Автор: Демьянова Татьяна Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 1 СП д/с № 27 "Светлячок"
Населённый пункт: г. Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Брэйн ринг "Бумеранг доброты"
Раздел: дошкольное образование
Брэйн ринг «Бумеранг доброты»
Цель: повышение компетентности родителей в области познавательной и
эмоционально-волевой сферы детей, мотивационной компетентности,
способствующей становлению устойчивой потребности в реализации
воспитательной функции по формированию морально-нравственных качеств
детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
− показать родителям необходимость воспитания у детей старшего
дошкольного возраста такого нравственного качества как:
толерантность (сочувствие, доброта, верность, благородство,
готовность прийти на помощь, принятие других людей);
− способствовать развитию осознанного педагогического воздействия
родителей на детей в процессе повседневного общения;
− содействовать проявлению у родителей желания решать проблемные
ситуации, возникающие у ребенка при общении со сверстниками и
взрослыми, и интереса к оценке собственных воспитательных
достижений;
− способствовать формированию ответственности у родителей за
результаты семейного воспитания, становлению общественно –
значимых мотивов реализации собственной воспитательной функции
способствовать установлению и развитию отношений партнерства и
сотрудничества родителей с ребенком.
Предварительная работа:
1.
проведение анкетирования с детьми, видеозапись ответов
2.
подготовка информационных материалов для родителей (список
книг, название мультфильмов о добре, добрых поступках,
дружбе)
3.
беседы с родителями о добрых делах, о проявлении сочувствия,
милосердия)
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, рисунком «Дерево
дружбы», картинка «сердечко»», жетоны двух цветов, грамоты, картонная
коробка черного цвета, колокольчик.
1. Вступительное слово-приветствие (краткое сообщение темы встречи,
знакомство с задачами встречи).
Педагог: «Одним из важнейших условий успешного социально –
нравственного развития ребенка является создание взрослыми здоровой,
доброжелательной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, забота,
поддержка способствуют положительному, эмоциональному развитию ребенка.
С детских лет родители прививают своему чаду мнение, что он самый,
самый, самый. В результате, он начинает считать себя лучше других детей, а,
значит, все окружающие должны подчиняться ему и только ему. Предлагаем
поговорить сегодня о таких качествах, как доброта, сочувствие, принятие
другого, умении дружить, но не просто поговорить, а поиграть в
интеллектуальную игру «брейн – ринг». Брейн-ринг (англ. brain — мозг) —
телевизионная версия игры, придуманная одесским клубом интеллектуальных
игр «Эрудит». Аналог нашей известной игры «Что, где, когда?» То есть брэйн-
ринг – «это мозговая атака», бой, сражение, соревнование, игра. И своей целью
он ставит, определение, выявление знаний группы людей на определённую
тему.
2. Игровое упражнение «Здравствуйте!»
Педагог-психолог: Предлагаю потренироваться и поприветствовать друг
друга необычными способами: поздороваться за руки, дотронуться плечами,
потереться спинами.
3. Просмотр видеозаписи «Расскажу я Вам про дружбу»
После просмотра участникам предлагается обменяться впечатлениями.
4. Начало брейн-ринга, обсуждение правил игры
Педагог: ( Педагог поясняет принцип деления на команды: при входе в зал
каждому участнику предложили выбрать жетон (два варианта), участники с
жетонами одинакового цвета образовали команду, представляет жюри).
Разрешите познакомить вас с правилами игры:
Игра состоит из 4 раундов. На выполнение задания отводится 2 минуту.
Тот, кто первым справится с заданием, получает жетон. После каждого тура
жюри подводит и оглашает итоги. Команда, набравшая большее количество
жетонов – становится победителем.
Раунд I «Разминка»
Задача игроков выбрать капитана и придумать название команды. Время 1
минута.
Представление команд.
Раунд II «Народная мудрость»
1 команда: вспомнить сказки о дружбе
2 команда: вспомнить пословицы о дружбе
РАУНД III «Черный ящик»
Вы «тяните» из ящика карточку с педагогической ситуацией. Если команда
готова ответить – звонит в колокольчик. Жюри оценивает правильность ответа.
РАУНД IV «Педагогические пазлы»
Предлагаемые высказывания:
*Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового
напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и
счастье труда.
*Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю
нашей страны, а значит — и историю мира.
*Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях
отражается нравственная чистота матери и отца.
*Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда
ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть,
слышать и кое-что говорить.
*Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить
сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок - значит ты воспитатель.
7. Подведение итогов, обратная связь.
Педагог: Наша встреча подошла к концу и нужно подвести итоги. Слово
председателю жюри (оглашение результатов, определение победителя брейн –
ринга и вручение призов).
Уже по доброй традиции предлагаю оценить результативность встречи:
приклейте картинку «сердечко» на ватман с рисунком «Дерева дружбы».
Выбранный вами размер «сердечка» (сердечки трех размеров: маленькое,
среднее, большое) будет соответствовать количеству полученных вами
впечатлений от сегодняшней встречи.
И в завершении хочется прочитать вам притчу «Гвозди»
ГВОЗДИ
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с
гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он
будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37
гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество
забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче,
чем забивать гвозди...
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя.
Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать
по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет
терпения.
Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил
из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:
– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она
больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и
говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану
вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана
всё равно останется.
Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется.
Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это
редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы
выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают
тебе свое сердце.
Старайся не ранить их...
Приложение
Задания к третьему раунду
1. Лена 5 лет говорит дома родителям, что с ней никто не дружит, ей
скучно, нечем заняться в детском саду, ее никто не любит, постоянно обижают.
Что делать?
Решение: Обратиться за помощью к воспитателям, выяснить с кем в
течение дня играет ребенок, чем занимается, в какие игры любит играть.
Рассказать воспитателю во что любит играть ребенок. Возможно, Лена
предпочитает собирать пазлы, которых в группе просто нет. Ни в коем случае не
надо молчать, нужно обязательно поговорить с воспитателем на данную тему.
2.
Весь в слезах вбежал сынок, на колени маме влез:
-Меня девчонки обижают, говорят, что я балбес!
Мама кроху пожалела, мама кроху обняла.
Вопрос: Какой совет дала мама сыночку?
3. Наташа 5 лет, постоянно приносит из детского сада чужие игрушки,
говорит родителям что ей подарили. На следующий день выясняется, что
ребенок, который «подарил» Наташе игрушку, переживает, что потерял ее, а
может он вообще забыл, что отдал игрушку. Как должны реагировать родители?
Решение: Родители должны объяснить ребенку, что чужие вещи брать
нехорошо, некрасиво. Принимать подарки от детей тоже не нужно, так как
сейчас ребенок отдал свою игрушку, а позже забыл, что подарил ее, она ему
понадобилась самому. В крайнем случае, если вашему ребенку очень хочется
сделать подарок другу, то стоит сказать об этом его родителям, что вы
разрешаете. А примут они от вас подарок или нет - это уже их решение.
4. Пыхтит, старается дочурка, еще мазок и медвежонок появился на
листке. Вот солнце, домик и пенек, а вот веселый ручеек! На день рождения
картину, решила папе подарить. Старалась очень-очень, чтоб одобренье
получить! А папа, взяв рисунок в руки, сказал, что это ерунда! Что не сумеешь,
дочка, рисовать ты, наверно в жизни никогда.
Вопрос: правильно ли поступил папа?
5.Ситуативная игра-история
«Котик и Ёжик на качелях»
В тихом лесу, средь кустов и дорожек.
Жили два друга – Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на полянке качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик: «Я первый!»
А Ёжик: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья.
Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Помогите найти выход из проблемной ситуации. Как помирить друзей,
сделать так, чтобы ссоры не было?
Выход из проблемной ситуации
В тихом лесу, средь кустов и дорожек.
Жили два друга – Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на полянке качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
6. Ситуативная игра-история «Машина»
Котику мама купила машину:
Кузов нарядный, красивые шины,
Пульт управления, мощный мотор.
Котик, довольный, помчался во двор.
Ёжик машину увидел, и вот
Молча у друга её он берёт.
Чудо-игрушку хочет отнять,
Котик ему не готов уступать.
И говорить он, надувшись, ежу:
«я с тобой, Ёжик, совсем не дружу!»
Помогите найти выход из проблемной ситуации. Как помирить друзей,
сделать так, чтобы ссоры не было?
Выход из проблемной ситуации
Ёжик сказал: «Мы с тобою друзья.
Очень мила мне машина твоя.
Дай мне, пожалуйста, с ней поиграть,
Её аккуратно я буду катать».
Котик ответил: «Конечно, бери.
Кнопку для старта скорее нажми».