Напоминание

"Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста".


Автор: Елисова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 г. Белово, Кемеровская область
Населённый пункт: г. Белово, Кемеровская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Роль игры в развитии речи детей дошкольного

возраста».

У ребенка есть страсть к игре,

И надо ее удовлетворять.

Надо не только дать ему время

Поиграть, но надо пропитать

Этой игрой всю его жизнь,

Вся его жизнь – это игра.

А.С. Макаренко

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в

дошкольном возрасте по двум направлениям:

во-первых, совершенствуется её практическое употребление в

процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками;

во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных

процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и

правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а

также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е.

способности общаться.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего

возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова,

ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону

языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети

достигают определённого уровня. Играя, ребенок познает мир,

обучается, развивается психически и физически. Игра является

определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет

на один из важнейших познавательных процессов человека - речь.

В игре ребёнок обучается:

Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир

взрослых людей. Переживать жизненные ситуации других людей как

свои собственные, понимать смысл их действий и поступков. Осознать

своё реальное место среди других людей. Уважать себя и верить в

себя. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе,

проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

Игра с ребёнком научит нас:

1.Говорить с ребёнком на его языке;

2.Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою

авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);

3.Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность,

свежесть эмоций;

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические,

развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры

имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

1.Формирование мотивации к процессу говорения;

2.Воспитание внимания к речевому оформлению мыслей.

3.Пополнение и активизация словаря;

4.Развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики,

речевого дыхания, правильного звукопроизношения,

фонематического восприятия, интонационной выразительности

речи;

5.Совершенствование грамматического строя речи,

монологической и диалогической форм речи;

6.Развитие общей и мелкой моторики: координации движений,

мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного

напряжения.

усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы,

жестов, использование их в практике общения;

7.Воспитание культуры речевого общения, умения действовать

согласованно в коллективе.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и

фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова,

имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под

лепет детей.

Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но

языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в

предложении. Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании

имён существительных с разными частями речи, например с

глаголами. Возьмите игрушку и спросите: «Кто к нам приехал? » и

ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехал мишка».

Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на

вопрос «Где игрушка? », используя предлоги)

Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно

поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её

рассмотреть, задать вопросы. - Что это? (Кто это) - Какого цвета? -

Что есть у лисички? Во время игры родители должны стараться не

обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не

перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте

ему выразить свои мысли в игре. Поощряйте занятия ребёнка

лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с

ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте

артикуляционную гимнастику.

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность.

Называется предмет, который встретился на пути, параллельно

выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я

увидел берёзку, она высокая» или «Я увидел машину, она грузовая» и

т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком

в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает тот кто назвал

больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать

прилагательные с существительными.

Можно во время прогулки с ребенком поиграть в игру

«Весёлый счёт».

При проведении этой игры не только закрепляется правильное

употребление падежных форм существительных, но и умение вести

счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете

предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и

следить за четким проговариванием падежных окончаний

числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и

наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь,

щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо

получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья,

крокодил, лента и т.д.

«Я дарю тебе словечко».

Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя

его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а

взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют

значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе

таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается

связная речь.

«Живое предложение».

Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из

трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За

каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По

сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение,

которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом

важным условием является то, что каждый раз играющие должны

становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-

разному. Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно

дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует

развитию интонационной выразительности речи, а также помогает

сформировать у ребенка память, внимание.

«Угощение».

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный

звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова

произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок

проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя

апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания

ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм

существительных. Для закрепления умения согласовывать

существительные с прилагательным можно предложить ребенку

добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя

оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя

бананами».

«Один-два».

Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно

или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный

хвост - длиннохвостый и т.д.

С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру

«Наоборот».

Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-

антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой,

лес зимний - лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок

подбирает к нему антоним.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в

увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию

речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-

волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира

детей к миру взрослых.

В конце хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно

в любой игре. Мы взрослые являемся образцом (эталоном)

правильной речи для ребенка. Играя с детьми необходимо

поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за

незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно

быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами

в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.



В раздел образования