Напоминание

"Музыка Глинки"


Автор: Быстрова Ирина Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24 "Космос"
Населённый пункт: город Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: Музыкальная гостиная
Тема: "Музыка Глинки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 « КОСМОС»

Музыкальная гостиная

« Знакомство с творчеством М. И. Глинки»

для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Цель:

знакомство с творчеством М.И. Глинки; учить различать жанры музыкальных

произведений; воспитывать эстетический вкус и желание слушать музыку, формировать

эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.

Реквизит:

Портрет

композитора,

иллюстрации

к

музыкальным

произведениям,

музыкальные инструменты( бубны, треугольники, барабаны, колокольчики)

Муз. руководитель: Ребята, мы вновь встретились в нашей музыкальной гостиной, чтобы

послушать музыку великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Михаил Глинка родился в 18 веке, семье помещика. Самого раннего детства Миша

слушал музыку – играл ли крепостной оркестр или музицировали приезжие гости. Сам он

тоже учился играть на фортепиано и немного на скрипке, но больше всего любил слушать

музыку. «Музыка – душа моя», – сказал маленький Глинка своему учителю.

В тринадцать лет он поступил в Петербургский благородный пансионат, где получил

хорошее

образование

и

продолжал

заниматься

музыкой.

Будущий

композитор

часто

посещал оперные спектакли, музыкальные вечера, интересовался народной музыкой. В

это же время Глинка начинает сочинять музыку и некоторые из ранних его произведений

можно отнести к сокровищам русской вокальной

музыки. Композитор много писал

романсов, песен на музыку Пушкина, Лермонтова, а так же других произведений как для

оркестра так и для фортепиано.

Сегодня мы с вами послушаем « Детскую польку», романс « Жаворонок», и «Марш

Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

«Детскую польку» (слушают музыку)

Музыкальный руководитель: К какому жанру относится это произведение?

( к жанру танец ) Каков характер этой польки? (веселый, легкий, игривый).

Сколько частей в этом произведении? (три части). Первая часть по характеру какая?

(легкая, веселая, подвижная, звучит в высоком регистре). Как звучит вторая часть? (более

громко). Третья часть – повторение какой части?

(первой) Какой характер у танца полька?

(веселый,

легкий,

игривый,

задорный). Какой

музыкальный

инструмент

более

всего

подойдет

для

оркестровки? (бубен). Давайте

возьмем музыкальные инструменты

и

сделаем оркестровое сопровождение этой польки.

( несколько детей берут бубны и бубенцы, звучит музыка «Детская полька», дети

играют на инструментах).

Ребята, мы с вами говорили, что композитор Михаил Глинка написал много романсов.

И сейчас мы послушаем романс «Жаворонок» на слова Николая Кукольника.

«Жаворонок» М. Глинка

Музыкальный руководитель: К какому жанру относится этот романс? ( жанр песня). Эта

песня по характеру какая? ( легкая, напевная, нежная). Сколько в ней куплетов? ( два.)

Есть

ли здесь музыкальное вступление, проигрыш и заключение? ( есть) О чем нам

рассказывает

музыка?

( она

рассказывает

о

щебетании

птички). Какой

инструмент

подойдет для оркестровки этой песни?

( треугольник.) Послушаем этот романс ещё раз и

попробуем подыграть вступление, проигрыш и заключение.

( звучит романс « Жаворонок», дети подыгрывают на треугольнике)

Музыкальный руководитель: А теперь мы будем слушать «Марш Черномора» из оперы

« Руслан и Людмила». Кто помнит, что такое опера?

Это вид театрального искусства, в котором под музыку и пение происходит

какое-то

действие. Главные герои в этой опере – княжна Людмила и храбрый витязь Руслан. Во

время их свадебного торжества веселье прерывается: раздаются удары грома, наступает

полная темнота. Гости в страхе замирают. Когда же вновь становится светло, все с ужасом

видят, что Людмила изчезла. Это злой волшебник Черномор похитил ее и унес в свой

заколдованный замок. Черномор –

уродливый и злой

карлик с длинной бородой. Он

очень

хочет

понравиться

Людмиле:

наряжается

в

богатые

одежды

и

идет

к

ней,

окруженный толпой рабов. Черномор шествует под марш. Музыка изображает упрямого

злого карлика. В первой части она звучит грозно, резко, отрывисто. Послушайте, как это

описывает в своей поэме А. Пушкин:

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идёт

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушке осторожно

Седую бороду несет:

И входит с важностью за ней,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Вторую

часть

в

оркестре

исполняют

колокольчики,

которые

создают

впечатление

волшебной сказочной музыки. Третья часть – повторение первой части. Давайте вместе

выберем инструменты для оркестровки «Марша Черномора». Первую часть мы сыграем

на барабанах, вторую – на колокольчиках.

( дети слушают произведение и подыграют на музыкальных инструментах)

Музыкальный

руководитель:

Итак,

сегодня

мы

с

вами

познакомились

с

творчеством

великого русского композитора М.И. Глинки. Я очень надеюсь, что вам понравилась эта

музыка и мы обязательно ещё встретимся с вами в нашей музыкальной гостиной.



В раздел образования