Напоминание

Программа кружка "Исследователи родного края" (географическое краеведение)


Автор: Овчарова Анжелика Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Городищенская средняя школа № 1"
Населённый пункт: Волгоградской области, Городищенского района, п.Городище
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа кружка "Исследователи родного края" (географическое краеведение)
Раздел: среднее образование





Назад




Программа кружка «Исследователи родного края» (географическое

краеведение)

Программа курса по выбору «Исследователи родного края» (географическое

краеведение) предназначена для учащихся 6-7-ых классов. Комплексный подход в

изучении

Волгоградской

области

и

Городищенского

района

позволит

сформировать

глубокие

знания,

умения

и

навыки

учащихся

эколого-

краеведческого

содержания.

Программа

включает

характеристику

основных

объектов

природы,

населения,

культуры,

проблемы

экологии.

При

этом

параллельно обучающиеся учатся подбирать самостоятельно методы и методики

исследования, работать в полевых условиях, проводить камеральную обработку

данных, оформлять их в отчеты, представлять полученные результаты и защищать

их на различных уровнях.

Программа

«Исследователи

родного

края»

(географическое

краеведение)

личностно-ориентированная.

Личностное

познание

родного

края

идет

от

непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только

самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью

специально

организованных

наблюдений,

зарисовок,

сравнений,

проведение

экскурсионно-практических

работ,

высказывания

собственных

гипотез

и

предположений

о

сущности

и

происхождении

тех

или

иных

природных

и

антропогенных процессов, происходящих в природе.

Курс «Исследователи родного края» (географическое краеведение) призван

удовлетворять

социальные

потребности

населения,

то

есть

происходит

социализация

личности

обучающихся

через

изучение

природы,

населения,

истории, культуры, хозяйства и экологических проблем Волгоградской области и

Городищенского

района.

Программа

курса

ориентирована

на

учащихся,

интересующихся географией, краеведением, геоэкологией, историей и культурой

своей

Малой

Родины.

Она

нацеливает

обучающихся

на

активное

познание

природных и социальных процессов и явлений на территории родного края.

Данная программа состоит из двух блоков-модулей:

1

блок-модуль:

Природа

и

население

Волгоградской

области

и

Городищенского района.

2 блок-модуль: Учебные проекты и исследования: организация, обработка,

оформление и защита.

Программа рассчитана на один год - 35 часов (1 час в неделю).

Направленность курса: естественно-научная.

Учебно-исследовательская

деятельность

в

естественно-научном

направлении имеет ряд особенностей, таких как:

- имеет проблемный характер и поисковую направленность;

-

имеет

высокую

степень

достоверности

и

объективности

результатов

исследования полученных в результате полевых исследований;

- представляет собой сочетание теоретических знаний в области естественно-

научных дисциплин, краеведческой культуры и практических действий.

Система оценивания курса. Курс может быть оценен положительно если

ученик:

посетил

не

мене

65%

занятий,

предусмотренных

программой

курса;

выполнил

зачетную

работу,

предусмотренную

программой

курса

(подготовил

проект,

учебное

исследование,

выполнил

творческую

работу:

сконструировал

модель, макет или прибор и др.). Если обучающийся по уважительной причине

пропустил

свыше

50%

учебного

времени,

оценивание

учебных

достижений

осуществляется после предоставления им самостоятельно выполненной работы.

Оценивание достижений учащихся по окончанию курса по выбору проводить в

системе «зачет, незачет».

Цель

программы: через

учебно-исследовательскую

деятельность

сформировать, расширить и закрепить знания и умений обучающихся о природе

родного края путем создания учебных проектов и исследований.

Задачи курса

1. Общеобразовательные задачи:

-

обеспечить

личностно-ориентированный

характер

образования,

создать

условия для самоопределения и саморазвития личности ребенка;

-

способствовать

самоопределению

личности

в

системе

социальных

и

межличностных отношений;

-

способствовать

развитию

творческих,

исследовательских

способностей

обучающихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные

потребности в исследовании;

-развивать гибкость мышления.

2. Предметные задачи

- знать специфику географического положения региона, административно-

территориального

деления

области,

особенности

ее

природы,

населения,

основных отраслей хозяйства, природных комплексов, геоэкологических проблем

региона.

- показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических,

социальных,

демографических,

геоэкологических

явлений

на

территории

Волгоградской области и Городищенского района;

-

сформировать

экологическую

культуру

учащихся

через

приобщение

к

конкретным знаниям по географии и краеведению своего населенного пункта;

-

развивать

умения

работать

с

географо-краеведческими

источниками

информации, тематическими картами, статистическим материалом.

Содержание программы

1

блок-модуль:

Природа

и

население

Волгоградской

области

и

Городищенского района

1.

Введение (1 час)

Волгоградская область и Городищенский район на карте мира, России и

области.

Основные

символы

(флаг

и

герб)

Волгоградской

области

и

Городищенского района, их описание и порядок использования.

2. Географическое положение и административно-территориальное деление

Волгоградской области и Городищенского района (2 часа)

Физико-географическое

и

экономико-географическое

положение

области,

поселка и его влияние на социально-экономическое развитие и условия жизни

населения. Оценка географического положения области и района по картам и

типовому плану. Выделение на карте соседей, главных географических объектов.

3.

Природа родного края (5 часов)

Геологическое

строение,

рельеф

и

полезные

ископаемые.

Климат

и

агроклиматические

ресурсы.

Внутренние

воды.

Почвы,

земельные

ресурсы.

Растительный

и

животный

мир.

Изучение

воздействия

хозяйственной

деятельности человека на водные объекты. Характеристика почв и земельных

угодий.

Описание

экосистемы

леса

и

степей.

Выявление

степени

влияние

человека

на

данный

биоценоз.

Составление

гербария

местных

растений.

Описание их лечебных свойств. Оформление краеведческого уголка.

4. Общая характеристика населения и хозяйства Волгоградской области и

Городищенского района (3 часа).

Численность

населения,

демографическая

ситуация

области

и

района,

национальный состав. Крупнейшие предприятия производственной и социальной

сферы

Волгоградской

области.

Характеристика

демографической

ситуации

области

и

района.

Составление

сообщений

о

знаменитых

людях

области,

традициях и обычаях. Оформление стенда «Наша гордость».

5. Экологические проблемы Волгоградской области и Городищенского района

(4 часа).

Виды

загрязнений.

Экологические

проблемы

Волгоградской

области

и

Городищенского района их влияние на здоровье и продолжительность жизни

людей. Экологическая культура человека. Работа над экологическими проектами и

учебными исследованиями.

2

блок-модуль:

Учебные

проекты

и

исследования:

организация,

обработка, оформление и защита

1.

Учебные проекты и исследования (1 час)

Учебные

проект

и

исследование

сходства

и

отличия.

Этапы

учебно-

исследовательской

деятельности.

Структура

учебного

исследования.

Вводная

часть учебного проекта и исследования: актуальность, постановка цели и задач.

2.

Методы и методики учебного исследования (2 часа).

Метод и методика. Методы общенаучных, географических, теоретических,

эмпирических

и

комплексных

исследований.

Их

выбор

при

организации

и

проведении

проектной

и

учебно-исследовательской

деятельности.

Подбор

литературы и других источников информации. Анализ уровня освещенности и

раскрытости выбранной темы. Подбор инструментов и приборов для полевых

исследований.

3. Полевые исследования (7 часов).

Техника безопасности при организации и проведении полевых исследований,

экскурсий и походов. Дневник полевых наблюдений. Регистрация с помощью

приборов и инструментов исследуемых природных процессов и явлений.

4. Камеральная обработка данных (7 часов).

Обработка данных, полученных в результате полевых исследований, походов

и

экскурсий.

Правила

составления

отчетов

и

исследовательских

работ.

Математическая и аналитическая обработка данных. Формулировка выводов, на

основании полученных данных и их анализа подтверждение или опровержение

выдвинутых гипотез. Составление таблиц, картосхем, схем, диаграмм и другого

иллюстрационного

материала.

Оформление

работы:

вводная,

основная

и

заключительная

части.

Выявление

причинно-следственных

с вя з е й,

закономерностей,

краеведческих,

экологических

и

географических

проблем,

составление рекомендаций и предложений.

5. Презентация и защита учебных проектов и исследований (3 часа).

Презентация

и

защита

учебных

проектов

и

исследований.

Ознакомление

общественности с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.

Участие в школьных конференциях и семинарах.

Результаты обучения

Программа

содержит систему практических

заданий, направленных на

достижение личностных, метапредметных и предметных результатов (ФГОС):

Личностные

результаты

Метапредметные результаты (Формирование универсальных

учебных действий (УУД))

Предметные

результаты:

Личностные

УУД:

Познавательные

УУД

Коммуникати

вные УУД

Регулятивные

УУД:

1.Овладение на

уровне общего

образования

законченной

системы

географически

х знаний и

умений,

навыками их

применения в

различных

жизненных

ситуациях;

2.Осознание

ценности

географическог

о,

краеведческого

и

геоэкологическ

ого знания как

важнейшего

компонента

научной

картины мира;

3.Сформирован

ность

устойчивых

установок

социально-

ответственного

поведения в

географическо

й среде – среде

обитания всего

живого, в том

числе и

человека.

1.Эмоциональ

но-

ценностное

отношение к

окружающей

среде,

необходимост

и её

сохранения и

рациональног

о

использовани

я;

2.Патриотизм

, любовь к

своей

местности,

своему

региону,

своему

городу.

1.Формирование

и развитие

посредством

географического

знания

познавательных

интересов,

интеллектуальн

ых и творческих

способностей

учащихся;

2.Умения вести

самостоятельны

й поиск, анализ

и отбор

информации, её

преобразование,

сохранение,

презентации с

помощью

технических

средств и

информационны

х технологий.

3. Умение

самостоятельно

подбирать

методики

исследования,

организовывать

и вести учебно-

исследовательск

ую

деятельность.

1.Самостояте

льно

организовыва

ть учебное

взаимодейств

ие в группе

(определять

общие цели,

распределять

роли,

договариватьс

я друг с

другом и т.д.)

1.Способность

к

самостоятельно

му

приобретению

новых знаний

и практических

умений;

2.Умение

управлять

своей

познавательной

деятельностью;

3.Умение

организовыват

ь свою

деятельность,

определять её

цели и задачи,

выбирать

средства

реализации

цели и

применять их

на практике,

оценивать

достигнутые

результаты.

1.Овладение

элементарными

практическими

умениями

использования

приборов и

инструментов

для определения

количественных

и качественных

характеристик

компонентов

географической

среды, в том

числе ее

экологических

параметров;

2.Овладение

основными

навыками

нахождения,

использования и

презентации

географической

и краеведческой

информации;

3.Формирование

представлений

об особенностях

природных

явлений и

процессов на

территории

Волгоградской

области и

Городищенского

района;

4. Научиться

практическим

навыкам охраны

окружающей

среды;

5. Научиться

самостоятельно

организовывать

и проводить

исследования,

обрабатывать

полученные

результаты,

делать выводы,

презентовать и

защищать

результаты

полученных

исследований.

Учебно-тематический план

Наименование занятий

Кол-

во

часов

Деятельность учащихся

Дата

проведени

я

1 блок-модуль: Природа и население Волгоградской области и Городищенского района

1

Введение.

1

Беседа.

2

Географическое положение и

административно-

территориальное деление

Волгоградской области и

Городищенского района

2

Беседа. Групповая и индивидуальная

работа по составлению картосхем ГП

и АТД области и района.

3

Природа родного края

5

Беседа. Групповая и индивидуальная

работа с картами и другими

статистическими материалами.

4

Общая характеристика

населения и хозяйства

Волгоградской области и

Городищенского района

3

Беседа. Групповая и индивидуальная

работа с картами и другими

статистическими материалами.

5

Экологические проблемы

Волгоградской области и

Городищенского района

4

Беседа. Групповая и индивидуальная

работа с картами и другими

статистическими материалами.

2 блок-модуль: Учебные проекты и исследования: организация, обработка, оформление и

защита

1

Учебные проекты и

исследования.

1

Беседа. Групповая работа нах

учебными проектами и

исследованиями. Выбор темы,

формулировка цели, задач и

актуальности исследования.

2

Методы и методики учебного

исследования.

2

Беседа.

3

Полевые исследования

7

Беседа. Групповая работа на

местности по сбору полевого

материала.

4

Камеральная обработка

данных

7

Беседа. Групповая работа в кабинете

по обработке собранного материала.

5

Презентация и защита

учебных проектов и

исследований

3

Презентация и защита учебных

проектов и исследований.

ИТОГО

35

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- площадь территории области;

- особенности физико- и экономико-географического положения населенного

пункта;

-

основные

сведения

из

истории

заселения

и

хозяйственного

освоения

территории края;

- зависимость рельефа территории от тектонического строения и действия

внешних процессов;

- основные формы рельефа;

- факторы, формирующие климат;

- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность

человека;

- особенности поверхностных вод территории;

- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их

рациональное использование;

- основные типы почв, меры по их охране;

- представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная

книга;

- численность населения;

- особенности демографической ситуации;

- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными

условиями,

примеры

положительного

и

отрицательного

влияния

человека

на

природу;

- основные экологические проблемы, пути их решения.

Учащиеся должны уметь:

-

определять

по

картам

физико-

и

экономико-географическое

положение

территории населенного пункта;

- определять размеры, протяженность территории; работать с различными

географическими источниками

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и

размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической,

тектонической картам;

- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные

черты климата территории;

-

оценивать

агроклиматические,

водные,

почвенные,

земельные,

растительные,

животные

ресурсы

для

прогнозирования

рационального

природопользования;

-

выполнять

правила

природоохранного

поведения

в

повседневной

деятельности.

- оценивать демографическую ситуацию населения;

-

устанавливать

взаимосвязь

между

компонентами

природы,

природой

и

деятельностью человека;

- описывать ПТК по предложенному плану;

-

владеть

приемами

оценки,

анализа,

прогноза

изменений

природы

под

влиянием хозяйственной деятельности человека.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

В

процессе

работы

по

изучению

данного

курса

возможна

организация

следующих видов работы:

1.

Изучение

и

анализ

письменных

исторических

источников,

историко-

краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.

2. Проведение топографического и картографического анализа.

3. Выполнение рисунков и фотографий.

4. Составление тезисного плана беседы.

5.

Подготовка

к

выступлению,

защита

реферата,

проекта,

презентации,

исследовательской работы.

6. Систематизация исследовательских материалов, их анализ и обобщение,

подтверждение или опровержение гипотезы.

Критериями,

позволяющими

проводить

самостоятельный

анализ,

по

изучению курса, являются:

1.

Учитель,

интересующийся

историей

края

и

принимающий

непосредственное участие в его изучении.

2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его

педагогического мастерства.

3.

Создание

для

учащихся

реальных

условий

для

проведения

самостоятельных исследований.

4.

Соблюдаются

принципы

добровольности

и

учета

индивидуальных

интересов

и

способностей

учащихся

при

определении

(выборе)

тем

исследовательских заданий.

5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с

учащимися.

6.

Учащиеся

знают

и

видят,

что

их

исследования

приносят

реальный

результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам.

Использованная литература:

1.

Бороздинов Н. М. Географические кружки в школе. Пособие для учителей.

– М.: «Просвещение», 1970. – 142 с.

2.

Брылев

В.

А.,

Самусь

Н.

А.,

Славгородская

Е.

Н.

Родники

и

реки

Волгоградской области: монография. – Волгоград: Михаил, 2007. – 200с.

3.

Волгоградская

область:

природные

условия,

ресурсы,

хозяйство,

население, геоэкологическое состояние: кол. монография. Волгоград: Изд-

во «Перемена», 2011. - 528 с.

4.

География и экология Волгоградской области: учеб. пособие для ср. шк /

авт. кол.; под общ. ред. проф. В. А. Брылева. – Волгоград: Перемена, 2005.

– 260 с.

5.

География и экология Волгоградской области: Учебное пособие. – 3-е изд.,

перераб. и доп. / авт. кол.; под общ. ред. проф. В. А. Брылева. – М.: Глобус,

2010. – 156 с.

6.

География

Волгоградской

области.

Практикум.

Рабочая

тетрадь

для

учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Глобус,

2007. – 64 с.

7.

География Иловлинского района: геология, природа, история, экология,

экономика / В. А. Брылев, И. С. Дедова, В. В. Загарев, Р. В. Карпенко. – М.:

Планета, 2017. – 128 с.

8.

Геоморфология Волгоградской области: коллективная монография / В. А.

Брылев, И. С. Дедова и др. – М.: Планета, 2017. – 224 с.

9.

Колбовский Е. Ю. Изучаем ландшафты России. – Ярославль: Академия

развития, 2004. – 288 с.

10.Краеведение:

биологическое

и

ландшафтное

разнообразие

природы

Волгоградской области. Метод. пособие. – М.: Глобус, 2008. – 272 с.

11.Краеведение:

биологическое

и

ландшафтное

разнообразие

природы

Волгоградской

области.

6

класс.

Методиче ское

по собие

с

мультимедийным приложением (рабочая программа, поурочные планы).

Авт.-сост. И. В. Зверева, И. П. Чередниченко. – М.: Глобус, 2009. – 207 с.

12.Малые реки и родники Волгоградской агломерации: материалы научного

исследования

/

В.А.

Брылев

и

др.;

Волгоградский

государственный

социально-педагогический

университет.

Волгоград:

Изд-во

ВГСПУ

«Перемена», 2014. – 144 с.

13.Моников

С.

Н.

Золотое

озеро.

Историко-географические

очерки.

Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. – 146 с.

14.Моников

С.

Н.

Во

имя

российской

науки.

Очерки

по

истории

географических

исследований

Волгоградской

области.

Часть

1

древнейших времен до конца XVIII века). – М.: Планета, 2011. – 160 с.

15.Моников

С.

Н.

Охотники

за

окаменелостями:

краеведческая

повесть-

хроника и др. рассказы. Москва: Планета, 2012. – 199 с.

16.Моников

С.

Н.

Земля

на

границе

Европы

и

Азии:

историко-

географические очерки. Земля и люди в истории Ольховского района. –

М.: Планета, 2015. – 380 с.

17.Овчарова

А.Ю.

Некоторые

аспекты

формирования

геоэкологической

культуры.

Учебно-методическое

пособие.

Германия: LAP LAMBERT

Academic Publishing, 2014. – 90 с.

18.Особо охраняемые природные территории Волгоградской области / В. А.

Брылев, Н. О. Рябинина, Е. В. Комиссарова, А. В. Материкин, Н. В.

Сергиенко, И. С. Трофимова / под ред. В.А. Брылев. – Волгоград: Альянс,

2006. – 256 с.

19.По страницам Красной книги Волгоградской области / сост. Т. И. Острая,

И.

В.

Ундакова,

О.

В.

Мазина.

Волгоград:

ООО

«Издательство

«Волгоград», 2008. 35 с.

20.Экология.

6-11

классы:

внеклассные

мероприятия,

исследовательская

деятельность учащихся / сост. И. П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель,

2009. – 134 с.

21.

Экскурсии в родную природу. Научно-популярные очерки по географии

Волгоградской

области:

свидетели

прошлых

эпох,

землетрясения

и

оползни, природные парки, памятники природы, туристические маршруты

/ В.А. Брылев. – М.: «Глобус», 2009. – 120 с.



В раздел образования