Автор: Чистова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 28 "Петушок"
Населённый пункт: пос. Быково, г. Подольск, Московская обл.
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: "Зачем в детском саду музей "Русская изба"
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Зачем в детском саду
музей «Русская изба»
Составила воспитатель Чистова С.Н.
Зачем детскому саду этнографический музей? Каковы его функции в
дошкольном учреждении?
Как и каждый музей он выполняет четыре функции: пополнение фонда
«систематизация», сохранение и демократизация подлинников. Здесь, как и
в профессиональном музее, происходит прямой контакт с увековеченным
человеческим опытом. Посетители переживают момент присутствия , словно
зрители в театре. Это непосредственное общение с прошлым не способно
заменить никакие средства массовой информации. Такие музеи
способствуют гражданскому, патриотическому воспитанию детей,
формированию положительных установок по отношению ко всем этносам
земли.
Его экспонаты, за наиболее ценных не следует держать за стеклом. Их
должны использовать в качестве методического материала в различных
видах деятельности. В дошкольных учреждениях такие виды деятельности
являются : развитие речи; ознакомление с окружающим; художественно
эстетическое развитие : рисование, лепка, аппликация,; игра; ручной труд;
музыка; пение. Без зрительных образов ребенок не в силах воспринимать
сведения о материальной и художественной культуре народа. Например:
любой из нас с раннего детства знает русскую народную сказку «Колобок», в
которой бабка ходила скрести муку по сусекам. А что такое «Сусеки» -это
сундук для хранения муки. Но даже сноски не достаточно, потому, что слова
«Сундук», «Ларь» устарели. Уже и деревенские дети, не говоря о городских
не видели эти предметы и не представляют, что это такое. А как хорошо
показать. И сразу все понятно.
Маленькие дети не спрашивают, почему колобок получился круглым.
Напевая песенку главного героя они просто играют рифмованными словами:
На сметане мешан, в масле пряжен и т. д.
Значение многим «Пряжен» остается неизвестно. А ведь именно в этом
заложен секрет круглой формы колобка. Пряжить – значит жарить в масле
мучные изделия. Пусть дети скатают шарики из теста, положат их на
противень, а после выпечки посмотреть – остались ли они круглой формы,
Чтобы дети не расстроились предложить часть шариков изжарить в масле,
чтобы они могли увидеть ритуал «пряженья» и сравнить.
Музей дает возможность не только рассмотреть предмет, но и практически
освоить его. Чем больше органов чувств задействовано в изучении
традиционной культуры, тем глубже она усваивается. Трудно заинтересовать
изготовлением старинной одежды , если дети не знакомы с данным
процессом. Совсем иначе пойдет разговор, когда они освоят одну из
операций. Например поучатся прясть нитку на старинной прялке. При этом
совершенно не обязательно стремиться к получению готового изделия,
главное создать ощущение причастности.
При оформлении музея следует учесть еще и тот факт, что во время
проведения общественных мероприятий нередко возникает потребность в
перемещении экспонатов на сцену или в музыкальный зал, группу; поэтому
они должны быть приспособлены к транспортировке.
Выше было отмечено, что человек находящейся в музее – условном жилище,
невольно «включает» воображение и ощущает себя его обитателем.
Музейные экспонаты начинают играть роль театрального реквизита. Вот
почему ряд занятий может быть построено в форме инсценировок.
Например, гостеприимные хозяева русской избы могут предложить детям
стать участниками посиделок, на которых в старину не только веселились, но
и работали.
А одев народные костюмы, как интересно можно провести
посиделки - Процесс рубки капусты, лепке из теста обрядовых печений,
разучивание песен, танцев, игр и многое другое пройдут гораздо успешнее,
если окажутся включенными в определенную сюжетную линию: сказку,
обряд, праздник. Такие праздники, как Масленица, Рождество, Сороки
проведенные в музее переносят нас в старину как машина времени. И вот мы
уже поем обрядовые песни, играем в традиционные народные игры.
Ознакомление детей с изделиями русских народных мастеров- Хохломской,
городецкой, Дымковской, Жестовской пройдет гораздо интереснее, если это
произойдёт в «русской избе». Дети будут чувствовать себя мастерами,
расписывая заготовки. Такая работа воспитывает в детях любовь и гордость к
нашей Родине, к людям творившим такую красоту, создававшим такие песни,
сказки, игры.