Автор: Трутнева Ирина Борисовна
Должность: преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий"
Населённый пункт: г.Ульяновск, Ульяновская обл.
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Раздел: среднее профессиональное
И.Б.Трутнева
г/.Ульяновск,
ОГБПОУ «Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных
технологий»
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Статья
посвящена
проблеме
формирования
социально-профессиональных
компетенций
будущих
педагогов
средствами
театрального
искусства.
Автор
раскрывает
особенности использования театральных методов в работе со студентами колледжа искусств,
культуры и социальных технологов. В статье описывается опыт работы в психологическом
театре «Гармония».
Ключевые слова: социально- профессиональные компетенции, профессионально-значимые
личностные качества, театральная педагогика, тренинговые методы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предъявляет к
будущим
педагогам
достаточно
серьезные
требования.
Они
должны
быть
профессионалами
своего
дела,
прекрасно
разбираться
в
педагогике
и
психологии,
а
также
обладать
целым
рядом
социально-профессиональных
компетенций, таких как: теоретическое мышление, коммуникативные качества,
креативные и рефлексивные способности. Маркова А.К. в книге «Психология
труда
учителя»
отмечает,
что
полноценное
осуществление
учителем
педагогической
деятельности
предполагает
реализацию
(развернутую
и
на
достаточно высоком уровне) всех ее компонентов: самостоятельную постановку
педагогических целей и задач; владение широким спектром воздействия на
учащихся;
постоянный
самоконтроль
за
ходом
и
состоянием
своей
педагогической деятельности. [3, 23]
Социальная
компетентность
включает
две
составляющие:
отношение
личности
к
коллективу
и
коллектива
к
личности
[1,113].
Социальная
компетенция
—
это
способность
личности
выполнять
нормы
и
правила
жизнедеятельности
в
обществе,
брать
на
себя
ответственность
за
свою
деятельность и соотносить личные интересы с потребностями общества [2].
Одним
из
показателей
социальной
компетентности
является
сплоченность
коллектива
-
степень
единства
коллектива,
проявляющаяся
в
общих
убеждениях,
традициях,
характере
межличностных
отношений,
а
также
в
единстве практической деятельности [2].
Студенты колледжа искусств, культуры и социальных технологий – это
будущие педагоги искусства, именно поэтому так важно научить их не просто
быть педагогами, музыкантами-исполнителями, художниками, но и научить, как
развивать творческие способности детей, как приобщить их к миру творчества.
А для этого самому нужно быть творческим человеком, свободно общающимся,
открытым новым знаниям.
Не все студенты, поступающие в колледж, обладают яркими творческими
способностями, коммуникативными качествами. Многие из них испытывают
довольно
серьезные
проблемы
в
общении
не
только
с
детьми,
но
и
со
сверстниками.
Для
таких
студентов
недостаточно
практических
занятий
по
психологии и педагогике, им необходимо уделить гораздо больше времени, чем
студентам, имеющим ярко выраженные художественно-творческие способности
и уверенно их реализующих.
Таким
образом,
обозначается проблема
–
как
осуществить
развитие
социально-профессиональных
компетенций
будущих
педагогов,
которые
обладают разным уровнем художественно - творческих способностей и других
профессионально-значимых личностных качеств.
Так, в 2012-2013 учебном году в колледже появился психологический театр
«Гармония»,
в
котором за
основу
мы
взяли разработанную
театральную
систему: в первую очередь – методику театральной школы К.С.Станиславского,
Михаила Чехова и привнесли в нее тренинговые методы. Тренинговые методы
позволяют акцентировать внимание студентов на развитии профессионально
значимых личностных качеств. Была создана программа занятий, состоящая из
3 разделов:
I.«Приподнимая занавес души»(24 ч.);
II.«Играем в обстоятельства» (24 ч.);
III. «Творчество – путь к успеху» (24 ч.)
№
Наименование разделов, тем
Всего 72 ч.
Раздел 1
.«Приподнимая занавес души»
24
Тема 1.1.
Я - физическое
6
Тема 1.2
Я - идеальное
6
Тема 1.3
Я - динамическое
6
Тема 1.4
Я - зеркальное
6
Раздел 2.
Играем в обстоятельства
24
Тема 2.1
Социальная роль и ролевые ожидания 6
Тема 2.2
Маска и Роль
6
Тема 2.3
Конфликт
6
Тема 2.4
Осторожно, манипуляторы!
6
Раздел 3.
Творчество – путь к успеху
24
Тема 3.1
Вхождение в Творческое состояние
8
Тема 3.2
Я в предлагаемых обстоятельствах
8
Тема 3.3
Итоговое занятие: Играем спектакль
8
С момента начала реализации программы прошло не так много времени,
однако,
уже
сейчас
мы
можем
судить
о
положительных
результатах
ее
внедрения. Все преподаватели отмечают, что студенты, принимающие участие в
постановках
психологического
театра
«Гармония»,
стали
б оле е
заинтересованно относиться к занятиям, к педагогической практике, свободно
чувствуют себя на сцене, активно участвуют в концертной жизни колледжа.
Если
в
начале
занятий
мы
выбирали
небольшие
пьесы
современных
драматургов,
отвечающих
нашим
интересам,
то
уже
в
конце
первого
года
обучения студийцы выразили желание придумать и сыграть пьесу собственного
сочинения. Так в нашем репертуаре появилась пьеса «Странные люди» (о
проблеме
толерантности),
а
также
фильмы
о
жизни
колледжа.
На
данный
момент
психологический
театр
«Гармония»
активно
принимает
участие
в
различных
конференциях,
семинарах,
мастер-классах,
региональных
и
международных конкурсах.
В нашем психологическом театре занимаются студенты и преподаватели с
разным
уровнем
театральных,
творческих
способностей,
единственным
критерием
отбора
является
желание.
Каждому
из
них
предоставлена
возможность
реализовать
свои
способности
или
развить
их.
Робкие
и
неуверенные
в
себе
в
начале
занятий,
они,
в
конце
концов,
становятся
уверенными, раскованными и способными создавать сценические образы.
Литература:
1.Зеер
Э.Ф.,
Павлова
А.М.,
Сыманюк
Э.Э.
Модернизация
профессионального образования: Компетентностный подход: учеб, пособие.
М., 2005.- 113 с.
2.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании: авт. версия: тр. методол.
семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».
М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3.Маркова, А.К. Психология труда учителя /А.К.Маркова. М.: Просвещение,
1993.- 23 с.