Напоминание

"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на занятиях в танцевальном ансамбле "Альянс""


Автор: Сваина Вера Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Центр детского творчества" Ленинского района
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на занятиях в танцевальном ансамбле "Альянс""
Раздел: дополнительное образование





Назад




21

век

это

время

не

только

новых

и н ф о р м а ц и о н н о -

коммуникационных

технологий,

крупных

открытий

в

микробиологии,

медицине, но и малоподвижный образ жизни, который ведёт к нарушению

опорно-двигательному аппарату, к психическим расстройствам. Эти факторы,

как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к

серьёзным

функциональным

заболеваниям.

И

меня,

как

педагога

дополнительного

образования,

руководителя

хореографического

ансамбля

«Альянс», естественно, не может не волновать состояние здоровья моих

воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического,

социального, нравственного и духовного состояния человека.

Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют,

свою

потребность

в

движении,

в

творчестве,

и

очень

хорошо,

что

современные родители все чаще отдают детей в различные танцевальные

объединения.

Что же дает ребенку занятия хореографией? По данным исследований

Л. В. Баль, С. В. Барканов, С. А. Горбатенко и многих других за последнее

десятилетие произошел заметный рост нарушений здоровья среди детей.

Ученые

утверждают,

что

ухудшение

здоровья

является

не

только

медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Соответственно,

наряду с решением образовательных, воспитательных и развивающих задач,

следует большое

внимание

педагогам

уделять

вопросам сохранения

и

укрепления здоровья подрастающего поколения. Именно на это и направлены

занятия хореографией.

Но занятия в танцевальном объединении могут дать большой эффект,

только в том случае, если педагоги будут целенаправленно и систематично

проводить работу по формированию у детей основ здорового образа жизни. К

сожалению, в этом направлении не все благополучно. Это обусловило выбор

темы моего доклада «Формирование культуры здорового и безопасного

образа жизни на занятиях в танцевальном ансамбле «Альянс»».

Представляется важным осветить следующие вопросы:

1.

Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

образовательной практике танцевального объединения.

2. Роль личного примера педагога в воспитании у учащихся основ

здорового образа жизни.

Перехожу к первому вопросу.

Понятие

“здоровьесберегающие

технологии”

появилось

в

педагогическом

лексиконе

сравнительно

недавно,

и

до

сих

пор

воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических

мероприятий.

Мы

же

придерживаемся

того,

что

здоровьесберегающая

технология

это

целостная

система

воспитательно-оздоровительных,

коррекционных

и

профилактических

мероприятий,

осуществляемых

в

процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и

доктора.

В

педагогической

литературе

выделяют

следующие

виды

здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические

(организация

мониторинга

здоровья,

закаливания, организация профилактических мероприятий, организация

контроля и обеспечения требований СанПиНов);

физкультурно-оздоровительные

(развитие

физических

качеств,

двигательной активности, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,

профилактика

плоскостопия

и

формирование

правильной

осанки,

воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о

здоровье);

технологии

обеспечения

социа льно-психологич е ского

благополучия ребенка (развитие, становление его как личности, принятие

и закрепление в его сознании общечеловеческих ценностей, овладение

способами самосовершенствования);

здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения

педагогов

(технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в т.

ч.

культуры

профессионального

здоровья,

потребности

к

здоровому

образу жизни);

валеологического просвещения родителей (беседы, совместные с

родителями походы в лес, круглые столы по вопросам здоровья и т.д.).

Все

вышеперечисленные

технологии,

я,

как

руководитель

хореографического

коллектива,

использую,

но

особое

внимание

в

работе

уделяю

применению

физкультурно-оздоровительной

технологии

(формирование

осанки,

развитие

подвижности,

эластичности

и

гибкости

суставов, мышц, профилактике плоскостопия и косолапости стоп и др.), а

также

технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребенка. В связи с этим на занятии с дошкольниками широко использую

подвижные музыкальные игры. Благодаря играм ребёнок освобождается от

страха,

агрессии,

нарушения

поведения,

у

него

снижается

состояние

психического

дискомфорта,

эмоционального

напряжения,

тревожности.

Воспитанникам школьного возраста предлагаются оригинальные творческие

задания,

введение

исторических

экскурсов

(например,

изучение

истории

возникновения танца, биографическая справка о спектаклях, костюмах и др.).

Здоровьесберагающие

технологии

подразумевают

и

особую

организацию

образовательного

процесса,

когда

в

течение

всего

занятия

п р о и сход и т

п е р и од и ч е с ка я

с м е н а

в и д о в

д е я т е л ь н о с т и ,

п р и

продолжительности одного вида не более – 3-10 минут.

Руководствуясь

здоровьесберегающими

технологиями,

уместно

включать

в

ход

танцевального

занятия

физкультминутки,

динамические

паузы, дыхательную гимнастику, релаксацию.

Особое место в технологиях здоровьесбережения отводится мотивации

деятельности воспитанников на занятии, как внешней мотивации (оценка,

похвала,

поддержка,

соревновательный

момент),

так

и

стимуляции

внутренней мотивации (стремление больше узнать, радость от активности,

интерес к изучаемому материалу).

Пожалуй,

одним

из

важнейших

аспектов

здоровьесберегающих

технологий

является

психологический

комфорт

во

время

занятия.

Доброжелательная

обстановка,

спокойная

беседа,

внимание

к

каждому

высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребёнка выразить

свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение

к самостоятельной мыслительной деятельности – вот далеко не весь арсенал,

который используется на занятии. Наступление утомления определяется в

ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в

процессе учебной деятельности.

Особо остановлюсь на эмоциональной разрядке на занятии. Шутка,

улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм,

или четверостишие помогут расслабиться в момент наступления утомления и

снижения учебной активности. С одной стороны, таким образом, решается

задача предупреждения утомления, с другой – появляется дополнительный

стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

В конце занятия обязательно проводится рефлексия, когда подводятся

итоги занятия, дается позитивный настрой на следующие занятия.

В а ж н ы м и

у с л о в и я м и ,

с п о с о б с т в у ю щ и м и

р е а л и з а ц и и

здоровьесберегающих

технологий

обучения,

являются

обстановка

и

гигиенические условия в классе, которые должны соответствовать нормам

санитарно-эпидемиологических требований к УДО (СанПиН 2.4.4.3172-14.)

Этими же требованиями регламентируется температурный режим и свежесть

воздуха, освещение класса; продолжительность и частота занятий.

Перехожу ко второму вопросу.

Особая роль в организации образовательного процесса с применением

здоровьесберегающих

технологий

отводится

педагогу

дополнительного

образования. Педагог, используя демократический стиль общения с ребенком,

учитывает испытываемые в данный момент его потребности (в признании, во

внимании к себе, в активной деятельности, достижении успеха в ней и пр.),

что помогает оптимальнее организовать образовательный процесс.

Задача

педагога,

и

здесь

я

полностью

согласна

с

позицией

к.п.н.

Е.А.Богачёвой

«не

формировать

личность

с

заданными

свойствами,

а

помочь

ребенку

в

познании

себя;

обучить

и

воспитать

детей

сообразно

природе

каждого,

приспособить

содержание

технологий

и

условий

воспитания и обучения к ребенку, а не наоборот».

Важно, чтобы ребенок

ощущал на себе заботу и внимание педагога, а общение, диалог становились

бы ведущими средствами достижения благоприятного климата в детском

коллективе.

В этом педагогу поможет помочь его профессионализм и авторитет,

положительный личный пример в формировании навыков и знаний детей в

этой

области.

Так

непосредственное

участие

педагога

в

игровых

мероприятиях

вызывает

у

детей

повышенный

интерес

к

двигательному

материалу,

дает

им

возможность

реализовать

свой

опыт,

проявить

двигательное

творчество,

а

демонстрируемые

педагогом

положительные

привычки станут наглядным примером, образцом для подражания.

Поэтому

так

важно

внимательное

отношение

педагога

к

своему

собственному

здоровью,

соблюдение

тех

правил

поведения,

которые

называются здоровым образом жизни, например:

быть активным участником группового взаимодействия;

демонстрировать полное доверие к воспитанникам;

правильно реагировать на сложившуюся ситуацию;

создавать позитивный настрой, хорошее настроение;

держаться спокойно и уверенно.

В качестве основных выводов:

1.

Использование

на

занятиях

здоровьесберегающих

технологий,

способствует

общему

оздоровлению,

снижению

показателей

заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском

коллективе, усвоению ими основ здорового образа жизни.

2.

Педагогам, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее

работать,

поскольку

исчезает

проблема

дисциплины,

открывается

простор для педагогического творчества.

3.

Особая роль в решении вопросов здоровьесбережения и формирования

основ

здорового

образа

жизни

принадлежит

педагогу,

который

выступает для детей образцом для подражания.

4.

Только в атмосфере творческого процесса, доверия, авторитета педагога

создаются

благоприятные

условия

для

заинтересованности

детей

в

укреплении своего здоровья.

Я не претендую на полноту освещения данного вопроса. В планах на

будущее

использование

технологии

валеологического

просвещения

в

работе с родителями, но это уже тема другого доклада.



В раздел образования