Автор: Еранцева Татьяна Николаевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МАОУ лицей № 81 Населённый пункт: город Тюмень Наименование материала: конспект Тема: "Колокольные звоны России" Раздел: среднее образование
Тема урока: «Колокольные звоны России».
Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.
Цель:
закрепить понятия о колоколах как о музыкальном инструменте
православной церкви.
Задачи:
1.
Познакомить детей с музыкой советского композитора М. П. Мусоргского
на материале фрагмента из оперы «Борис Годунов» великий колокольный
звон.
2.
Закрепить знания учащихся о средствах выразительности в музыкальном
искусстве.
3.
Воспитывать слушательскую культуру детей.
4.
Воспитывать чувство доброты ко всему живому.
Методы :
словесный
(беседа,
рассказ),
наглядно-зрительный,
метод
пластической импровизации.
Музыкальный материал :
великий колокольный звон М. П. Мусоргского
из оперы «Борис Годунов».
Наглядный
материал:
фотография
царь
колокола,
видеофрагмент
«Колокольный звон», портрет М. П. Мусоргского.
Ход урока:
У: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга:
Звучит музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте
учитель» (по гамме в пределах квинты).
Вокально хоровая разминка:
1.
Упражнение на дикцию «около кола колокола».
2.
Упражнение на дыхание «Насос» (по Стрельниковой).
3.
Упражнение на звукообразование №1, №2 (см. приложение).
У: Тему сегодняшнего урока нам поможет разгадать одно послание:
звучит колокольный звон.
У: Ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке?
/ответы детей/
У:
Где
можно
услышать
колокольный
звон?
Ребята,
можно
считать
колокола музыкальным инструментом православной церкви?
/ответы детей/
У: Да, можно более того это целое искусство этому специально обучаются!
Видео №1.
Рассказ
учителя
детям
о
царь-колоколе
в
Москве.
Демонстрация
фотографий царь-колокола.
У: Ребята, а как вы считаете, все ли колокола звучат одинаково?
/ответы детей/
У: Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах, радостях,
сообщая
о
бедствиях
и
праздниках. Торжественный перезвон, которым
встречали
победоносных
ратников;
и
так
называемый
всполошённый
колокол, предупреждавший жителей города о появлении неприятеля; и
набатный колокол, который оповещал о войнах и пожарах; и метельный
звон, помогавший найти дорогу заблудившимся путникам. У колокольных
звонов несколько названий: набат (оповещение или тревожный сигнал для
сбора
народа), трезвон
(праздничный,
радостный
звон),
благовест
(церковный
звон
одним
большим
колоколом,
извещающим
о
начале
богослужения).
У:
Одни
люди
любили
звонить,
другие
любили
слушать,
и
среди
слушателей находились сочинители музыки, включавшие звоны колоколов
в свои произведения.
У: Послушайте, как звучит великий колокольный звон М. П. Мусоргского
из оперы «Борис Годунов».
Звучит фрагмент из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».
У: Ребята, какие чувства и мысли вызвала у вас эта музыка? О каких
событиях она рассказывает?
/ответы детей/
У: Ребята, откройте стр. 40 в учебнике. Что здесь изображено?
Какую
музыку вы слышите глядя на картину? Какое настроение она передает?
/ответы детей/
У:
Ребята,
сегодня
мы
познакомились
с
музыкальным
инструментом
православной церкви – колоколом! Убедились, что звучание колоколов, его
внешний вид могут быть различными. Давайте попробуем представить и
нарисовать свой колокол.
Учитель
демонстрирует
видеофрагмент
«Колокольный
звон».
Дети
рисуют колокол в альбомах.
Вокально-хоровая работа: Разучивание песни «Здравствуй, Родина моя».
Повторение песни «Ты да я, да мы с тобой».