Автор: Тюниева Александра Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: г. Лермонтов, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Антропогенное воздействие на биосферу"
Раздел: полное образование
Тема урока: «Антропогенное воздействие на биосферу»
Цели урока:
- продолжить формирование понятий о роли человека в
сохранении экологического равновесия, как необходимого
условия существования биосферы и ответственного отношения
к природе;
- развитие творческого мышления, умения предвидеть
последствия природообразующей деятельности человека,
-
развитие
исследовательских
навыков,
умений,
принятие
экологически целесообразных решений;
-
вовлечение
учащихся
в
практическую
деятельность
по
решению проблем окружающей среды местного значения.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Оборудование: проводится в компьютерном классе.
Структура урока
1. Постановка целей
2. Систематизация и актуализация знаний и умений учащихся на основании
проектной и исследовательской деятельности.
3. Практическая работа
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Ход урока
Начало урока. (слайд, тема урока: «Антропогенное воздействие на биосферу»
(Слайд - древо жизни, играет музыка)
Учитель
«Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе…»
Эти строки согласуются с учением о биосфере пронизанной жизнью, которая
является
саморегулирующейся
и
самовоспроизводящейся
системой:
она
находится в гармоничном развитии.
(слайд - человек на фоне Земли, звучит музыка)
Человек
–
это
единственное
существо
на
Земле,
способное
намеренно,
сознательно, а не в силу стереотипа поведения изменять окружающую среду
и воздействовать на неживые объекты и живые существа, включая других
людей.
I. Постановка целей. Слово учителя.
(слайд - тема урока: «Антропогенное
воздействие на биосферу»)
Парадоксально,
что
с
накоплением
научных
знаний
теряется
целостный
взгляд на мир. Одновременно в процессе взаимодействия двух систем –
природы
и
общества
–
как
снежный
ком
накапливаются
экологические
проблемы,
которые
поставили
человечество
на
грань
выживания.
Как
сгладить эти противоречия, как восстановить гармонию – проблема, над
которой должен работать каждый…
На сегодняшнем уроке обсудим роль человека в сохранении экологического
равновесия
и
через
практическую
и
исследовательскую
деятельность
сформируем умения принимать экологически целесообразные решения.
(слайд- схема основных загрязнений) Хозяйственная деятельность человека,
приобретая
все
более
глобальный
характер,
оказывает
весьма
ощутимое
влияние на процессы, происходящие в биосфере. На прошлом уроке вы
узнали о некоторых результатах деятельности человека и влиянии ее на
биосферу.
II. Систематизация и актуализация знаний учащихся.
Вопросы к учащимся: (слайд с основными видами загрязнений)
1.Какие виды загрязнений существуют?
2.
Какие
загрязнения
относятся
к
химическим?
Физиче ским?
Биологическим?
К сожалению, биосфера способна к саморегуляции только в определенных
пределах.
Наступает
предел,
когда
биосфера
уже
не
в
состоянии
поддерживать это равновесие.
Частью биосферы является и городская среда, в которой проживает большая
часть населения. Проблема загрязнения городской среды слишком сложна и
многообразна, чтобы пытаться изучить ее на уроке. Поэтому мы ограничимся
ее небольшой частью и ознакомимся лишь с некоторыми видами загрязнений,
используя при этом результаты вашей исследовательской деятельности.
Для
изучения
экологических
проблем
города
Лермонтова
работали
две
группы
исследователей.
Каждый
из
вас
занимался
определенным
видом
деятельности в зависимости от ваших интересов и увлечений. Кто-то из вас
занимался
поиском
информации
в
сети
Интернет,
кто-то
проводил
исследования практического характера, другие ученики составляли графики и
диаграммы при обработке информации, брали интервью у жителей города и
собирали фотоматериалы.
Первая
группа
учеников
занималась
изучением
проблемы
загрязнения
атмосферного воздуха автотранспортом. (Предоставляется слово ученику).
(слайд -
тема
исследовательской
работы:
«Загрязнение
городской
среды
автотранспортом»)
Ученик
-
отчет
о
теоретической
части
исследовательской
работы
по
проблеме
транспорта
в
мире,
на
КМВ,
в
городе
Лермонтове
с
использованием презентации.
Учитель:
мы
прослушали
информацию
об
увеличении
мирового
парка
автомобильного
транспорта,
о
вкладе
его
в
загрязнение
атмосферного
воздуха.
Следующий
ученик
нам
расскажет
о
практической
части
исследовательской работы, которую они выполняли в группе.
Ученик
-
отчет
по
практической
части
исследовательской
работы
с
использованием
презентации,
сравнительных
диаграмм
по
увеличению
автотранспорта в городе Лермонтове за 2010 год и 2015 год.
Учитель
предоставляет
слово
следующему
ученику.
Не
смотря
на
относительно благополучную обстановку в городе по этой проблеме, мы
должны знать о вредном воздействии транспорта на организм человека.
Ученик – о влиянии
автотранспорта на здоровье человека, демонстрация
презентации.
Учитель.
Мы
видим,
что
проблема
существует,
что
транспорт
оказывает
отрицательное влияние на здоровье человека. В то же время без автомобиля
в настоящее время немыслимо существование человечества. Автомобиль
сейчас не роскошь, а средство передвижения. Для того, чтобы сохранить
человеку автомобиль, необходимо если не исключить, то свести к минимуму
вредные выбросы.
Ученик
–
информация
о
мерах,
снижающих
вредное
воздействие
на
организм человека, демонстрация презентации.
Слово учителя.
Мы рассмотрели одну из важнейших причин загрязнения городской среды.
Следующая проблема, над которой работала вторая группа исследователей –
это бытовой мусор.
(слайд с заставкой, тема исследовательской работы)
Ученик – о теоретической части исследовательской работы по проблеме
бытового мусора в мире, на КМВ, в городе Лермонтове с использованием
презентации.
Учитель. Итак, мы видим, что проблема бытового мусора существует в
мире, в России, на КМВ и существует и очень актуальна в нашем городе.
Поэтому ученики нашей школы ведут мониторинг по данной проблеме.
Ученик – о практической части исследовательской работы по проблеме
бытового мусора в городе Лермонтове с использованием презентации,
фотоматериалов, данных руководителей предприятий.
Ученик – о результатах социологического опроса жителей микрорайона с
демонстрацией диаграмм.
Учитель.
Но все начинается с самого малого – поведения самих жителей. Каждый
житель
несет
ответственность
за
судьбу
своего
города,
за
его
экологическое состояние. Мы должны донести эту проблему до жителей
города.
Каким образом мы можем это сделать? Как можно заставить жителей
задуматься над этой проблемой?
Высказывания учеников.
III. Выполнение практической работы за компьютером по составлению
памяток-рекомендаций для жителей города
(Учащиеся занимают места у компьютеров и выполняют практическую
работу по составлению памяток и рекомендаций. Заслушивается несколько
учеников. Затем памятки рассылаются по адресам электронной почты
друзьям, родственникам, знакомым)
Учитель
Проблема
влияния
деятельности
человека
тесно
переплетается
с
вопросами
охраны
природы.
Правительством
Ставропольского
края
уделяется большое внимание сбалансированному решению задач охраны
окружающей среды, природно-ресурсного потенциала территории.(слайд)
Особое
внимание
Правительство
края
уделяет
региону
Кавказских
Минеральных Вод. Это не только уникальный природный комплекс, но и
жемчужина
в
российской
короне.
Для
сохранения
природных
свойств
курортов КМВ указом президента РФ от 27 марта 1992 года Кавказским
Минеральным
Водам
присвоении
статус
особо
охраняемого
эколого-
курортного региона РФ.
IV. Подведение итогов урока
Мы
сегодня
обсудили
некоторые
экологические
проблемы.
Ваше
активное участие в работе урока показало, что вы понимаете современные
проблемы экологии, осознаете их актуальность, способны экологически
грамотно решать рассматриваемые на сегодняшнем уроке проблемы.
Оценки за урок (с комментариями)
V. Домашнее задание:
Я предлагаю вам для домашнего задания мини-проекты по одной из
предложенных тем на ваше усмотрение в зависимости от того, кем вы себя
видите, представляете (слайд с темами мини-проектов):
Я – обыватель
Я – мэр города
Я - руководитель крупного предприятия
Я - архитектор
(слайд с видами природы КМВ + музыка)
Природа не только создала нас и обеспечивает материальные условия
нашей
жизни.
Она
оказывает
на
нас
неоценимое
эстетическое,
эмоциональное
воздействие.
И
может
быть,
благодаря
именно
этому
влиянию
природы
придет
к
человеку
решение
об
общей
для
всего
человечества экологической морали.
Известный ученый и писатель Жан Дорст говорит:
«У
человека
достаточно
объективных
причин,
чтобы
стремиться
к
сохранению дикой природы. Но в конечном счете природу может спасти
только его любовь…»