Напоминание

Растительность леса: "Лекарственные растения".


Автор: Трутнева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Растительность леса: "Лекарственные растения".
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ НОД

Тема № 1 Растительность леса

«Лекарственные растения»

Задачи:

Продолжить

знакомство

с

растительным

миром

леса,

лекарственными

растениями:

подорожник,

зверобой,

иван-чай,

мать-и-мачеха,

их

пользе

и

влиянии

на

здоровье

человека.

Воспитывать

бережное

отношение

к

лекарственным

растениям.

Учить правилам сбора лекарственных растений. Учить отгадывать

загадки и внимательно слушать стихи.

Материал

к

занятию:

цветные

картинки

с

изображением

лекарственных растений леса.

Ход:

1.- Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с растительным

миром нашего соснового бора. Я научу вас правильно и без вреда

для природы собирать полезные, лекарственные растения.

-

Кто-то из вас знает, что такое «лекарственные растения»?

(выслушиваю ответы детей)

-А какие вы можете назвать?

-«Лекарственными»

называют

те

растения,

которые

помогают

вылечивать разные болезни и недуги. Не только человек научился

ими лечиться, но и звери.

- Предлагаю вам с ними познакомиться:

«Подорожник»- в названии мы слышим - при дороге, рядом с

дорогой, по которой мы ходим. Посмотрите на картинку, узнаете?

Мы все его встречаем, но не знали, что он помогает лечить раны,

останавливать кровь, если вы порезались немного. В лесу это

растение чистое, немного пыль вытер и можно прикладывать к

больному месту и боль стихнет.

«Зверобой»- в названии слышится, что-то страшное, но на самом

деле это растение очень хорошо справляется с многими болезнями

и

в

стародавние

времена,

когда

лекарств

еще

не

было,

люди

пользовались им в виде полезного лечебного чая. И живот вылечит,

и простуду.

«Иван-чай» - посмотрите, как он нежно выглядит, а в лесу он

растет на увлажненных местах и небольшими участками. Полезны

и

цветочки

и

листочки.

Заваривают

его,

как

чай

и

пьют

от

простуды- кашля или если болит горло, и вкусно и полезно.

«Мать-и-мачеха» - в каждом растении слышится, что-то знакомое.

А

вы

догадались,

почему

его

так

назвали?

С

одной

стороны

листочек

потрогаешь

-

он

гладкий,

холодный

не

согревает

нас

теплом, а с другой стороны бархатистый, теплый, нежный

как

мамины руки. Вот и название его такое, тоже придумали люди в

давние времена. Рано весной он появляется на весенних пригорках,

да

и только желтенький маленький цветочек. И только позже

вырастают листочки, вот они и полезны. С помощью мать-и-мачехи

лечат кашель.

«Крапива» - все ее называют сорняк, а она богата витаминами, и

горло помогает вылечить и кровотечение останавливает. А еще из

нее

щи

вкусные

варят

и

салат

с

ней.

Одна

крапива

7

врачей

заменяет.

«Чистотел» - само название нам подсказывает, - чистое тело. Оно

как будто не терпит больной кожи. Его оранжевым соком лечат даже

бородавки,

надо

только

стебель

надломить

и

намазывать

свои

болячки почаще. И они вскоре исчезнут.

Еще

много

других,

лекарственных

растений

растут

по

лесным

лужайкам,

полянкам

и

чаще

леса,

но

польза,

их

неоценима.

Растительный

мир

часто

называют

«зеленой

аптекой»

надо

грамотно ею пользоваться!

2.

А

теперь,

я

вам

расскажу,

как

заготавливают

лекарственные травы!

Собирать их надо летом, рано поутру, когда в них самая большая

сила накапливается. Рвать с корнем нельзя! По многу тоже не

нужно собирать. Сушить растения надо в тени – в беседке, на

чердаке, т.е. там, где сквознячок гуляет и не светит ярко солнце,

иначе

полезные

свойства

исчезнут.

Высушенная

травка

должна

приятно пахнуть, а потом ее

можно измельчить и сложить в

тканевый мешочек, или хранить в том виде,

как и сушили –

«букетиком». Чаще используют лекарственные лесные растения с

лекарственными садовыми растениями – календула, мята, шалфей и

т.д.

получается

отличный

лекарственный

сбор.

Хорошего

всем

здоровья!

- Сейчас предлагаю познакомиться еще с другими лекарственными

растениями.

(Под

моим

руководством

рассматриваем

другие

картинки

с

изображением – пижма и т.д. я даю названия.)

На дом задание – с родителями подготовить о них сообщение.

(Пишу задание на листке - адресно.)

3.Подводим с детьми итоги кружкового занятия.

Что нового вы узнали о растениях леса?

Название, каких лекарственных растений вы узнали и почему

их так назвали?

Какие основные правила сбора и хранения нужно помнить?

Какую пользу приносят нам растения?

Какие дары леса вы можете теперь назвать? (ягоды, орехи,

грибы и лекарственные растения).

4. Молодцы! Вы внимательно меня слушали, грамотно отвечали на

мои вопросы и в заключение послушайте стихотворение!

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой!

-А теперь отгадайте мою загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Сашу - земляникой,

Таню - костяникой,

Наташу - орешком,

Сережу - сыроежкой,

Леночку - малинкой,

Славу - хворостинкой!

Что это? ЛЕС !

5.– Предлагаю вам взять листочек и нарисовать одно из интересных

на ваш взгляд лекарственных растений!

А в конце занятия мы повесим ваши рисунки на стене знаний и

творчества!



В раздел образования