Автор: Красикова Ирина Борисовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7 имени П.А.Рубанова"
Населённый пункт: Город Черногорск Республика Хакасия
Наименование материала: воспитательная программа гражданско-патриотического воспитания
Тема: Программа гражданско-патриотического воспитания "Истоки и судьбы"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Петра Акимовича Рубанова»
г.Черногорска
Республики Хакасия
«Истоки и Судьбы»
Программа гражданско - патриотического воспитания учащихся
на 2016-2020 год
(« Где родился - там и пригодился!»)
Автор:
куратор по воспитательной работе,
учитель математики
И.Б.Красикова
Структура программы
Пояснительная записка 3 стр.
Раздел I. Информационная справка. 4 стр.
Раздел II. Аналитический модуль программы. 5 стр.
Раздел III. Целеполагающий модуль программы. 9 стр.
Раздел IV. Проектный модуль программы 10 стр.
Раздел V. Этапы реализации программы 11 стр.
Раздел VI. Приложения ( результаты анкетирования) 15 стр.
2
Пояснительная записка.
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся
МБОУ
«СОШ
№7
имени
П.А.Рубанова»
г.Черногорска
Республики
Хакасия
разработана
в
соответствии
с
ФЗ
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
Постановление
Правительства
РФ
от
30
декабря
2015г.
№1493
«О
государственной
программе
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации
на
2016-2020
годы»,
Типовым
положением
об
общеобразовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения, на основе
Программы развития МБОУ «СОШ № 7имени П.А.Рубанова» на 2016-2020 годы, а
также на основе выявленных при анализе УВП за 2015-2016 учебный год проблем,
пожеланий наших социальных заказчиков (т.е. родителей).
Нормативно- правовая база программы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Концепция патриотического воспитания граждан РФ.
5.
Постановление
Правительства
РФ
от
30
декабря
2015г.
№1493
«О
государственной
программе
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации на 2016-2020 годы»
Программа прошла обсуждение на педагогическом совете и утверждена Советом
школы, протокол №1 от 19.09 16.
Срок реализации программы: сентябрь 2016- май 2020 года.
Исполнители Программы: педагогический коллектив, обучающиеся, родители,
выпускники.
Контроль за реализацией Программы осуществляет методический отдел ГУО,
Совет школы, Педагогический Совет, администрация школы.
Этапы реализации программы:
I- подготовительный (2015-2016):
анализ ситуации, постановка проблемы, разработка программы, направленной на
её решение;
II-экспериментальный (2016-2018):
организация деятельности, направленной на выполнение задач, поставленных в
программе;
III-аналитико - прогностический (2018-2020):
анализ результатов деятельности и определение перспектив
развития программы с учетом требований времени.
3
Информационная справка.
Школа является одним из старейших образовательных учреждений города (год основания
1934). У школы славная история. Первыми выпускниками были учащиеся, окончившие
школу в1936году, а выпускники 1941года вместе с директором, Фотековым Б.Е, ушли на
фронт. Фотеков Б.Е.погиб в 1942 году,
В 1941году в школе был размещен госпиталь, а затем, когда госпиталь был перемещен
ближе к фронту, была открыта Бирмская летная школа,
она готовила летчиков-истребителей .
После Великой Отечественной войны в школе возобновились занятия.
Пришло новое поколение учителей: Дурманова Н.С., Сиротинины А.П.и А.М.,
Костромина З.П., Кузнецова К.Н.
С1982года в школе был основан музей «Истоки и судьбы», в котором собран уникальный
материал о военном периоде школы , её выпускниках и учителях.
Учебное заведение, сделавшее более 70 выпусков, пользуется авторитетом в социуме и
городе, конкурентоспособно в оказании образовательных услуг учащимся 5-11 классов.
В школе укомплектовано 14 классов, в которых обучается 340 учащихся, требования
наполняемости классов – 25 учащихсяШкола работает в две смены, в режиме 6-дневной
рабочей недели.
Структура классов: II ступень (основное образование), III ступень (среднее образование).
В школе нет классов I ступени (начальное образование),
5 классы комплектуются на основе учащихся начальной школы № 3 г.Черногорска.
В школе работает психолог, социальный педагог, медицинский работник.
К услугам учащихся – библиотека с фондом более 26 800 томов, около 100% учащихся
получили учебники из фонда школьной библиотеки.
С целью овладения учащимися информационно-коммуникативными технологиями
оборудован компьютерный класс с доступом в Интернет.
В учреждении есть пришкольный участок и озелененный двор. На пришкольном участке
оборудована спортивная площадка с футбольным полем.
В школе работает 21 преподаватель, из них 9 – выпускники нашей школы. Коллектив
стабильный, творческий, дорожит школой и ее традициями.
4
Аналитическое и прогностическое обоснование Программы.
«Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан!»
А.Н.Некрасов
«События
последнего
времени
подтвердили,
что
экономическая
дезинтеграция,
социальная
дифференциация
общества,
девальвация
духовных
ценностей
оказали
негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных
групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры,
искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все
более
заметной
постепенная
утрата
нашим
обществом
традиционно
российского
патриотического
сознания.
Объективные
и
субъективные
процессы
существенно
обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм.
Во
многом
утрачено
истинное
значение
и
понимание
интернационализма.
В
общественном
сознании
получили
широкое
распространение
равнодушие,
эгоизм,
индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к
государству
и
социальным
институтам.
Проявляется
устойчивая
тенденция
падения
престижа военной и государственной службы».
Разработка Программмы, ориентированной в воспитательном плане на усиление
гражданско - патриотического воспитания, создание атмосферы эмоционального
комфорта и условий для самовыражения, самопознания и саморазвития, связана как с
состоянием российского общества в целом, так и с конкретной социальной обстановкой в
городе и микрорайоне.
Проблема заключается в увеличении количества неполных семей, категории
неблагополучных семей, ростом числа безработных, расслоением общества по
социальному положению, и как следствие - падение значения общечеловеческих
нравственных ценностей в глазах детей и рост подростковой преступности.
Удаленность от центра города, основных спортивных сооружений и центров детского
творчества негативно сказывается на занятости детей в свободное от учебы время.
Довольно сложной является и социальная структура семей.
Из 304 обучающихся на начало года детей воспитываются
- в неполных семьях – 100 ,
- неблагополучных -10 ,
- в многодетных -34 ,
- состоят на учете в ОДН –12.
Такой
родительский
состав,
когда
в
равной
степени
представлены
различные
социальные
группы,
определяет
построение
воспитательного
процесса,
при
котором
всех
учащихся
будет
объединять
общее
начало
и
при
этом
удовлетворены интересы каждого.
Такими объединяющими факторами для нашей школы являются:
-историческое прошлое школы, в здании которой во время Великой Отечественной
войны располагался госпиталь, а затем Бирмское летное училище;
-преемственность поколений: родители многих учащихся – выпускники нашей
школы;
-гордость за выпускников, прославивших школу, в том числе работников сферы
образования и конкретно - учителей нашей школы.
5
В мае 2015 года среди учащихся была проведена анкета с целью выявления
сформированности гражданско-патриотического сознания.
В ходе анкетирования было опрошено 340 учащихся 5 – 11 классов (анкета
прилагается).
Результаты анкетирования показали, что понятие гражданственности , предполагающее
освоение и реализацию учеником своих прав и обязанностей по отношению к себе самому,
своей семьи, , к коллективу, к родному краю , Отечеству, планете Земля , сформировано
лишь у 45- 50% учащихся.
Тогда и родились мысли о необходимости усиления и расширения системы гражданско
- патриотического воспитания в школе.
Этот процесс должен быть системным и учитывающим, что при формировании
гражданской позиции школьника главным является создание условий для его
самопознания и самореализации.
И такие условия в школе есть, доказательством является активное участие детей и
педагогов в различных городских, республиканских и российских конкурсах. Приведем
лишь некоторые достижения за последние годы.
В нашем коллективе 75 % учителей – классные руководители, все они работают по
целевым воспитательным программам, учитывающим возрастные особенности
учащихся и ориентированными на развитие личностных качеств ребенка.
Выбор соответствующей программы определяется составом класса, уровнем развития
и социальной зрелости большей части учащихся.
Реализация, корректировка и переход к следующим программам связан с развитием
личности ребенка и разными потребностями в разные возрастные периоды.
Вся воспитательная работа в школе идет по следующим направлениям:
- « Гражданско - правовое воспитание»;
-
« Традиции школы»;
-
« Самоуправление»;
-
«Досуг».
Гражданско - правовое воспитание реализуется через:
-систему классных часов, на которые приглашаются работники прокуратуры, ОДН,
выпускники ВУЗов МВД;
-родительские собрания;
-участие в городской декаде «Подросток»;
-индивидуальную работу соц. педагога и психолога;
-совместные рейдовые мероприятия с участковым;
-работу клуба «Юный правовед».
Традиции школы осуществляются через организацию исследовательско
-поисковой работы и систему коллективных творческих дел (КТД).
В поисковой работе, которая посвящается различным знаменательным датам,
принимает участие от 90% до 100% учащихся и родителей.
Традиционные праздники, дни, декады;
- «День здоровья», проводимый в форме эстафеты классов по разным этапам, где
старшеклассники выступают в роли судей;
6
- Прием 5-х классов в детскую организацию «Союз мальчишек и девченок»
- «Осенняя ярмарка», средства от которой идут на нужды школы;
- «День учителя», на который приглашаются ветераны педагогического труда и
проводится день дублера;
- «Цветущая клумба», дизайн- проект, позволяющий каждому классу проявить
творчество в оформлении своей клумбы на пришкольном участке. Важно не столько
говорить о прекрасном, сколько совместно с детьми идти по дороге прекрасного.
Проект дает возможность научить ребенка делать что-либо предметно-осязаемое от
начала до конца, а закрепление одной клумбы за старшими и младшими устанавливает
связь между учащимися разных возрастных групп;
- «Подарок другу», поздравление детей – инвалидов, ветеранов ВОВ нашего
микрорайона с Новым годом;
- «Желтый лист» уборка территории школы и улицы;
- «Чистюли» еженедельные генеральные уборки кабинетов;
- «День защитника Отечества», в котором участвуют команды учащихся, учителей и
представителей воинской части;
- «День Победы» с участием отряда старшеклассников в городском параде и
возложением венков к памятнику погибшим воинам;
-Общешкольные линейки, где:
озвучиваем фамилии учащихся, победителей городских, республиканских
соревнований, конкурсов, соревнований;
чтим память погибших воинов, детей Беслана;
поднимаем общешкольные проблемы и т.д.
- декада «Светофор» - изучаются правила дорожного движения; отрядом ЮИД
патрулируются перекрестки, проводятся викторины , конкурсы и т.д.;
- декада «Подросток» - профилактическая работа по предупреждению правонарушений;
- декада « За здоровый образ жизни»- проводятся мероприятия по профилактике
социально - обусловленных заболеваний.
Сложившаяся система КТД позволяет каждому ребенку испытать чувство радости,
восторга, желание побеждать, делать что-либо в дружно коллективе и обеспечивает
психологический комфорт.
«Самоуправление»
Позитивному вхождению растущих граждан России в противоречивое современное
общество во многом способствует деятельность детских общественных объединений. В
школе действуют:
-
детская организация «Союз мальчишек и девченок, объединяющая учащихся 5-11
классов;
«Досуг»
В сфере дополнительного образования учащиеся имеют возможность развивать свои
творческие способности в различных направлениях по следующим личностно -
разработанным программам: «Столярное дело», «Волейбольная команда», «Бусинка»,
«Истоки и судьбы», «Допризывник», «Юный правовед». Западающим звеном здесь
остается организация работы кружков и секций в вечернее время.
7
Цель программы:
Совершенствование
системы
гражданско-патриотического
воспитания
учащихся
через
интеграцию
образовательной,
внеклассной
и
профориенационной
деятельности.
Ожидаемый результат.
Повышение
авторитета
школы
у
учащихся,
родителей
и
жителей
микрорайона,
создание
в
школе
и
в
окружающей
школу среде обстановки
толерантности и
уважительности.
Задачи:
-сформировать у учащихся правовую культуру, умение свободно и ответственно
самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
-сформировать у каждого учащегося высокую нравственную и активную гражданскую
позиции, готовность к позитивной личностной и профессиональной самореализации;
-воспитывать чувство принадлежности и уважения к истории своего города, школы, семьи
через деятельность школьного музея «Истоки и судьбы»;
-воспитывать уважение к национальной культуре, языку, традициям и обычаям своей
малой родины и всей страны;
-расширить профориентационную работу по пропаганде военных специальностей.
Проектный модуль программы.
«О, чувство благородное, чувство освящённое!
Обладай вечно сердцами россиян!..»
Ф.Н. Глинка
При планировании работы и выборе методов и приёмов её организации необходимо дать
определения основным понятиям.
« Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная
деятельность педагогов по формированию у учащихся высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского
долга. Результатом этой деятельности является:
-создание единого воспитательного пространства, главной ценностью которого
является личность каждого ребенка;
-формирование у учащихся нового сознания, ориентированного на умение при
любых неблагоприятных условиях и при любых ситуациях сохранять уважение друг к
другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого
является политическое, правовое, нравственное образование, реализуемое посредством
8
организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также
демократического уклада школьной жизни.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое
воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "0 воинской обязанности и
военной службе"».
В соответствие с данными определениями для решения поставленных задач
предполагается задействовать все структуры образовательного учреждения,
координирующим центром деятельности которых будет школьный музей «Истоки и
судьбы».
У
роки Дополнительное образование Внеклассная деятельность
Элективные курсы Самоуправление Профориентация
гражданско – патриотическое
воспитание
«Истоки и судьбы»
9
Реализация программы будет идти по нескольким направлениям, связанным между собой
логикой формирования гражданина России.
Направления:
Задачи:
Предполагаемый результат
деятельности
Возможные риски
1.«Я и Я» -
формирование
гражданского
отношения к
себе.
- воспитывать культуру
поведения,
ответственность и
исполнительность,
точность при
соблюдении правил
поведения в школе,
дома, в общественных
местах;
-формировать
потребность к
самообразованию,
воспитанию своих
моральных качеств.
высокий уровень
самосознания,
самодисциплина,
понимание учащимися
ценности человеческой
жизни, справедливости,
бескорыстия, уважения
человеческого
достоинства, милосердие,
доброжелательность,
способность к
сопереживанию.
Более настойчиво
навязываемые
телевидением,
родителями такие
«ценностные» понятия,
как представление о
том, « цель
оправдывает средства»
и для её достижения
можно шагать по
головам могут свести
все усилия коллектива
к минимальному
результату.
2.«Я и семья» -
формирование
гражданского
отношения к
семье, роду.
- формировать
уважение к членам
семьи;
- воспитывать
семьянина, любящего
своих родителей;
будущих детей.
сформированность
представлений о том, что:
- настоящий сын и дочь
берегут покой членов
семьи, готовы помочь
старшим в работе по дому,
не создают конфликтов,
умеют держать данное
слово, заботятся о своей
семье;
- настоящий мужчина
обладает умом,
решительностью,
смелостью,
благородством,
- настоящая женщина
отличается добротой,
пониманием к людям,
любовью к детям,
умением прощать.
навязываемые СМИ
представления о том,
«что жизнь одна, надо
попробовать как можно
больше, никто никому
ничего не должен…» и
отсутствие реального
примера отношений
между мужчиной и
женщиной в семьях с
одним родителем
будут представлять
серьезные трудности в
решении поставленных
задач.
10
3.«Я и школа» -
формирование
гражданского
отношения к
родной школе.
- формировать у детей
осознание
принадлежности к
школьному коллективу,
стремление к
сочетанию личных и
общественных
интересов, к созданию
атмосферы подлинного
товарищества и
дружбы;
-воспитывать
сознательное
отношение к учебе,
развивать
познавательную
активность,
формировать
готовность школьников
к сознательному
выбору профессии
- осознание учеником роли
знаний в жизни человека,
-овладение этикой
взаимоотношений
«ученик-ученик», «ученик
- учитель»,
-осознанное выполнение
распорядка работы школы
и возложенных на
учащихся обязанностей,
-умение пользоваться
правами учащихся,
-осознание роли хозяина в
школе, поддерживающего
обстановку
доброжелательности и
радости общения
выдача аттестатов
абсолютному
большинству учащихся
привела к
обесцениванию роли
знаний и только
принуждением эту
проблему решить
очень сложно.
4.«Я и моё
отечество» -
формирование
гражданского
отношения к
своему городу,
республике,
России.
-развивать
общественную
активность учащихся,
воспитывать в них
сознательное
отношение к
народному достоянию,
верность боевым и
трудовым традициям
старшего поколения,
готовность к защите её
свободы и
независимости¸
-воспитывать
политическую
к ул ьт у р у,
ч у в с т в о
ответственности
з а
свою страну
Убежденность учащихся в
том, что настоящий
гражданин любит и
гордится своей Родиной,
изучает ее историю, верен
своему гражданскому
долгу и готов к защите ее
независимости.
Стирание границ
между государствами,
мировой процесс
интеграции и
глобализации ведет к
размыванию понятия
«Гражданин отдельной
страны», что
естественно относится
и к России.
11
Основные формы работы по реализации программы:
Уроки: содержащие национально-региональный компонент, уроки-экскурсии; уроки-
встречи; уроки-путешествия.
Исследовательско - поисковая работа: по классам; индивидуальной направленности;
участие в городских научно- практических конференциях.
Музейная работа: оформление выставок; уроки Мужества; экскурсионная деятельность;
подготовка экскурсоводов.
Внеклассная работа: классные часы; встречи; посещение выставок; совместные
соревнования, праздники с представителями воинской части г.Абакана.
12
Анкета по определению уровня сформированности гражданско - патриотического
сознания.
1.Нравится ли вам учиться?
Да – Нет – Отчасти –
2. Хотели бы вы учиться лучше, чем учитесь сейчас?
Да – нет – мне все равно –
3. По каким проблемам учителя вашей школы являются для вас
авторитетом?
По вопросам смысла жизни –
По своему предмету -
По вопросам общения со сверстниками -
По вопросам политики и экономики –
По вопросам религии –
4.Чему вы предпочитаете отдавать свое свободное время?
Просмотру ТВ, видео –
Посещению дискотек –
Общению с друзьями -
Гулянию по улице –
Занятиям спортом и туризмом –
Общению с животными –
Посещению библиотек –
Чтению худ. литературы –
Своему хобби
5.Любите ли вы свой город?
Да – скорее да, чем нет –
нет – затрудняюсь ответить –
6.Что для вас значит понятие «родина»?
Страна, где я родился –
Населенный пункт, где я родился –
Природа своего края
Моя семья –
Родные люди –
Сильное преуспевающее государство –
Пустые слова –
Другое -
13
7. Какой характер носят ваши взаимоотношения с родителями?
Нейтральный –
Доверительный –
Напряженный –
Дружеский –
Острый –
8.Как бы вы поступили, если бы у вас появилась возможность уехать в другую
страну?
Уехал бы, не задумываясь-
Не уехал бы, т.к. здесь мои родители и друзья –
Затрудняюсь ответить
9.Ходят ли ваши родители голосовать?
Да –
Иногда-,
нет –
затрудняюсь ответить –
10.в прошлом году вы сами голосовали?
Да
нет –
11.Гордитесь ли вы тем, что вы россиянин?
Да – нет – затрудняюсь ответить-
12. К какому социальному слою вы себя относите?
Недостаточно обеспеченный
Среднеобеспеченный –
Малообеспеченный –
Высоко обеспеченный –
13. Какой уровень образования я считаю для себя достаточным?
Средняя школа –
ПТУ –
техникум –
Высшее-
14
Результаты анкетирования учащихся (октябрь 2015)
1.Любите ли вы свой город?
2015год (304 уч-ся) 2017год(340 уч-ся)
Да – (43%) (82%)
скорее да, чем нет – (12%) (6%)
нет – (7%) (5%)
затрудняюсь отв. – (38%) (7%)
2.Как бы вы поступили, если бы у вас появилась возможность уехать в другую страну?
•
Уехал бы, не задумываясь-(14%), (29%)
•
Не уехал бы, т.к. здесь мои родители и друзья –35% (40%)
•
Затрудняюсь ответить-(51%), (31%)
3.Гордитесь ли вы тем, что вы россиянин?
•
Да – (15%) ( 93%)
•
нет – (30%) (3%)
•
затрудняюсь ответить- (55%) (4%)
15