"Ознакомление с предметным и социальным окружением" для детей второй младшей группы образовательной области "Познавательное развитие"
Автор: Давыдова Любовь Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Мишутка" Населённый пункт: ЯНАО г Ноябрьск Наименование материала: Рабочая программа Тема: "Ознакомление с предметным и социальным окружением" для детей второй младшей группы образовательной области "Познавательное развитие" Раздел: дошкольное образование
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Мишутка" муниципального образования город Ноябрьск
ул.Интернационалистов 12, г. Ноябрьск, 629809 тел. 8(3496) 36-90-82, 36-90-62,
mdou-mishutka@mail
ОКПО 78190562, ОГРН 1058900817920, ИНН/КПП 8905035558/890501001
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № ______ от ___г.
Согласовано:
Заместитель заведующего по
ВМР ______Кучевская М. А.
от «___» _______ 2015 года
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Мишутка»
________ Филина И.Н.
от «___» ______ 2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и
социальным окружением» для детей второй младшей группы образовательной области
«Познавательное развитие»
1 непосредственно образовательная деятельность в неделю
(всего 36 НОД)
Выполнили:
Воспитатель второй младшей
группы
Давыдова Любовь Николаевна
.
Ноябрьск, 2015-2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности
«Ознакомление с
предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие»
для детей второй младшей группы составлена на основе основной образовательной программы
дошкольного образования МБДОУ «Мишутка».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Рабочая
программа
рассчитана
на
проведение
непосредственно
образовательной
деятельности (НОД) 36 раз в год (1 раз в неделю), длительность одного НОД - 15 мин.
Цель
рабочей
программы
–
ознакомление
с
окружающим
социальным
миром,
расширение
кругозора
детей,
формирование
целостной
картины
мира;
формирование
первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях
нашего
народа,
об
отечественных
традициях
и
праздниках;
формирование
элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и
народов мира.
Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности
внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной
деятельности
(умение
элементарно
сравнивать,
анализировать,
обобщать,
устанавливать
простейшие причинно-следственные связи и др.); стимулирует развитие любознательности.
Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в
окружающем мире.
Программа способствует решению следующих задач :
- знакомить
детей
с
предметами
ближайшего
окружения,
их
функциями
и
назначением.
- учить определять цвет, величину, форму, вес предметов; расположение их по
отношению к ребенку.
- знакомить со свойствами материалов, со структурой поверхности.
- учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы.
- совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского
сада.
- учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого,
желтого и красного сигналов светофора.
- учить детей называть родной город.
- знакомить с человеком труда, обращать внимание на личностные качества и
трудовые действия, их результат.
- учить беречь то, что сделано людьми.
Новизна
данной
рабочей
программы
заключается
в
том,
что
в
нее
включены
алгоритмические игры, игры-занятия, дидактические игры,
использование игровых модулей,
использование
многофункциональных
сенсомоторных
пособий.
Соответствие
осваиваемого
содержания возрастным и индивидуальным возможностям детей, ориентированным на зону их
ближайшего развития.
Реализация национально – регионального компонента представлена следующими
темами: «Хорошо у нас в саду», «Деревянный брусочек», «Мой родной город», Как мы с
Фунтиком возили песок» - знакомство с особенностями климатических условий на Крайнем
Севере.
Психолого-педагогическая характеристика детей 3-4 лет
В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных
психических процессов внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и
потребность
в
эмоциональном
комфорте.
Однако
ведущим
типом
общения
становится
ситуативно-деловое.
Взаимодействие
с
3-4
летними
детьми
осложнено
тем,
что
они
проходят
через
возрастной кризис 3 лет - кризис становления воли, кризис «Я сам!».
Формы работы с данной возрастной категорией воспитанников ориентированы на
возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.
Мышление детей носит наглядно -образный характер.
К концу третьего года жизни у
детей появляются зачатки нагляднообразного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой
деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как
оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на
заданную
тему.
Увеличивается
устойчивость
внимания.
Ребенку
оказывается
доступной
сосредоточенная деятельность в течение 10-15 минут. Он способен удерживать в памяти при
выполнении каких-либо действий несложное условие.
От манипулирования объектами реб
ѐ
нок 3-4 лет способен перейти к манипулированию
представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена
на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он позна
ѐ
т
то, что видит перед собой в сию минуту.
Речь 3-4 реб
ѐ
нка находится в стадии становления. Реб
ѐ
нок позна
ѐ
т мир,
непосредственно окружающий его в данный момент.
Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их,
ломать) и к окружающим людям .Это один из этапов исследовательской деятельности ребенка .
Конструктивная
деятельность
в
младшем
дошкольном
возрасте
ограничена
возведением
несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от
использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным
эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного
возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов,
способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы
детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении
всего дошкольного учреждения.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что
позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по
форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Игра является основной деятельностью для познания мира. Главной особенностью
игры
ребенка
3-4
лет
является
ее
условность:
выполнение
одних
действий
с
одними
предметами
предполагает
их
отнесенность
к
другим
действиям
с
другими
предметами.
Основным
содержанием
игры
младших
дошкольников
являются
действия
с
игрушками
и
предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ог-
раничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с
правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться самооценка, при этом дети
в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их
половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Особенности образовательного процесса
Программа
предусматривает
следующие
способы
познания:
зрительный,
слуховой,
осязательный анализ; обследование; сравнение предметов; классификация предметов.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью
целей
образования
при
переходе
от
одной
возрастной
группы
к
другой,
интеграцией
образовательных областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников. В
рабочей программе также заложены особенности образовательного процесса, предусмотренного
стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций. Вся деятельность проходит в игровой форме.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие»
По задачам и содержанию психолого-
педагогической работы
По
средствам организации и оптимизации
образовательного процесса
-
«Социально
–
коммуникативное
развитие» - развитие свободного общения
с
взрослыми
и
детьми
по
поводу
прочитанного,
практическое
овладение
нормами русской речи.
-
«Художественно
–
эстетическое
развитие»
-
использование
музыкальных
произведений
как
средства обогащения образовательного процесса,
у с и л е н и я
эм о ц и о н а л ь н о го
в о с п р и я т и я
художественных произведений.
-
использование
средств
продуктивных
видов
деятельности
для
обогащения
содержания
области «Познавательное развитие», закрепления
результатов
восприятия
художе ственных
произведений.
Формы организации образовательного процесса
Задачи и
содержание работы
Формы работы
Формы организации
детей
Непосредственно образовательная деятельность
Ознакомление с
предметным и
социальным
окружением
Алгоритмические игры, игры-занятия,
дидактические игры, сюжетно-ролевые
игры, рассматривание, наблюдение, игра-
экспериментирование, беседа.
Групповая
Содержание рабочей программы
№
Тема
Программное содержание
1
Вводное занятие.
Беседа о ТБ и ПДД.
«Транспорт»
Учить детей определять и различать транспорт , виды
транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина,
строение, функции и т.д.).
2
«Мебель»
Педагогическая
диагностика
(входящая)
Учить детей определять и различать мебель, виды мебели,
выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма,
величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы
по признакам.
3
«Папа, мама, я –
семья»
Формировать первоначальные представления о семье.
Воспитывать у ребёнка интерес к собственному имени.
4
«Одежда»
Учить детей определять и называть основные признаки
предметов.
5
«Одежда»
Упражнять детей в умении определять и различать одежду,
выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма,
строение, величина); группировать предметы по признакам.
6
«Чудесный мешочек»
Дать детям понять о том, что одни предметы сделаны руками
человека, другие созданы природой.
7
«Кто в домике
живёт?»
Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание
на черты их характера, особенности поведения. Учить
правилам безопасного поведения в быту
8
«Отгадай предмет»
Упражнять в назывании основных признаков предметов.
9
«Помогите Незнайке»
Побуждать детей определять, различать и описывать предметы
природного и рукотворного мира.
10
«Теремок»
Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его
поверхности.
11
«Варвара-краса,
длинная коса»
Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что
мама проявляет заботу о своей семье, о своём любимом
ребёнке; мама умеет всё - девочкам заплетает косички,
завязывает красивые бантики, мальчикам делает модельные
стрижки, причёсывает; мама трудолюбивая, аккуратная –
следит за волосами детей, моет их, вытирает, расчёсывает –
она парикмахер в своём доме. Формировать уважение к маме.
12
«Гирлянда»
Познакомить детей с бумагой, привлекать к творческой
деятельности, развивать мелкую моторику. Учить безопасному
обращению бумагой и клеем.
13
«Найди предметы
рукотворного мира»
Побуждать детей определять, различать и описывать предметы
природного и рукотворного мира.
14
«Хорошо у нас в
детском саду»
Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях
дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное
отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.
Учить правилам поведения в детском саду.
15
«Наш зайчонок
заболел»
Беседа о ТБ с
лекарствами
Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о
своей семье, о своём любимом ребёнке; мама умеет
осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять
температуру ставить горчичники и т.д. – она доктор и
медсестра в своём доме. Формировать уважение к маме.
16
«Утята»
Закреплять знание детей о бумаге и ткани, их свойствах и
качествах. Учить устанавливать отношение между материалом,
из которого изготовлен предмет и способом использования
предмета.
17
«Деревянный
брусочек»
Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твёрдое,
не ломается, не тонет); учить выделять признаки дерева.
18
«Приключение в
комнате»
Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается,
моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными
растениями, вытирает пыль, стирает и гладит бельё).
Воспитывать уважение к маме, желание помогать ей.
19
«Радио»
Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на
алгоритм (условные символы: материал, назначение,
составные части, принадлежность к природному или
рукотворному миру), определять обобщающее слово для
группы предметов.
20
«Самолетик»
Закреплять знание детей о бумаге и ткани, их свойствах и
качествах. Учить устанавливать отношение между материалом,
из которого изготовлен предмет и способом использования
предмета.
21
«Смешной рисунок»
Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой её
поверхности.
22
«Мой родной город»
Учить детей называть родной город (посёлок). Дать
элементарные представления о родном городе (посёлке).
Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц,
много этажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к
родному городу. Закрепить правила ПДД.
23
«Вот какая мама,
золотая прямо!»
Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать
их деловые качества. Воспитывать уважение к маме и бабушке,
желание рассказывать о них.
24
«В гостях у Красной
Шапочки»
Закреплять знания о свойствах материалов, структуре их
поверхности, совершенствовать умения различать материалы,
производить с ними различные действия.
25
«Золотая мама»
Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой её
поверхности.
26
«Как мы с фунтиком
возили
песок»
Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о
своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз,
людей – он шофёр в своём доме. Формировать уважение к
папе.
27
«Что мы делаем в
детском
саду»
Продолжать знакомить детей с трудом работников
дошкольного учреждения – воспитателей; учить называть
воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы».
Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.
28
«Няня пылесосит»
Обратить внимание на наиболее характерные трудовые
операции и результат труда помощника воспитателя,
воспитывать уважение к человеку труда.
29
«Тарелочка из глины»
Знакомить детей со свойствами глины, со структурой её
поверхности.
30
«Няня моет посуду»
Продолжать знакомить детей с трудом работников
дошкольного учреждения – помощником воспитателей; учить
называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»;
показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение
к помощнику воспитателя, к его труду.
31
«Что лучше: бумага
или ткань?»
Закреплять знание детей о бумаге и ткани, их свойствах и
качествах. Учить устанавливать отношение между материалом,
из которого изготовлен предмет и способом использования
предмета.
32
«Путешествие по
группе»
Беседа о ПДД.
Обобщать знания о труде помощника воспитателя, учить
выделять результат труда в каждом из трудовых процессов и
осознавать его значимость.
33
«Подарки для
медвежонка»
Закреплять знания детей о свойствах материалов, структуре их
поверхности; совершенствовать умение различать материалы,
производить с ними разные действия.
34
«Подарок для
крокодила Гены»
Познакомить детей с трудом повара, показать важность
положительного отношения взрослого к своей работе.
Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.
35
Презентация. «Опиши
предмет»
Итоговое занятие
Совершенствовать умение детей выделять существенные
признаки предметов, устанавливать элементарные причинно –
следственные связи между предметами.
36
«Наш трудолюбивый
дворник»
Педагогическая
диагностика
(итоговая)
Познакомить с трудовой деятельностью дворника, показать
значимость труда, направленного на поддержание чистоты и
порядка, воспитывать желание поддерживать чистоту, помогать
взрослым. Закрепить правила безопасного труда.
Тематический план
№
Раздел
Количество НОД
В том числе практическая
деятельность
1
Предметное окружение
20
20
2
Явления окружающей
16
16
жизни
Итого:
36
36
Основные требования к уровню подготовки детей второй младшей группы
Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза
в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. В результате
обучения в НОД по образовательной области «Познавательное развитие» формируется конечная
система знаний:
К концу года дети должны:
знать:
- знать, что предметы сделаны руками человека.
- знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться ко взрослым,
которые заботятся о них.
иметь представление:
-
о
ближайшем
окружении:
без
труда
называть
часто
встречающиеся
предметы, объяснять их функции и назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет,
форма, материал), называть их.
уметь:
-
уметь рассказывать о личностных и деловых качествах родителей.
Способы проверки обученности воспитанников
Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза
в
год
(сентябрь,
май)
в
целях
дальнейшего
планирования
педагогических
действий.
Это
обеспечивает возможность оценки динами и достижений детей, сбалансированность методов,
не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Критерии педагогической диагностики
1. Уровень знаний о ближайшем окружении.
Игра «Четвертый лишний».
Материал: предметные картинки с изображением различных предметов.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель
раскладывает
предметные
картинки
по
принципу
«Четвертый
лишний»,
просит ребенка найти лишнюю картинку и объяснить почему.
Критерии оценки
1 балл - ребенок затрудняется в определении четвертого лишнего.
2 балла - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет, но объяснить, почему он
лишний, может только с помощью наводящих вопросов воспитателя, пользуется ситуативной
речью, жестами.
3 балла - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет и объясняет, почему он
лишний (объясняет функции, назначение предметов, выделяет признаки и называет их (цвет,
форма, материал).
2.
Уровень
сформированности
умений
устанавливать
простейшие
связи
между
воспринимаемыми предметами и явлениями.
Дидактическая игра «Помоги Незнайке».
Материал:
два
конверта
с
символами
«человек»,
«бабочка»,
предметные
картинки
с
изображением природы и предметов; сделанных руками человека (солнце, облако, дерево, река,
птичка; стул, кукла, кастрюля, шапка, сапоги, платье и др.).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку поиграть. Поясняет, что в конверт, где изображен человек,
нужно сложить картинки предметов, сделанных руками человека, а в конверт с изображением
бабочки сложить картинки с изображением природы.
Дидактическая игра «Разложи картинки».
Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви
(по 4-5 шт.).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д .
- А теперь скажи, из чего сшито платье?
- Из бумаги, дерева или ткани?
- А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.
Критерии оценки
1
балл
-
ребенок
затрудняется
группировать
и
классифицировать
хорошо
знакомые
предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя.
2 балла - ребенок выполнил задания с незначительной помощью воспитателя. Группирует
и классифицирует хорошо знакомые предметы.
3 балла - ребенок легко справляется с заданиями, правильно обосновывает свои действия.
Знает материалы, из которых сделаны предметы (дерево, ткань, бумага). Делает простейшие
обобщения.
3. Уровень знаний о явлениях общественной жизни.
Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».
Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь,
сын).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Посмотри внимательно на эту картинку.
- Как ты думаешь, кто здесь нарисован?
- Что делает бабушка?
-Дедушка?
- Остальные?
- Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?
- С кем ты живешь?
Беседа по вопросам.
- Попробуй вспомнить название города, в котором ты живешь.
- Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)?
- Ты благодаришь родителей за интересные прогулки?
И т.п.
Критерии педагогической оценки
1 балл - перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется
назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города, села, деревни.
2 балла - ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы,
пользуется ситуативной речью. Знает название города, села, деревни.
3 балла - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название своего города, села, деревни,
с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.
Показатели достижений ребенка при ознакомлении с предметным и социальным
окружением
образовательной области «Познавательно развитие» во второй младшей группе
Группа ___________________ Дата
проведения диагностики:________________20___г.
Ф. И. ребенка
Знания о ближайшем
окружении
Сформированность умений устанавливать
простейшие связи между
воспринимаемыми предметами и
явлениями
Знаний о явлениях
общественной
жизни
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Кто проводил: воспитатель _____________________ /_________________/, воспитатель
_________________/____________
Вывод:____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________
Средства обучения
Учебно-наглядные пособия:
-
плакаты;
-
фотографии;
-
открытки;
-
иллюстрации.
Литература:
Для педагогов
Методическая литература:
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа.
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с.
Художественная литература:
- Б.Житкова «Что я видел», «На льдине»
- С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Для воспитанников
Художественная литература:
- К. Осеева «Три товарища»
- Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком»
- М. Фомина «Подруги»
- Б. Житкова «Красный командир»
- А. Барто «На заставе»
Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и социальным
окружением» образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группе
Дата
№
Тема
Программное
содержание
Материал
Компонент
ДОУ
НРК
по
плану
по
факту
Сентябрь
03.
09.
1.
Вводное занятие.
Беседа о ТБ и ПДД.
Учить детей определять и
различать транспорт , виды
Картинки с изображением
самолёта, автомобиля,
Ф/м «У нас
славная
Д\И «Транспорт
нашего города»
10
.0
2
«Мебель»
Учить детей определять и
Посылочный ящик, предметы
Ф/м «В
17.0
9.15
3
«Папа, мама, я –
семья»
Формировать первоначальные
представления о семье.
Кукла Катя, фотоальбом с
семейными фотографиями
Ф/м «Дети
утром рано
24.0
9.15
4
«Одежда»
Учить детей определять и
называть основные признаки
Посылочный ящик, предметы
кукольной одежды, муляжи
Ф/м «Мы по
улице
Рассматривание
куклы-ханта в
Октябрь
01.
5
«Одежда»
Упражнять детей в умении
определять и различать одежду,
Посылочный ящик, предметы
кукольной одежды (рубашка,
Ф/м «Едем,
едем, долго
Рассматривание
куклы-ханта в
08.1
0.15
6
«Чудесный
мешочек»
Дать детям понять о том, что
одни предметы сделаны руками
Мешок с предметами:
кукольной посудой (кастрюля,
Ф/м «У нас
славная
15.1
0.15
7
«Отгадай предмет»
Упражнять в назывании
основных признаков
кукла Катя, кукольная комната,
мебель, посуда, муляжи
Ф/м «Мелкие
шажки-раз-
Рассматривание
картинок с
22.1
0.15
8
«Кто в домике
живёт?»
Учить детей запоминать имена
товарищей, обращать внимание
. Домик, кукла Катя.
Ф/м «Дети
утром рано
29.10.15.
9
«Помогите
Незнайке»
Побуждать детей определять,
различать и описывать
предметы природного и
рукотворного мира.
Картинки с изображением
цветов (одуванчик, ромашках,
роза, колокольчик, ландыш),
предметов одежды (пальто,
платье, рубашка, юбка, шуба),
один большой конверт, два
маленьких конверта с
условными символами:
«рукотворный мир» - человек и
«природный мир» - дерево).
Ф/м «У нас
славная
осанка»
Ноябрь
05.1
1.15
10
«Теремок»
Знакомить детей со свойствами
дерева, со структурой его
Деревянные брусочки.
Ф/м «Едем,
едем, долго
Рассматривание
картинок с
12.1
1.15
11
«Варвара-краса,
длинная коса»
Знакомить детей с трудом
мамы, дать представление о
Предметы для ухода за
волосами; три сумочки: в
Ф/м «Мелкие
шажки-раз-
19.1
1.15
12
«Гирлянда»
Познакомить детей с бумагой,
привлекать к творческой
Заготовки для гирланды,
краски, карандаши, клей,
Ф/м «У нас
славная
26.11.15.
13
«Найди предметы
рукотворного
мира»
Побуждать детей определять,
различать и описывать
предметы природного и
рукотворного мира.
Две маленькие коробочки с
условными символами
«рукотворный мир» и
«природный мир»; большая
коробка, в которой лежат
картинки с изображением
посуды (кувшин, сковородка,
тарелка, кружка, ложка, вилка)
и животных (белка, ёж, заяц,
кошка, собака).
Ф/м «Дети
утром рано
встали»
Рассматривание
национального
узора на
хантейской
одежде
Декабрь
03.1
2.15
14
«Хорошо у нас в
детском саду»
Учить детей ориентироваться в
некоторых помещениях
Письмо с приглашением на
экскурсию по детскому саду.
Ф/м «Мелкие
шажки-раз-
10.1
2.15
15
«Наш зайчонок
заболел»
Дать детям представление о
том, что мама проявляет заботу
Сумка доктора Айболита с
предметами (градусник,
Ф/м «Едем,
едем, долго
Рассматривание
иллюстраций
17.1
2.15
16
«Утята»
Закреплять знание детей о
бумаге и ткани, их свойствах и
Бумажные утята и утята из
ткани, таз с водой.
Ф/м «У нас
славная
24.12.16.
17
«Деревянный
брусочек»
Познакомить детей с
некоторыми свойствами дерева
(твёрдое, не ломается, не
тонет); учить выделять
признаки дерева.
Кукла, деревянные брусочки
(по количеству детей),
предметы, сделанные из дерева
(ложка, карандаш, матрёшка,
стул); ёмкость с водой.
Ф/м «Мелкие
шажки-раз-
два-три»
Январь
21.0
1.16
18
«Приключение в
комнате»
Продолжать знакомить детей с
трудом мамы дома (убирается,
«Живая картина» - «комната»
(или фланелеграф) с
Ф/м «Дети
утром рано
28.0
1.16
19
«Радио»
Побуждать детей составлять
рассказы о предмете с опорой
Микрофон; предметные
картинки (яблоко, ботинок,
Ф/м «У нас
славная
Февраль
04.0
2.16
20
«Самолетик»
Закреплять знание детей о
бумаге и ткани, их свойствах и
Листы бумаги, ткань,
карандаши, краски, кисти.
Ф/м «Едем,
едем, долго
Беседа «Из чего
изготавливают
11.02
21
«Смешной
рисунок»
Знакомить детей со свойствами
бумаги, со структурой её
Чистые листы бумаги, краски,
карандаши, кисти.
Ф/м «Мелкие
шажки-раз-
поверхности.
два-три»
18.02.16.
22
«Мой родной
город»
Учить детей называть родной
город (посёлок). Дать
элементарные представления о
родном городе (посёлке).
Подвести детей к пониманию
того, что в городе много улиц,
много этажных домов, разных
машин. Воспитывать любовь к
родному городу. Закрепить
ПДД в городе.
Фотографии домов, в которых
живут дети, здание детского
сада иллюстрации с
изображением различных
домов (деревянные ,
кирпичные),улиц, деревьев,
машин; письмо от Незнайки.
Ф/м «Дети
утром рано
встали»
Рассматривание
иллюстраций с
изображением
улиц нашего
города
Март
25.0
2.16
23
«Вот какая мама,
золотая прямо!»
Продолжать знакомить детей с
трудом мам и бабушек,
Кукла Катя, вязаные шапочка и
шарфик, кукла в новом платье,
Ф/м «Едем,
едем, долго
03.0
3.16
24
«В гостях у
Красной Шапочки»
Закреплять знания о свойствах
материалов, структуре их
Карточки, на которых
нарисованы предметы из
Ф/м «Мелкие
шажки-раз-
Беседа «Из чего
изготавливают
10.0
3.16
25
«Золотая мама»
Знакомить детей со свойствами
ткани, со структурой её
Кукла Катя, одежда для куклы
(белая сорочка, чулочки,
Ф/м «У нас
славная
17.03.16.
26
«Как мы с
фунтиком возили
песок»
Дать детям представление о
том, что папа проявляет заботу
о своей семье; папа умеет
управлять машиной,
перевозить груз, людей – он
шофёр в своём доме.
Формировать уважение к папе.
Закрепить правила ПДД
Игрушечные машины, кукла
Фунтик, картинка с шофёром и
машиной, отцов и дедушек
ребят.
Ф/м «Мелкие
шажки-раз-
два-три»
Рассматривание
иллюстраций
«Транспорт
нашего города»
24.0
3.16
27
«Что мы делаем в
детском
Продолжать знакомить детей с
трудом работников
Колобок (игрушка),
фотографии детей группы,
Ф/м «Дети
утром рано
Апрель
31.0
3.16
28
«Няня пылесосит»
Обратить внимание на
наиболее характерные
Предметы-помощники в труде
няни.
Ф/м «Едем,
едем, долго
07.04.1
29
«Тарелочка из
глины»
Знакомить детей со свойствами
глины, со структурой её
поверхности.
Сухая глина, ёмкость для
замешивания, песок, глиняная
посуда.
Ф/м «Едем,
едем, долго
едем»
14.0
4.16
30
«Няня моет
посуду»
Продолжать знакомить детей с
трудом работников
Кукла Катя, фотографии.
Ф/м «У нас
славная
21.0
4.16
31
«Что лучше: бумага
или ткань?»
Закреплять знание детей о
бумаге и ткани, их свойствах и
Кукла Даша, сделанная из
ткани; кукла Маша, сделанная
Ф/м «Мелкие
шажки-раз-
Рассматривание
куклы в
28.0
4.16
32
«Путешествие по
группе»
Обобщать знания о труде
помощника воспитателя, учить
Предметы-помощники в труде
няни., картинки, на которых
Ф/м «Дети
утром рано
Май
05.05.16.
33
«Подарки для
медвежонка»
Закреплять знания детей о
свойствах материалов,
структуре их поверхности;
совершенствовать умение
различать материалы,
производить с ними разные
действия.
Медвежонок (игрушка), столик
из бумаги, столик из дерева,
одежда для медвежонка.
Ф/м «Едим,
едим, долго
едим»
Продолжать
знакомить детей
с животным
миром Севера.
12.0
5.16
34
«Подарок для
крокодила Гены»
Познакомить детей с трудом
повара, показать важность
Мука, дрожжи, сахар, молоко,
картофельная начинка для
Ф/м «Дети
утром рано
19.0
5.16
35
Презентация.
«Опиши предмет»
Совершенствовать умение
детей выделять существенные
Алгоритм описания предмета:
принадлежность к природному
Ф/м «Едим,
едим, долго
26.0
5.16
36
«Наш
трудолюбивый
Познакомить с трудовой
деятельностью дворника,
Ф/м «Мелкие
шажки-раз-