Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА


Автор: Трутнева Ирина Борисовна
Должность: преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий"
Населённый пункт: г.Ульяновск, Ульяновская обл.
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




И.Б.Трутнева

г/.Ульяновск,

ОГБПОУ «Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных

технологий»

преподаватель психолого-педагогических дисциплин

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ

ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Статья

посвящена

проблеме

формирования

социально-профессиональных

компетенций

будущих

педагогов

средствами

театрального

искусства.

Автор

раскрывает

особенности использования театральных методов в работе со студентами колледжа искусств,

культуры и социальных технологов. В статье описывается опыт работы в психологическом

театре «Гармония».

Ключевые слова: социально- профессиональные компетенции, профессионально-значимые

личностные качества, театральная педагогика, тренинговые методы.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предъявляет к

будущим

педагогам

достаточно

серьезные

требования.

Они

должны

быть

профессионалами

своего

дела,

прекрасно

разбираться

в

педагогике

и

психологии,

а

также

обладать

целым

рядом

социально-профессиональных

компетенций, таких как: теоретическое мышление, коммуникативные качества,

креативные и рефлексивные способности. Маркова А.К. в книге «Психология

труда

учителя»

отмечает,

что

полноценное

осуществление

учителем

педагогической

деятельности

предполагает

реализацию

(развернутую

и

на

достаточно высоком уровне) всех ее компонентов: самостоятельную постановку

педагогических целей и задач; владение широким спектром воздействия на

учащихся;

постоянный

самоконтроль

за

ходом

и

состоянием

своей

педагогической деятельности. [3, 23]

Социальная

компетентность

включает

две

составляющие:

отношение

личности

к

коллективу

и

коллектива

к

личности

[1,113].

Социальная

компетенция

это

способность

личности

выполнять

нормы

и

правила

жизнедеятельности

в

обществе,

брать

на

себя

ответственность

за

свою

деятельность и соотносить личные интересы с потребностями общества [2].

Одним

из

показателей

социальной

компетентности

является

сплоченность

коллектива

-

степень

единства

коллектива,

проявляющаяся

в

общих

убеждениях,

традициях,

характере

межличностных

отношений,

а

также

в

единстве практической деятельности [2].

Студенты колледжа искусств, культуры и социальных технологий – это

будущие педагоги искусства, именно поэтому так важно научить их не просто

быть педагогами, музыкантами-исполнителями, художниками, но и научить, как

развивать творческие способности детей, как приобщить их к миру творчества.

А для этого самому нужно быть творческим человеком, свободно общающимся,

открытым новым знаниям.

Не все студенты, поступающие в колледж, обладают яркими творческими

способностями, коммуникативными качествами. Многие из них испытывают

довольно

серьезные

проблемы

в

общении

не

только

с

детьми,

но

и

со

сверстниками.

Для

таких

студентов

недостаточно

практических

занятий

по

психологии и педагогике, им необходимо уделить гораздо больше времени, чем

студентам, имеющим ярко выраженные художественно-творческие способности

и уверенно их реализующих.

Таким

образом,

обозначается проблема

как

осуществить

развитие

социально-профессиональных

компетенций

будущих

педагогов,

которые

обладают разным уровнем художественно - творческих способностей и других

профессионально-значимых личностных качеств.

Так, в 2012-2013 учебном году в колледже появился психологический театр

«Гармония»,

в

котором за

основу

мы

взяли разработанную

театральную

систему: в первую очередь – методику театральной школы К.С.Станиславского,

Михаила Чехова и привнесли в нее тренинговые методы. Тренинговые методы

позволяют акцентировать внимание студентов на развитии профессионально

значимых личностных качеств. Была создана программа занятий, состоящая из

3 разделов:

I.«Приподнимая занавес души»(24 ч.);

II.«Играем в обстоятельства» (24 ч.);

III. «Творчество – путь к успеху» (24 ч.)

Наименование разделов, тем

Всего 72 ч.

Раздел 1

.«Приподнимая занавес души»

24

Тема 1.1.

Я - физическое

6

Тема 1.2

Я - идеальное

6

Тема 1.3

Я - динамическое

6

Тема 1.4

Я - зеркальное

6

Раздел 2.

Играем в обстоятельства

24

Тема 2.1

Социальная роль и ролевые ожидания 6

Тема 2.2

Маска и Роль

6

Тема 2.3

Конфликт

6

Тема 2.4

Осторожно, манипуляторы!

6

Раздел 3.

Творчество – путь к успеху

24

Тема 3.1

Вхождение в Творческое состояние

8

Тема 3.2

Я в предлагаемых обстоятельствах

8

Тема 3.3

Итоговое занятие: Играем спектакль

8

С момента начала реализации программы прошло не так много времени,

однако,

уже

сейчас

мы

можем

судить

о

положительных

результатах

ее

внедрения. Все преподаватели отмечают, что студенты, принимающие участие в

постановках

психологического

театра

«Гармония»,

стали

б оле е

заинтересованно относиться к занятиям, к педагогической практике, свободно

чувствуют себя на сцене, активно участвуют в концертной жизни колледжа.

Если

в

начале

занятий

мы

выбирали

небольшие

пьесы

современных

драматургов,

отвечающих

нашим

интересам,

то

уже

в

конце

первого

года

обучения студийцы выразили желание придумать и сыграть пьесу собственного

сочинения. Так в нашем репертуаре появилась пьеса «Странные люди» (о

проблеме

толерантности),

а

также

фильмы

о

жизни

колледжа.

На

данный

момент

психологический

театр

«Гармония»

активно

принимает

участие

в

различных

конференциях,

семинарах,

мастер-классах,

региональных

и

международных конкурсах.

В нашем психологическом театре занимаются студенты и преподаватели с

разным

уровнем

театральных,

творческих

способностей,

единственным

критерием

отбора

является

желание.

Каждому

из

них

предоставлена

возможность

реализовать

свои

способности

или

развить

их.

Робкие

и

неуверенные

в

себе

в

начале

занятий,

они,

в

конце

концов,

становятся

уверенными, раскованными и способными создавать сценические образы.

Литература:

1.Зеер

Э.Ф.,

Павлова

А.М.,

Сыманюк

Э.Э.

Модернизация

профессионального образования: Компетентностный подход: учеб, пособие.

М., 2005.- 113 с.

2.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая

основа компетентностного подхода в образовании: авт. версия: тр. методол.

семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».

М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3.Маркова, А.К. Психология труда учителя /А.К.Маркова. М.: Просвещение,

1993.- 23 с.



В раздел образования