Напоминание

"Стратегия управления инновационным ВУЗом"


Авторы: Великая Марина Григорьевна, Пухова Лариса Ревкомовна
Должность: учитель начальных классов,кандидат наук доцент кафедры педагогики
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3, СОГПИ
Населённый пункт: г.Моздок,г.Владикавказ РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Стратегия управления инновационным ВУЗом"
Раздел: высшее образование





Назад




Стратегия управления инновационным ВУЗом

Аннотация: Статья рассматривает инновационные методы и подходы в процессе управления

современными ВУЗами, особенности экономического управления, а также модель

предпринимательского ВУЗа и основные приоритеты его стратегического развития.

Ключевые слова: инновации, инновационное образование, инновационный ВУЗ, методы

управления ВУЗом.

На сегодняшний день Россия в качестве одной из основных проблем процесса управления

высшими учебными заведениями признает тот факт, что ВУЗы из научной и образовательной

структуры превратились в систему, имеющую также и коммерческую и финансовую

характеристики.

Оптимальное взаимодействие финансовой, коммерческой и интеллектуальной сторон капитала

возможно на основании создания особых механизмов, процесс реализации которых должен быть

осуществлен при применении экономических методов и форм управления [1, с. 154].

Ресурсов, которые имеются в распоряжении ВУЗов, на сегодняшний день для решения проблем,

не хватает. Необходим штат специалистов, которые имеют соответствующий уровень

квалификации и способны обеспечить финансирование ВУЗа. Другими словами, учебным

заведениями России необходима единая структура, которая в своих обязанностях имела бы только

реализацию продуктов и услуг, оказываемых вузом [1, с. 14].

То есть перед современными ВУЗами встала необходимость применения инновационного подхода

в своей деятельности, который должен быть использован как механизм, направленный на

формирование и оптимизацию внутренней среды учебного заведения. Очень важный момент в

этом процессе состоит в том, что старые подходы к рассматриваемой проблеме не всегда

позволяют адекватно реагировать на окружающую экономические и финансовые составляющие

действительности.

Поэтому российские ВУЗы признают, что для них сегодня важны не только организационные, но и

финансовые структуры, которые позволяют разделить организацию по центрам финансового

учета. К таким центрам могут быть отнесены центры маркетинга и управления коммерцией;

центры управления финансами и экономикой; центры по инвестициям; центры по работе с

персоналом и т. д.

В качестве примера рассмотрим управление инновационным ВУЗом. В инновационной

деятельности ВУЗа с точки зрения информации заинтересованы:

- руководители Вуза, которые нуждаются в информации для анализа деятельности и

стратегического планирования в развитии ВУЗа, основ финансово-экономического планирования и

прогнозирования и т.д.;

- руководство подразделений, нуждающееся в информации по оперативному планированию и

координации действий сотрудников подразделений, подчиненных им;

- обычные сотрудники, которые получают эффективные инструменты, позволяющие облегчить

выполнение должностных обязанностей и принятие оперативных решений;

- студенческо-преподавательский состав и внешние пользователи, которые получают

информацию о ходе учебного процесса и общей деятельности университета [1, с. 75].

Инновационный подход к процессу управления на всех уровнях в организационной структуре вуза

- это использование определенных правил и приемов в выборе целей и средств, направленных на

их достижение на основании эффективного использования научно-образовательного потенциала,

для удовлетворения потребностей человека и общества.

В целом эффективность процесса функционирования всей системы высшего образования может

быть определена эффективностью работы высших учебных заведений. Инновационный ВУЗ

представляет из себя, по сути, фирму, аккумулирующую материальные, физические и

интеллектуальные ресурсы и трансформируя их в конечный продукт, которым являются знания и

навыки, формируемые у выпускников вуза.

Информационная эпоха, выражающаяся в массовой компьютеризации, процессах внедрения и

развития новейшей информационной базы, радикально изменила не только саму схему процесса

передачи знаний, но и методы, применяемые в обучении .

Появление инновационных образовательных систем поставило задачу осмысления их целевых

функций, поиска оптимальных структур, которые должны быть направлены на обеспечение

качества обучения при наличии условий роста потребностей общества в образовательных услугах.

На современном этапе инновационный ВУЗ - полноправный субъект рыночной экономики,

получивший право самостоятельно определять направления в процессе своего развития, выделять

цели и методы, направленные на их достижение.

При этом разрешенная самостоятельность и свобода инновационных ВУЗов привела к росту

ответственности за эффективность бизнес-процессов. Традиционные способы управления

инновационным ВУЗом в рыночных условиях являются несостоятельными.

Для инновационных ВУЗов необходимо использовать процессы демократизации и

децентрализации управления, внедрения государственно-общественных форм в управлении, в

том числе посредством создания попечительских советов. Еще одним важнейшим направлением

является использование в инновационных ВУЗах новой системы финансового менеджмента,

которая позволит ВУЗу выжить в современных условиях - связь с рынком труда и поддержка

стратегий, которые направлены на развитие новых схем взаимодействия с работодателями;

вопросы обеспечения трудоустройства для собственных выпускников и т.д. Перед

инновационными ВУЗом стоит задача внедрения в практику управления бизнес-процессами

принципов, характерных для стратегического менеджмента, что означает и разработку

собственной миссии для университета, и создание стратегической программы в процессе его

развития, и целый комплекс конкретных мероприятий, которые направлены на выполнение

данных программ [2, с. 67].

В основу предлагаемой нами модели по управлению инновационным ВУЗом положена концепция

предпринимательского вуза, отличительной особенностью которого является гибкость, активность,

инновационная политика, сориентированная на упреждающие действия на рынке.

Становление предлагаемой новой модели инновационного ВУЗа направлено на целевое

преобразование всей системы экономических отношений Вуза для возможности обеспечения

гибкости его деятельности. При этом необходимо в процессе управления бизнес-процессами в

этой инновационной структуре широкое использование стратегического планирования

деятельности ВУЗа и реорганизации внутривузовских организационных и экономических

отношений, придание им большей гибкости и динамичности.

Процесс стратегического планирования для инновационного ВУЗа - инструмент, помогающий

обеспечивать основу для управления вузом. Задача в данном случае состоит в том, чтобы в

достаточной мере обеспечивать деятельность по нововведению и изменению в организации ВУЗа.

При реализации данной модели необходимо понимать, что перед выбором стратегии развития

инновационного ВУЗа должны быть идентифицированы миссия и цели ВУЗа, а также оценено

состояние его внешней и внутренней среды.

Основными приоритетами стратегического развития инновационного ВУЗа являются его развитие

как высшего учебного заведения исследовательского инновационного типа, ориентированного в

своей деятельности на опережающие научные исследования, их определяющее влияние на

содержание всего учебного процесса и инновационный подход к обеспечению устойчивого

развития ВУЗа, на активности деятельности вуза на местном и международном рынках

образовательных услуг и научной продукции. Для этого необходимо, чтобы качество

образовательного, научного и обеспечивающих процессов было высоким, была обеспечена

интеграция процессов образовательной и научной деятельности по всем перспективным научным

и образовательным направлениям, основанным на углублении знаний и сохранении научных

традиций высшей школы.

Представленная модель функционирования инновационного ВУЗа должна базироваться на

совокупности следующих основных методов деятельности:

- обеспечении академической автономии ВУЗа;

- организации экономической самостоятельности ВУЗа;

- представления цели услуг, оказываемых вузом, в большей степени в функции спроса;

- децентрализованности вуза.

Использование метода децентрализации в деятельности инновационного ВУЗа означает

делегирование более широкого круга полномочий и ответственности подразделениям в процессе

реализации образовательных бизнес-процессов [3, с. 67].

Управление образовательными бизнес-процессами в условиях организационной

децентрализации инновационного ВУЗа, а также управление подразделениями, которые

участвуют в разработке данных процессов и их осуществлении, должно быть построено на

следующих принципах хозрасчета: самоокупаемости, соизмерении затрат и результатов,

оперативно-хозяйственной самостоятельности, материальной заинтересованности и

ответственности. Современные исследователи проблем экономики и управления высшей школой

идею использования хозрасчета как метода управления инновационным ВУЗом, при условии

определенной модификации его механизма с учетом современных реалий считают все более

реальной.

Форма соизмерения затрат и результатов представлена в системе управления затратами и

результатами, выраженном в процессе их учета, нормирования, планирования, контроля и

анализа по каждому бизнес-процессу, что решает цель принятия оперативных управленческих

решений и координации направлений по будущему развитию кафедр, факультетов и ВУЗа в целом.

Форма оперативно-хозяйственной самостоятельности для инновационного ВУЗа в предлагаемой

модели реализуется в том, что в рамках утвержденного учебного плана по специальностям,

индивидуальных планов для преподавателей и бюджета на бизнес-процесс, руководителем

процесса осуществляется управление трудовыми и материальными ресурсами, которые переданы

в его распоряжение, и несется оперативная ответственность за них и реализацию самого процесса.

Материальная заинтересованность и ответственность заключается в установлении прямой

зависимости уровня оплаты труда каждого преподавателя, который участвует в данном

образовательном процессе, от количественных и количественных показателей его труда.

Предлагаемая модель решения задач управления инновационным ВУЗом, направлена на

адаптацию, выживание и развитие в новых условиях, когда ВУЗы должны не только постоянно

следить за состоянием рынка образовательных услуг, оценивать уровень своего положения на

этом рынке, но и применять методы, направленные на прогнозирование развития рынка,

разрабатывать альтернативность вариантов своего будущего новаторского поведения, которое

зависит от изменений внешней среды, то есть использовать стратегические подходы и формы в

регулировании своей управленческой и производственно-хозяйственной деятельности.

Список литературы

1. Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. - 635

с.

2. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / Под ред. Е.А.

Князева. – Казань: Унипресс, 2013. - 528 с.

3. Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании.

Материалы Первой международной конференции, Москва, 3–4 декабря 2014 года / Под ред. Е.А.

Князева. – Казань: ФизтехПресс, 2015. - 336 с.



В раздел образования