
профессионально
значимых
способов и нормативов профессиональной деятельности, построение на этой
основе собственной системы действий; выработка личностных критериев и
норм
профессиональной
деятельности;
выход
за
рамки
нормативной
деятельности;
независимость
мышления,
способность
авторского
проектирования
и
личностно
значимого
способа
осуществления
педагогического процесса).
Понятие индивидуальный стиль духовности - это характеристика того,
как индивид организует и осуществляет присущим и характерным для него
способом свою профессиональную жизнедеятельность, система устойчивых
черт
учителя,
формирующаяся
на
основе
духовных
потребностей,
способностей и проявляющаяся в процессе его творчества П. В. Симонов
выделяет два класса духовных потребностей: потребность "для других" и
"потребность
для
себя"
(в
нашем
исследовании
-
альтруистическая
и
эгоистическая ориентации субъекта). Подход к духовной культуре учителя с
позиций потребностей продуктивен, по крайней мере, в трех аспектах: во-
первых, он позволяет раскрыть естественнонаучную основу духовности; во-
вторых,
показать
междисциплинарный
характер
проблемы
духовности;
в
третьих,
обосновать
взаимосвязь
духовности
с
высшими
потребностями
человека
-
потребностями
альтруизма
и
познания
(П. В. Симонов,
П. М. Ершов,
Ю. П. Вяземский).
Вектор
духовности
в
развитии
духовной
культуры учителя определяет движение ценностных ориентиров от ценности
другого человека к осознанию ценности учебного коллектива, ценностей
профе ссиональной
группы,
этно с а,
го сударства,
гл о б а л ь н ы х
(общечеловеческих)
и
планетарных
духовных
ценностей
-
осознанных
духовных
потребностей
педагога.
Особенности
стиля
будущего
учителя
проявляются в его учебно-познавательной творческой деятельности через
устремленность к саморазвитию.
Духовно-нравственное
здоровье
учителя
выступает
показателем
целостности личности. В настоящее время выделяют следующие показатели
духовно-нравственной здоровья учителя, проявляющие её:
1) уровень самосознания, способность к обретению идеала, ориентация
на
будущее,
в
создании
которого
непосредственно
участвует
будущий
учитель. Выстраивание ценностной иерархии в соответствии с концепцией
профессиональной жизни, способность к самоанализу и самооценке;
2)
интеллектуальная
способность
учителя
к
созданию
объективной
картины
мира
сформированность
естественно-научного
и
социально-
философского мировоззрения;
3) осознание учителем ценностного наполнения своего "Я" с позиции
альтруистических устремлений, сформированность духовных педагогических
потребностей с доминантой "на всех других" (А.Ухтомский);
4) сформированность общей культуры, осознание своей причастности к
миру
культуры
(народа,
Отечества,
профессиональной
группы,
учебного
коллектива), понимание многомирности субъектов;
5) проявление нравственной чистоты в реализации ответственности за
мир, готовность и способность к многостороннему со-творчеству ;
6) сформированность потребностей и умений творческой деятельности,
проявление на всех уровнях смысла совершенствования через сознательную
включенность в общественную жизнь;
7) познавательная активность как ведущий вид творческой активности,
готовность к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию.