Автор: Сваина Вера Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Центр детского творчества" Ленинского района
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на занятиях в танцевальном ансамбле "Альянс""
Раздел: дополнительное образование
21
век
–
это
время
не
только
новых
и н ф о р м а ц и о н н о -
коммуникационных
технологий,
крупных
открытий
в
микробиологии,
медицине, но и малоподвижный образ жизни, который ведёт к нарушению
опорно-двигательному аппарату, к психическим расстройствам. Эти факторы,
как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к
серьёзным
функциональным
заболеваниям.
И
меня,
как
педагога
дополнительного
образования,
руководителя
хореографического
ансамбля
«Альянс», естественно, не может не волновать состояние здоровья моих
воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического,
социального, нравственного и духовного состояния человека.
Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют,
свою
потребность
в
движении,
в
творчестве,
и
очень
хорошо,
что
современные родители все чаще отдают детей в различные танцевальные
объединения.
Что же дает ребенку занятия хореографией? По данным исследований
Л. В. Баль, С. В. Барканов, С. А. Горбатенко и многих других за последнее
десятилетие произошел заметный рост нарушений здоровья среди детей.
Ученые
утверждают,
что
ухудшение
здоровья
является
не
только
медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Соответственно,
наряду с решением образовательных, воспитательных и развивающих задач,
следует большое
внимание
педагогам
уделять
вопросам сохранения
и
укрепления здоровья подрастающего поколения. Именно на это и направлены
занятия хореографией.
Но занятия в танцевальном объединении могут дать большой эффект,
только в том случае, если педагоги будут целенаправленно и систематично
проводить работу по формированию у детей основ здорового образа жизни. К
сожалению, в этом направлении не все благополучно. Это обусловило выбор
темы моего доклада «Формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни на занятиях в танцевальном ансамбле «Альянс»».
Представляется важным осветить следующие вопросы:
1.
Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательной практике танцевального объединения.
2. Роль личного примера педагога в воспитании у учащихся основ
здорового образа жизни.
Перехожу к первому вопросу.
Понятие
“здоровьесберегающие
технологии”
появилось
в
педагогическом
лексиконе
сравнительно
недавно,
и
до
сих
пор
воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических
мероприятий.
Мы
же
придерживаемся
того,
что
здоровьесберегающая
технология –
это
целостная
система
воспитательно-оздоровительных,
коррекционных
и
профилактических
мероприятий,
осуществляемых
в
процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и
доктора.
В
педагогической
литературе
выделяют
следующие
виды
здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические
(организация
мониторинга
здоровья,
закаливания, организация профилактических мероприятий, организация
контроля и обеспечения требований СанПиНов);
физкультурно-оздоровительные
(развитие
физических
качеств,
двигательной активности, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,
профилактика
плоскостопия
и
формирование
правильной
осанки,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о
здоровье);
технологии
обеспечения
социа льно-психологич е ского
благополучия ребенка (развитие, становление его как личности, принятие
и закрепление в его сознании общечеловеческих ценностей, овладение
способами самосовершенствования);
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
(технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в т.
ч.
культуры
профессионального
здоровья,
потребности
к
здоровому
образу жизни);
валеологического просвещения родителей (беседы, совместные с
родителями походы в лес, круглые столы по вопросам здоровья и т.д.).
Все
вышеперечисленные
технологии,
я,
как
руководитель
хореографического
коллектива,
использую,
но
особое
внимание
в
работе
уделяю
применению
физкультурно-оздоровительной
технологии
(формирование
осанки,
развитие
подвижности,
эластичности
и
гибкости
суставов, мышц, профилактике плоскостопия и косолапости стоп и др.), а
также
технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка. В связи с этим на занятии с дошкольниками широко использую
подвижные музыкальные игры. Благодаря играм ребёнок освобождается от
страха,
агрессии,
нарушения
поведения,
у
него
снижается
состояние
психического
дискомфорта,
эмоционального
напряжения,
тревожности.
Воспитанникам школьного возраста предлагаются оригинальные творческие
задания,
введение
исторических
экскурсов
(например,
изучение
истории
возникновения танца, биографическая справка о спектаклях, костюмах и др.).
Здоровьесберагающие
технологии
подразумевают
и
особую
организацию
образовательного
процесса,
когда
в
течение
всего
занятия
п р о и сход и т
п е р и од и ч е с ка я
с м е н а
в и д о в
д е я т е л ь н о с т и ,
п р и
продолжительности одного вида не более – 3-10 минут.
Руководствуясь
здоровьесберегающими
технологиями,
уместно
включать
в
ход
танцевального
занятия
физкультминутки,
динамические
паузы, дыхательную гимнастику, релаксацию.
Особое место в технологиях здоровьесбережения отводится мотивации
деятельности воспитанников на занятии, как внешней мотивации (оценка,
похвала,
поддержка,
соревновательный
момент),
так
и
стимуляции
внутренней мотивации (стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к изучаемому материалу).
Пожалуй,
одним
из
важнейших
аспектов
здоровьесберегающих
технологий
является
психологический
комфорт
во
время
занятия.
Доброжелательная
обстановка,
спокойная
беседа,
внимание
к
каждому
высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребёнка выразить
свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение
к самостоятельной мыслительной деятельности – вот далеко не весь арсенал,
который используется на занятии. Наступление утомления определяется в
ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в
процессе учебной деятельности.
Особо остановлюсь на эмоциональной разрядке на занятии. Шутка,
улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм,
или четверостишие помогут расслабиться в момент наступления утомления и
снижения учебной активности. С одной стороны, таким образом, решается
задача предупреждения утомления, с другой – появляется дополнительный
стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
В конце занятия обязательно проводится рефлексия, когда подводятся
итоги занятия, дается позитивный настрой на следующие занятия.
В а ж н ы м и
у с л о в и я м и ,
с п о с о б с т в у ю щ и м и
р е а л и з а ц и и
здоровьесберегающих
технологий
обучения,
являются
обстановка
и
гигиенические условия в классе, которые должны соответствовать нормам
санитарно-эпидемиологических требований к УДО (СанПиН 2.4.4.3172-14.)
Этими же требованиями регламентируется температурный режим и свежесть
воздуха, освещение класса; продолжительность и частота занятий.
Перехожу ко второму вопросу.
Особая роль в организации образовательного процесса с применением
здоровьесберегающих
технологий
отводится
педагогу
дополнительного
образования. Педагог, используя демократический стиль общения с ребенком,
учитывает испытываемые в данный момент его потребности (в признании, во
внимании к себе, в активной деятельности, достижении успеха в ней и пр.),
что помогает оптимальнее организовать образовательный процесс.
Задача
педагога,
и
здесь
я
полностью
согласна
с
позицией
к.п.н.
Е.А.Богачёвой
–
«не
формировать
личность
с
заданными
свойствами,
а
помочь
ребенку
в
познании
себя;
обучить
и
воспитать
детей
сообразно
природе
каждого,
приспособить
содержание
технологий
и
условий
воспитания и обучения к ребенку, а не наоборот».
Важно, чтобы ребенок
ощущал на себе заботу и внимание педагога, а общение, диалог становились
бы ведущими средствами достижения благоприятного климата в детском
коллективе.
В этом педагогу поможет помочь его профессионализм и авторитет,
положительный личный пример в формировании навыков и знаний детей в
этой
области.
Так
непосредственное
участие
педагога
в
игровых
мероприятиях
вызывает
у
детей
повышенный
интерес
к
двигательному
материалу,
дает
им
возможность
реализовать
свой
опыт,
проявить
двигательное
творчество,
а
демонстрируемые
педагогом
положительные
привычки станут наглядным примером, образцом для подражания.
Поэтому
так
важно
внимательное
отношение
педагога
к
своему
собственному
здоровью,
соблюдение
тех
правил
поведения,
которые
называются здоровым образом жизни, например:
быть активным участником группового взаимодействия;
демонстрировать полное доверие к воспитанникам;
правильно реагировать на сложившуюся ситуацию;
создавать позитивный настрой, хорошее настроение;
держаться спокойно и уверенно.
В качестве основных выводов:
1.
Использование
на
занятиях
здоровьесберегающих
технологий,
способствует
общему
оздоровлению,
снижению
показателей
заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском
коллективе, усвоению ими основ здорового образа жизни.
2.
Педагогам, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее
работать,
поскольку
исчезает
проблема
дисциплины,
открывается
простор для педагогического творчества.
3.
Особая роль в решении вопросов здоровьесбережения и формирования
основ
здорового
образа
жизни
принадлежит
педагогу,
который
выступает для детей образцом для подражания.
4.
Только в атмосфере творческого процесса, доверия, авторитета педагога
создаются
благоприятные
условия
для
заинтересованности
детей
в
укреплении своего здоровья.
Я не претендую на полноту освещения данного вопроса. В планах на
будущее
использование
технологии
валеологического
просвещения
в
работе с родителями, но это уже тема другого доклада.