Автор: Овчарова Анжелика Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Городищенская средняя школа № 1"
Населённый пункт: Волгоградской области, Городищенского района, п.Городище
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа кружка "Исследователи родного края" (географическое краеведение)
Раздел: среднее образование
Программа кружка «Исследователи родного края» (географическое
краеведение)
Программа курса по выбору «Исследователи родного края» (географическое
краеведение) предназначена для учащихся 6-7-ых классов. Комплексный подход в
изучении
Волгоградской
области
и
Городищенского
района
позволит
сформировать
глубокие
знания,
умения
и
навыки
учащихся
эколого-
краеведческого
содержания.
Программа
включает
характеристику
основных
объектов
природы,
населения,
культуры,
проблемы
экологии.
При
этом
параллельно обучающиеся учатся подбирать самостоятельно методы и методики
исследования, работать в полевых условиях, проводить камеральную обработку
данных, оформлять их в отчеты, представлять полученные результаты и защищать
их на различных уровнях.
Программа
«Исследователи
родного
края»
(географическое
краеведение)
личностно-ориентированная.
Личностное
познание
родного
края
идет
от
непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только
самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью
специально
организованных
наблюдений,
зарисовок,
сравнений,
проведение
экскурсионно-практических
работ,
высказывания
собственных
гипотез
и
предположений
о
сущности
и
происхождении
тех
или
иных
природных
и
антропогенных процессов, происходящих в природе.
Курс «Исследователи родного края» (географическое краеведение) призван
удовлетворять
социальные
потребности
населения,
то
есть
происходит
социализация
личности
обучающихся
через
изучение
природы,
населения,
истории, культуры, хозяйства и экологических проблем Волгоградской области и
Городищенского
района.
Программа
курса
ориентирована
на
учащихся,
интересующихся географией, краеведением, геоэкологией, историей и культурой
своей
Малой
Родины.
Она
нацеливает
обучающихся
на
активное
познание
природных и социальных процессов и явлений на территории родного края.
Данная программа состоит из двух блоков-модулей:
1
блок-модуль:
Природа
и
население
Волгоградской
области
и
Городищенского района.
2 блок-модуль: Учебные проекты и исследования: организация, обработка,
оформление и защита.
Программа рассчитана на один год - 35 часов (1 час в неделю).
Направленность курса: естественно-научная.
Учебно-исследовательская
деятельность
в
естественно-научном
направлении имеет ряд особенностей, таких как:
- имеет проблемный характер и поисковую направленность;
-
имеет
высокую
степень
достоверности
и
объективности
результатов
исследования полученных в результате полевых исследований;
- представляет собой сочетание теоретических знаний в области естественно-
научных дисциплин, краеведческой культуры и практических действий.
Система оценивания курса. Курс может быть оценен положительно если
ученик:
посетил
не
мене
65%
занятий,
предусмотренных
программой
курса;
выполнил
зачетную
работу,
предусмотренную
программой
курса
(подготовил
проект,
учебное
исследование,
выполнил
творческую
работу:
сконструировал
модель, макет или прибор и др.). Если обучающийся по уважительной причине
пропустил
свыше
50%
учебного
времени,
оценивание
учебных
достижений
осуществляется после предоставления им самостоятельно выполненной работы.
Оценивание достижений учащихся по окончанию курса по выбору проводить в
системе «зачет, незачет».
Цель
программы: через
учебно-исследовательскую
деятельность
сформировать, расширить и закрепить знания и умений обучающихся о природе
родного края путем создания учебных проектов и исследований.
Задачи курса
1. Общеобразовательные задачи:
-
обеспечить
личностно-ориентированный
характер
образования,
создать
условия для самоопределения и саморазвития личности ребенка;
-
способствовать
самоопределению
личности
в
системе
социальных
и
межличностных отношений;
-
способствовать
развитию
творческих,
исследовательских
способностей
обучающихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные
потребности в исследовании;
-развивать гибкость мышления.
2. Предметные задачи
- знать специфику географического положения региона, административно-
территориального
деления
области,
особенности
ее
природы,
населения,
основных отраслей хозяйства, природных комплексов, геоэкологических проблем
региона.
- показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических,
социальных,
демографических,
геоэкологических
явлений
на
территории
Волгоградской области и Городищенского района;
-
сформировать
экологическую
культуру
учащихся
через
приобщение
к
конкретным знаниям по географии и краеведению своего населенного пункта;
-
развивать
умения
работать
с
географо-краеведческими
источниками
информации, тематическими картами, статистическим материалом.
Содержание программы
1
блок-модуль:
Природа
и
население
Волгоградской
области
и
Городищенского района
1.
Введение (1 час)
Волгоградская область и Городищенский район на карте мира, России и
области.
Основные
символы
(флаг
и
герб)
Волгоградской
области
и
Городищенского района, их описание и порядок использования.
2. Географическое положение и административно-территориальное деление
Волгоградской области и Городищенского района (2 часа)
Физико-географическое
и
экономико-географическое
положение
области,
поселка и его влияние на социально-экономическое развитие и условия жизни
населения. Оценка географического положения области и района по картам и
типовому плану. Выделение на карте соседей, главных географических объектов.
3.
Природа родного края (5 часов)
Геологическое
строение,
рельеф
и
полезные
ископаемые.
Климат
и
агроклиматические
ресурсы.
Внутренние
воды.
Почвы,
земельные
ресурсы.
Растительный
и
животный
мир.
Изучение
воздействия
хозяйственной
деятельности человека на водные объекты. Характеристика почв и земельных
угодий.
Описание
экосистемы
леса
и
степей.
Выявление
степени
влияние
человека
на
данный
биоценоз.
Составление
гербария
местных
растений.
Описание их лечебных свойств. Оформление краеведческого уголка.
4. Общая характеристика населения и хозяйства Волгоградской области и
Городищенского района (3 часа).
Численность
населения,
демографическая
ситуация
области
и
района,
национальный состав. Крупнейшие предприятия производственной и социальной
сферы
Волгоградской
области.
Характеристика
демографической
ситуации
области
и
района.
Составление
сообщений
о
знаменитых
людях
области,
традициях и обычаях. Оформление стенда «Наша гордость».
5. Экологические проблемы Волгоградской области и Городищенского района
(4 часа).
Виды
загрязнений.
Экологические
проблемы
Волгоградской
области
и
Городищенского района их влияние на здоровье и продолжительность жизни
людей. Экологическая культура человека. Работа над экологическими проектами и
учебными исследованиями.
2
блок-модуль:
Учебные
проекты
и
исследования:
организация,
обработка, оформление и защита
1.
Учебные проекты и исследования (1 час)
Учебные
проект
и
исследование
–
сходства
и
отличия.
Этапы
учебно-
исследовательской
деятельности.
Структура
учебного
исследования.
Вводная
часть учебного проекта и исследования: актуальность, постановка цели и задач.
2.
Методы и методики учебного исследования (2 часа).
Метод и методика. Методы общенаучных, географических, теоретических,
эмпирических
и
комплексных
исследований.
Их
выбор
при
организации
и
проведении
проектной
и
учебно-исследовательской
деятельности.
Подбор
литературы и других источников информации. Анализ уровня освещенности и
раскрытости выбранной темы. Подбор инструментов и приборов для полевых
исследований.
3. Полевые исследования (7 часов).
Техника безопасности при организации и проведении полевых исследований,
экскурсий и походов. Дневник полевых наблюдений. Регистрация с помощью
приборов и инструментов исследуемых природных процессов и явлений.
4. Камеральная обработка данных (7 часов).
Обработка данных, полученных в результате полевых исследований, походов
и
экскурсий.
Правила
составления
отчетов
и
исследовательских
работ.
Математическая и аналитическая обработка данных. Формулировка выводов, на
основании полученных данных и их анализа подтверждение или опровержение
выдвинутых гипотез. Составление таблиц, картосхем, схем, диаграмм и другого
иллюстрационного
материала.
Оформление
работы:
вводная,
основная
и
заключительная
части.
Выявление
причинно-следственных
с вя з е й,
закономерностей,
краеведческих,
экологических
и
географических
проблем,
составление рекомендаций и предложений.
5. Презентация и защита учебных проектов и исследований (3 часа).
Презентация
и
защита
учебных
проектов
и
исследований.
Ознакомление
общественности с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.
Участие в школьных конференциях и семинарах.
Результаты обучения
Программа
содержит систему практических
заданий, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов (ФГОС):
Личностные
результаты
Метапредметные результаты (Формирование универсальных
учебных действий (УУД))
Предметные
результаты:
Личностные
УУД:
Познавательные
УУД
Коммуникати
вные УУД
Регулятивные
УУД:
1.Овладение на
уровне общего
образования
законченной
системы
географически
х знаний и
умений,
навыками их
применения в
различных
жизненных
ситуациях;
2.Осознание
ценности
географическог
о,
краеведческого
и
геоэкологическ
ого знания как
важнейшего
компонента
научной
картины мира;
3.Сформирован
ность
устойчивых
установок
социально-
ответственного
поведения в
географическо
й среде – среде
обитания всего
живого, в том
числе и
человека.
1.Эмоциональ
но-
ценностное
отношение к
окружающей
среде,
необходимост
и её
сохранения и
рациональног
о
использовани
я;
2.Патриотизм
, любовь к
своей
местности,
своему
региону,
своему
городу.
1.Формирование
и развитие
посредством
географического
знания
познавательных
интересов,
интеллектуальн
ых и творческих
способностей
учащихся;
2.Умения вести
самостоятельны
й поиск, анализ
и отбор
информации, её
преобразование,
сохранение,
презентации с
помощью
технических
средств и
информационны
х технологий.
3. Умение
самостоятельно
подбирать
методики
исследования,
организовывать
и вести учебно-
исследовательск
ую
деятельность.
1.Самостояте
льно
организовыва
ть учебное
взаимодейств
ие в группе
(определять
общие цели,
распределять
роли,
договариватьс
я друг с
другом и т.д.)
1.Способность
к
самостоятельно
му
приобретению
новых знаний
и практических
умений;
2.Умение
управлять
своей
познавательной
деятельностью;
3.Умение
организовыват
ь свою
деятельность,
определять её
цели и задачи,
выбирать
средства
реализации
цели и
применять их
на практике,
оценивать
достигнутые
результаты.
1.Овладение
элементарными
практическими
умениями
использования
приборов и
инструментов
для определения
количественных
и качественных
характеристик
компонентов
географической
среды, в том
числе ее
экологических
параметров;
2.Овладение
основными
навыками
нахождения,
использования и
презентации
географической
и краеведческой
информации;
3.Формирование
представлений
об особенностях
природных
явлений и
процессов на
территории
Волгоградской
области и
Городищенского
района;
4. Научиться
практическим
навыкам охраны
окружающей
среды;
5. Научиться
самостоятельно
организовывать
и проводить
исследования,
обрабатывать
полученные
результаты,
делать выводы,
презентовать и
защищать
результаты
полученных
исследований.
Учебно-тематический план
№
Наименование занятий
Кол-
во
часов
Деятельность учащихся
Дата
проведени
я
1 блок-модуль: Природа и население Волгоградской области и Городищенского района
1
Введение.
1
Беседа.
2
Географическое положение и
административно-
территориальное деление
Волгоградской области и
Городищенского района
2
Беседа. Групповая и индивидуальная
работа по составлению картосхем ГП
и АТД области и района.
3
Природа родного края
5
Беседа. Групповая и индивидуальная
работа с картами и другими
статистическими материалами.
4
Общая характеристика
населения и хозяйства
Волгоградской области и
Городищенского района
3
Беседа. Групповая и индивидуальная
работа с картами и другими
статистическими материалами.
5
Экологические проблемы
Волгоградской области и
Городищенского района
4
Беседа. Групповая и индивидуальная
работа с картами и другими
статистическими материалами.
2 блок-модуль: Учебные проекты и исследования: организация, обработка, оформление и
защита
1
Учебные проекты и
исследования.
1
Беседа. Групповая работа нах
учебными проектами и
исследованиями. Выбор темы,
формулировка цели, задач и
актуальности исследования.
2
Методы и методики учебного
исследования.
2
Беседа.
3
Полевые исследования
7
Беседа. Групповая работа на
местности по сбору полевого
материала.
4
Камеральная обработка
данных
7
Беседа. Групповая работа в кабинете
по обработке собранного материала.
5
Презентация и защита
учебных проектов и
исследований
3
Презентация и защита учебных
проектов и исследований.
ИТОГО
35
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- площадь территории области;
- особенности физико- и экономико-географического положения населенного
пункта;
-
основные
сведения
из
истории
заселения
и
хозяйственного
освоения
территории края;
- зависимость рельефа территории от тектонического строения и действия
внешних процессов;
- основные формы рельефа;
- факторы, формирующие климат;
- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность
человека;
- особенности поверхностных вод территории;
- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их
рациональное использование;
- основные типы почв, меры по их охране;
- представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная
книга;
- численность населения;
- особенности демографической ситуации;
- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными
условиями,
примеры
положительного
и
отрицательного
влияния
человека
на
природу;
- основные экологические проблемы, пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
-
определять
по
картам
физико-
и
экономико-географическое
положение
территории населенного пункта;
- определять размеры, протяженность территории; работать с различными
географическими источниками
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и
размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической,
тектонической картам;
- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные
черты климата территории;
-
оценивать
агроклиматические,
водные,
почвенные,
земельные,
растительные,
животные
ресурсы
для
прогнозирования
рационального
природопользования;
-
выполнять
правила
природоохранного
поведения
в
повседневной
деятельности.
- оценивать демографическую ситуацию населения;
-
устанавливать
взаимосвязь
между
компонентами
природы,
природой
и
деятельностью человека;
- описывать ПТК по предложенному плану;
-
владеть
приемами
оценки,
анализа,
прогноза
изменений
природы
под
влиянием хозяйственной деятельности человека.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
В
процессе
работы
по
изучению
данного
курса
возможна
организация
следующих видов работы:
1.
Изучение
и
анализ
письменных
исторических
источников,
историко-
краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.
2. Проведение топографического и картографического анализа.
3. Выполнение рисунков и фотографий.
4. Составление тезисного плана беседы.
5.
Подготовка
к
выступлению,
защита
реферата,
проекта,
презентации,
исследовательской работы.
6. Систематизация исследовательских материалов, их анализ и обобщение,
подтверждение или опровержение гипотезы.
Критериями,
позволяющими
проводить
самостоятельный
анализ,
по
изучению курса, являются:
1.
Учитель,
интересующийся
историей
края
и
принимающий
непосредственное участие в его изучении.
2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его
педагогического мастерства.
3.
Создание
для
учащихся
реальных
условий
для
проведения
самостоятельных исследований.
4.
Соблюдаются
принципы
добровольности
и
учета
индивидуальных
интересов
и
способностей
учащихся
при
определении
(выборе)
тем
исследовательских заданий.
5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с
учащимися.
6.
Учащиеся
знают
и
видят,
что
их
исследования
приносят
реальный
результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам.
Использованная литература:
1.
Бороздинов Н. М. Географические кружки в школе. Пособие для учителей.
– М.: «Просвещение», 1970. – 142 с.
2.
Брылев
В.
А.,
Самусь
Н.
А.,
Славгородская
Е.
Н.
Родники
и
реки
Волгоградской области: монография. – Волгоград: Михаил, 2007. – 200с.
3.
Волгоградская
область:
природные
условия,
ресурсы,
хозяйство,
население, геоэкологическое состояние: кол. монография. Волгоград: Изд-
во «Перемена», 2011. - 528 с.
4.
География и экология Волгоградской области: учеб. пособие для ср. шк /
авт. кол.; под общ. ред. проф. В. А. Брылева. – Волгоград: Перемена, 2005.
– 260 с.
5.
География и экология Волгоградской области: Учебное пособие. – 3-е изд.,
перераб. и доп. / авт. кол.; под общ. ред. проф. В. А. Брылева. – М.: Глобус,
2010. – 156 с.
6.
География
Волгоградской
области.
Практикум.
Рабочая
тетрадь
для
учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Глобус,
2007. – 64 с.
7.
География Иловлинского района: геология, природа, история, экология,
экономика / В. А. Брылев, И. С. Дедова, В. В. Загарев, Р. В. Карпенко. – М.:
Планета, 2017. – 128 с.
8.
Геоморфология Волгоградской области: коллективная монография / В. А.
Брылев, И. С. Дедова и др. – М.: Планета, 2017. – 224 с.
9.
Колбовский Е. Ю. Изучаем ландшафты России. – Ярославль: Академия
развития, 2004. – 288 с.
10.Краеведение:
биологическое
и
ландшафтное
разнообразие
природы
Волгоградской области. Метод. пособие. – М.: Глобус, 2008. – 272 с.
11.Краеведение:
биологическое
и
ландшафтное
разнообразие
природы
Волгоградской
области.
6
класс.
Методиче ское
по собие
с
мультимедийным приложением (рабочая программа, поурочные планы).
Авт.-сост. И. В. Зверева, И. П. Чередниченко. – М.: Глобус, 2009. – 207 с.
12.Малые реки и родники Волгоградской агломерации: материалы научного
исследования
/
В.А.
Брылев
и
др.;
Волгоградский
государственный
социально-педагогический
университет.
–
Волгоград:
Изд-во
ВГСПУ
«Перемена», 2014. – 144 с.
13.Моников
С.
Н.
Золотое
озеро.
Историко-географические
очерки.
–
Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. – 146 с.
14.Моников
С.
Н.
Во
имя
российской
науки.
Очерки
по
истории
географических
исследований
Волгоградской
области.
Часть
1
(с
древнейших времен до конца XVIII века). – М.: Планета, 2011. – 160 с.
15.Моников
С.
Н.
Охотники
за
окаменелостями:
краеведческая
повесть-
хроника и др. рассказы. Москва: Планета, 2012. – 199 с.
16.Моников
С.
Н.
Земля
на
границе
Европы
и
Азии:
историко-
географические очерки. Земля и люди в истории Ольховского района. –
М.: Планета, 2015. – 380 с.
17.Овчарова
А.Ю.
Некоторые
аспекты
формирования
геоэкологической
культуры.
Учебно-методическое
пособие.
–
Германия: LAP LAMBERT
Academic Publishing, 2014. – 90 с.
18.Особо охраняемые природные территории Волгоградской области / В. А.
Брылев, Н. О. Рябинина, Е. В. Комиссарова, А. В. Материкин, Н. В.
Сергиенко, И. С. Трофимова / под ред. В.А. Брылев. – Волгоград: Альянс,
2006. – 256 с.
19.По страницам Красной книги Волгоградской области / сост. Т. И. Острая,
И.
В.
Ундакова,
О.
В.
Мазина.
–
Волгоград:
ООО
«Издательство
«Волгоград», 2008. 35 с.
20.Экология.
6-11
классы:
внеклассные
мероприятия,
исследовательская
деятельность учащихся / сост. И. П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель,
2009. – 134 с.
21.
Экскурсии в родную природу. Научно-популярные очерки по географии
Волгоградской
области:
свидетели
прошлых
эпох,
землетрясения
и
оползни, природные парки, памятники природы, туристические маршруты
/ В.А. Брылев. – М.: «Глобус», 2009. – 120 с.