Автор: Трутнева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Растительность леса: "Лекарственные растения".
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ НОД
Тема № 1 Растительность леса
«Лекарственные растения»
Задачи:
Продолжить
знакомство
с
растительным
миром
леса,
лекарственными
растениями:
подорожник,
зверобой,
иван-чай,
мать-и-мачеха,
их
пользе
и
влиянии
на
здоровье
человека.
Воспитывать
бережное
отношение
к
лекарственным
растениям.
Учить правилам сбора лекарственных растений. Учить отгадывать
загадки и внимательно слушать стихи.
Материал
к
занятию:
цветные
картинки
с
изображением
лекарственных растений леса.
Ход:
1.- Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с растительным
миром нашего соснового бора. Я научу вас правильно и без вреда
для природы собирать полезные, лекарственные растения.
-
Кто-то из вас знает, что такое «лекарственные растения»?
(выслушиваю ответы детей)
-А какие вы можете назвать?
-«Лекарственными»
называют
те
растения,
которые
помогают
вылечивать разные болезни и недуги. Не только человек научился
ими лечиться, но и звери.
- Предлагаю вам с ними познакомиться:
«Подорожник»- в названии мы слышим - при дороге, рядом с
дорогой, по которой мы ходим. Посмотрите на картинку, узнаете?
Мы все его встречаем, но не знали, что он помогает лечить раны,
останавливать кровь, если вы порезались немного. В лесу это
растение чистое, немного пыль вытер и можно прикладывать к
больному месту и боль стихнет.
«Зверобой»- в названии слышится, что-то страшное, но на самом
деле это растение очень хорошо справляется с многими болезнями
и
в
стародавние
времена,
когда
лекарств
еще
не
было,
люди
пользовались им в виде полезного лечебного чая. И живот вылечит,
и простуду.
«Иван-чай» - посмотрите, как он нежно выглядит, а в лесу он
растет на увлажненных местах и небольшими участками. Полезны
и
цветочки
и
листочки.
Заваривают
его,
как
чай
и
пьют
от
простуды- кашля или если болит горло, и вкусно и полезно.
«Мать-и-мачеха» - в каждом растении слышится, что-то знакомое.
А
вы
догадались,
почему
его
так
назвали?
С
одной
стороны
листочек
потрогаешь
-
он
гладкий,
холодный
не
согревает
нас
теплом, а с другой стороны бархатистый, теплый, нежный
как
мамины руки. Вот и название его такое, тоже придумали люди в
давние времена. Рано весной он появляется на весенних пригорках,
да
и только желтенький маленький цветочек. И только позже
вырастают листочки, вот они и полезны. С помощью мать-и-мачехи
лечат кашель.
«Крапива» - все ее называют сорняк, а она богата витаминами, и
горло помогает вылечить и кровотечение останавливает. А еще из
нее
щи
вкусные
варят
и
салат
с
ней.
Одна
крапива
7
врачей
заменяет.
«Чистотел» - само название нам подсказывает, - чистое тело. Оно
как будто не терпит больной кожи. Его оранжевым соком лечат даже
бородавки,
надо
только
стебель
надломить
и
намазывать
свои
болячки почаще. И они вскоре исчезнут.
Еще
много
других,
лекарственных
растений
растут
по
лесным
лужайкам,
полянкам
и
чаще
леса,
но
польза,
их
неоценима.
Растительный
мир
часто
называют
«зеленой
аптекой»
надо
грамотно ею пользоваться!
2.
–
А
теперь,
я
вам
расскажу,
как
заготавливают
лекарственные травы!
Собирать их надо летом, рано поутру, когда в них самая большая
сила накапливается. Рвать с корнем нельзя! По многу тоже не
нужно собирать. Сушить растения надо в тени – в беседке, на
чердаке, т.е. там, где сквознячок гуляет и не светит ярко солнце,
иначе
полезные
свойства
исчезнут.
Высушенная
травка
должна
приятно пахнуть, а потом ее
можно измельчить и сложить в
тканевый мешочек, или хранить в том виде,
как и сушили –
«букетиком». Чаще используют лекарственные лесные растения с
лекарственными садовыми растениями – календула, мята, шалфей и
т.д.
получается
отличный
лекарственный
сбор.
Хорошего
всем
здоровья!
- Сейчас предлагаю познакомиться еще с другими лекарственными
растениями.
(Под
моим
руководством
рассматриваем
другие
картинки
с
изображением – пижма и т.д. я даю названия.)
На дом задание – с родителями подготовить о них сообщение.
(Пишу задание на листке - адресно.)
3.Подводим с детьми итоги кружкового занятия.
Что нового вы узнали о растениях леса?
Название, каких лекарственных растений вы узнали и почему
их так назвали?
Какие основные правила сбора и хранения нужно помнить?
Какую пользу приносят нам растения?
Какие дары леса вы можете теперь назвать? (ягоды, орехи,
грибы и лекарственные растения).
4. Молодцы! Вы внимательно меня слушали, грамотно отвечали на
мои вопросы и в заключение послушайте стихотворение!
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой!
-А теперь отгадайте мою загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Сашу - земляникой,
Таню - костяникой,
Наташу - орешком,
Сережу - сыроежкой,
Леночку - малинкой,
Славу - хворостинкой!
Что это? ЛЕС !
5.– Предлагаю вам взять листочек и нарисовать одно из интересных
на ваш взгляд лекарственных растений!
А в конце занятия мы повесим ваши рисунки на стене знаний и
творчества!