Автор: Быстрова Ирина Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24 "Космос"
Населённый пункт: город Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: Музыкальная гостиная
Тема: "Музыка Глинки"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №24 « КОСМОС»
Музыкальная гостиная
« Знакомство с творчеством М. И. Глинки»
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Цель:
знакомство с творчеством М.И. Глинки; учить различать жанры музыкальных
произведений; воспитывать эстетический вкус и желание слушать музыку, формировать
эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.
Реквизит:
Портрет
композитора,
иллюстрации
к
музыкальным
произведениям,
музыкальные инструменты( бубны, треугольники, барабаны, колокольчики)
Муз. руководитель: Ребята, мы вновь встретились в нашей музыкальной гостиной, чтобы
послушать музыку великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
Михаил Глинка родился в 18 веке, семье помещика. Самого раннего детства Миша
слушал музыку – играл ли крепостной оркестр или музицировали приезжие гости. Сам он
тоже учился играть на фортепиано и немного на скрипке, но больше всего любил слушать
музыку. «Музыка – душа моя», – сказал маленький Глинка своему учителю.
В тринадцать лет он поступил в Петербургский благородный пансионат, где получил
хорошее
образование
и
продолжал
заниматься
музыкой.
Будущий
композитор
часто
посещал оперные спектакли, музыкальные вечера, интересовался народной музыкой. В
это же время Глинка начинает сочинять музыку и некоторые из ранних его произведений
можно отнести к сокровищам русской вокальной
музыки. Композитор много писал
романсов, песен на музыку Пушкина, Лермонтова, а так же других произведений как для
оркестра так и для фортепиано.
Сегодня мы с вами послушаем « Детскую польку», романс « Жаворонок», и «Марш
Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
«Детскую польку» (слушают музыку)
Музыкальный руководитель: К какому жанру относится это произведение?
( к жанру танец ) Каков характер этой польки? (веселый, легкий, игривый).
Сколько частей в этом произведении? (три части). Первая часть по характеру какая?
(легкая, веселая, подвижная, звучит в высоком регистре). Как звучит вторая часть? (более
громко). Третья часть – повторение какой части?
(первой) Какой характер у танца полька?
(веселый,
легкий,
игривый,
задорный). Какой
музыкальный
инструмент
более
всего
подойдет
для
оркестровки? (бубен). Давайте
возьмем музыкальные инструменты
и
сделаем оркестровое сопровождение этой польки.
( несколько детей берут бубны и бубенцы, звучит музыка «Детская полька», дети
играют на инструментах).
Ребята, мы с вами говорили, что композитор Михаил Глинка написал много романсов.
И сейчас мы послушаем романс «Жаворонок» на слова Николая Кукольника.
«Жаворонок» М. Глинка
Музыкальный руководитель: К какому жанру относится этот романс? ( жанр песня). Эта
песня по характеру какая? ( легкая, напевная, нежная). Сколько в ней куплетов? ( два.)
Есть
ли здесь музыкальное вступление, проигрыш и заключение? ( есть) О чем нам
рассказывает
музыка?
( она
рассказывает
о
щебетании
птички). Какой
инструмент
подойдет для оркестровки этой песни?
( треугольник.) Послушаем этот романс ещё раз и
попробуем подыграть вступление, проигрыш и заключение.
( звучит романс « Жаворонок», дети подыгрывают на треугольнике)
Музыкальный руководитель: А теперь мы будем слушать «Марш Черномора» из оперы
« Руслан и Людмила». Кто помнит, что такое опера?
Это вид театрального искусства, в котором под музыку и пение происходит
какое-то
действие. Главные герои в этой опере – княжна Людмила и храбрый витязь Руслан. Во
время их свадебного торжества веселье прерывается: раздаются удары грома, наступает
полная темнота. Гости в страхе замирают. Когда же вновь становится светло, все с ужасом
видят, что Людмила изчезла. Это злой волшебник Черномор похитил ее и унес в свой
заколдованный замок. Черномор –
уродливый и злой
карлик с длинной бородой. Он
очень
хочет
понравиться
Людмиле:
наряжается
в
богатые
одежды
и
идет
к
ней,
окруженный толпой рабов. Черномор шествует под марш. Музыка изображает упрямого
злого карлика. В первой части она звучит грозно, резко, отрывисто. Послушайте, как это
описывает в своей поэме А. Пушкин:
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушке осторожно
Седую бороду несет:
И входит с важностью за ней,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.
Вторую
часть
в
оркестре
исполняют
колокольчики,
которые
создают
впечатление
волшебной сказочной музыки. Третья часть – повторение первой части. Давайте вместе
выберем инструменты для оркестровки «Марша Черномора». Первую часть мы сыграем
на барабанах, вторую – на колокольчиках.
( дети слушают произведение и подыграют на музыкальных инструментах)
Музыкальный
руководитель:
Итак,
сегодня
мы
с
вами
познакомились
с
творчеством
великого русского композитора М.И. Глинки. Я очень надеюсь, что вам понравилась эта
музыка и мы обязательно ещё встретимся с вами в нашей музыкальной гостиной.