Автор: Добросердова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д/с №16 "Ладушки"
Населённый пункт: г.о. Подольск, мкр. Львовский,Московская обл.
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Граттаж"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д/С № 16 «ЛАДУШКИ»
Творческий проект
на тему: «Нетрадиционная техника рисования- Граттаж».
Составитель:
Воспитатель МДОУ ЦРР д/с №16 «Ладушки»
Средняя группа №1
Добросердова Наталья Александровна
микрорайон Львовский 2017 год
Введение
Использование
нетрадиционных
художественных
техник
является
эффективным
средством для создания выразительности образов, т.е. для проявления и развития
детской одарённости в рисовании.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычным материалами и оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции,
как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего
художественного творчества. Нам взрослым, необходимо развивать в ребёнке чувство
красоты, фантазию и воображение. Именно от этого зависит, какой - богатой или
бедной будет его духовная жизнь. Поэтому на занятиях с детьми я использую не только
традиционные, но и нетрадиционные методы рисования.
Развитие творчества – одна
из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на
этом
сделан
особый
акцент.
В
настоящее
время
необходим
широкий
подход
к
проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах
жизнедеятельности
ребенка:
в
отношении
его
к
миру
природы,
предметов,
миру
людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие). Большой потенциал для
раскрытия
детского
творчества
заключен
в
изобразительной
деятельности
дошкольников.
Радость
творчества
становится
детям
много
доступнее,
когда
они
учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно
разрешить
трудности
в
рисовании.
Рисование
в
детском
саду,
так
же
как
и
деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку
необходимо
для
того,
чтобы
он
мог
свободно
ею
распорядиться
при
решении
различных
задач,
наиболее
полно
выразить
в
рисунке
свои
впечатления
об
окружающем.
Использование
нетрадиционных
техник
рисования
делает
процесс
обучения
интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает
преодоление трудностей в усвоение программного материала.
Нетрадиционная техника рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет
детям:
чувствовать
себя
раскованнее,
смелее,
непосредственнее,
развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику
руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует
умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст
для
передачи
своих
впечатлений.
Воспитывает
интерес
к
нетрадиционному
рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания
изображения. Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».
Представленный мной конспект открытого занятия рассчитан для работы с детьми
средних, старших и подготовительных групп дошкольного образования (4-7 лет).
Цель:
Познание
новой
техники
с
применением
её
на
практике.
Создание
условий
для
личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения техникой
«Граттаж»;
способствование
развитию
информационных,
коммуникативных,
образовательных,
регулятивных
компетенций
у
участников
образовательного
процесса.
Задачи:
Обучающие:
новому приему работы в технике «граттаж»;
формировать умение выбирать горизонтальное или вертикальное расположение
листа в зависимости от замысла;
освоение законов изобразительной грамоты;
изучить технологию выполнения рисунка в технике граттаж;
овладение техникой штриха;
Развивающие:
творческие способности и навыки в работе;
творческое мышление и фантазию, умение грамотно пользоваться средствами
художественной выразительности, способствовать развитию навыков работы в
технике граттаж;
способствовать
творческому
отображению
окружающего
мира,
развитию
зрительной памяти;
Воспитательные:
интерес к разнообразным техникам, самостоятельность,
наблюдательность,
эстетический вкус;
усидчивость, аккуратность, любовь к природе.
Материалы:
Картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;
восковые мелки и свеча;
черная гуашь и мыло( жидкое или обычное);
широкая кисть;
старый стержень, пластиковая вилка или зубочистка;
газета, тряпочка;
иллюстрации, картинки, плакат обитатели морей.
В процессе своей работы я использую следующие методы обучения:
информационный;
словесный;
практический.
информационный метод включаются следующие приемы:
рассматривание;
наблюдение;
образец воспитателя;
показ воспитателя.
словесный метод включает в себя:
беседу;
рассказ, искусствоведческий рассказ;
использование образцов педагога;
художественное слово.
практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков
детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
прием повтора;
выполнение собственной работы.
Продолжительность: кратковременный – 1 неделя (3 занятия )
Занятие первое (понедельник)
Информационное;
Вводная беседа (знакомство с техникой).
Занятие второе (среда)
Практическое занятие;
Подготовка бумаги для последующей
работы.
Занятие третье (пятница)
Практическое занятие;
Выполнение рисунка в технике граттаж.
Ожидаемые результаты
Формирование у детей средней группы дошкольного возраста знаний о
нетрадиционной техники рисования граттаж;
Умение пользоваться материалами и инструментами, необходимыми для техники
граттаж.
Умение передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке.
Умение выражать эмоциональные переживания, создавая выразительную
композицию и добиваясь цветовой гармонии в работах.
Умение применять полученные знания и навыки в самостоятельной работе.
1 занятие (вводная беседа).
На первом занятии дети выполняют предварительную работу и знакомятся с техникой
граттаж.
Ход
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с одним из самых простых видов графики.
Что
такое
техника
граттаж?
Буквальный
перевод
этого
слова
–
«царапанье»,
а
изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе.
Воспитатель: Хотите узнать побольше о такой необычной технике рисования?
Ответы детей: Да! Хотим!
Воспитатель: Тогда слушайте! Граттаж – техника занимательная и необычная.
Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (пером, специальным
резцом, заостренной палочкой и т.д.) на заранее подготовленном листе. Простор для
вашей фантазии тут просто огромен.
Воспитатель: Хотите послушать стихотворение об этой технике?
Ответы детей: Хотим!
Воспитатель:
В ИЗО немало разных техник,
Я, как учитель, знаю их.
И цель передо мной такая-
Тому, что знаю, научить других.
Вам о граттаже расскажу я,
Он вызывает интерес
У ребятни любого года,
Ведь каждый хочет в мир чудес
Взяв в руки ручку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
Ты словно фокусник - царапкой
Рисунок сможешь сделать свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой.
Итак, граттаж.
Вам поподробней
О нем сейчас я расскажу
И чтобы быть не голословной,
Как это делать - покажу.
Все шаги подготовки листа к работе – интересны тем, что воспитывают у ребенка
чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном
уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как
на графитово - черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. Наряду
с проявлением творческой, художественной мысли, можно сказать, что ребенок ставит
эксперимент, практически познает законы физики, понимает значение слоев. Но не
стоит забывать – что маленький ребенок не может долго усидеть на месте – поэтому
занятие
лучше
разбить
на
три
этапа
–
рассказ
о
технике
рисования,
подготовку
исходного материала и собственно, рисование.
Предварительная
работа
и
сам
процесс
выполнения
работы
демонстрируется
воспитателем.
Объяснение этапов выполнения работы
Воспитатель: Нам
понадобится
плотный
картон,
можно
использовать
плотную
бумагу (половину альбомного листа). Бумагу или картон нужно положить на газету,
чтобы в дальнейшем не испачкать что дети?
Ответы детей: Стол!
Воспитатель: Правильно.
-
Лист бумаги или картона необходимо покрасить разноцветными восковыми мелками
(показываем пример).
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нам нужна свечка?
Ответы детей: Незнаем.
Воспитатель: А она нам для того, чтобы наш раскрашенный лист натереть свечкой.
После воска, лист покрасить чёрной гуашью. В краску нужно добавить жидкое мыло,
чтобы краска покрывала воск и не скатывалась.
На полученном черном листе мы будем процарапывать рисунок с помощью старого
стержня
или
пластиковой
вилки,
снимая
слои
чёрной
краски
и
воска.
Рисунок
получится цветным.
Воспитатель: Дети скажите пожалуйста, а можно ли сразу начинать процарапывать
после того как закрасили лист черной краской?
Ответы детей: нет!
Воспитатель: а почему?
Ответы детей: потому что он не высох!
Воспитатель: молодцы ребята! Хотите на следующем занятии попробовать такую
технику рисования?
Ответы детей: хотим!
Воспитатель: значит, на следующем занятии мы обязательно попробуем и научимся с
вами как ее выполнять самостоятельно.
2 Занятие (практическое - подготовка бумаги).
Ход
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это у меня лежит на моем столе?
Ответы детей: восковые мелки, кисточки, черная краска, свечки.
Воспитатель: правильно ребята. А как вы думаете для чего нам все эти предметы?
Ответы детей: мы будем рисовать.
Воспитатель: молодцы ребята! Помните, мы с вами говорили о нетрадиционной
технике
рисования
граттаж,
а
сегодня
мы
попробуем
сделать
основу
для
своего
рисунка в этой технике.
Практическая часть
Дежурные раздают газету для подложки на каждого ребенка, воспитатель с помощью
скотча прикрепляет газету к столу, чтобы она не уезжала с места.
Воспитатель: давайте раскрасим наш лист в любом порядке цветными пятнами с
помощью цветных восковых мелков.
Дети: а можно радугой?
Воспитатель: можно, но радуга тогда должна закрывать весь лист.
Воспитатель: Ребята после того как лист раскрашен разноцветными восковыми
карандашами, нужно равномерно покрыть толстым слоем воска наши рисунки, чтобы
разделить наш рисунок от черной краски которой мы его потом покроем. Если этого не
сделать, то мы не сможем выцарапывать свой рисунок, тогда волшебства не получится.
Для этого я даю вам по кусочку свечки, и мы будем натирать им наши работы
(показываю для примера на своем образце).
Воспитатель: ребята все справились с заданием?
Ответы детей: да!
Воспитатель проверяет работы у каждого ребенка, чтобы не было пропусков. Если
нужно помогает натереть пропущенные участки или указывает на них.
Физкультминутка
Воспитатель: Что-то мы, ребята, засиделись. Давайте немножко разомнёмся.
Волны плещут в океане
(поочерёдно махи правой и левой руками)
Что там чудится в тумане?
(поднести ладонь ко лбу, «вглядываясь»)
Это мачты кораблей
(прямые руки поднять вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(от локтя качать руками влево, вправо)
Мы по берегу гуляем,
(шаг на месте)
Мореходов поджидаем,
(шаг на месте)
Ищем ракушки в песке
(наклоны, руками достать до пола)
И сжимаем в кулаке
(зажатые кулачки поднять)
Чтоб побольше их собрать
(приседания)
Надо чаще приседать.
(приседания)
Воспитатель: а теперь ребята, после того как мы немного отдохнули, наши работы
мы будем закрашивать черной гуашевой краской, мы будем прятать наши яркие цвета,
чтобы потом выцарапать на них наши рисунки. Но чтобы краска наносилась легче, я
приготовила вам крышечки с жидким мылом, мы возьмем кисточки и слегка промажем
наш листик.
Воспитатель: все справились? У всех получилось?
Ответы детей: да!
Воспитатель: молодцы ребята! А теперь возьмите баночки с черной гуашью и
закрасьте сверху свои работы, да так чтоб ни оставалось просветов, Весть лист должен
стать черный – черный.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Молодцы ребята справились с подготовкой своего листа для нашего
граттажа. А что теперь мы должны сделать со своими работами?
Ответы детей: - они должны высохнуть
- нужно отнести их сохнуть.
Воспитатель: молодцы ребята, все правильно. А теперь я откреплю вам газетки и мы
прямо на них разложим свои рисунки для того чтоб они высохли. А что мы будем
делать на следующем занятии с нашими листочками?
Ответы детей: мы будем рисовать на них!
Воспитатель: какие вы умницы! Все запомнили!
Последующая работа
Выполнение рисунка на подготовленном листе.
Закрепление последовательности выполнения данного рисунка-техники.
Занятие 3 (открытое занятие).
Ход
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель приглашает детей за свои места которые заранее застелены газетой на
которой лежат черные листы. (ранее подготовленные детьми на прошлом занятии)
Воспитатель: Ребята посмотрите а что это лежит на ваших столах?
Ответы детей: наши листочки!
Воспитатель: как вы думаете чем мы сегодня с вами займемся?
Ответы детей: мы будем рисовать!
Воспитатель:
правильно
ребята,
но
прежде
чем
приступить
к
выполнению
рисунка, давайте вспомним этапы нашей работы. С чего мы начали с вами?
Василиса: мы раскрасили наши листочки.
Воспитатель: а чем мы раскрасили наши листочки?
Оля. Киреева: восковыми мелками.
Воспитатель: правильно девочки! А кто мне скажет, что мы делали потом?
Вика: мы натирали свечкой наш рисунок.
Воспитатель: умница Вика. А для чего мы это сделали?
Ответы детей: чтобы можно было царапать.
Воспитатель: а что мы сделали потом?
Лена: закрасили мылом.
Воспитатель: молодец Леночка! А для чего нам мыло на рисунке?
Василиса: чтобы краска лучше ложилась.
Воспитатель: - какие вы молодцы!
Воспитатель:
так
как
рисунок
процарапывается
и
рабочий
инструмент
острый,
колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности! Скажите мне
ребята можно ли размахивать руками с инструментом во время работы?
Ответы детей: нельзя!
Воспитатель: правильно - нельзя! А кто скажет почему?
Максим: чтоб не поцарапать никого.
Василиса: и чтобы никого не уколоть.
Воспитатель: молодцы ребята!
Воспитатель: Дети, а теперь отгадайте мои загадки:
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой
Зубы показав зевнула,
И ушла на дно…
Ответы детей: акула!
Груша с длинными ногами,
Поселилась в океане
Целых восемь рук и ног,
Это чудо - …
Ответы детей: осьминог!
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это …
Ответы детей: краб!
И на суше, и в воде.
Носит дом с собой везде,
Путешествует без страха,
В этом доме …
Ответы детей: черепаха!
Воспитатель : Давайте закроем глазки и представим морское дно и подводных
жителей (включить аудиозапись «шум прибоя»). Рассмотрите их внимательно: кого вы
увидели, какого размера, цвета, что их окружает, запомните их. Откройте глазки и
давайте сделаем фоторисунок того, что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не
будем, кто нам повстречался, а когда вы нарисуете – тогда и попробуем отгадать.
Подводный мир – это волшебный по красоте мир, он очень красочный. В нём всё
таинственно переливается разными цветами, а некоторые животные даже умеют сами
менять свой цвет (осьминог). Поэтому для нашего граттажа мы с вами подготовили вот
такое маленькое море, с цветной основой. Вода в море уже есть, только она под слоем
черной краски, вам нужно только заселить его обитателями и растениями.(вещаем
плакат жители морей для образца)
Практическая часть
Воспитатель: Ребята посмотрите что представила себе я. У меня растут красивые
водоросли , на дне есть камни
и даже
лежит морская звезда! А что за рыбку я
нарисовала? Это ведь царевна золотая рыбка. Она в короне и пускает пузыри. У меня
получилось целое подводное царство.
Воспитатель: а теперь возьмите свои инструменты и нарисуйте свой подводный мир
и его обитателей, как вы его представляете.
Каждый ребёнок работает индивидуально. Поскольку изученная техника для
детей
является
новизной, работа
выполняется
в
примитивной
форме,
без
отличительной тонкой прорисовки.
Физкультминутка.
Воспитатель: Прежде чем рассказывать о своих рисунках, мы немного разомнёмся.
Встанем около стульев руки на поясе и повторяем движения за мной.
И вот перед нами море,
(руки в стороны и делаем волны)
Бушует оно на просторе.
( быстрые волны руками)
А в море высокая ходит волна
(тянемся руками вверх)
И вверх до небес и вниз до дна.
(тянемся руками вверх, приседаем)
Качает вода соленая
(встаем качая телом в стороны)
Водоросли зеленые
Скачут дельфины
(прыгаем на месте)
Подставляя солнцу спины
(наклоняемся и тянемся руками к ногам)
На волнах качаются
(распрямляемся качаясь)
Солнцу улыбаются.
(улыбаемся)
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: ребята, вам было интересно?
Ответы детей: да!!
Воспитатель:
Насколько трудно или легко было выполнять свои работы?
Ответы детей: нетрудно; интересно!
Воспитатель:
Существует
много
интересный
техник
рисования,
и
мы
с
вами
обязательно
познакомимся
с
ними.
А
сейчас
давайте
сделаем
альбом
из
наших
рисунков.(
работы вставляем в папку, каждую работу в файл)
Воспитатель: Ребята, наш альбом «фоторисунков» готов, давайте вместе посмотрим,
полюбуемся и попробуем догадаться, кто же кому повстречался под водой. Дети
вместе с воспитателем рассматривают альбом, обсуждают работы, угадывают, что
изображено.
Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее путешествие в Морское царство?
Ответы детей: Да!!
Воспитатель: Вы такие молодцы: рассказали про принадлежности для плавания,
разгадали
загадки,
угадали
обитателей
по
картинкам
и
сделали
целый
Морской
альбом!
Последующая работа
Организуем выставку детских работ в виде альбома.
Знакомство детей с новыми техниками нетрадиционного рисования.